Блок и вечный бой покой нам только снится

Блок и вечный бой покой нам только снится thumbnail

Часть 1

Река рас­ки­ну­лась. Течет, гру­стит лениво
И моет берега.
Над скуд­ной гли­ной жел­того обрыва
В степи гру­стят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен дол­гий путь!
Наш путь — стре­лой татар­ской древ­ней воли
Прон­зил нам грудь.

Наш путь — степ­ной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ноч­ной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Оза­рим кострами
Степ­ную даль.
В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя
И хан­ской сабли сталь…

И веч­ный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степ­ная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мель­кают вер­сты, кручи…
Останови!
Идут, идут испу­ган­ные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степ­ная кобылица
Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над сте­пью в пол­ночь стали:
Не вер­нуться, не взгля­нуть назад.
За Непряд­вой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горю­чий белый камень.
За рекой — пога­ная орда.
Свет­лый стяг над нашими полками
Не взыг­рает больше никогда.

И, к земле скло­нив­шись головою,
Гово­рит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб неда­ром биться с татарвою,
За свя­тое дело мерт­вым лечь!»

Я — не пер­вый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за ран­нею обедней
Мила друга, свет­лая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В тем­ном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном тем­ным и зловещим,
Средь ноч­ных полей,
Слы­шал я Твой голос серд­цем вещим
В кри­ках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась
Кня­же­ская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голо­сила мать.

И, чертя круги, ноч­ные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клё­кот над татар­ским станом
Угро­жал бедой,
А Непрядва убра­лась туманом,
Что княжна фатой.

И с тума­ном над Непряд­вой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спуг­нув коня.

Сереб­ром волны блес­нула другу
На сталь­ном мече,
Осве­жила пыль­ную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Дви­ну­лась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Све­тел навсегда.

Часть 4

Опять с веко­вою тоскою
При­гну­лись к земле ковыли.
Опять за туман­ной рекою
Ты кли­чешь меня издали́…

Умча­лись, про­пали без вести
Степ­ных кобы­лиц табуны,
Раз­вя­заны дикие страсти
Под игом ущерб­ной луны.

И я с веко­вою тоскою,
Как волк под ущерб­ной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слу­шаю рокоты сечи
И труб­ные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широ­кий и тихий пожар.

Объ­ятый тос­кою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встре­ча­ются воль­ные тучи
Во мгли­стой ноч­ной вышине.

Взды­ма­ются свет­лые мысли
В рас­тер­зан­ном сердце моем,
И падают свет­лые мысли,
Сожжен­ные тем­ным огнем…

«Явись, мое див­ное диво!
Быть свет­лым меня научи!»
Взды­ма­ется кон­ская грива…
За вет­ром взы­вают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым
Взо­шла и рас­то­чи­лась мгла,
И, словно обла­ком суровым,
Гря­ду­щий день заволокла.

За тиши­ною непробудной,
За раз­ли­ва­ю­щейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно мол­ньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высо­ких и мятеж­ных дней!
Над вра­жьим ста­ном, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Неда­ром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

1908 г.

Источник

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Часть 4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока

Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).

Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.

В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».

Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.

В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.

В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»

Источник

       Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
       È ìîåò áåðåãà.
       Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
       Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.

       Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ! Äî áîëè
       Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
       Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
       Ïðîíçèë íàì ãðóäü.

       Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
       Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
       È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
       ß íå áîþñü.

       Ïóñòü íî÷ü. Äîì÷èìñÿ. Îçàðèì êîñòðàìè
       Ñòåïíóþ äàëü.
       Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
       È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…

       È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
       Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
       Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
       È ìíåò êîâûëü…

       È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
       Îñòàíîâè!
       Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
       Çàêàò â êðîâè!
       Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
       Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
       Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
       Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
7 èþíÿ 1908

Íó, âîò ìû è äîáðàëèñü äî ïåðâîãî ñòèõîòâîðåíèÿ. Ñàìîãî çíàìåíèòîãî. Ñàìîãî íåïîíÿòîãî.
 òîì, ÷òî åãî – ïåðâîå! – ÿ ÷èòàþ ïîñëåäíèì, îñîáîãî ïðîòèâîðå÷èÿ íåò.
Ïîìíèòå âî âòîðîì ñòèõîòâîðåíèè? –

       Çà Íåïðÿäâîé ëåáåäè êðè÷àëè,
       È îïÿòü, îïÿòü îíè êðè÷àò…

Ïîìíèòå â ÷åòâ¸ðòîì ñòèõîòâîðåíèè? –

       Îïÿòü ñ âåêîâîþ òîñêîþ
       Ïðèãíóëèñü ê çåìëå êîâûëè.
       Îïÿòü çà òóìàííîé ðåêîþ
       Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…

Ïîìíèòå â ïÿòîì ñòèõîòâîðåíèè? –

       Îïÿòü íàä ïîëåì Êóëèêîâûì
       Âçîøëà è ðàñòî÷èëàñü ìãëà,

Äà è â òðåòüåì… Â í¸ì íåò íè ñëîâà «îïÿòü», íè «ñíîâà». Íî â í¸ì ðå÷ü âîèíà, «ñâÿòîãî âîèíà», âñïîìèíàþùåãî î áèòâå. Î êîíêðåòíîé áèòâå – íî îäíîé èç. Î áèòâå «íå ïåðâîé, íå ïîñëåäíåé».

È öèêë – çàêîëüöîâàí. Ïåðâîå ñòèõîòâîðåíèå íà÷èíàåòñÿ òàì, ãäå êîí÷àåòñÿ ïîñëåäíåå.
Ïîìíèòå? –

       Òåïåðü òâîé ÷àñ íàñòàë.- Ìîëèñü!

Âñïîìíèëè? È ÷èòàéòå äàëüøå:

       Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
       È ìîåò áåðåãà.
       Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
       Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.

       Åù¸ îäèí âîèí ì÷èòñÿ íà ìåñòî âå÷íîé áèòâû – íà Êóëèêîâî ïîëå.
Ïîñëåäóåì çà íèì. È ïðîñëåäèâ, êàê «ìåëüêàþò â¸ðñòû, êðó÷è…», óâèäèì, ÷òî åñëè â ïåðâîé ñòðîôå, ãäå «ñòîãà ãðóñòÿò» – ýòî åù¸ íàø ïåéçàæ (ïîìíèòå: «Åñòü â ðóññêîé ïðèðîäå óñòàëàÿ íåæíîñòü»), òî êîâûëüíàÿ ñòåïü – óæå ñòåïü íå ðóññêàÿ… Ïî êðàéíåé ìåðå â òàêîâîé îíà åù¸ íå áûëà â XIV âåêå.
È äàâàéòå-êà ïðèñìîòðèìñÿ ê ýòîìó âîèíó.

       Âî-ïåðâûõ, îí è ñàì – íå ðóññêèé. Îí – òàòàðèí. Ïîòîìó ÷òî ïóòü åãî – «ñòåïíîé». Ïîòîìó «òàòàðñêàÿ äðåâíÿÿ âîëÿ» ïðîíçèëà åãî ãðóäü. Ïîòîìó ÷òî, ïåðåïðàâèâøèñü ÷åðåç ïîãðàíè÷íóþ ðå÷êó, îí îãëÿíóëñÿ íà ðóññêóþ çåìëþ, âçäîõíóë:

       Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
       È ìîåò áåðåãà.
       Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
       Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.

âçäîõíóë è îòâåðíóëñÿ. È ïåðåä íèì – è «ïóòü – ñòåïíîé», è «ñòåïíàÿ äàëü», è «ñòåïíàÿ êîáûëèöà», è «ñòåïíîé äûì», ïåðåä íèì – ðîäèíà. Îí âåðíóëñÿ. Èç ýìèãðàöèè? Èçãíàíèÿ? Îáó÷åíèÿ? Ñëóæåíèÿ?– îí âåðíóëñÿ! «è äûì îòå÷åñòâà íàì ñëàäîê è ïðèÿòåí».
È äëÿ íåãî íà÷èíàåòñÿ èñòèííàÿ æèçíü – «âå÷íûé áîé».

       Âî-âòîðûõ, âåðíóëñÿ îí íå îäèí. Ïóòü ñâîé îí íàçûâàåò «íàøèì». È íå ÿ «äîì÷óñü è îçàðþ êîñòðàìè», à ìû «äîì÷èìñÿ», ìû «îçàðèì êîñòðàìè». È «êîáûëèöà», êîòîðàÿ «ìí¸ò êîâûëü» – íå åãî. Îí ñìîòðèò íà íåå, îí âèäèò, êàê îíà «ëåòèò, ëåòèò» – ñî ñòîðîíû. Äà è êîáûëèöà â òå âðåìåíà – ñðåäñòâî ïåðåäâèæåíèÿ íå ìóæ÷èíû-âîèíà. Æåíùèíû. «Æåíû ìîåé». Ðóññêîé æåíû. Êîòîðàÿ ïîñëå ïåðåïðàâû ÷åðåç ãðàíèöó ñòàëà ïîñëåäíèì, ÷òî äëÿ íåãî îò Ðóñè îñòàëîñü, êîòîðóþ îí è íàçûâàåò: «Ðóñü ìîÿ».
Èòàê, ãåðîé ñòèõîòâîðåíèÿ – íå ñóìàñøåäøèé, ïðîêëàìèðóþùèé, ÷òî Ðóñü – åãî æåíà, îí ïðîñòî ëþáÿùèé: «òû äëÿ ìåíÿ – Ðóñü! Æåíà ìîÿ».

À âîò â ñëåäóþùåé ñòðîôå…

       Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
       Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
       È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
       ß íå áîþñü.

…Ðóñü – ýòî óæå òåððèòîðèÿ, ñòðàíà. Ïîòîìó ÷òî îíà ïðîòèâîñòîèò äðóãèì ñòðàíàì, äðóãèì îáðàçàì æèçíè – å¸ «òîñêà áåçáðåæíàÿ» (êàê è å¸ «ëåíèâàÿ ãðóñòü») ïðîòèâîñòîèò êàê «ñòåïíîìó ïóòè», òàê è «çàðóáåæíîé ìãëå». Ïðè÷¸ì «ñòåïíîé ïóòü» ãåðîåì ñòèõîòâîðåíèÿ ðàññìàòðèâàåòñÿ è êàê âûõîä èç «òîñêè», è êàê çàùèòà îò «ìãëû». Ðóñü ýòîé ñòðîôû òà ñàìàÿ, ÷òî è:
 
       À íàä Ðóñüþ òèõèå çàðíèöû
       Êíÿçÿ ñòåðåãëè.

È åùå ðàç âåðí¸ìñÿ ê ýòîé çíàìåíèòîé ñòðîêå:

       Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!

«Æåíà ìîÿ». Ïî÷åìó – ñ çàãëàâíîé áóêâû? Òîëüêî ëè ïîòîìó, ÷òî îíà ïîñëå âîñêëèöàòåëüíîãî çíàêà?
Ïîìíèòå âî âòîðîì ñòèõîòâîðåíèè:

       Ïîìÿíè æ çà ðàííåþ îáåäíåé
       Ìèëà äðóãà, ñâåòëàÿ æåíà!

Çäåñü áóêâà – ìàëåíüêàÿ. Òî åñòü õîòü æåíà è ñâåòëàÿ, íî îíà – íîðìàëüíàÿ, çåìíàÿ, çàêîííàÿ, âåí÷àííàÿ æåíà. È ãåðîé ãîòîâèòñÿ ê ñìåðòè. È îí ïîãèáíåò.
À â òðåòüåì ñòèõîòâîðåíèè…

       È êîãäà, íàóòðî, òó÷åé ÷åðíîé
       Äâèíóëàñü îðäà,
       Áûë â ùèòå Òâîé ëèê íåðóêîòâîðíûé
       Ñâåòåë íàâñåãäà.

…ãåðîé íå òîëüêî âûæèë– îí æå ðàññêàçûâàåò îá óæå ïðîøåäøåé áèòâå – íî è ïîáåäèë. Ïîáåäèë! – âåäü ðàññêàç âåä¸ò îí ñ ãîðäîñòüþ èñïîëíåííîãî äîëãà. À ïîáåäèë îí åù¸ è ïîòîìó, ÷òî ýòà Æåíà íå èç ãëèíû èëè ïëîòè.

«Òû» áóäåò ãåðîèíåé è ÷åòâåðòîãî ñòèõîòâîðåíèÿ:

       Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…

Íî â í¸ì î ïîáåäå è ðå÷è íåò. Ïîòîìó ÷òî…

       È ÿ ñ âåêîâîþ òîñêîþ,
       Êàê âîëê ïîä óùåðáíîé ëóíîé,
       Íå çíàþ, ÷òî äåëàòü ñ ñîáîþ,
       Êóäà ìíå ëåòåòü çà òîáîé!

…ïîòîìó ÷òî «Òû» îáåðíóëîñü – «òîáîé», ïðîñòî æåíùèíîé, æåíîé, êîòîðàÿ… «…÷àñ íàñòàë è òû óøëà èç äîìó».

È åùå îäíî… åùå ðàç âñïîìíèòå áîãèíþ èç òðåòüåãî ñòèõîòâîðåíèÿ:

       È ñ òóìàíîì íàä Íåïðÿäâîé ñïÿùåé,
       Ïðÿìî íà ìåíÿ
       Òû ñîøëà…

È âñïîìíèòå, òó, ïðîñòóþ èç ÷åòâ¸ðòîãî:

       Îïÿòü çà òóìàííîé ðåêîþ
       Òû êëè÷åøü ìåíÿ èçäàëè…

À çäåñü?

       Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!

       Êàêàÿ áóêîâêà ïðÿ÷åòñÿ â ýòèõ ãðàììàòè÷åñêèõ õèòðîñïëåòåíèÿõ? Çàãëàâíàÿ? Ìàëåíüêàÿ? Âåäü õîòü æåíùèíà åù¸ ðÿäîì, õîòü îíà åù¸ ñîãëàñíà íà ñòåïíîé ïóòü, íà «âå÷íûé áîé», íî ïî÷åìó æå, ïî÷åìó æå óæå ïëà÷åò ñåðäöå?.. Íå ïîòîìó ëè, ÷òî âîçìîæíû îáà èñõîäà?

***

       Îïÿòü íàä ïîëåì Êóëèêîâûì
       Âçîøëà è ðàñòî÷èëàñü ìãëà…

       …Ñ ïîëóíî÷è òó÷åé âîçíîñèëàñü
       Êíÿæåñêàÿ ðàòü…

…òó÷åé ÷åðíîé
       Äâèíóëàñü îðäà…

       …Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
       Çàêàò â êðîâè…

       …Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
       Ïðîíçèë íàì ãðóäü…

Âîò êàêîâû äåêîðàöèè «âå÷íîãî áîÿ»: ñ ñåâåðà – ò¸ìíàÿ òó÷à êíÿæåñêîé ðàòè, ñ þãà – ò¸ìíàÿ òó÷à îðäû, ñ çàïàäà – çàðóáåæíàÿ òåìåíü è êðîâàâûé çàêàò, ñ âîñòîêà – äðåâíÿÿ ïàìÿòü î òàòàðñêèõ ñòðåëàõ, à íà ñàìîì ïîëå ìåæäó äâóìÿ îùåòèíèâøèìèñÿ ìå÷àìè àðìèÿìè – ìãëà è ìãëà, è ìãëà.
È – äâîå. Ïðèãíóâøèåñÿ ê ãðèâàì êîíåé… Êóäà ì÷àòñÿ îíè ñêâîçü êðîâü, ïûëü, ñêâîçü îãíè è êîâûëü? Ïî÷åìó:

       Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
       È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…

Áëåñíåò è… ïðîïàäåò? Íåóæåëè ýòîìó òàòàðèíó ñ åãî ðóññêîé æåíîé íåò äåëà äî åù¸ îäíîé ëþäñêîé áèòâû? Íåóæåëè ó íèõ – ñâîÿ äîëÿ, ñâîå ñëóæåíèå, ñâîé äîëã?
Íåóæåëè ïîáåäà íà Êóëèêîâîì ïîëå áóäåò çàâèñåòü ñîâñåì íå îò óäàðà Áîáðîêà?

*
*
*

ïåðâûé ðàç Êóëèêîâî ïîëå ïîáëàçíèëîñü Áëîêó åùå îñåíüþ 1901 ãîäà, â ïåðèîä “Ñòèõîâ î Ïðåêðàñíîé Äàìå”:

17.* «Òû ñòðàñòíî æäåøü. Òåáÿ çîâóò…»

                Òû ñòðàñòíî æäåøü. Òåáÿ çîâóò, —
                Íî ãîëîñà ìíå íå çíàêîìû,
                Î÷àã îñòûë, — òåáå ïðèþò —
                Ðîäíàÿ ñòåïü. Ëèøü â íåé òû — äîìà.

                Òàì — âå÷åðåþùàÿ äàëü,
                Òóìàíû, ïðèçðàêè, âèäåíüÿ,
                Ìíå — áåñïîêîéñòâî è ïå÷àëü,
                Òåáå — ïîêîé è ïðèìèðåíüå.

                Î, æàëîê ÿ ïåðåä òîáîé!
                Âñ¸ îáíèìàþ, âñåì âëàäåþ,
                Õî÷ó âëàäåòü òîáîé îäíîé,
                Íî íå ìîãó è íå óìåþ!
                22 íîÿáðÿ 1901

è ðàç, ïðî÷èòàâ ýòî ñòèõîòâîðåíèå, ÿ íàøåë åùå îäíî ïðî÷òåíèå íàøåãî… Ýòî ìîíîëîã Ìàìàÿ. Ýòî Ìàìàé ãëÿäèò ñ Ïîëÿ ÷åðåç ðåêó è âèäèò Ðóñü:

       Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
                È ìîåò áåðåãà.
       Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
                Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.

È îáðàùàåòñÿ ê íåé, êàê ê æåíùèíå, êîòîðóþ õî÷åò:

        Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ!..

êîòîðóþ õî÷åò âçÿòü. Ñäåëàòü æåíîé. Îí ïîíèìàåò, ÷òî ñ÷àñòüÿ ñ íåé åìó íå âèäàòü,

       …È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
                Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…

íî…

                …  Äî áîëè
                Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
       Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
                Ïðîíçèë íàì ãðóäü.

 È ïðåäñòàâëÿåò å¸ ñòåïíîé êîáûëèöåé:

        È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
                Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
        Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
                È ìíåò êîâûëü…

       È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
                Îñòàíîâè!
       Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
                Çàêàò â êðîâè!
       Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
                Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
       Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
                Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
 
…íåîáóçäàííîé êîáûëèöåé.

ïðè äàííîì ïðî÷òåíèè ïðîïàäàåò ïðÿìàÿ çàêîëüöîâàííîñòü öèêëà, è ñþæåò ðàçâîðà÷èâàåòñÿ òàê:

1. Ïðèáûòèå òàòàð (ìîíîëîã õàíà)
2. Ïðèáûòèå ðóññêèõ (ìîíîëîã ïðîñòîãî âîèíà)
3. Íî÷ü ïåðåä áèòâîé (ìîíîëîã ñâÿòîãî)
4. Áèòâà (ìîíîëîã çàáûâøåãî Òåáÿ)
5. ×åðåç âåêà îæèäàíèå íîâîé áèòâû (ìîíîëîã ðûöàðÿ èç Òàâåðíû / âèòÿçÿ áîãàòûðñêîé çàñòàâû)

Источник

На этой странице читайти стихи «На поле Куликовом» русского поэта Александра Блока, написанные в 1908 году.

1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: “Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!”

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою,-
Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали

Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…

“Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!”
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
31 июля 1908

5

И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло.
Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908

Александр Блок. Стихотворения и поэмы.
Минск: Народная асвета, 1980.

Другие стихи Александра Блока

» На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая….

» На Островах

Вновь оснежённые колонны,
Елагин мост и два огня.
И голос женщины влюбленный.
И хруст песка и храп коня….

» На снежном костре

И взвился костер высокий
Над распятым на кресте.
Равнодушны, снежнооки,
Ходят ночи в высоте….

» Настигнутый метелью

Вьюга пела.
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты запрокинула голову в высь….

» Не доверяй своих дорог…

Не доверяй своих дорог
Толпе ласкателей несметной:
Они сломают твой чертог,
Погасят жертвенник заветный….

» Не затем величал я себя паладином…

Не затем величал я себя паладином,
Не затем ведь и ты приходила ко мне,
Чтобы только рыдать над потухшим камином,
Чтобы только плясать при умершем огне!…

Александр Блок

Александр Блок

Источник