Что значит реплика софьи ах батюшка сон в руку
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок аналитического чтения.
Форма деятельности – работа в группах
сменного состава.
Методы – метод комментированного чтения,
чтения по ролям, метод беседы, наблюдения,
сопоставления.
Цели урока.
Образовательная:
1. Определить роль I действия комедии А. С.
Грибоедова “Горе от ума”.
2. Найти определение конфликта, через который
происходит развитие действия
3. Схематически представить развитие I действия
комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.
4. Внести дополнения в рабочую таблицу.
Развивающая:
1. Продолжить работу по развитию
коммуникативных и творческих навыков,
аналитических способностей.
2. Продолжить работу по развитию языковых
способностей, образного мышления в процессе
работы над анализом текста.
3. Продолжить формирование навыка
аналитического чтения в процессе изучения
комедии.
4.Научить чувствовать жанровые особенности
драматического произведения.
5. Показать богатство русского языка в процессе
аналитического чтения.
Воспитательная:
1. На примере взаимоотношений героев комедии
продолжить работу по формированию бинарного
мышления.
2. Показать значимость непреходящих
человеческих ценностей.
Подготовка к уроку
1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом
I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
2. Составляется рабочая таблица
“Характеристика главных героев комедии А. С.
Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение
2, 2А)
3. Делятся на группы по номерам 1–4.
4. Первые номера отбирают материал для
характеристики Чацкого, вторые – для
характеристики Софьи, третьи характеризуют
Молчалина, четвертые – Фамусова.
5. Выбранные из текста I действия цитаты для
характеристики героя вносятся в таблицу.
6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I
действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)
7. Повторяются ранее изученные термины.
8.Отдельная группа готовит инсценировку по I
действию (явления 1-3).
9. Парты расставляются попарно для работы в
группах по 4 человека.
10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые
группы, включающие номера 1-4.
Оформление урока
1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются
декорации.
2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова,
звуки флейты и пианино, звона часов.
3. Подготавливается презентация, отражающая
основные этапы работы на уроке. (Приложение
1)
Ход урока
Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова.
Слайд № 2, 3, 4.
I. Оргмомент
II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного
вопроса
Запись темы урока.
Учитель: Вечная современность русской
классики… Пожалуй, эти слова можно полностью
отнести к одному из самых нестареющих, несмотря
на свой приличный возраст (185 лет!) произведений
русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова.
Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” –
первый в системе уроков изучения текста комедии.
Слайд №5
Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на
вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому
горе? [4]
Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы
Итак, сегодня мы должны провести анализ
первого действия комедии, определить его роль.
Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить
схему “Конфликт в I действии комедии А.С.
Грибоедова “Горе от ума”.
Слайд № 7. Цель урока
III. Актуализация ранее полученных знаний.
Проверка домашнего задания (инсценировка)
Учитель: Чтобы разобраться в событиях и
конфликте, определить роль
I действия, лучше понять характеры героев и
замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую
инсценировку первых трех явлений комедии.
Слайд №8. Афиша
IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия
Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам,
видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В
комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма,
представлен определенный набор действующих лиц:
благородный отец, героиня, первый любовник (пока
только), служанка. Остановимся подробнее на
каждом главном герое.
Слайд №9. Вопросы явл. №1-5 [5]
V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей
“Характеристика главных героев комедии А. С.
Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в
таблицу
(Приложение 2)
Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич
(рассказ уч-ся №4).
1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он
выглядит в 1-4 явлениях? [5] (Фамусов хочет казаться
глубоко нравственным человеком, хорошим отцом.
На самом деле – лицемер, но любит свою дочь,
прочит ей богатого мужа) [5]
2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и
секретаря?(Скорее всего не верит, но он
боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому
ограничивается только лишь словесным
“распеканием”) [5]
Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).
3. Как складываются взаимоотношения между
Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и
Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по
отношению друг к другу? (Явл. 5)
Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?[5]
(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане(Бывает
хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство
(Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья),
ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь
как щит пороков (Фамусов).[4]
Первый любовник – Молчалин Алексей
Степанович (рассказ уч-ся №3).
3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь
щепетильной ситуации?
(Бумаги при нем даже на свидании!)
Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас
с главными и второстепенными персонажами.
Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных
героев
Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь
Учитель: И вот привычное, размеренно –
спокойное течение событий вдруг нарушает
известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.
(Вносим дополнение в зарисованную схему)
Слайд № 11
VI. Чтение по ролям 7 явления I действия
Слайд № 12
Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10
явлениям.
Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.) [5]
VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с
таблицей “Характеристика главных героев
комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение
дополнений
Беседа по вопросам.
Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]
Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет
ли он кого-либо обидеть на самом деле?
(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в
нее. Он искренне говорит о том, что думает, не
желая никого обидеть и оскорбить)
2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?
[5]
(Софья холодна, иронизирует, отвечает
язвительными репликами на слова Чацкого, ее
обижают слова Чацкого о Молчалине).
Чем вызвана холодность Софьи по отношению к
Чацкому?
(Прошло три года – и Софья изменилась,
изменилось ее отношение к окружающим. В ней
говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий
неожиданно уехал, не писал писем, она в нем
разочарована. Считает, что тот слишком горд,
высокомерен, недобр по отношению к окружающим.
Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это
неизвестно Чацкому).
3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?
(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого
не извещал)
Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он
чужой? [5]
(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на
взаимность. Хочет найти в любимой прошлые
чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не
понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли
– лишь о Софье )
4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в
руку”? [5]
(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина
на Чацкого)
Учитель: Итак, возникает ли конфликтная
ситуация в I действии?[5] Если возникает, то какой
это конфликт: любовный, общественный,
морально-нравственный?
Слайд № 14
Чтобы подвести итоги анализа I действия
комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы
“Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова
“Горе от ума”.
С помощью фломастеров, стрелок, условных
обозначений передайте суть конфликта
первого действия
VIII. Работа в группах с черновиком схемы
“Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова
“Горе от ума”. (Приложение 3)
IX. Презентация схем по группам
X. Вывод.
Слайд № 15. Схема конфликта
Учитель: Какова же роль I действия комедии
“Горе от ума”?
Слайд № 16. Роль 1 действия комедии
Роль 1 действия комедии: В I действии дана
расстановка действующих лиц, раскрываются
характеры главных и некоторых второстепенных
персонажей. Заявлены основные общественные
проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление –
завязка любовного конфликта между Чацким и
Софьей.[5] Искренний, открытый Чацкий вторгается в
дом Фамусова, где все взаимоотношения построены
на лжи. Таким образом, искренность, открытость
Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно,
обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).
XI. Запись домашнего задания. Слайд № 17
1. Выразительно прочитать вслух по ролям II
действие комедии.
2. Внести дополнения в таблицу.
3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная
манера” и “А судьи кто?”
XII. Итоги урока. Выставление оценок
XIII. Этап рефлексии
Список литературы
1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.
2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной
словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.
3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии
Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя,
А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.:
“Просвещение”, 1991.
4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное
изучение литературного произведения в школе.
Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.
5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова
Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за
уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.
6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от
ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.:
“Просвещение”, 1983.
Источник
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВА
ГОРЕ ОТ УМА – в названии комедии заложена многозначительность толкования. Грибоедов ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Почему герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”? Почему общество его не поняло, не признало? Потому что сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Это трактат о том, что вообще есть ум, что разумно, что истинно.
ТЕМА «УМА» В ПЬЕСЕ «ГОРЕ ОТ УМА»:
1. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
2. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? – Софья с сентиментальной чувствительностью.
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:
1. ЧУТЬ СВЕТ – УЖ НА НОГАХ! И Я У ВАШИХ НОГ (д.1 явл.7)
2. БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ, ТЕПЛО ЕМУ НА СВЕТЕ! (д.1 явл.7)
3. ГДЕ ВОЗРАСТ ТОТ НЕВИННЫЙ (д.1 явл.7)
4. И В КОМ НЕ СЫЩЕШЬ ПЯТЕН? (д.1 явл.7)
5. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН! (д.1 явл.7)
6. ПОЛЬЗУЮСЬ МИНУТОЙ (д.1 явл.7)
7. А ВПРОЧЕМ, ОН ДОЙДЕТ ДО СТЕПЕНЕЙ ИЗВЕСТНЫХ, ВЕДЬ НЫНЧЕ ЛЮБЯТ БЕССЛОВЕСНЫХ (д.1 явл.7)
8. СПЕШУ К ВАМ, ГОЛОВУ СЛОМЯ (д.1 явл.7)
9. И ВСЕ-ТАКИ Я ВАС БЕЗ ПАМЯТИ ЛЮБЛЮ (д.1 явл.7)
10. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ (д.1 явл.7)
11. ВЕЛИТЕ Ж МНЕ В ОГОНЬ: ПОЙДУ КАК НА ОБЕД (д.1 явл.7)
12. СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО (д.2 явл.2)
13. И ТОЧНО НАЧАЛ СВЕТ ГЛУПЕТЬ (д.2 явл.2)
14. ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ (д.2 явл.2)
15. СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ (д.2 явл.2)
16. А СУДЬИ КТО? (д.2 явл.5)
17. ВОТ НАШИ СТРОГИЕ ЦЕНИТЕЛИ И СУДЬИ! (д.2 явл.5)
18. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ (д.2 явл.5)
19. МНЕ В ПЕТЛЮ ЛЕЗТЬ, А ЕЙ СМЕШНО (д.3 явл.1)
20. Я СТРАНЕН; А НЕ СТРАНЕН КТО Ж? (д.3 явл.1)
21. НЕ ПОЖЕЛАЛ БЫ Я И ЛИЧНОМУ ВРАГУ (д.3 явл.1)
22. ГЕРОЙ…НЕ МОЕГО РОМАНА (д.3 явл.1)
23. Я ГЛУПОСТЕЙ НЕ ЧТЕЦ (д.3 явл.3)
24. ДЕРЕВНЯ – ЛЕТОМ РАЙ (д.3 явл.6)
25. РУГАЮТ ЗДЕСЬ, А ТАМ БЛАГОДАРЯТ (д.3 явл.9)
26. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ (д.3 явл.22)
27. РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ (д.3 явл.22)
28. ПОСЛУШАЙ! ВРИ, ДА ЗНАЙ ЖЕ МЕРУ (д.4 явл.4)
29. ЕСТЬ ОТ ЧЕГО В ОТЧАЯНЬЕ ПРИЙТИ (д.4 явл.4)
30. И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ (д.4 явл.10)
31. СВИДАНЬЯ ЧАС УСЛОВЛЕН (д.4 явл.10)
32. МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ! (д.4 явл.13)
33. МЕЧТАНЬЯ С ГЛАЗ ДОЛОЙ – И СПАЛА ПЕЛЕНА (д.4 явл.14)
34. КУДА МЕНЯ ЗАКИНУЛА СУДЬБА! (д.4 явл.14)
35. СЮДА Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДОК (д.4 явл.14)
36. ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК! (д.4 явл.14)
37. КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ! (д.4 явл.14)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ФАМУСОВА В ПЬЕСЕ:
1. А НИЧЕГО КРОМЕ ПРОКАЗ И ВЕТРУ НА УМЕ (д.1, явл.2)
2. ВИШЬ, ПРИХОТИ КАКИЕ ЗАВЕЛИСЬ! (д.1 явл.2)
3. И В ЧТЕНЬИ ПРОК-ТО НЕ ВЕЛИК… (д.1 явл.2)
4. МЕЧУСЬ КАК СЛОВНО УГОРЕЛЫЙ (д.1 явл.4)
5. НЕ НАДОБНО ИНОГО ОБРАЗЦА, КОГДА В ГЛАЗАХ ПРИМЕР ОТЦА (д.1 явл.4)
6. МОНАШЕСКИМ ИЗВЕСТЕН ПОВЕДЕНЬЕМ! (д.1 явл.4)
7. УЖАСНЫЙ ВЕК (д.1 явл.4)
8. ДАЛИСЬ НАМ ЭТИ ЯЗЫКИ! (д.1 явл.4)
9. КТО БЕДЕН, ТОТ ТЕБЕ НЕ ПАРА! (д.1 явл.4)
10. БЫВАЮТ СТРАННЫ СНЫ, А НАЯВУ СТРАННЕЕ (д.1 явл.4)
11. ПОВЫКИНЬ ВЗДОР ИЗ ГОЛОВЫ (д.1 явл.4)
12. ГДЕ ЧУДЕСА, ТАМ МАЛО СКЛАДУ (д.1 явл.4)
13. ОБЫЧАЙ МОЙ ТАКОЙ: ПОДПИСАНО, ТАК С ПЛЕЧ ДОЛОЙ (д.1 явл.4)
14. НУ ВЫКИНУЛ ТЫ ШУТКУ! (д.1 явл.9)
15. В СОМНЕНЬЕ ВВЕЛ МЕНЯ (д.1 явл.9)
16. ПЕТРУШКА, ВЕЧНО ТЫ С ОБНОВКОЙ (д.2 явл.1)
17. С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ (д.2 явл.1)
18. УЧИЛИСЬ БЫ, НА СТАРШИХ ГЛЯДЯ (д.2 явл.2)
19. УПАЛ ОН БОЛЬНО, ВСТАЛ ЗДОРОВО (д.2 явл.2)
20. ЧТО ГОВОРИТ! И ГОВОРИТ, КАК ПИШЕТ! (д.2 явл.2)
21. ДА ОН ВЛАСТЕЙ НЕ ПРИЗНАЕТ! (д.2 явл.2)
22. НА ВЫСТРЕЛ ПОДЪЕЗЖАТЬ К СТОЛИЦАМ (д.2 явл.2)
23. РАЗВРАТА НЕ ТЕРПЛЮ (д.2 явл.2)
24. НЕ ПО ЛЕТАМ И ЧИН ЗАВИДНЫЙ, НЕ НЫНЧЕ ЗАВТРА ГЕНЕРАЛ (д.2 явл.3)
25. И ЗАВИРАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЭТИ БРОСЬ (д.2 явл.3)
26. ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЕ ВАМ И ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЧИН (д.2 явл.5)
27. А БАТЮШКА, ПРИЗНАЙТЕСЬ, ЧТО ЕДВА ГДЕ СЫЩЕТСЯ СТОЛИЦА, КАК МОСКВА (д.2 явл.5)
28. ВУКС, БАТЮШКА, ОТМЕННАЯ МАНЕРА (д.2 явл.5)
29. НА ВСЕ СВОИ ЗАКОНЫ ЕСТЬ (д.2 явл.5)
30. ПО ОТЦУ И СЫНУ ЧЕСТЬ (д.2 явл.5)
31. НА ВСЕХ МОСКОВСКИХ ЕСТЬ ОСОБЫЙ ОТПЕЧАТОК (д.2 явл.5)
32. А ДАМЫ? – СУНЬСЯ КТО, ПОПРОБУЙ, ОВЛАДЕЙ (д.2 явл.5)
33. ДАЙ БОГ ТЕРПЕНИЕ, ВЕДЬ САМ Я БЫЛ ЖЕНАТ (д.2 явл.5)
34. ЗАВЯЖИ НА ПАМЯТЬ УЗЕЛОК (д.2 явл.5)
35. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА (д.3 явл.21)
36. НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ (д.3 явл.22)
37. БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА (д.4 явл.14)
38 ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНА (д.4 явл.14)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СОФЬИ В ПЬЕСЕ:
1. КТО В БЕДНОСТИ РОЖДЕН (д.1 явл.4)
2. КТО ХОЧЕТ, ТАК И СУДИТ (д.1 явл.5)
3. С РУК СОЙДЕТ (д.1 явл.5)
4. СУДЬБА НАС БУДТО БЕРЕГЛА (д.1 явл.5)
5. А ГОРЕ ЖДЕТ ИЗ-ЗА УГЛА (д.1 явл.5)
6. ОН СЛОВА УМНОГО НЕ ВЫГОВОРИЛ СРОДУ (д.1 явл.5)
7. МНЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО ЗА НЕГО, ЧТО В ВОДУ (д.1 явл.5)
8. ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ ВЗДОХНЕТ (д.1 явл.5)
9. И ГЛАЗ С МЕНЯ НЕ СВОДИТ (д.1 явл.5)
10. АХ, БАТЮШКА, СОН В РУКУ (д.1 явл.10)
11. СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ (д.1 явл.3)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЛИЗЫ В ПЬЕСЕ:
1. НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ (д.1 явл.1)
2. И СТРАХ ИХ НЕ БЕРЕТ! (д.1 явл.1)
3. АХ, АМУР ПРОКЛЯТЫЙ! (д.1 явл.1)
4. И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ (д.1 явл.2)
5. У ДЕВУШЕК СОН УТРЕННИЙ ТАК ТОНОК (д.1 явл.2)
6. ТЕПЕРЬ УЖ НЕ ДО СМЕХА (д.1 явл.5)
7. ГРЕХ НЕ БЕДА, МОЛВА НЕ ХОРОША (д.1 явл.5)
8. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК, И МЕТИТ В ГЕНЕРАЛЫ (д.1 явл.5)
9. ГДЕ НОСИТСЯ? В КАКИХ КРАЯХ? (д.1 явл.5)
10. ОН НЕ В СВОЕМ УМЕ (д.3 явл.14)
11. КАК БЕЛЬМО В ГЛАЗУ (д.4 явл.11)
12. ЛЮБОВЬ НА ЗАВТРА ПОБЕРЕГ (д.4 явл.11)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ МОЛЧАЛИНА В ПЬЕСЕ:
1. АХ, ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА (д.2 явл.2)
2. Я ВАМ СОВЕТОВАТЬ НЕ СМЕЮ (д.2 явл.11)
3. В МОИ ЛЕТА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЕ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ (д.3 явл.3)
4. ЧАСТЕНЬКО ТАМ МЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАХОДИМ, ГДЕ НЕ МЕТИМ (д.3 явл.3)
5. ТУТ НЕ ВИЖУ ПРЕСТУПЛЕНЬЯ (д.3 явл.3)
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СКАЛОЗУБА В ПЬЕСЕ:
1. МЫ С НЕЮ ВМЕСТЕ НЕ СЛУЖИЛИ (д.2 явл.5)
2. МНЕ ТОЛЬКО БЫ ДОСТАЛОСЬ В ГЕНЕРАЛЫ (д.2 явл.5)
3. ЖЕНИТЬСЯ? Я НИЧУТЬ НЕ ПРОЧЬ (д.2 явл.5)
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ (д.4 явл.5)
Источник
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
«Горе от ума» – этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?
Напрямую соотносятся, вымышленный сон частично стал пророческим. «Нас врознь» – София и Молчалин действительно расстанутся по причине, потрясшей Софию (вскрывшееся предательство Молчалина). Мотив разверзшейся земли («раскрылся пол») характеризует грядущее состояние Софии. Гнев отца также станет реальным станет реальным событием комедии. «Хохот,свист чудовищ»,символизирующий светские сплетни, не стал реальным событием комедии, так как отношения Софии с Молчалиным не успели приобрести известность в свете.
Детали – упоминается трава, ворожба – древний знак любви; портретная деталь «дыбом волоса», «не то люди, не то звери» – те, кто могут осудить любовь С к М, теряют для нее человеческий облик; «раскрылся пол» – отсыл к реализованной метафоре – «разверзлась земля под ногами»
Татьяна Ларина, Светлана, «Жених» Пушкин Одна из традиций классицизма – «говорящие» фамилии. ГФ потому, что сообщают о персонаже какие-то его качества.
Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.
Чацкий – есть мнение, что от слова «чад» – дым, затуманил его рассудок. Горе от ума – оттого, что умный человек повел себя неумно, любовь и ревность замутили его разум.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва – 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.
Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале “Телескоп” было опубликовано “Философическое письмо” Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Вл. Одоевским и др. Чаадаев был другом Грибоедова. Пушкин посвятил ему несколько стихотворений. (Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…)
В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
«Горе от ума» – этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Источник