Что такое сны для самого художника

Что такое сны для самого художника thumbnail

Сальдвадор Дали – художник, творивший в очень необычным ключе. Его работы, в том числе «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», всегда имеют скрытую подоплёку.

Знаменитый испанский художник, график, скульптор Дали принадлежал к направлению сюрреализма. В его произведениях всегда существовал подтекст, который по сей день привлекает искусствоведов и просто любителей необычного. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната…» – воплощение стиля Дали, его стремление к тому, чтобы показать человеческие сны и подсознание.

Для того, чтобы понять этого мастера, необходимо обратиться к методам его работы. Как и вся жизнь художника, его рабочий процесс отличался своеобразностью. Дело в том, что в то время, пока он работал над картинами, сюрреалист периодически спал. Казалось бы, какого результата можно добиться, если всё время спать? Но когда Дали садился подремать в кресле, он всегда сжимал в пальцах что-нибудь, например, кисть или ложку, а на пол у ног ставил металлическую тарелку. Понемногу дремота окутывала творца, пальцы слабели, разжимались, и предмет, падая, грохотом будил Дали. Это помогало уловить удивительные видения между сном и реальностью.

Дальше дело за малым – взяться за кисть и зарисовать пришедшие образы.

Так родился «Сон…». Героиня картины находится в состоянии, столь любимом Дали. Спящий разум ещё рождает невероятные картины, непостижимым образом связанные друг с другом, звук жужжания, который проникает в сон, добавляет новые элементы, но именно он вскоре прервёт череду видений.

Картина была создана художником в США в то время, пока он скрывался там вместе с женой Галой от угрозы фашистов. В ней нашёл воплощения интерес Дали к фрейдизму. Творение должно было показать долгий связный сон, вызванный неким мгновенным воздействием, которое затем приводит к пробуждению.

Примечательно, что Фрейд не любил сюрреалистов, считал их шутами. Правда, картины Дали впечатлили его, а вот статья о паранойе совсем не заинтересовала.

Тем не менее, многие идеи фрейдизма нашли своё воплощение во «Сне…». Каждая деталь имеет своё особенное значение.

Начать стоит с центральной фигуры картины, с женщины. Она не просто спит, она пребывает на стыке мира яви и мира сна. Эти два мира не просто изображены на полотне, они сплетаются и переходят друг в друга, являясь единым целым.

Женщина – это Гала, возлюбленная супруга Дали, которая вдохновляла его в творчестве. Художник даже считал её своим вторым «Я».

Что интересно, спящая не лежит, она парит в воздухе. Полёт, согласно Фрейду – это и есть подавленное сексуальное желание.

Ниже женщины в воздухе находится плод граната с летающей вокруг него пчелой. Он – то, что связывает героиню картины с настоящим миром, ведь плод является его частью, но пчела – это первопричина происходящего.

Вместе с тем в композиции присутствует ещё один гранат – тот, что снится женщине. В античности и христианстве гранат – символ возрождения и плодородия, поэтому неудивительно, что именно из него рождаются остальные персонажи сновидения, представляющие собой трансформацию пчелы и переживаний спящей.

Рыба, покрытая чешуёй, изображает фасеточные глаза пчелы, тигры – жужжащий звук, что она издаёт, и полоски на теле. Их изображение было взято с вывески на цирке.

Ружьё со штыком – одновременно жало пчелы и выражение опасности, нависшей над сном. Прозвучит выстрел – и вся дремота исчезнет. Но ружьё – это ещё и символическое изображение мужских гениталий, что указывает на сексуальные страхи героини. Фрейд писал, что девушки с подобными проблемами часто видят сны, где мужчины гонятся за ними с оружием.

Слон – образ, впервые появившийся у Дали именно на этой картине. В дальнейшем художник часто использовал его в творчестве. Здесь у слона длинные и неустойчивые ноги. Они будто готовы сломаться и потому изображают шаткость мира снов.

Обелиск на спине слона и луна – символы начал мужчины и женщины. Кроме того луна выражает собой ночь, то есть время сна, а острота обелиска в сочетании с острыми когтями тигров показывает животный страх.

Море, простирающееся внизу, – вечность и, возможно, бессознательное, так как психика человека, по мнению Фрейда, подобна айсбергу, большая часть которого находится в бессознательном.

По словам Дали, когда он увидел эту сцену, она была абсолютно живой, дышала, двигалась. Сам художник был на грани падения в море, чистое и прохладное, и ему было интересно, успеет ли он упасть до того, как героиня проснётся, разбудит ли её своим падением. Дали задавался вопросом, заговорят ли они, когда он вынырнет.

Остаётся неизвестным, почему именно Гала выступает героиней картины, и связано ли это с реальными событиями.

Несомненно, Сальвадор Дали – автор полотна, на котором он сумел запечатлеть и свои собственные мысли, и идеи фрейдизма. Он соединил всё это и передал в произведении мир снов с его особенной логикой.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Сандро Боттичелли, Анри Руссо, Винсент Ван Гог, Франсиско де Гойя, Джорджоне. Они являются не только одними из самых известных и впечатляющих творцов в истории культуры, они также разделяют между собой один общий интерес: изображение загадочного состояния сна. сюжетМеир Кригер — это профессор Йельской школы медицины и эксперт в области сна. Сон привлекал его с того момента, как он может себя вспомнить. «Я изучал сон уже огромное количество времени, — объяснил Кригер. — Я всегда был им заинтересован».

Читайте также:  Кензов олег любовь похожая на сон

Исследование сна

художник

Исследования Кригера изучают механику, функции и патологию сна, например, он анализирует дыхание во время сна и изучает его соотношение с сердечной недостаточностью. Однако существуют определенные вопросы о загадочных аспектах сна, на которые ни один ученый еще даже не начал отвечать. Например, почему люди спят? Почему люди видят сны? сюжет«Для меня сон является очень загадочным явлением, — сказал Кригер. — Определенно, это иное состояние. Мы не до конца понимаем, почему мы спим. Конечно же, существуют разнообразные теории, но с уверенностью сказать невозможно. Также существует еще огромное количество вопросов о сновидениях. У детей проявляется некоторое подобие способности видеть сны еще до того, как они рождаются. Но тут появляется еще один вопрос: о чем их сны?».

Сон в искусстве

художник

В одной из глав «Атласа клинической медицины сна» (книги о сне, которую Кригер написал в соавторстве с двумя другими специалистами в этой области) под названием «Сон в искусстве и литературе» авторы проводят читателя по истории искусства, которая включает в себя тему сна, изучая различные способы, с помощью которых художники изображали банальное, но все же невероятно загадочное состояние покоя. «Что может быть более скучным, чем сон? — шутит Кригер. — Но все же все эти художники нашли в нем что-то привлекательное. Когда бы я ни отправлялся в художественную галерею или музей, меня всегда притягивают картины сна. Мне интересно, что было на уме у художника, который рисовал спящего человека. Что, с его точки зрения, делает этот человек? Отдыхает? Восстанавливается? Находится в опасности? О чем думает художник, когда создает подобные картины и что они означают для человека, который затем смотрит на эти произведения искусства?».

Представления сна в искусстве

художник

Путем анализа Кригер определил несколько тематических представлений сна, которые постоянно появлялись на протяжении истории искусства. «У художников присутствует очень сильное восхищение мифологией, сновидениями, религиозными темами, параллелями между сном и смертью, вознаграждениями, потерей контроля над сознанием, исцелением, изображением невинности и спокойствия, а также эротикой», — объяснил он. И начал он с мифологии, изучив творение Сандро Боттичелли «Марс и Венера». Эта картина была написана в пятнадцатом веке и является в данном случае идеальным примером. Картина изображает Венеру, богиню любви, сидящую рядом с Марсом, богом войны, пока он спит. Маленькие сатиры вокруг них играют с оружием Марса и с его бессознательным телом. «Эта картина фактически говорит, что любовь побеждает войну», — сказал Кригер, описывая власть Венеры над Марсом в момент его сна. В этой конкретной картине сон приравнивается к слабости и уязвимости.

Спящие женщины

сон

Однако «Спящая Венера» Джорджоне, написанная в 1508 году, показывает другой взгляд на сон — тот, который прочно связан с властью и эротизмом. Венера отдыхает без одежды, ее рука аккуратно прикрывает ее гениталии, но хотя она абсолютно открыта для обозрения, кажется, что она полностью контролирует свое тело и себя. Она находится в своем собственном мире и кажется практически неприкосновенной в этом лиминальном состоянии. Сон зачастую идет в одном ряду с понятиями эротизма и невинности. Все становится немного более сложным, когда начинают проводиться параллели между сном и смертью. Начиная со знаковой картины Джона Миллы «Офелия» и заканчивая скульптурой «Анотомическая Венера», которая когда-то считалась медицинским стандартом анатомической модели, история, а в особенности история искусства, издавна имела склонность к идеализированию красивых мертвых девушек. Художники, которые концентрируются на спящих женщинах, занимают подобную территорию проблематики: они предполагают, что женщина является наиболее желанной, когда она неподвижна, хотя замена смерти на сон делает все немного менее ужасающим.

Невероятная многогранность сна

сон

«Спящая женщина может выглядеть, как мертвая, но при этом она определенно жива, — пишет Кригер в «Атласе». — Она сознательна, но при этом не осознает. Физически она лежит в реальном мире, но ее мысли находятся в мире фантазий. Сон радует, пугает, восстанавливает и утомляет. Он может нависнуть над нами, как тяжелый неукротимый туман, или ускользать от нас, как сладкие ощущения счастья». В истории искусства существует гораздо больше всемирно известных картин, на которых изображены женщины, чем тех, на которых изображены спящие мужчины, однако Кригер напоминает, что существует больше известных картин, изображающих женщин, чем картин, изображающих мужчин в принципе. Некоторые работы, такие как «Полдень: отдых от работы» Винсента Ван Гога, показывают спящего мужчину, демонстрируя при этом сон как приятную награду за долгий день тяжелого физического труда.

Сюжет для всех

сон

Независимо от того, идет речь о художнике эпохи Возрождения или об эксцентричном сюрреалисте, сон является неожиданной художественной темой, которой не может противиться ни один творец. Даже Энди Уорхол затронул эту тематику в своем типичном стиле, записывая на видео то, как его друг Джон Гиорно спит в течение пяти часов двадцати минут, назвав получившийся фильм довольно просто: «Сон».

Читайте также:  Видеть себя во сне в фате и платье

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один “слой” в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина)

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют “Капитанскую дочку”).

Мать Гринёва называет “мужика с черной бородою” отцом (а затем “посаженым отцом”) Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается “просить благословение у мужика”, то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и “комната наполнилась мертвыми телами” здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто “одаривал” своих героев “вещими” снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”).

2. Сон Раскольникова (“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского)

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли… Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький (“лет семи”) Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и “любит церковь и старинные в ней образа” в финале “Преступления и наказания” мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который “признается” в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары (“один из секущих задевает его по лицу”), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою “теорию” чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не “помогает”, мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом!”) здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

3. Четвертый сон Веры Павловны (“Что делать?” Н.Г. Чернышевского)

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют “четвертый сон Веры Павловны”, забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о “светлом будущем”, в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия (“Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!”) алюминий считался “металлом будущего” и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

“Городов осталось меньше прежнего”: 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в “павильонах и шатрах”, ведь “каждый может жить, как ему угодно”.

“Пять-шесть блюд” для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда “одежда женщин роскошна” и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот “сон”). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Читайте также:  Почему ребенок просыпается через 30 минут после укладывания на ночной сон

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Источник

На протяжении веков художники, ищущие вдохновения, погружались в сны – те странные, порой экстрасенсорные видения, рождающиеся во сне, где сила реальности ослабевает.
Философы, поэты и психоаналитики пытаются понять, что же происходит с человеком, когда он засыпает.

Jean Lecomte du Nouÿ, «Сон евнуха», 1874. Фрагмент

Но что интересно, если верить художникам, как свидетелям своей эпохи, фантазии, ночные кошмары, божественные видения и грезы со времен Средневековья сильно изменились.

Никола Дипр. Сон Иакова. Ок. 1500

Гиппократ и Аристотель были одержимы смыслами снов. В XV веке Марсилио Фичино утверждал, что во время сна душа может быть освобождена от телесных ограничений тела и достичь более высокого духовного состояния. Многие тогда так думали.

А в искусстве это духовное состояние часто принимало форму дремлющей души, оказавшейся в религиозной моральной дилемме. Но художники не были бы художниками, если бы не хулиганили уже тогда ????. В противном случае они стали бы унылыми моралистами.

Но, как же хорошо, что их творческое воображение играло с чувственными, языческими сценами!
И они создавали свои шедевры.

Венецианский художник Лоренцо Лото написал «Спящий Аполлон и музы» (ок. 1549) Апполон, прекрасное божество, дремлет на идиллической поляне. Ангел, летящий над головой, осматривает груды выброшенной одежды и музыкальных инструментов, а Музы – исполняют свободный танец.

Сон Иакова. Ари де Войс (1660–1880 гг.)

Но главными были все же другие темы: библейские. Библейская мечта – увидеть во сне сообщение от Бога – и художников призвали это рисовать.

Ветхозаветные истории о лестнице Иакова и толкование Иосифом сна фараона были очень-очень популярными темами.  Бог показал, Бог сделает. Главное, увидеть и понять послание Его.

Так они и оставались популярными, эти Божественные видения, и  столетиями художники наполняли потертые истории скрытым смыслом.

Вот сон Иакова Ари де Войса (1660–1880 гг.) Явно чувственный.
Иаков, обнаженный, если не считать стратегически размещенного кусочка тряпочки, томно растянулся на клочке травы.
Лестница и ангелы появляются далеко на заднем плане, а Иаков от Бога почти в экстазе,и явно читается удовольствие в спящей фигуре, очень похожей на знаменитую фигуру «Экстаз святой Терезы»:

Экстаз святой Терезы
Скульптура – Джованни Лоренцо Бернини

Ночные кошмары мало интересовали итальянских или французских художников эпохи Возрождения, они предпочитали неоплатонические идеалы красоты, пока не столкнулись с тревожными фантазиями северных художников, таких как Иероним Босх.

Видение Тундале (ок. 1520–30), приписываемое последователям Босха, типично галлюцинаторная сцена.

Вдохновленная средневековым стихотворением «Видение рыцаря Тондала», в котором странствующий рыцарь мечтает о своем моральном искуплении после видения ада.

Сцена о видениях во сне как предупреждение о покаянии.

А потом пришел романтизм

Картина Генри Фюссли  (1781) навеяна литературой немецкого романтизма, она необычна тем , что там не хватает морального компонента.

На груди женщины уселась пугающая фигура инкуба, и лошадь с расклешенными ноздрями высунула свою темную голову из-за занавеса. Загадочные и пугающие образы потрясли людей, похоже, картина не вписывалась в «эпоху разума».

Некоторые ученые сегодня рассматривают эту работу как прообраз психоаналитических теорий Зигмунда Фрейда; известно, что у Фрейда была репродукция картины в его венской квартире.

Jean Lecomte du Nouÿ, «Сон евнуха»

Британская викторианская живопись: Джон Анстер Фицджеральд – Мечта художника …

Анри Руссо «Спящая цыганка» (1897)

А затем – символизм

И его духовные реалии в ландшафтах снов. Это пьянящие смеси фантазии, эротики, оккультизма и смерти, часто с загадочным эффектом. В чем смысл картины Анри Руссо «Спящая цыганка» (1897)? Является ли лев, облизывающий лицо спящей женщины, продуктом ее мечты или ужасом реальности? Женщина действительно спит в пустыне или все это сон?

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения, 1944

И, наконец, когда Фрейд опубликовал свои теории о снах и бессознательном, искусство отреагировало незамедлительно.
В 20-м веке мечты стали основным источником сюрреализма, а Бессознательное стало творческим инструментом.

Тайлер Шилдс, Мечтательные сны

Винсент Ван Гог и британский художник 20-го века Френсис Бэкон приписывают всплески творчества моментам, когда их бодрствующий ум восхитительно скатывается в миры грез. «Если я сижу и мечтаю, изображения проносятся как череда цветных слайдов», – сказал Бэкон.

Ван Гог однажды сказал: «Я мечтаю о своих картинах, затем я рисую свои мечты».

Так оно и продолжается))).

Лин Йи-Пей
Затерянный в ландшафте, 2015

Источник