Что значит человек когда его заветные желания еда да сон
“Что человек, когда его желанья — еда да сон? Животное, не боле”. (Уильям Шекспир “Короля Лир”)
Философский спор коммунистов и их противников – это спор о человеке: много ли в нем того, что можно назвать человеческим, т.е. не животной составляющей? Заложена ли человечность в каждом человеке? Возможно ли благое восхождение отдельного человека и человечества в целом – без звериной грызни? Или животная составляющая в человеке слишком сильна, и взаимная грызня будет длиться вечно? Именно об этом спорили философы 19 века, и мнения разделились. По одну сторону встали марксисты, по другую сторону оказались сторонники социал-дарвинизма.
В 20 веке споры перешли на новый уровень. Сущность человека пытались объяснить уже не только философы, но и ученые. Активно развивались науки о человеке: социология, психология и др. Но и здесь единого взгляда на поставленный вопрос нет.
Зигмунд Фрейд представлял психику человека в виде трех частей: бессознательное ОНО, человеческое Я, а также общественные нормы, мораль, совесть– СВЕРХ-Я. Образно человеческое сознание по Фрейду можно представить в виде вершины айберга. Наблюдатель со стороны видит часть айсберга, находящуюся над уровнем моря, но большая часть айсберга находится в глубине. Также и с психикой.
Зигмунд Фрейд
Бессознательное ОНО опирается на звериное в человеке. Человеческое Я – это небольшой пласт, находящийся над гигантским ОНО. Человек обуреваем животными желаниями и страстями, сильнейшим из которых является эрос – инстинкт размножения. Невозможность удовлетворить сексуальные потребности приводит к фрустрации, когда человек направляет бушую энергию в другое русло.
У модели психики, созданной Фрейдом, есть философский аспект. Получается, что ОНО сильнее человеческого Я, и поэтому Я плетется в хвосте ОНО. Человек получается предопределен своим животным началом. И если бы это было правдой, то представления коммунистов об обществе без грызни человека человеком были бы пустыми мечтами. Однако, хоть Фрейд и является крупным ученым и его авторитет не подлежит сомнению, но описываемая им модель (как и любая другая модель в науке) не является догмой. Во-первых, в ней есть слабы места, во-вторых есть и другие модели. Одним из главных критиков Фрейдстской психологии является австрийский психиатр Виктор Франкл.
Виктор Франкл
Франкл знаменит тем, что прошел через немецкий концентрационный лагерь «Аушвиц» в качестве узника. Впоследствии Франкл не только описал те ужасы, которые творились в лагерях смерти, но и те психологические состояния, которые возникали у фашистских узников. Он описал, как фашисты ломали людей, стремясь сделать из них послушное и не способное к сопротивлению стадо. И как часть людей, даже находясь в тяжелейших условиях на грани гибели, сохраняли в себе человечность и волю к сопротивлению.
Виктор Франкл побывал в таком месте, где с точки зрения фрейдистской психологии, с человека должен был слететь налет человеческого Я, обнажая звериное ОНО. С частью заключенных так и происходило, но далеко не со всеми. Ломался человек или нет зависело не столько от физического состояния и даже не от условий. Важнее было наличие жизненного смысла – мог ли человек найти смысл даже в своих страданиях.
Приведу небольшой фрагмент из книги Франкла «Сказать жизни «ДА»» :
«Представленная здесь попытка психологического описания и психопатологического объяснения типичных черт характера, которые формировались у заключенного за годы пребывания в лагере, может создать впечатление, будто состояние человеческой души неумолимо и однозначно зависит от окружающих условий. Ведь, казалось бы, в лагерной жизни своеобразная социальная среда принудительно определяет поведение людей. Но против этого можно с полным правом выдвинуть возражения, задать вопрос: а как же тогда быть с человеческой свободой? Разве не существует духовной свободы, самоопределения, отношения к заданным внешним обстоятельствам? Неужели человек действительно не более чем продукт многочисленных условий и воздействий, будь то биологические, психологические или социальные? Не более чем случайный результат своей телесной конституции, предрасположенностей своего характера и социальной ситуации? И в особенности: разве реакции заключенных действительно свидетельствуют о том, что люди не могли уклониться от воздействий той формы бытия, в которую были насильственно ввергнуты? Что человек вынужден был полностью подчиняться этим влияниям? Что «под давлением обстоятельств», господствовавших в лагере, он «не мог иначе»?
На эти вопросы есть ответы как фактические, так и принципиальные. Фактические основаны на моем опыте — ведь сама жизнь в лагере показала, что человек вполне «может иначе». Есть достаточно много примеров, часто поистине героических, которые показывают, что можно преодолевать апатию, обуздывать раздражение. Что даже в этой ситуации, абсолютно подавляющей как внешне, так и внутренне, возможно сохранить остатки духовной свободы, противопоставить этому давлению свое духовное Я. Кто из переживших концлагерь не мог бы рассказать о людях, которые, идя со всеми в колонне, проходя по баракам, кому-то дарили доброе слово, а с кем-то делились последними крошками хлеба? И пусть таких было немного, их пример подтверждает, что в концлагере можно отнять у человека все, кроме последнего — человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам или так, или иначе. И это -«так или иначе» у них было. И каждый день, каждый час в лагере давал тысячу возможностей осуществить этот выбор, отречься или не отречься от того самого сокровенного, что окружающая действительность грозила отнять, — от внутренней свободы. А отречься от свободы и достоинства — значило превратиться в объект воздействия внешних условий, позволить им вылепить из тебя «типичного» лагерника.
Нет, опыт подтверждает, что душевные реакции заключенного не были всего лишь закономерным отпечатком телесных, душевных и социальных условий, дефицита калорий, недосыпа и различных психологических «комплексов». В конечном счете выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы «делает», — результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит — что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдет в лагере с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в «типичного» лагерника или остается и здесь человеком, сохранит свое человеческое достоинство.
Достоевский как-то сказал: я боюсь только одного — оказаться недостойным моих мучений. Эти слова вспоминаешь, думая о тех мучениках, чье поведение в лагере, чье страдание и сама смерть стали свидетельством возможности до конца сохранить последнее — внутреннюю свободу. Они могли бы вполне сказать, что оказались «достойны своих мучений». Они явили свидетельство того, что в страдании заключен подвиг, внутренняя сила. Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом. Ведь смысл имеет не только деятельная жизнь, дающая человеку возможность реализации ценностей творчества, и не только жизнь, полная переживаний, жизнь, дающая возможность реализовать себя в переживании прекрасного, в наслаждении искусством или природой. Сохраняет свой смысл и жизнь — как это было в концлагере, — которая не оставляет шанса для реализации ценностей в творчестве или переживании. Остается последняя возможность наполнить жизнь смыслом: занять позицию по отношению к этой форме крайнего принудительного ограничения его бытия. Созидательная жизнь, как и жизнь чувственная, для него давно закрыта. Но этим еще не все исчерпано. Если жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдание. Страдание является частью жизни, точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность.
Для большинства заключенных главным был вопрос: переживу я лагерь или нет? Если нет, то все страдания не имеют смысла. Меня же неотступно преследовало другое: имеет ли смысл само это страдание, эта смерть, постоянно витающая над нами? Ибо если нет, то нет и смысла вообще выживать в лагере. Если весь смысл жизни в том, сохранит ее человек или нет, если он всецело зависит от милости случая — такая жизнь, в сущности, и не стоит того, чтобы жить».
Критерий истинности любой теории является практика. Наблюдения Франкла, сделанные им в Аушвице, опровергают модель Фрейда. Виктор Франкл показал, что даже в самых чудовищных условиях человек может длительное время жить наперекор своему животному ОНО, если имеет жизненные смыслы и идеалы. Собственно, человек и проявляет человечность в преодолении себя. Потакание слабостям – напротив, это капитуляция перед ОНО.
Интересным мне представляется один из тезисов Франкла, что в бессознательном укоренено не только низшее животное начало – ОНО, но отчасти и СВЕРХ-Я (хотя бы и в его зачаточном состоянии).
На практике получается, что человека можно толкать и вверх (к высоким смыслам, идеалам), и вниз (к животному началу). Коммунизм делает ставку не первое – воспитание высоконравственного человека-творца. Капитализм делает ставку на второе – воспитание умеренно-сволочного человека-потребителя.
Кстати, одним из основных средств вочеловечивания коммунисты считают высокую культуру. В резолюции 8 съезда говорится:
«Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма».
При капитализме качественное образование и высокая культура не то, чтобы запрещается – но она является достоянием высшего класса – тех, кому, в отличие от потребителей, предназначено быть господами, а не рабами жизни.
Что касается главного антагониста коммунизма – фашизм – известно как относился к культуре:
«Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг».
«Сегодня мы страдаем от чрезмерного образования. То, что нам необходимо – это инстинкт и воля».
Источник
Что значит человек, 1 год назад Похожие:Что значит человек, добавлено: 2 года назад похожие +1 Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше. Уильям Шекспир добавлено: 4 года назад похожие +3 Какими разными путями идут желанья наши и судьба… Какими разными путями идут желанья наши и судьба… Желанья ваши – прихоти больного: добавлено: 3 года назад похожие +5 — Я видел сон. Уильям Шекспир “Ромео и Джульетта” Когда я увидел тебя, я влюбился. А ты улыбнулась, потому что ты знала. Уильям Шекспир Когда я увидел тебя, я влюбился. А ты улыбнулась, потому что ты знала. © Уильям Шекспир добавлено: 4 года назад похожие +2 Когда я увидел тебя, я влюбился. А ты улыбнулась, потому что ты знала. добавлено: 2 года назад похожие +1 Когда я увидел тебя, я влюбился. А ты улыбнулась, потому что ты знала. Уильям Шекспир Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч. Уильям Шекспир Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч. Уильям Шекспир Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч. Уильям Шекспир добавлено: 3 года назад похожие +1 Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч. добавлено: 2 года назад похожие +1 Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч. Уильям Шекспир «Гамлет» Если человек просит извинение, это не значит что он не прав, а значит что для него его общение дороже гордости. Айн Ренд добавлено: 2 года назад похожие +1 Если человек просит извинение, это не значит что он не прав, а значит что для него его общение дороже гордости. добавлено: 3 года назад похожие +3 Если человек просит извинение, это не значит что он не прав, а значит что для него его общение дороже гордости. Айн Ренд добавлено: 3 года назад похожие +3 Ад пуст. добавлено: 3 года назад похожие +1 Но всё равно, наперекор всем бедам добавлено: 3 года назад похожие +1 Мы раздражаемся по пустякам, когда задеты чем-нибудь серьезным. добавлено: 2 года назад похожие +1 Мы раздражаемся по пустякам, когда задеты чем-нибудь серьезным. Уильям Шекспир добавлено: 4 года назад похожие +1 Мы раздражаемся по пустякам, когда задеты чем-нибудь серьезным. Уильям Шекспир Мы раздражаемся по пустякам, когда задеты чем-нибудь серьезным. Мы раздражаемся по пустякам, когда задеты чем-нибудь серьезным. добавлено: 2 года назад похожие +2 Ворона грязью перемажет крылья — добавлено: 2 года назад похожие +2 Когда сбываются самые заветные мечты, следует ожидать, что рано или поздно судьба предъявит тебе счет. Стефани Майер добавлено: 5 лет назад похожие +1 Ничто не является хорошим или плохим – всё зависит от того, как мы смотрим на вещи. Уильям Шекспир Ничто не является хорошим или плохим – всё зависит от того, как мы смотрим на вещи. добавлено: 2 года назад похожие +1 |
Источник
Уильям Шекспир считается одним из известнейших английских писателей специализировавшихся на драматургии. Не просто так его считают одним из лучших в своем жанре. Его имя, в первую очередь, у многих ассоциируется с произведением «Гамлет». Тем, кто его не читал, рекомендуется восполнить пробел, а пока можно ознакомиться с подборкой цитат. Цитаты из книги Шекспира Гамлет собраны в этом разделе.
Что значит человек, Когда его заветные желанья – Еда да сон? Животное – и все.
Мы знаем, что мы есть, но не знаем, чем мы можем быть.
Но, видит Бог, излишняя забота — Такое же проклятье стариков, Как беззаботность – горе молодежи.
Можно улыбаться, улыбаться и быть подлецом.
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
Так создан мир: что живо, то умрет И вслед за жизнью в вечность отойдет.
Вбирай все мненья, но храни своё.
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Советы принимай от всех дающих, но собственное мнение береги.
Из жалости я должен быть суровым.
Когда пылает кровь, как щедр язык на клятвы!
Кто волей слаб, страдает больше всех.
На удочку насаживайте ложь И подцепляйте правду на приманку.
Покамест травка подрастёт, лошадка с голоду умрёт.
Слова парят, а чувства книзу гнут.
А слов без чувств вверху не признают.
Подарок нам не мил, когда разлюбит тот, кто подарил.
Влиятельных безумцев шлют в тюрьму.
Ты в силе – и друзей хоть отбавляй, Ты в горе – и приятели прощай.
А впрочем, что ж, на свете нет чудес:
Как волка ни корми, он смотрит в лес.
А если тебе непременно надо мужа, выходи за глупого: слишком уж хорошо знают умные, каких чудищ вы из них делаете.
Не может жизнь по нашей воле течь. Мы, может статься, лучшего хотим, Но ход событий не предвосхитим.
Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет от порки?
В иных делах стыдливость и молчанье Вреднее откровенного признанья.
Молодости свойственно грешить поспешностью.
Ибо сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке.
Ускорить месть. Что значит человек, Когда его заветные желанья — Еда да сон? Животное – и всё.
Быть честным — по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.
Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, Растет служенье духа и ума.
В уме нечутком не место шуткам.
О женщины, вам имя – вероломство!
Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действий.
Так создан мир: что живо, то умрет И вслед за жизнью в вечность отойдет.
О женщины, вам имя — вероломство!
Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила.
Как волка ни корми, он смотрит в лес.
Краткость есть душа ума,
А многословье — бренные прикрасы.
Но вижу я, в вас скорби маловато!
Тобою выбранных, испытанных друзей
Свяжи с собой, как обручем стальным,
Но не мозоль ладони, первым встречным
Давая руку.
О, что за гордый ум сражён!
Разбейся, сердце, молча затаимся.
Засыпь хоть всей землей
Деяния тёмные, их тайный след
Поздней иль раньше выступит на свет.
О женщины, вам имя — вероломство!
И заруби-ка вот что на носу: Заветным мыслям не давай огласки, Несообразным – ходу не давай, Будь прост с людьми, но не запанибрата.
Пример примерных — пал, пал до конца.
У каждой страсти собственная цель, Но ей конец, когда проходит хмель.
Нет совести — прикиньтесь, будто есть.
Мне жизнь моя дешевле, чем булавка,
А что он сделает моей душе,
Когда она бессмертна, как и он?
«Hе верь дневному свету, Не верь звезде ночей, Не верь, что правда где-то, Но верь любви моей.
Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Застенчивость – наш лучший опекун.
Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты, и их ничем не смыть!
Привет вам, Розенкранц и Гильденстерн!
Что значит человек, Когда его заветные желанья — Еда да сон? Животное – и всё.
Спасая близких, действуй без опаски:
Таить любовь опаснее огласки.
Ведь в женщине любовь и страх равны:
Их вовсе нет, или они сильны.
Она к нему тянулась, как если б голод только возрастал от насыщенья.
Пока он жив, нет жизни для меня.
Но видит Бог, излишняя забота
Такое же проклятье стариков,
Как беззаботность — горе молодежи.
Великие в желаниях не властны.
ибо сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке.
Безумье сильных требует надзора.
Ты в силе – и друзей хоть отбавляй, Ты в горе – и приятели прощай.
Кто поселял в народах страх,
Пред кем дышать едва лишь смели,
Великий цезарь — ныне прах,
И им замазывают щели.
Нет в Дании такого негодяя,
Который дрянью не был бы притом.
Замкну в душе, а ключ Возьми с собой.
Если это безумие, то в нем есть система.
А впрочем, что ж, на свете нет чудес: Как волка ни корми, он смотрит в лес.
Горацио, остались ещё вещи меж небом и землёй что не подвластны философии людской.
Горацио, остались ещё вещи меж небом и землёй что не подвластны философии людской.
Природа всегда возьмёт своё.
Да, сэр. Быть честным – по нашим временам значит быть единственным из десяти тысяч.
Если обходиться с каждым по заслугам, кто уйдет без порки?
Подгнило что-то в Датском королевстве.
Король не спит и пляшет до упаду, И пьет, и бражничает до утра,
К несчастью, да – обычай, и такой, Который лучше было б уничтожить,
Где чувство в силе, страшно пустяка;
Где много любят, малость велика.
Нет надобности в духах из могилы Для истин вроде этой.
Страшится или любит женский пол —
в нем все без меры, всюду пересол.
Ссор остерегайся; если ж
Поссорился, держится до конца,
Чтобы противник твой тебя остерегался.
Зачем приехали вы в Эльсинор? Тут вас научат пьянству.
Развал в стране и всё в разъединенье,
Источник