Что значит перстами легкими как сон
4. Проанализируем лексику стихотворения «Пророк», опираясь на Словарь В. И. Даля, словарь старославянского языка, Библейский словарь:
Вопросы:
1)Первое четверостишие:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
-Что означает духовной жаждою томим? (Поиск смысла жизни, своего существования)
-Как вы понимаете значение слова «влачился»? (Влачился – (здесь) медленно тянуться, тащиться)
-«Пустыня мрачная» – это прообраз чего? (Нашей жизни)
2)Второе четверостишие
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Что значит «перстами»? (Перстами – пальцами)
– Что называем «зеницей»? (глаза, зрачки («Беречь как зеницу ока»)
– Что значит слово «вещий»? (Вещие – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель)
– Какие синонимы подберёте к слову «отверзлись» (Открыть, отворить, раскрыть, растворить, распахнуть; дать доступ)
– Почему преображение происходит, начиная с глаз? ( Через глаза душа смотрит на мир)
3)Следующие 6 строк:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний Ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
– С каким словом вы ассоциируете слово «горний»? (Горний – вышний, высший, верхний)
-Что понимаем под наименованием «гад морских»? (Змей морских)
– Как понимать выражение «дольней лозы прозябанье» (здесь: равнинной лозы, всякого растения существование)
– Что начинает слышать? ( Небо, наполненное звуками, всё, что живёт под поверхностью моря и на равнине (на суше).
4)Следующие три стиха:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
– Что обозначает слова «уста» в современном русском языке? (Рот, губы)
– Что значит «грешный» язык? (Грешат «словом, делом и помышлением»)
– Что мы понимаем под словом «празднословный»? (Ничего не делающий, горящий о пустом)
– Лукавый – хитрый. Коварный, злой, обманчивый, опасный, криводушный, притворный, двуличный и злонамеренный (Какое ёмкое слово!)
5) Три строки следующие:
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
– Почему «жало мудрыя змеи»? ((По Далю: змей- ядовитое и коварное пресмыкающееся. «Мудрость змия» достойна подражания только в сочетании с голубиной кротостью «Будьте мудры как змии и кротки как голуби» (Мф. 10.16)(Библейский словарь)
Мудрый – по Далю: основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду
-Что значит слово «десница» ? (Правая рука, а левая называлась шуйца)
5) Следующие четыре строки:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
– Вместо сердца – «угль пылающий». Какое языковое явление в этом слове? (Уголь- неполногласие). В каком произведении и какого автора вы встречались с подобным образом? (Откуда и о чём строчки: «Оно пылало так ярко и ярче солнца» (Легенда о Данко» М. Горького
– Подберите синонимы к слову «отверстую». (Открытую, отворённую)
6) Столько превращений претерпел, но что сейчас он чувствует?
Как труп в пустыне я лежал.
7) Ради чего всё это свершалось?
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
– Приведите современное слово к «глас» (неполногласие «голос»)
– Что означает слово «виждь» (Смотри)
– А слово «внемли»? (Слушай)
– Что же обозначаем фраза «глаголом жги» (Словом жги)
+
6. Теперь посмотрим, как и для чего используются старославянизмы в стихотворении А. С. Пушкиным.
В этом стихотворении 117 слов, из них 23 слова- старославянских. А ведь А. С. Пушкин в это время уже работал над «онегинской строкой», уже написано «Я помню чудное мгновен
Источник
Светило, наше все и самый гениальный поэт России. Пожалуй, по одному произведению или стиху поэта назовет каждый житель нашей страны. В школе Александру Сергеевичу уделяют очень большой объем времени из программы, и стоит сказать – это заслуженно. Почти все будущие поэты серебряного века отдавали дань Пушкину в своих произведениях или же личных мнениях. сегодня мы с вами посмотрим на мой личный топ 5 лучших стихов Александра Сергеевича Пушкина, которые стоит прочесть каждому.
5. “Пророк”. Стихотворение с сильным и на первый взгляд незаметным подтекстом. Датой его написания является 1826 год. Это год знаменателен для на шей страны тем, что именно тогда многих декабристов сослали в Сибирь, а некоторых и расстреляли. Данный приговор суда произвел на Пушкина невероятное потрясение, которое и послужило поводом написать данное стихотворение, адресованное получившим свой приговор декабристам. Многие считают, что Пушкин в данном стихе пытается возвышать себя, ругают за излишнее самомнение. Но если копнуть чтуь глубже, мы увидим совсем другой результат.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
4. “Деревня”. Писать поэт начал его еще в 1819 году, но первая публикация датируется 1826 годом. Этот стих Александр Сергеевич посвящает своим самым юным годам. Когда он в малые годы жил и наблюдал за окружающим миром. Видел чудные пейзажи любимой России, видел сильных, трудящихся, но закованных рабством людей. Весь этот контраст и эмоции отразились в данном стихе.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой — я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединеньи величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря
3. “Я помню чудное мгновенье”. Александр Сергеевич был очень влюбчивый человек. Однажды он составил список для Ушаковой, где по меньшей мере было 100 девушек. Человек с той же великой и страстной душой не может не посвящать стихи дамам. И данный стих Пушкин посвятил А.П. Керн, в которую был долгое время влюблен. Стих Александр Сергеевич писал, будучи в ссылке, переживая печаль и уныние. Именно в этот сложный период он встречает Керн во второй раз и пишет стих от этой неожиданной, но вновь вздохнувшей в поэта жизнь встречи.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
2. “Во глубине сибирских руд”. Стих, написанный и отправленный Пущину в ссылку. В нем Александр Сергеевич уже четко осознавал всю тяжесть и вину, точно знал их участь, но близкие по духу идеалы не дали молодому поэту просто оставить их в одиночестве. Пытаясь этим стихом облегчить их тяжкую участь, Пушкин создает незримую связь, помогает узникам жить и надеяться, вселяет силы и веру, пронося дружбу и безмерную любовь к человеку через всю историю своей жизни.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
1. “Няне”. Однозначно, на мой взгляд, самое чувственное из всех стихов Александра Сергеевича. В нем он выражает настолько нежную, детскую, наивную и беззлобному любовь. Образ Няни не только ассоциируется у Александра Сергеевича с самыми теплыми годами. но так же и с любящими руками, добрыми глазами Арины Родионовны. Именно ее можно поблагодарить за такую личность как Пушкин, которая знакомила его с фольклором, читала сказки, ощутить силу родного языка. В самые сложные времена образ Няни, которая все так же сидит у окна и всегда будет ждать Александра в родные просторы дома помогал пережить любую грусть и печаль. Именно за этот образ, воспоминание, которые никогда не погаснут, я отдаю данному творению первое место.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
На этом я завершаю данную подборку. Большое спасибо всем тем, кто оставляет комментарии, ставит лайки, да и просто читает статьи!
Пишите любые замечания или пожелания, я читаю абсолютно все комментарии и прислушиваясь к каждому читателю. Оставляйте свои любимые стихи Александра Сергеевича или другие понравившиеся вам стихи, пишите, с каким поэтом вы хотите увидеть топ или про какие книги вы хотели бы услышать отзывы. А пока я прощаюсь с вами и желаю всего хорошего и крепкого здоровья. Еще увидимся в следующих статьях.
Источник
Недавно читатель нашего журнала рассказал о своей знакомой, которая не читает ребёнку сказок Пушкина и не держит дома его книг, потому что узнала, что он писал неприличные стихи с «плохими словами». С нас ответная история!
В 1826 году во время посещения Святогорского монастыря Пушкин видит на столе открытую Библию и машинально прочитывает страницу, на которой она открыта. Это оказывается Книга пророка Исайи, отрывок, в котором пророк говорит о том, как ему привиделись шестикрылые Серафимы:
«И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…» (то есть «мне ли говорить о Боге, если это делают ангелы»). «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? Кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6, 5 — 8).
Прочитанные строки, атмосфера монастыря, душевное состояние, в которое погрузился поэт, оказывают на него странное и сильное впечатление. Несколько дней эти образы преследуют его, пока наконец он не встаёт ночью и не записывает стихотворение «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
„Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей“
Почему этот случай так взбудоражил Пушкина? Потому, что это его уста были «нечисты» — осквернены многими от буйства гормонов происходящими скабрёзными строками.
Это он ощущал «духовную жажду» — жажду высокого поприща — и смутно желал быть призванным к служению, быть может, более высокому, чем «служенье муз».
Заметим, сколь сложен обряд, описанный в стихотворении: и к устам приник, и язык вырвал, и грудь рассёк, и сердце вынул, и на место сердца вставил пылающий уголь, тогда как в Книге ангел всего лишь касается этим углём уст пророка. Словно не было у поэта уверенности, что одно лишь только прижигание уст поможет. Будто чувствовал: без казни никакое возрождение для него невозможно.
И вот наступает 1828 год… Он становится для Пушкина годом тяжёлого нравственного кризиса. В правительстве идёт следствие по делу написанной им за семь лет до этого ходящей в анонимных списках «Гаврилиады». За богохульство автору поэмы полагается каторга. Только надо его ещё сперва отыскать. Этим занимается специальный следственный орган — Временная верховная комиссия.
Допрошенные по делу указали на предполагаемое авторство Пушкина. Ему пришлось испытать небывалые доселе страх и унижение. Одно дело —встать в ряды декабристов, опасных бунтовщиков, и совсем другое — оказаться осуждённым за сочинение похабщины.
Пушкин не боялся ни смерти, ни гонений, но он боялся бесчестия. И – потерял лицо. Он лгал Временной комиссии, приписывал авторство «Гаврилиады» покойному князю Горчакову (Дмитрию Петровичу, 1758-1824), пытался вводить в заблуждение друзей. «Вряд ли был в его жизни момент большего в собственных глазах позора», — пишет литературовед В.С. Непомнящий.
Царь вроде бы поверил Пушкину и просил его лишь помочь следствию отыскать того, «кто мог сочинить подобную мерзость». Пушкин был в отчаянии. Граф П.А. Толстой посоветовал ему не запираться. И Пушкин пишет царю письмо, в котором признаётся в «шалости столь же постыдной, как и преступной».
Царь поступил благородно. Прочитав письмо, он повелел прекратить расследование, но никому не сообщил о признании Пушкина. (Недаром, кстати, Николая Павловича Романова, приобретшего с лёгкой руки советских левых историков репутацию «солдафона» и «Николая Палкина», современники называли царём-рыцарем.)
Пушкин испытал огромное сотрясшее его душу облегчение. Бывают очищения слёзные, очищения страданием, очищения смехом, а бывает — очищение стыдом. Стыд — одно из сильнейших чувств: он способен провоцировать физиологические реакции от покрасненья ушей до обморока, стыд может мучить долго, как рана, и заживать, исчезая из эмоциональной памяти без следа.
Для человека чести, каковым Пушкин являлся, пережитое, без сомнения, было той самой «Серафимовой казнью», вследствие которой прежний человек умирает и появляется на свет другой человек. Вскоре после окончания следствия (завершившегося в конце осени) он пишет:
Как быстро в поле, вкруг открытом,
Подкован вновь, мой конь бежит!
Как звонко под его копытом
Земля промёрзлая звучит!..
Злосчастный 1828 год заканчивался. В декабре 1828 или январе 1829 на детском балу у танцмейстера Иогеля Пушкин впервые видит юную Наташу Гончарову. Начинается, как принято говорить, «совсем другая история».
* * *
– Квантовая физика для детей
– Что такое теория относительности?
– Как на самом деле звали трёх мушкетёров?
– Красная Шапочка и волк-людоед
– Чего людям не хватает для счастья?
Всё это журнал «Лучик» – для любознательных детей и родителей.
Статьи о литературе, математике, астрономии, истории, биологии, живописи. Задания и головоломки для совместного выполнения всей семьёй.
Полистать журналы можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/
Подписаться на журнал он-лайн: https://lychik-school.ru/subscribe-form/
Журнал доставляется во все страны мира!
Интересный факт каждый день:
Мы в Instagram, каждый день – новый интересный факт: https://www.instagram.com/lychik_magazine/
Источник
толковый словарь
м. устар.
1. Палец руки.
2. перен.
Что-либо таинственное, мистическое, предопределяющее поступки, поведение, судьбу кого-либо, чего-либо.
толковый словарь ушакова
ПЕРСТ, перста, и (книжн. устар.) перста, муж.
1. Палец руки (ритор. или ирон.). «Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он.» Пушкин. «Персты, падшие на струны.» Баратынский. «Разыгранный Фрейшиц перстами робких учениц.» Пушкин. «Наш ментор – помните? колпак его, халат, перст указательный – все признаки ученья.» Грибоедов.
2. перен. Указание, мистическое предопределение. Перст судьбы.
• Один, как перст – совсем один, одинок. «Я один, как перст, в целом мире, нет у меня ни жены, ни детей, нет ни кола, ни двора.» Салтыков-Щедрин.
толковый словарь ожегова
ПЕРСТ, -а, муж. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок. и ирон.). Один как п. (совсем один).
| прил. перстный, -ая, -ое (стар.).
толковый словарь даля
ПЕРСТ – муж. палец, ручной или ножной; щепти мн. калуж. Перст большой, указательный, средний, четвертый и мизинец. В пермяц., вят. перстами зовут лишь четыре пальца, большой же, не перст, а палес. Перстик, персток, мизинец. Какова ручища, таковы и перстища. Не указывай на людей перстом, не указали б на тебя шестом! один, как перст. Хозяева и с перстов насытятся. Меж перстов мясо не растет. Пять перстов, а все одна рука. Богу-то с перст (свечу), а черту с пест. Спица в нось, невелика – с перст! шутл. на чохе. Перстный, относящийся до перста. Перстное строенье руки. Перстый, в Словарь Академии сложный, пятиперстый, долгоперстый и пр. Две надцатиперстая кишка, начало тонких кишок, от желудка, длиною в толщину 12-ти пальцев. Перстовой, мерою в длину перста. Перстовая рыбка. Перстень муж. перстенек, перстенишка, перстнища; кольцо на палец, со щитком или с камнем или камнями. Запечатать именным перстнем. Перстневые каменья. Перстневик, коробочка, баульчик для перстня или для перстней. Перстатицы жен., мн., ·стар. перстянки архан., сиб., пересч)атки, перчатки, наручники, пятипалые рукавчики, одежа на руки, с чехлом на каждый палец. Он в перчатках умывается, модник и щеголь, неженка. Скинь перчатки, говорят тому, кто засдается в картах. Смял его, как перчатку. Перчатку потерять – к несчастью, примета. Перчаточный мастер; – торговец; и тот и другой перчаточник, -ница. Персчатый, перстчатый, перщатый, пальчатый, с перстами, с пальцами, или с подобием их. Перстчатые лапы. Перстчатые листья. Рукавицы перщатые, ·стар. перчатки. Перчатковый, из перчатки сделанный. Перстить архан. красть, воровать, таскать тайком. Его поберегайся, от перстит!
словарь существительных
ПЕРСТ, -а́, м Устар.
Палец руки.
Он посмотрел усталым и грустным взглядом на жениха и невесту, вздохнул и, выпростав из-под ризы правую руку, благословил ею жениха и так же, но с оттенком осторожной нежности, наложил сложенные персты на склоненную голову Кити (Л. Т.).
энциклопедический словарь
ПЕРСТ -а; м.
1. Устар. Палец руки. Указующий п. (ирон.; о распоряжениях вышестоящего начальства). Один как п. (о том, кто одинок в жизни, в какой-л. деятельности).
2. О чём-л. таинственном, необъяснимом, предопределяющем судьбу. П. провидения. П. свыше.
академический словарь
-а́, м. трад.-поэт. Палец руки.
Развеселить его желая, Леила бубен свой берет; В него перстами ударяя, Лезгинку пляшет и поет. Лермонтов, Хаджи Абрек.
И называю пальцы я перстами, Над пяльцами увидев руки Тани. Наровчатов, Северные Ярославны.
◊
один как перст
о том, кто не имеет семьи, близких, кто совершенно одинок.
перст судьбы{ (или провидения, рока)}
книжн. устар.
о каком-л. событии, явлении, стечении обстоятельств и т. п., которые являются переломным, роковым моментом в чьей-л. жизни.
словарь церковнославянского языка
сущ. палец. Перст возложити на уста – замолчать, не говорить ничего (Иов. 29, 9). Перст Божий – сила Божья (Исх. 3, 19; Лук. 11, 20). (Мф. 23, 4).
словарь слов из произведений русской литературы
Перст, а, м. (трад.-поэт.).
Палец руки.
► Крестит дрожащими перстами Мечтой взволнованную грудь. // Лермонтов. Демон //; Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный, Или разыгранный Фрейшиц Перстами робких учениц. // Пушкин. Евгений Онегин //
ОДИН, КАК ПЕРСТ.
► Бросил, бросил нас! – залепетал он [Василий Иванович], – бросил; скучно ему стало с нами. Один, как перст, теперь один! // Тургенев. Отцы и дети //.
ПЕРСТ СУДЬБЫ.
поговорки
Перст Божий. Книжн. Устар. Что-то таинственное, мистическое, предопределяющее судьбу. Из Библии. БМС 1998, 439.
Перст о перст не ударить (не колонуть). Кар., Прикам., Печ., Сиб. Неодобр. Ничего не сделать, не предпринять. СРГК 2, 403; МФС, 48; СРНГП 1, 102; СРНГ 26, 290; Мокиенко 1990, 64.
Круг перста. Перм. Очень быстро. СРНГ 15, 296.
Нет ни перста у кого. Новг. О крайней бедности, нищете. НОС 6, 53.
Одного перста не стоит чьего. Коми. Значительно уступает кому-л. Кобелева, 70.
Ни пёрстом не шевельнуть. Коми. неодобр. То же, что перст о перст не ударить. Кобелева, 71.
Перстом не задеть кого. Прикам. Не причинить кому-л. ни малейшего вреда. МФС, 38.
Вложить персты в язвы. Книжн. Устар. Не доверяя другому, самому убедиться в чём-л. на опыте. Из Евангелия. БМС 1998, 439.
Персты на волю. Яросл. Об открытой обуви, босоножках. ЯОС 7, 100.
орфографический словарь
словарь ударений
перст, перста́; мн, -ы́, -о́в
B́ сущ см. Приложение II
(трад.-поэт. палец руки)
перста́
мн.
персты́
персто́в́
Ты погибал… и он явился, с строгим взором,
Отмеченный божественным персто́м,
И признан за вождя всеобщим приговором,
И ваша жизнь слилася в нем.
М. Ю. Лермонтов, Последнее новоселье
Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи,
Вытянет персты́.
Близок твой кому-то красный вечер,
Да не нужен ты.
С. А. Есенин, «Проплясал, проплакал дождь весенний…»
Сведения о старой норме ударения:
В поэзии можно встретить соответствующее старой норме ударение пе́рста, пе́рсту, мн. пе́рсты и т. д.:
Там чаши радости стучали по столам,
Там храбрые кругом с друзьями ликовали,
Там скальды* пели брань, и пе́рсты их летали
По пламенным струна́м**.
К. Н. Ба́тюшков, На развалинах замка в Швеции
* Скальд – древнескандинавский певец-поэт.
** Струна́м – старое ударение. Современная норма – стру́нам.
формы слов
пе́рст, персты́, перста́, персто́в, персту́, перста́м, персто́м, перста́ми, персте́, перста́х
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 1
См. палец
как перст, один как перст…
архаизмы
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
этимология
Общеславянское слово, имеющее соответствия в других индоевропейских языках.
этимологический словарь русского языка
Общесл., имеющее соответствия в других индоевр. яз.
этимологический словарь
Общеслав., имеющее соответствия в др. индоевроп. яз., (ср. латышск. pirsts «палец», др.-в.-нем. first «конек, верхний край крыши» и т. д.) Перст буквально – «то, чем заканчивается верхняя часть ладони».
род. п. -а́, народн. перёс, пе́рес, олонецк. (Шахматов, ИОРЯС 7, 1, 302), укр. перст, др.-русск. пьрстъ, ст.-слав. прьстъ δάκτυλος (Супр.), болг. пръ́ст(ът), сербохорв. пр̏ст, словен. pȓst, чеш., слвц. prst, польск. parst, в.-луж. porst.
Родственно лит. pir̃štas “палец”, лтш. pìrksts, pìrsts – то же, др.-прусск. pirsten “палец”, далее, возм., сюда же д.-в.-н. first “острие, конек крыши”, ср.-нж.-нем. vorst, лат. postis “столб”, др.-инд. pr̥ṣṭhám “хребет, вершина”, авест. раrštа- “спина”; см. Траутман, ВSW 220; Арr. Sprd. 399; Сольмсен, IF 31, 454; М.-Э. 3, 224; Бругман, IF 11, 285; Э. Леви, РВВ 32, 137; Вальде-Гофм. 2, 349. Сравнение с др.-инд. sраrc̨аs “хватка, прикосновение”, spr̥c̨áti “касается” (Зубатый, LF 27, 68) Мейе (Ét. 302) отклоняет из-за интонационных отношений. Махек (Rесhеrсhеs 59 и сл.) пытается подкрепить сближение с персь “грудь” ссылкой на то, что у некоторых народов (напр., у казахов) новорожденным дают сначала сосать безымянный палец, а не грудь; см. также Френкель, IF 54, 282. Махек (там же, 65 и сл.) приводит также параллели в виде тождественных названий для пальца и соска груди. От *pьrstъ образованы пе́рстень, укр. пе́рстiнь, ст.-слав. пръстень δακτύλιος (Остром.), сербохорв. пр̏сте̑н, словен. pŕstan, pŕsten, чеш. prsten, слвц. prsteň, польск. pierścień, полаб. parstén. [О русск. формах см. еще Соколова, Докл. и сообщ. Ин. Яз., 2, 1952, стр. 14 и сл. – Т.]
сканворды
– Отставший от жизни палец.
– Палец-указка.
– Палец как символ одиночества.
– Каждый палец древнего славянина.
– Указующий палец.
– Рассказ Агаты Кристи «… Святого Петра».
полезные сервисы
Источник