Блок и вечный бой покой нам только снится

Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь — стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы — ночной и зарубежной —
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
 За рекой — поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: «Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою, —
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали́…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!»
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал. — Молись!
1908 г.
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь — стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы — ночной и зарубежной —
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
 За рекой — поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: «Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою, —
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!»
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник
        Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
        È ìîåò áåðåãà.
        Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
        Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
        Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ! Äî áîëè
        Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
        Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
        Ïðîíçèë íàì ãðóäü.
        Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
        Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
        È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
        ß íå áîþñü.
        Ïóñòü íî÷ü. Äîì÷èìñÿ. Îçàðèì êîñòðàìè
        Ñòåïíóþ äàëü.
        Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
        È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…
        È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
        Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
        Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
        È ìíåò êîâûëü…
        È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
        Îñòàíîâè!
        Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
        Çàêàò â êðîâè!
        Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
        Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
        Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
        Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
 7 èþíÿ 1908
 Íó, âîò ìû è äîáðàëèñü äî ïåðâîãî ñòèõîòâîðåíèÿ. Ñàìîãî çíàìåíèòîãî. Ñàìîãî íåïîíÿòîãî. 
  òîì, ÷òî åãî  ïåðâîå!  ÿ ÷èòàþ ïîñëåäíèì, îñîáîãî ïðîòèâîðå÷èÿ íåò. 
 Ïîìíèòå âî âòîðîì ñòèõîòâîðåíèè? 
        Çà Íåïðÿäâîé ëåáåäè êðè÷àëè,
        È îïÿòü, îïÿòü îíè êðè÷àò…
Ïîìíèòå â ÷åòâ¸ðòîì ñòèõîòâîðåíèè? 
        Îïÿòü ñ âåêîâîþ òîñêîþ
        Ïðèãíóëèñü ê çåìëå êîâûëè.
        Îïÿòü çà òóìàííîé ðåêîþ
        Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…
Ïîìíèòå â ïÿòîì ñòèõîòâîðåíèè? 
        Îïÿòü íàä ïîëåì Êóëèêîâûì
        Âçîøëà è ðàñòî÷èëàñü ìãëà,
Äà è â òðåòüåì… Â í¸ì íåò íè ñëîâà «îïÿòü», íè «ñíîâà». Íî â í¸ì ðå÷ü âîèíà, «ñâÿòîãî âîèíà», âñïîìèíàþùåãî î áèòâå. Î êîíêðåòíîé áèòâå  íî îäíîé èç. Î áèòâå «íå ïåðâîé, íå ïîñëåäíåé».
 È öèêë  çàêîëüöîâàí. Ïåðâîå ñòèõîòâîðåíèå íà÷èíàåòñÿ òàì, ãäå êîí÷àåòñÿ ïîñëåäíåå. 
 Ïîìíèòå? 
Òåïåðü òâîé ÷àñ íàñòàë.- Ìîëèñü!
Âñïîìíèëè? È ÷èòàéòå äàëüøå:
        Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
        È ìîåò áåðåãà.
        Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
        Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
        Åù¸ îäèí âîèí ì÷èòñÿ íà ìåñòî âå÷íîé áèòâû  íà Êóëèêîâî ïîëå. 
 Ïîñëåäóåì çà íèì. È ïðîñëåäèâ, êàê «ìåëüêàþò â¸ðñòû, êðó÷è…», óâèäèì, ÷òî åñëè â ïåðâîé ñòðîôå, ãäå «ñòîãà ãðóñòÿò»  ýòî åù¸ íàø ïåéçàæ (ïîìíèòå: «Åñòü â ðóññêîé ïðèðîäå óñòàëàÿ íåæíîñòü»), òî êîâûëüíàÿ ñòåïü  óæå ñòåïü íå ðóññêàÿ… Ïî êðàéíåé ìåðå â òàêîâîé îíà åù¸ íå áûëà â XIV âåêå.
 È äàâàéòå-êà ïðèñìîòðèìñÿ ê ýòîìó âîèíó.
Âî-ïåðâûõ, îí è ñàì  íå ðóññêèé. Îí  òàòàðèí. Ïîòîìó ÷òî ïóòü åãî  «ñòåïíîé». Ïîòîìó «òàòàðñêàÿ äðåâíÿÿ âîëÿ» ïðîíçèëà åãî ãðóäü. Ïîòîìó ÷òî, ïåðåïðàâèâøèñü ÷åðåç ïîãðàíè÷íóþ ðå÷êó, îí îãëÿíóëñÿ íà ðóññêóþ çåìëþ, âçäîõíóë:
        Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
        È ìîåò áåðåãà.
        Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
        Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
 âçäîõíóë è îòâåðíóëñÿ. È ïåðåä íèì  è «ïóòü  ñòåïíîé», è «ñòåïíàÿ äàëü», è «ñòåïíàÿ êîáûëèöà», è «ñòåïíîé äûì», ïåðåä íèì  ðîäèíà. Îí âåðíóëñÿ. Èç ýìèãðàöèè? Èçãíàíèÿ? Îáó÷åíèÿ? Ñëóæåíèÿ? îí âåðíóëñÿ! «è äûì îòå÷åñòâà íàì ñëàäîê è ïðèÿòåí». 
 È äëÿ íåãî íà÷èíàåòñÿ èñòèííàÿ æèçíü  «âå÷íûé áîé».
        Âî-âòîðûõ, âåðíóëñÿ îí íå îäèí. Ïóòü ñâîé îí íàçûâàåò «íàøèì». È íå ÿ «äîì÷óñü è îçàðþ êîñòðàìè», à ìû «äîì÷èìñÿ», ìû «îçàðèì êîñòðàìè». È «êîáûëèöà», êîòîðàÿ «ìí¸ò êîâûëü»  íå åãî. Îí ñìîòðèò íà íåå, îí âèäèò, êàê îíà «ëåòèò, ëåòèò»  ñî ñòîðîíû. Äà è êîáûëèöà â òå âðåìåíà  ñðåäñòâî ïåðåäâèæåíèÿ íå ìóæ÷èíû-âîèíà. Æåíùèíû. «Æåíû ìîåé». Ðóññêîé æåíû. Êîòîðàÿ ïîñëå ïåðåïðàâû ÷åðåç ãðàíèöó ñòàëà ïîñëåäíèì, ÷òî äëÿ íåãî îò Ðóñè îñòàëîñü, êîòîðóþ îí è íàçûâàåò: «Ðóñü ìîÿ». 
 Èòàê, ãåðîé ñòèõîòâîðåíèÿ  íå ñóìàñøåäøèé, ïðîêëàìèðóþùèé, ÷òî Ðóñü  åãî æåíà, îí ïðîñòî ëþáÿùèé: «òû äëÿ ìåíÿ  Ðóñü! Æåíà ìîÿ».
À âîò â ñëåäóþùåé ñòðîôå…
        Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
        Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
        È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
        ß íå áîþñü.
 …Ðóñü  ýòî óæå òåððèòîðèÿ, ñòðàíà. Ïîòîìó ÷òî îíà ïðîòèâîñòîèò äðóãèì ñòðàíàì, äðóãèì îáðàçàì æèçíè  å¸ «òîñêà áåçáðåæíàÿ» (êàê è å¸ «ëåíèâàÿ ãðóñòü») ïðîòèâîñòîèò êàê «ñòåïíîìó ïóòè», òàê è «çàðóáåæíîé ìãëå». Ïðè÷¸ì «ñòåïíîé ïóòü» ãåðîåì ñòèõîòâîðåíèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ è êàê âûõîä èç «òîñêè», è êàê çàùèòà îò «ìãëû». Ðóñü ýòîé ñòðîôû òà ñàìàÿ, ÷òî è:
  
        À íàä Ðóñüþ òèõèå çàðíèöû
        Êíÿçÿ ñòåðåãëè.
È åùå ðàç âåðí¸ìñÿ ê ýòîé çíàìåíèòîé ñòðîêå:
Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!
 «Æåíà ìîÿ». Ïî÷åìó  ñ çàãëàâíîé áóêâû? Òîëüêî ëè ïîòîìó, ÷òî îíà ïîñëå âîñêëèöàòåëüíîãî çíàêà? 
 Ïîìíèòå âî âòîðîì ñòèõîòâîðåíèè:
        Ïîìÿíè æ çà ðàííåþ îáåäíåé
        Ìèëà äðóãà, ñâåòëàÿ æåíà!
 Çäåñü áóêâà  ìàëåíüêàÿ. Òî åñòü õîòü æåíà è ñâåòëàÿ, íî îíà  íîðìàëüíàÿ, çåìíàÿ, çàêîííàÿ, âåí÷àííàÿ æåíà. È ãåðîé ãîòîâèòñÿ ê ñìåðòè. È îí ïîãèáíåò.
 À â òðåòüåì ñòèõîòâîðåíèè…
        È êîãäà, íàóòðî, òó÷åé ÷åðíîé
        Äâèíóëàñü îðäà,
        Áûë â ùèòå Òâîé ëèê íåðóêîòâîðíûé
        Ñâåòåë íàâñåãäà.
…ãåðîé íå òîëüêî âûæèë îí æå ðàññêàçûâàåò îá óæå ïðîøåäøåé áèòâå  íî è ïîáåäèë. Ïîáåäèë!  âåäü ðàññêàç âåä¸ò îí ñ ãîðäîñòüþ èñïîëíåííîãî äîëãà. À ïîáåäèë îí åù¸ è ïîòîìó, ÷òî ýòà Æåíà íå èç ãëèíû èëè ïëîòè.
«Òû» áóäåò ãåðîèíåé è ÷åòâåðòîãî ñòèõîòâîðåíèÿ:
Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…
Íî â í¸ì î ïîáåäå è ðå÷è íåò. Ïîòîìó ÷òî…
        È ÿ ñ âåêîâîþ òîñêîþ,
        Êàê âîëê ïîä óùåðáíîé ëóíîé,
        Íå çíàþ, ÷òî äåëàòü ñ ñîáîþ,
        Êóäà ìíå ëåòåòü çà òîáîé!
…ïîòîìó ÷òî «Òû» îáåðíóëîñü  «òîáîé», ïðîñòî æåíùèíîé, æåíîé, êîòîðàÿ… «…÷àñ íàñòàë è òû óøëà èç äîìó».
È åùå îäíî… åùå ðàç âñïîìíèòå áîãèíþ èç òðåòüåãî ñòèõîòâîðåíèÿ:
        È ñ òóìàíîì íàä Íåïðÿäâîé ñïÿùåé,
        Ïðÿìî íà ìåíÿ
        Òû ñîøëà…
È âñïîìíèòå, òó, ïðîñòóþ èç ÷åòâ¸ðòîãî:
        Îïÿòü çà òóìàííîé ðåêîþ
        Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…
À çäåñü?
Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!
Êàêàÿ áóêîâêà ïðÿ÷åòñÿ â ýòèõ ãðàììàòè÷åñêèõ õèòðîñïëåòåíèÿõ? Çàãëàâíàÿ? Ìàëåíüêàÿ? Âåäü õîòü æåíùèíà åù¸ ðÿäîì, õîòü îíà åù¸ ñîãëàñíà íà ñòåïíîé ïóòü, íà «âå÷íûé áîé», íî ïî÷åìó æå, ïî÷åìó æå óæå ïëà÷åò ñåðäöå?.. Íå ïîòîìó ëè, ÷òî âîçìîæíû îáà èñõîäà?
***
        Îïÿòü íàä ïîëåì Êóëèêîâûì
        Âçîøëà è ðàñòî÷èëàñü ìãëà…
        …Ñ ïîëóíî÷è òó÷åé âîçíîñèëàñü
        Êíÿæåñêàÿ ðàòü…
 …òó÷åé ÷åðíîé
        Äâèíóëàñü îðäà…
        …Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
        Çàêàò â êðîâè…
        …Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
        Ïðîíçèë íàì ãðóäü…
 Âîò êàêîâû äåêîðàöèè «âå÷íîãî áîÿ»: ñ ñåâåðà  ò¸ìíàÿ òó÷à êíÿæåñêîé ðàòè, ñ þãà  ò¸ìíàÿ òó÷à îðäû, ñ çàïàäà  çàðóáåæíàÿ òåìåíü è êðîâàâûé çàêàò, ñ âîñòîêà  äðåâíÿÿ ïàìÿòü î òàòàðñêèõ ñòðåëàõ, à íà ñàìîì ïîëå ìåæäó äâóìÿ îùåòèíèâøèìèñÿ ìå÷àìè àðìèÿìè  ìãëà è ìãëà, è ìãëà.
 È  äâîå. Ïðèãíóâøèåñÿ ê ãðèâàì êîíåé… Êóäà ì÷àòñÿ îíè ñêâîçü êðîâü, ïûëü, ñêâîçü îãíè è êîâûëü? Ïî÷åìó:
        Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
        È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…
 Áëåñíåò è… ïðîïàäåò? Íåóæåëè ýòîìó òàòàðèíó ñ åãî ðóññêîé æåíîé íåò äåëà äî åù¸ îäíîé ëþäñêîé áèòâû? Íåóæåëè ó íèõ  ñâîÿ äîëÿ, ñâîå ñëóæåíèå, ñâîé äîëã? 
 Íåóæåëè ïîáåäà íà Êóëèêîâîì ïîëå áóäåò çàâèñåòü ñîâñåì íå îò óäàðà Áîáðîêà?
 *
 *
 *
ïåðâûé ðàç Êóëèêîâî ïîëå ïîáëàçíèëîñü Áëîêó åùå îñåíüþ 1901 ãîäà, â ïåðèîä “Ñòèõîâ î Ïðåêðàñíîé Äàìå”:
17.* «Òû ñòðàñòíî æäåøü. Òåáÿ çîâóò »
                 Òû ñòðàñòíî æäåøü. Òåáÿ çîâóò, 
                 Íî ãîëîñà ìíå íå çíàêîìû,
                 Î÷àã îñòûë,  òåáå ïðèþò 
                 Ðîäíàÿ ñòåïü. Ëèøü â íåé òû  äîìà.
                 Òàì  âå÷åðåþùàÿ äàëü,
                 Òóìàíû, ïðèçðàêè, âèäåíüÿ,
                 Ìíå  áåñïîêîéñòâî è ïå÷àëü,
                 Òåáå  ïîêîé è ïðèìèðåíüå.
                 Î, æàëîê ÿ ïåðåä òîáîé!
                 Âñ¸ îáíèìàþ, âñåì âëàäåþ,
                 Õî÷ó âëàäåòü òîáîé îäíîé,
                 Íî íå ìîãó è íå óìåþ!
                 22 íîÿáðÿ 1901
è ðàç, ïðî÷èòàâ ýòî ñòèõîòâîðåíèå, ÿ íàøåë åùå îäíî ïðî÷òåíèå íàøåãî… Ýòî ìîíîëîã Ìàìàÿ. Ýòî Ìàìàé ãëÿäèò ñ Ïîëÿ ÷åðåç ðåêó è âèäèò Ðóñü:
        Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
                 È ìîåò áåðåãà.
        Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
                 Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
È îáðàùàåòñÿ ê íåé, êàê ê æåíùèíå, êîòîðóþ õî÷åò:
Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!..
êîòîðóþ õî÷åò âçÿòü. Ñäåëàòü æåíîé. Îí ïîíèìàåò, ÷òî ñ÷àñòüÿ ñ íåé åìó íå âèäàòü,
        …È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
                 Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
íî…
                 …  Äî áîëè
                 Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
        Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
                 Ïðîíçèë íàì ãðóäü.
È ïðåäñòàâëÿåò å¸ ñòåïíîé êîáûëèöåé:
         È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
                 Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
         Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
                 È ìíåò êîâûëü…
        È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
                 Îñòàíîâè!
        Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
                 Çàêàò â êðîâè!
        Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
                 Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
        Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
                 Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
  
 …íåîáóçäàííîé êîáûëèöåé.
ïðè äàííîì ïðî÷òåíèè ïðîïàäàåò ïðÿìàÿ çàêîëüöîâàííîñòü öèêëà, è ñþæåò ðàçâîðà÷èâàåòñÿ òàê:
 1. Ïðèáûòèå òàòàð (ìîíîëîã õàíà)
 2. Ïðèáûòèå ðóññêèõ (ìîíîëîã ïðîñòîãî âîèíà)
 3. Íî÷ü ïåðåä áèòâîé (ìîíîëîã ñâÿòîãî)
 4. Áèòâà (ìîíîëîã çàáûâøåãî Òåáÿ)
 5. ×åðåç âåêà îæèäàíèå íîâîé áèòâû (ìîíîëîã ðûöàðÿ èç Òàâåðíû / âèòÿçÿ áîãàòûðñêîé çàñòàâû)
Источник
На этой странице читайти стихи «На поле Куликовом» русского поэта Александра Блока, написанные в 1908 году.
1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь – стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы – ночной и зарубежной –
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
 Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
 7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути – горючий белый камень.
 За рекой – поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: “Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!”
Я – не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
 8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою,-
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
 14 июня 1908
4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
“Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!”
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
 31 июля 1908
5
 И мглою бед неотразимых
 Грядущий день заволокло.
 Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал.- Молись!
 23 декабря 1908
Александр Блок. Стихотворения и поэмы.
 Минск: Народная асвета, 1980.
Другие стихи Александра Блока
» На железной дороге
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая….
» На Островах
Вновь оснежённые колонны,
Елагин мост и два огня.
И голос женщины влюбленный.
И хруст песка и храп коня….
» На снежном костре
И взвился костер высокий
Над распятым на кресте.
Равнодушны, снежнооки,
Ходят ночи в высоте….
» Настигнутый метелью
Вьюга пела.
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты запрокинула голову в высь….
» Не доверяй своих дорог…
Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный….
» Не затем величал я себя паладином…
Не затем величал я себя паладином,
Не затем ведь и ты приходила ко мне,
Чтобы только рыдать над потухшим камином,
Чтобы только плясать при умершем огне!…
Александр Блок

Источник
