Чтение перед сном в подготовительной группе

Чтение перед сном в подготовительной группе thumbnail

Елена Бутова
Чтение художественной литературы  (подготовительная группа)

Список чтения художественной литературы в подготовительной группе

Сентябрь

Русский фольклор

Прибаутки «Ты пирог съел?»

Сказки и былины «Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться» обр. Ушинского

Произведения поэтов и писателей России

Проза М. Зощенко «Великие путешественники»

Литературные сказки А. Гемизов «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский «Теплый жлеб»

Произведения писателей и поэтов разных стран

Литературные сказки С. Тонелиус «Три ржавых колоска» швед.

Заучивание наизусть Н. Гернет и Д. Хармс «Ой-ой вкусный пирог»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Дополнительная литература А. Фет «Что за вечер»; Б. Поттер «Сказки про Дженайму», «Нырни в лужу» англ.

Октябрь

Русский фольклор

Прибаутки «Братцы, братцы!», «Глупый Иван»

Небылицы «Богатый Ермошка»

Сказки и былины «Синко-Филипко» пер. Поленова; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия М. Волошин «Осенью»

Проза Е. Воробьев «Обрывок провода»; С. Романовский «На танцах»

Литературные сказки А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия Л. Станчев «Осенняя гамма» болг.

Заучивание наизусть П. Воронько «Лучше нет родного края»

Дополнительная литература Л. Фадеев «Зеркало в ветрине»; М. Эме «Краски» фр.

Ноябрь

Русский фольклор

Песенки «Лиса рожью шла»

Сказки и былины «Волк и лиса»

Фольклор народов мира

Сказки «Голубая птица» туркм.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия Т. Сангир «Считалки, скороговорки»

Проза Коровин «Белка» (сокр.); Носов «Как ворона …»

Литературные сказки П. Ершов «Конек-Горбунок»; Ушинский «Слепая лошадь»

Для чтения в лицах «Кошкин дом» С. Маршак

Дополнительная литература В. Берестов «Дракон»; М. Пришвин «Курица на столбах»; А. Усанев «Про умную собаку Соню»

Декабрь

Русский фольклор

Песенки «Чигарики-чок-чигарики»

Сказки и былины «Снегурочка»

Фольклор народов мира

Песенки «Перчатки», «Кораблик» англ. ; «Мы пошли по ельнику» швед.

Сказки ««Самый красивый наряд на свете»

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия С. Городецкий «Первый снег», М. Пермонтов «Горные вершины»

Литературные сказки В. Даль «Старик-годовик»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия Б. Брехт «Зимний разговор через форточку» нем.

Заучивание наизусть С. Маршак «Тает месяц молодой»

Дополнительная литература

Январь

Русский фольклор

Песенки «Зима пришла»

Календарные обрядовые песни «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как пошла коляда.»

Небылицы «Вы послушайте, ребята»

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествует», «Птичка»; П. Соловьева «День и ночь»

Литературные сказки Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки А. Линдгред «Принцесса, не желающая играть в куклы» шведск.

Заучивание наизусть И. Суриков «Зима»

Дополнительная литература И. Токмакова «Мне грустно»

Февраль

Русский фольклор

Прибаутки «Федул, что губы надул?», «Сбил-сколотил – вот колесо»

Сказки и былины «Добрыня и Змей», «Садко», «Семь Симеонов – семь работников»

Фольклор народов мира

Сказки «Каждый своё получил»

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия Ю. Владимиров «Оркестр»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия Э. Мир «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга», «Жил-был старичок из Винчестера», «Жила на горе старушонка», «Один старикашка с косою»)

Заучивание Е. Благинина «Шинель», С. Есенин «Береза»

Для чтения в лицах А. Фройденбегр «Великан и мышь» нем.

Дополнительная литература Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», М. Валек «Мудрец»; А. Расмин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «как папа укрощал собаку»

Март

Русский фольклор

Прибаутки «Где кисель – тут и сел»

Сказки и былины «Василиса Прекрасная»

Фольклор народов мира

Сказки «Айога» нанайск. ; «Беляночка и Розочка» нем.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия Н. Рубцов «Про зайца»

Проза А. Куприн «Слон»; Н. Телешов «Уха» (сокр.)

Литературные сказки И. Соколов-Микитов «Соль земли»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки Г. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утёнок»

Для чтения в лицах К. Аксаков «Лизочек»

Заучивание П. Соловьева «Подснежники», Тютчев «Зима недаром злится» (отр.)

Дополнительная литература «Белая уточка»(Афанасьева); С. Черный «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; Д. Хармс «Весёлый старичок», «Иван Торопыгин»

Апрель

Русский фольклор

Песенки «Идёт матушка весна»

Календарные обрядовые песни «Как на масленой неделе», «Тик-тик-на», «Масленица, масленица!»

Фольклор народов мира

Песенки «Ой, зачем ты жаворонок! Литвак укр. ; «Что я видел», «Трое гуляк» фр.

Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия С. Городецкий «Весенняя песенка», В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр., Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Фет «Уж верба вся пушистая»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Литературные сказки Ф. Зальтер «Бемби» нем.

Заучивание наизусть Я. Аким «Апрель», В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка»

Дополнительная литература Н. Некрасов «перед дождём2, А. Пушкин «За весной, красой природы»; Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

Май

Русский фольклор

Песенки «Когда солнце взойдет, роса на землю падёт»

Фольклор народов мира

Песенки «Улитка» молд.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия Э. Успенский «Страшная история», «Память»; А. Блок «На лугу»; Н. Заболоцкий «На реке»

Проза С. Алексеев «Первый ночной таран», Ю. Коваль «Русанок-травник», «Стожок»

Читайте также:  Гимнастика после сна в средней группе на октябрь

Заучивание наизусть Э. Мошковская «Добежали до вчера»

Для чтения в лицах Л. Левин «Сундук»

Дополнительная литература «Вот пришло и лето красное»; А. Блок «На лугу»; Э. Успенский «Память»; Ю. Коваль «Выстрел»

Источник

Чтение перед сном в подготовительной группе

Сказки для подготовительной группы – произведения писателей и народов мира, адресованные детям 5-7 лет. В них ребята встретят обаятельных зверушек, птиц, взрослых и своих сверстников. Вместе с этими персонажами юные слушатели сказок пройдут множество приключений, найдут путь к добру и справедливости. Читайте сказки детям подготовительной группы из нашего сборника. Эти произведения научат их отличать добро от зла, правду от лжи. Сказки также научат дошкольников ценить дружбу и помощь близких людей.

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    У Лукоморья дуб зеленый

    «У лукоморья дуб зелёный…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила», которое полюбилось читателям, как самостоятельная часть произведения. Благодаря этим первым строкам перед нами открывается чудесный мир, где живут герои…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Как муравьишка домой спешил

    Как муравьишка домой спешил — сказка Виталия Бианки, уже много лет любимая многими семьями. В ней рассказывается о молодом муравье, которого унесло ветром далеко от муравейника вместе с листком дерева. Сможет ли он успеть…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Двенадцать месяцев

    Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Кот в сапогах

    Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Илья Муромец и Соловей разбойник – это народная сказка, в которой дети узнают о ратном подвиге богатыря. Слухи о злодеяниях Соловья разбойника дошли до Ильи из славного града Мурома. Разбойник этот жил в дремучем лесу, свистом…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Василиса Прекрасная

    Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Конёк-горбунок

    Конёк-горбунок — сказка Петра Ершова, знакомая многим с детства. Сюжет сказки прост: на поле крестьянской семьи стала пропадать пшеница. Караулить её отправляются по очереди трое сыновей. Младшему Ивану удается поймать вора…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Дюймовочка

    Дюймовочка — произведение Ганса Христиана Андерсена, на котором воспитано не одно поколение детей в мире. В нем показана история миниатюрной красавицы, рожденной из цветка благодаря волшебству. С первого же дня жизни Дюймовочку…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Аленький Цветочек

    Аленький цветочек — сказка Сергея Аксакова, любимая многими семьями от мала до велика. Произведение на сюжет «Красавицы и чудовища» увидело свет в 1858 году. В сказке описывается необычайные приключения купеческой дочери…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Гадкий утёнок

    Гадкий утенок — сказка Г. Х. Андерсена, на которой выросло множество детей по всему свету. История повествует о грустном детстве птенца, отвергнутого всем птичьим двором. Приёмыш утки долго терпит нападки, после чего бежит…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Золотой ключик, или приключения Буратино

    «Золотой ключик, или приключения Буратино» — всенародно любимая сказка Алексея Толстого. В ней рассказана удивительная история мастера, сумевшего из простого полена выстрогать себе сына, Буратино. Мальчик получился озорным…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Морозко

    Морозко – дивная сказка о противостоянии добра и зла знакома каждому. Тяжела доля Настеньки, не полюбила ее мачеха, ведь своя дочка у нее была, Марфушенька. Красавица Настя всю работу делала, а сестра ее сводная на печи…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Сказка о царе Салтане

    Сказка о царе Салтане — стихотворное произведение А. С. Пушкина, которое сразу полюбилось читателям всех возрастов. В сказке рассказывается, как три сестры вошли в царскую семью. Одна из них стала царицей, обещав родить…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Кошкин дом

    Кошкин дом — произведение С.Я. Маршака, которое любят миллионы людей. Сказка повествует о том, как богатая кошка гордилась своим положением и забывает родство с бедными сиротами-котятами. На новоселье она приглашает всех…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Сказка о потерянном времени

    «Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Лягушка-путешественница

    «Лягушка-путешественница» — произведение В. Гаршина, которым зачитывается не одно поколение детей. В нём повествуется о необычайном полёте лягушки. Квакушка сама придумала новейший метод странствия «на диких утках»: пара…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Теплый хлеб

    Теплый хлеб – рассказ Константина Паустовского, который не зря входит в список обязательного чтения в младшей школе. Повествование начинается с того, что в деревне появляется раненый кавалерийский конь. Его выходил местный…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Тараканище

    Тараканище — произведение Корнея Чуковского, которое любят и взрослые, и дети. В нём ведётся рассказ о том, как маленькая «букашечка» преградила путь животным и птицам, привела в ужас всё царство зверей. Внезапно львы, носороги…

  • Чтение перед сном в подготовительной группе

    Дикие лебеди

    Дикие лебеди — произведение Г. Х. Андерсена, знакомая большинству детей мира уже много лет. В нём повествуется о детях короля, которых невзлюбила его вторая жена. Благодаря наговорам смогла изгнать одиннадцать сыновей и…

Источник

              Перспективный план

Читайте также:  Укусила собака за палец на руке во сне

   Чтение художественной литературы

                                Подготовительная группа

                                                   Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.

                                       Сентябрь

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Рассказывание русской народной сказки

« Царевна лягушка».

Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Ушакова стр. 156

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Беседа о А.С. Пушкине

Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

В.В. Гербова стр. 25

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

Ушакова стр. 168

4

Н

Е

Д

Е

Л

я

Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.

« О чем печалишься осень».

Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Ушакова стр. 158

                                          Октябрь

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Ушакова стр. 161

Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»

Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ушакова стр. 169

Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ушакова стр. 166

Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Ушакова стр. 170

                                            Ноябрь

Русские народные сказки

Цель: Выяснить, знают ли они русские народные сказки

В.В. Гербова стр. 30

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Цель: Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В. Гербова стр. 32

Чтение стихотворения К. Чолиева  « Деревья спят»

Цель: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно – изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.

Ушакова стр. 174

Малые фольклорные формы

Цель: Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек ,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Ушакова стр. 175

                                    Декабрь

Рассказывание русской народной сказки « Снегурочка»

Цель: Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

Ушакова 177

Заучивание стихотворения Трутневой « Первый снег»

Цель: Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

Ушакова стр. 179

Рассказывание сказки « Мороз Иванович»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Ушакова стр. 180

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Цель: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В. В. Гербова стр. 47

Читайте также:  Во сне родить котенка к чему

                                  Январь

Чтение басни « Ворона и Лисица»

Цель: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

Ушакова стр. 181

Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным» .

Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Ушакова стр. 183

Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь».

В. В. Гербова стр. 49

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

Цель: Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

Ушакова стр. 186

                                    Февраль

Малые фольклорные формы

Цель: Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

Ушакова стр. 187

Чтение рассказа С. Иванова « Каким бывает снег»

Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.

Ушакова стр. 188

Произведения Н. Носова

Цель: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».

В.В. Гербова  стр. 54

Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев»

Цель: Познакомить со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев».

В. В. Гербова  стр. 57

                                           Март

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик».

Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Ушакова стр. 190

Чтение рассказов, стихотворений о весне.

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Ушакова стр. 192

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень».

Цель: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Ушакова стр. 194

Чтение сказки М. Михалкова « Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой « Теремок».

Цель: Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки « Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Ушакова стр. 195

                              Апрель

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ).

Ушакова стр. 196

Малые фольклорные формы

Цель: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ушакова стр. 197

Чтение русской народной сказки « Никита Кожемяка»

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой « Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова  стр.58

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В. В. Гербова  стр. 60

                                       Май

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском  устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

Ушакова стр. 202

Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Ушакова стр. 204

Весенние стихи

Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

В. В. Гербова  стр. 79

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Цель: Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В. В. Гербова  стр. 79

Использованная литература:

Ушакова «Ознакомление с художественной литературой»

В.В. Гербова   « Развитие речи в детском саду»

Источник