Больной возбудим страдает бессонницей суетлив эмоционально неуравновешен

Больной возбудим страдает бессонницей суетлив эмоционально неуравновешен thumbnail

Цели урока: 

  • Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
  • Развивающие: способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека,  развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.
  • Воспитывающие: воспитывать культуру общения,  формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы,  способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  • Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  • Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  • Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  • Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  • Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и   меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности:  устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы,  решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные   задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Источники информации:  Биология. Человек. 8 класс: учебник   для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр;  информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

Представление  гостей.

2. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

3. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения,   излагать их содержание и формулировать вопросы;   мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

4. Поиск решения проблемы.

Организуется работа в группах.

Пользуясь учебником (с. 50–53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2-3 минуты).

Выступления учащихся  (сопровождается слайдовой презентацией),  заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте – гигантизм, у взрослых – акромегалия

Задерживают рост – карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте – карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

5. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

  1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.
  2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.
  3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.
  4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.
  5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка
  6. На  репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.
  7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»
  8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела,   волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.
  9. Больной  возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.
  10. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3 м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

6. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

  • вариант 1: 3,3, 3. 3,3;
  • вариант 2: 4,2,2,1.3,2;
  • вариант 3: 1,3,5;  В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  • сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?
  • познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?
  • всем ли понятна, насколько важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения.

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность,  важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный – я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый – я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… 

8. Домашнее задание.

С. 46–50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:
найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в  сети Интернет, и  подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Источник

Многие привыкли связывать ситуацию, когда всё валится из рук и ни на что не хватает сил, с перегрузками, усталостью и стрессами. Но нередко причиной такого состояния являются болезни. Поэтому, если вдруг стало постоянно клонить в сон, а привычная работа превратилась в непосильную, нужно приглядеться к организму, выявив другие симптомы, и обратиться к врачу. Какие же причины чаще всего вызывают такое состояние?

Гормональный сбой

Это состояние вызывается разными причинами, но самые частые – стресс, нехватка йода, воспалительные процессы, хроническое недосыпание.

Стресс, влияющий на работу надпочечников. Эти органы, расположенные над почками, вырабатывают большое количество различных гормональных веществ, отвечающих за регуляцию сосудистого давления, адаптацию организма, половую функцию. В результате надпочечниковая функция нарушается, приводя к гормональному сбою. Кроме плохого самочувствия и сниженной работоспособности, пациенты жалуются на скачки артериального давления, головные боли, депрессию, нервозность, раздражительность, повышенную тягу к соли и сахару, медленное заживление ранок.

Недостаточная выработка гормонов щитовидной железы (гипотиреоз). Причиной такого состояния могут стать воспаление щитовидки, нехватка йода, перенесенные инфекции, работа с вредными веществами. Снижение уровня гормонов вызывает разбитость, падение артериального давления, апатию. Кроме этого, у больных возникают отеки, запоры, повышение массы тела, нарушения менструальной и половой функций.

Нехватка ночного сна. При постоянных недосыпаниях понижается выработка гормона мелатонина, вырабатываемого шишковидной железой – эпифизом, находящимся в головном мозге. Мелатонин отвечает за жизненные ритмы в организме, поэтому при его нехватке сбивается суточный ритм работы органов, сопровождающийся сонливостью, снижением работоспособности, ухудшением самочувствия.

Анемия – малокровие

При этом заболевании в кровяном русле уменьшается количество эритроцитов – красных телец – и падает концентрация гемоглобина – вещества, приносящего тканям кислород. В результате возникает кислородное голодание, при котором ткани начинают «задыхаться» и их функции нарушаются. Это приводит к разбитости, сонливости, невозможности справиться с привычной работой.

Анемия сопровождается снижением цветного кровяного показателя и недостаточной концентрацией гемоглобина в эритроцитах. В этом случае количество красных телец может быть нормальным, но из-за малого содержания гемоглобина они не могут нормально снабжать ткани кислородом.

Повышается количество юных форм эритроцитов, которые организм вынужден «бросать в бой», чтобы устранить кислородное голодание. Снижается гематокрит – объем красных кровяных телец. Уменьшается количество белков – трансферрина, гаптоглобина, ферритина.

Снижается концентрация сывороточного железа и железосвязывающая способность сыворотки – количество железа, которое переносит кровь.

Кожа становится бледной, сухой, ногти слоятся, и на них появляется поперечная исчерченность. Волосы секутся, теряют блеск и выпадают. В уголках губ появляются трещинки – заеды. Могут возникнуть странные желания съесть мел, зубную пасту, глину и другие несъедобные вещи.

Причины анемии многочисленны:

  • Недостаток железа в пище, вызванный строгими диетами.
  • Инфекции и заболевания внутренних органов – печени, почек, кишечника.
  • Наличие паразитов – глистов и простейших, обитающих в желудочно-кишечном тракте. Эти существа питаются кровью больного и забирают из пищи полезные компоненты. Возникает воспаление слизистой, мешающее усваивать элементы, необходимые для выработки эритроцитов и образования гемоглобина.
  • Дисбактериоз кишечника – состояние, сопровождающееся гибелью полезных бактерий и разрастанием патологической флоры. Это мешает нормальному усвоению веществ, необходимых для кроветворения.

Внутренние болезни

Чаще всего слабость и недомогание наблюдаются при нарушении работы следующих органов:

  • Почек – при почечных патологиях падает уровень гормона эритропоэтина, регулирующего выработку эритроцитов. Их количество в кровотоке падает, и, соответственно, снижается уровень гемоглобина. При почечных патологиях в организме скапливаются шлаки и токсины, не выведенные с мочой, что становится причиной плохого самочувствия. Задуматься о болезни этих органов нужно, если низкая работоспособность и постоянная усталость сочетаются с отеками и повышенным артериальным давлением. Эти симптомы вызваны снижением выведения почками жидкости, которая скапливается в тканях и сосудах.
  • Заболевания печени – при печеночных патологиях выработка эритроцитов снижена, а кровяные тельца часто имеют неправильную форму и короткий срок жизни. Больная печень неполноценно выводит токсины и другие вредные вещества, что приводит к отравлению организма и ухудшает общее состояние. Задуматься о печеночной патологии нужно, если на фоне слабости и недомогания кожа и белки глаз приобрели желтоватый оттенок, моча потемнела, а кал стал слишком светлым. Ещё один признак печеночных болезней – зуд, усиливающийся по ночам. Его причина – наличие в коже пигмента билирубина, раздражающего нервные окончания. Из-за ломкости сосудов на месте расчесов появляются мелкоточечные кровоизлияния – петехии.
  • Болезни сердца и сосудов. При сердечных патологиях нарушается доставка кислорода в ткани, что приводит к кислородному голоданию. Сердечные патологии часто возникают на фоне ангин, сопровождающихся развитием ревматизма. В результате ревматического поражения происходит формирование сердечных пороков. Ещё одна причина – атеросклероз, сопровождающийся снижением эластичности сосудов и отложениями внутри них холестериновых бляшек. В этом случае слабость и разбитость сопровождаются болями в сердце, одышкой, сердцебиением, чувством нехватки воздуха.
  • Патологии пищеварительного тракта – болезни желудка и кишечника сопровождаются недостаточной усвояемостью питательных веществ, необходимых для деятельности организма.

Авитаминоз и нехватка микроэлементов – ещё одна причина апатии, разбитости, сонливости. При болезнях ЖКТ наблюдаются другие симптомы авитаминоза – шелушение кожи, выпадение волос, покраснение глаз, ухудшение зрения, кровоточивость десен, отеки.

Климактерический период

Во время климакса снижается уровень половых гормонов. Это состояние сопровождается «приливами», неврозами, депрессией, бессонницей. Почти все женщины в это время отмечают падение работоспособности и постоянную усталость.

Однако это не значит, что нужно ждать, когда проявления климакса пройдут самостоятельно. Возникшие гормональные сбои могут вызвать патологии внутренних органов, потерю прочности костной ткани и раннее старение кожи. Современная медицина может помочь женщине пережить этот возрастной период с минимальными неприятными ощущениями.

Онкологические заболевания

Слабость, усталость, разбитость, невозможность справиться с привычной работой возникают практически при всех злокачественных опухолях. Причины такого состояния – выделение раковыми клетками токсинов, отравляющих организм. При онкологических заболеваниях нарушается работа внутренних органов, кроветворение и возникает анемия.

Опрос, проведенный среди пациентов, страдающих раковыми заболеваниями, показал, что более чем в половине случаев рака первым симптомом были плохое самочувствие, слабость, разбитость, сонливость или, наоборот, бессонница. Пациенты списывали такое состояние на проявления усталости, загруженности на работе и семейных проблем. Своевременное обращение к врачу помогло бы обнаружить опухоль гораздо раньше.

Что делать при постоянной слабости, разбитости и плохом самочувствии

Для постановки правильного диагноза нужно:

  • Посетить эндокринолога и сдать кровь на гормоны.
  • Записаться на прием к урологу, а женщинам – к гинекологу.
  • Сделать УЗИ малого таза, почек и брюшной полости.

Сдать другие анализы:

  • Общее исследование крови и мочи. Такая диагностика выявляет признаки воспаления, болезни печени, почек, сахарный диабет. По анализам также диагностируют малокровие.
  • При подозрении на анемию нужно сдать кровь на железосвязывающую способность сыворотки, гаптоглобин, трансферрин, ферритин, сывороточное железо.

Кровь также исследуют:

  • На основные биохимические показатели, определяющие работу печени, почек, сердца.
  • На микроэлементы – кальций, натрий, калий, хлориды.
  • На онкомаркеры – вещества, концентрация которых увеличивается при раке. Этот анализ выявляет злокачественные процессы до появления выраженных симптомов.

С результатами диагностик нужно обратиться к врачу, который при необходимости назначит дообследование и проведет лечение выявленных заболеваний и нарушений.

Поделиться ссылкой:

Источник