Бессонница в литературе в стихах
Стихи
о бессоннице
АННА АХМАТОВА «БЕССОННИЦА» /Где-то кошки жалобно мяукают…/
Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю…
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой…
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?
1912
АЛЕКСАНДР ПУШКИН «СТИХИ, СОЧИНЁННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ» /Мне не спится, нет огня…/
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шёпот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
1830
АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ «БЕССОННИЦА» /Мебель трескается по ночам…/
Мебель трескается по ночам.
Где-то каплет из водопровода.
От вседневного груза плечам
В эту пору даётся свобода,
В эту пору даются вещам
Бессловесные души людские,
И слепые,
немые,
глухие
Разбредаются по этажам.
В эту пору часы городские
Шлют секунды
туда
и сюда,
И плетутся хромые,
кривые,
Подымаются в лифте живые,
Неживые
и полуживые,
Ждут в потёмках, где каплет вода,
Вынимают из сумок стаканы
И приплясывают, как цыганы,
За дверями стоят, как беда,
Свёрла медленно вводят в затворы
И сейчас оборвут провода.
Но скорее они – кредиторы,
И пришли навсегда, навсегда,
И счета принесли.
Невозможно
Воду в ступе, не спавши, толочь,
Невозможно заснуть, – так тревожна
Для покоя нам данная ночь.
1958
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ «БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи –
На головах царей божественная пена –
Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море чёрное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
ДАВИД САМОЙЛОВ «БЕССОННИЦА» /Я разлюбил себя. Тоскую…/
Я разлюбил себя. Тоскую
От неприязни к бытию.
Кляну и плоть свою людскую,
И душу бренную свою.
Когда-то погружался в сон
Я, словно в воду, бед не чая.
Теперь рассветный час встречаю,
Бессонницею обнесён.
Она стоит вокруг, стоглаза,
И сыплет в очи горсть песка.
От смутного её рассказа
На сердце смертная тоска.
И я не сплю — не от боязни,
Что утром не открою глаз.
Лишь чувством острой неприязни
К себе — встречаю ранний час.
1979
МАРИНА ЦВЕТАЕВА «ПОСЛЕ БЕССОННОЙ НОЧИ СЛАБЕЕТ ТЕЛО…»
(из цикла «Бессонница»)
После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, — ничьим.
В медленных жилах ещё занывают стрелы —
И улыбаешься людям, как серафим.
После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга — в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.
Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, — и от тёмной ночи
Только одно темнеет у нас — глаза.
19 июля 1916
АНДРЕЙ БЕЛЫЙ «БЕССОННИЦА» /Мы — безотчётные: безличною…/
Мы — безотчётные: безличною
Судьбой
Плодим
Великие вопросы;
И — безотличные — привычною
Гурьбой
Прозрачно
Носимся, как дым
От папиросы.
Невзрачно
Сложимся под пологом окна,
Над Майей месячной, над брошенною брызнью, —
Всего на миг один —
— (А ночь длинна-
Длинна!) —
Всего на миг один:
Сияющею жизнью.
Тень, тихий чернодум, выходит
Из угла,
Забродит
Мороком ответов;
Заводит —
Шорохи…
Мутительная мгла
Являет ворохи
Разбросанных предметов.
Из ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше строится насмешливою рожей…
Но время бросило свой безразличный крап.
Во всех различиях — всё то же, то же, то же.
И вот — стоят они, и вот — глядят они,
Как дозирающие очи,
Мои
Сомнением
Испорченные
Дни,
Мои
Томлением
Искорченные
Ночи…
1921, Москва, Больница
НИКОЛАЙ РУБЦОВ «БЕССОННИЦА» /Окно, светящееся чуть…/
Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть.
Но как пустынна эта комната!
Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,
Что не под этим ли окном,
Под запылённою картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною.
За мыслью мысль – какой-то бред,
За тенью тень – воспоминания,
Реальный звук, реальный свет
С трудом доходят до сознания.
И так раздумаешься вдруг,
И так всему придашь значение,
Что вместо радости – испуг,
А вместо отдыха – мучение…
1969
ФЁДОР ТЮТЧЕВ «БЕССОННИЦА» /Часов однообразный бой…/
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе природой целой,
Покинуты на нас самих;
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
<1829>
Источник
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по литературе: «Тема бессонницы в поэзии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема бессонницы в поэзии Презентация ученицы 11 «Б» класса гимназии № 405 Екатерины Куянец Учитель: Наталия Всеволодовна Дудкина Санкт-Петербург, 2015
2 слайд
Описание слайда:
Сочиняя на сон грядущий, или в его отсутствие, наши поэты использовали разные образы для описания бессонницы. Стараясь передать свои ощущения на бумаге, каждый из них описал бессонницу по-своему. Но несомненно интересным остается то, что такой недуг как бессонница оказался достоин внимания и оставил свой отпечаток в творчестве А.С. Пушкина, М. И. Цветаевой, А.А Ахматовой и многих других поэтов. Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю. Многие поэты и Золотого, и Серебряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждого её образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее.
3 слайд
Описание слайда:
«Звёздная ночь» – Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (нидерл. De sterrennacht) – картина нидерландского художника Винсента ван Гога, написанная им в июне 1889 года. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
4 слайд
Описание слайда:
А.С.Пушкин Знакомец милый и старинный, О сон, хранитель добрый мой! Где ты? Под кровлею пустынной Мне ложе стелет уж покой В безмолвной тишине ночной, Приди, задуй мою лампаду, Мои мечты благослови, До утра только дай отраду Моей мучительной любви. К МОРФЕЮ. Впервые напечатано в альманахе «Полярная звезда» за 1824 г. В лицейской редакции стихотворение называлось «К сну» и начиналось пятью отброшенными впоследствии стихами и другим порядком следующих за ними стихов: В остальном тексте Пушкин только заменил эпитет «грустный» на «страшный».
5 слайд
Описание слайда:
«Ирида и Морфей» – Пьер Нарцисс Герен Герен. «Ирида и Морфей», 1811 год Бог сновидений, Морфей может принимать любую форму и являться людям во сне. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Греки почти всегда изображали его в виде стройного юноши с небольшими крылышками на висках, однако на некоторых памятниках искусства он представляется в образе бородатого старца с цветком мака в руке. Морфей обязан следить за снами царей и героев. Главная роль Ириды – быть вестницей богов, поручения которых она разносит с быстротой ветра по земле, в морские глубины и даже в преисподнюю. Зевс посылает её с кубком набрать воды из Стикса.
6 слайд
Описание слайда:
«Стихи, сочиняются ночью во время бессонницы» Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня, Парки бабье лепетанье, Спящей ночи трепетанье, Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу… В стихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же старается разгадать её сущность. Выразительные, образные метафоры помогают Пушкину создать картину происходящего вокруг, а точнее – невидимого, но ощущаемого («Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»).
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Антон Дельвиг «К Морфею» Увы! ты изменил мне, Нескромный друг, Морфей! Один ты был свидетель Моих сокрытых чувств, И вздохов одиноких, И тайных сердца дум. Зачем же, как предатель, В видении ночном Святую тайну сердца Безмолвно ты открыл? <…> Дата написания: 1823 год. Стыдливость, ушла с рассветом , но ночь дала ответы на размышления автора.
9 слайд
Описание слайда:
Михаил Врубель.”Кровать” из цикла этюдов “Бессонница”, 1905.
10 слайд
Описание слайда:
Ф.И. Тютчев «Бессонница» Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья, Пророчески-прощальный глас? <…> Тютчев же утверждает: бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздно подойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвение неизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчева объясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь – это всего лишь миг, «одно мгновение».
11 слайд
Описание слайда:
А.А. Фет В полуночной тиши бессонницы моей Встают пред напряженным взором Былые божества, кумиры прежних дней, С их вызывающим укором. И снова я люблю, и снова я любим, Несусь вослед мечтам любимым, А сердце грешное томит меня своим Неправосудьем нестерпимым. <…> 3 января 1888
12 слайд
Описание слайда:
Джеймс Тимоти Глисон Джеймс Тимоти Глисон (22 ноября 1915 – 20 октября 2008) был одним из Австралии «из выдающихся художников». Он был также поэт, критик, писатель и куратор. Он сыграл значительную роль в австралийской художественной сцене, в том числе в обслуживании на борту в Национальной галерее Австралии.
13 слайд
Описание слайда:
О. Э. Мендельштам Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. <…> Картины, возникающие в воображении лирического героя, увлекают его и наводят на размышления. На мой взгляд, автор задумывается над тем, что же является смыслом жизни. В итоге он приходит к выводу, что все в жизни подчинено любви. Бессонница – причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.
14 слайд
Описание слайда:
Картина «Бессонница». Так как глаза героя закрыты, создаётся впечатление, что он всё-таки прибывает в состоянии сна. Неомодернизм
15 слайд
Описание слайда:
Анна Ахматова «Бессонница» Где-то кошки жалобно мяукают, Звук шагов я издали ловлю… Хорошо твои слова баюкают: Третий месяц я от них не сплю. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? Окна тканью белою завершены, Полумрак струится голубой… Или дальней вестью мы утешены? Отчего мне так легко с тобой?
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
М.И.Цветаева Из цикла «Бессонница» В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь. Есть черный тополь, и в окне – свет, Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым — бессонница. 17 июля 1916. Москва
18 слайд
Описание слайда:
И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет. Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь. Это путь одинокого человека в ночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому. Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: она принадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница была великой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новые стихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, что переполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут. Обвела мне глаза кольцом Теневым – бессонница. 17 июля 1916. Москва
19 слайд
Описание слайда:
«Одиночество» – Поль Дельво solitudeПоль Дельво (на французском языке: [dɛlvo] ; 23 сентября 1897 – 20 июля 1994 года) был бельгийский художник, связан с ссюрреализмом, известный своими картинами (обнаженные женщины).
20 слайд
Описание слайда:
Н.М.Рубцов «Бессоница» Окно, светящееся чуть. И редкий звук с ночного омута. Вот есть возможность отдохнуть… Но как пустынна эта комната! Мне странно кажется, что я Среди отжившего, минувшего, Как бы в каюте корабля, Бог весть когда и затонувшего, Никола́й Миха́йлович Рубцо́в (3 января 1936, село Емецк, Северный край – 19 января 1971, Вологда) – русский лирический поэт.
21 слайд
Описание слайда:
Что не под этим ли окном Под запыленною картиною Меня навек затянет сном, Как будто илом или тиною. За мыслью мысль – какой-то бред, За тенью тень – воспоминания, Реальный звук, реальный свет Едва доходят до сознания. И так раздумаешься вдруг, И так всему придашь значение, Что вместо радости – испуг, А вместо отдыха – мучение…
22 слайд
Описание слайда:
Давид Самойлов «Бессонница» Я разлюбил себя. Тоскую От неприязни к бытию. Кляну и плоть свою людскую, И душу бренную свою. Когда-то погружался в сон Я, словно в воду, бед не чая. Теперь рассветный час встречаю, Бессонницею обнесен. Она стоит вокруг, стоглаза, И сыплет в очи горсть песка. От смутного ее рассказа. Давид Самойлов русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов – поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт – Википедия
23 слайд
Описание слайда:
На сердце смертная тоска. И я не сплю – не от боязни, Что утром не открою глаз. Лишь чувством острой неприязни К себе – встречаю ранний час.
24 слайд
Описание слайда:
Источники https://slova.org.ru/ pishi-stihi.ru ru-poetry.ru https://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/su11.htm https://in-poetry.ru/topic-bessonniytsa.htmll
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Очень красивая творческая работа по литературе «Тема бессонницы в поэзии» выполнена Екатериной Куянец, ученицей 11б класса гимназии № 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н.В. Дудкиной.
Презентация представляет собой подборку стихотворений, темой которых является бессонница, подборка стихов сопровождается произведениями живописи и графики. Работа может быть использована на уроках литературы и в дополнительном образовании.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-154241
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Ñòèõè ïîýòîâ Ïðèäíåñòðîâüÿ
1. ÆÅÍÑÊÀß ÏÅÑÅÍÊÀ
Ïîëîâèíà ïåðâîãî íî÷è.
Ïîëîâèíà ëóíû â îêíå.
ß òåáÿ ëþáèëà íå î÷åíü.
Ïðîñòî ÷òî-òî ïðèñíèëîñü ìíå.
Íå äëÿ óìíûõ ñèëüíûå ÷óâñòâà.
Âîò è ìû, íå æåëàÿ ñòðàäàòü,
Òàê îñâîèëè ëæè èñêóññòâî,
×òî îñòàëàñü ëèøü òèøü äà ãëàäü.
Ìû æå çíàëè ýòè ïðè¸ìû
Íå îñòàòüñÿ è íå óéòè…
Ïîäñòåëèëè ñòîëüêî ñîëîìû,
×òî çàñòðÿëè íà ïîëïóòè.
ß ëþáèëà òåáÿ íå î÷åíü.
Ïîìíþ ðóêè òâîè êàê ë¸ä…
Íà çåìëå ñëåäîâ ìíîãîòî÷üÿ.
Ïîëîâèíà ïåðâîãî íî÷è.
×òî-òî ñîí íèêàê íå èä¸ò…
Ãåíðèåòòà ÑÎËÒÀÍÎÂÀ,
èç öèêëà ” Âñ¸ î òîì æå…”
https://www.stihi.ru/2013/03/29/11883
2. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Âåòðà òðåïàëè äåíü êîðîòêèé,
Ðàñêà÷èâàëè âå÷åð â ëîäêå
È, ðàñïàëÿÿñü ïîñòåïåííî,
Ñ ìîðñêîé âîëíû ñäóâàëè ïåíó.
Âñþ íî÷ü íàä ñíîì êðóæèëè ðèôìû,
Êàê íàä Êèëèìàíäæàðî ãðèôû,
È â ñíåã ñàäèëèñü ýòè ïòèöû,
Êàê çíàêè ÷¸ðíûå â ñòðàíèöó.
È ëèøü îäèí áûë ÷èñòî áåëûì,
È íà ïëå÷î ìî¸ ïðèñåë îí,
Íà ñíåæíîì ôîíå íåçàìåòíûé,
Îí íàçûâàëñÿ ãðèô «ñåêðåòíî».
Ñåêðåòíà ëåò ëåòÿùèõ ìåðà,
Äûì ïðÿ÷åò ïëàìÿ â ïàëüöàõ ñåðûõ,
Òàéêîì â îêíî âïëûâàåò îñåíü,
Òîñêó, êàê ìÿ÷, â ðóêå ïîäáðîñèâ.
Ìîë÷àò çðà÷êè âî âçãëÿäàõ ïîçäíèõ,
È ñòåêëåíååò â ë¸ãêèõ âîçäóõ,
È òîëüêî êðèê â ãðóäè êëîêî÷åò.
È òàéíà òàåò âìåñòå ñ íî÷üþ
Ãåíðèåòòà ÑÎËÒÀÍÎÂÀ, èç öèêëà ” Ïàìÿòü”,
https://www.stihi.ru/2009/08/16/519
3. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Íå ñïëþ. È ñ æàäíîñòüþ ëîâöà
Âíèìàþ ñóåòå è ðèòìó íî÷è.
Ìåëîäèÿ äîæäÿ áëåäíà è õîëîäíà.
Òîñêà äîñòàëà òàê, ÷òî íåòó ìî÷è.
Îêîííîå ñòåêëî çàñåðåáðèëîñü åëå-åëå.
Ìíå ÿâíî íå óñíóòü. Ïðèõîäèòñÿ âñòàâàòü.
È ãäå-òî äàëåêî óæ ïåòóõè ïðîïåëè…
Ïîéäó ê ðåêå ðàññâåò âñòðå÷àòü.
Àëåêñàíäð ÇÀÃÎÐÎÄÍÈÉ, ã. Ðûáíèöà,
https://www.stihi.ru/2004/07/09-926
4. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Íå ñïèòñÿ ìíå, à â òèøèíå
Ñòó÷àò ÷àñû: «Òèê-òàê, òèê-òàê!».
ß ÷òî-òî ñäåëàëà íå òàê.
Òèê-òàê, òèê-òàê, òèê-òàê, òèê-òàê
Ìíå íå âåðíóòü òåáÿ íèêàê
À ìíå áû áûòü ÷óòü-÷óòü óìíåå,
À, ìîæåò áûòü, ÷óòü-÷óòü ñëàáåå?
ß íå ñìîãëà ñåáÿ ñëîìàòü,
À íóæíî, èíîãäà, ïðîùàòü…
Òèê-òàê, òèê-òàê
òåïåðü äðóãàÿ
Òåáÿ ëþáèìûì íàçûâàåò,
Äðóãîé ïðèíîñèò ìíå öâåòû
Òåïåðü ÷óæèå ÿ è òû.
Òèê-òàê, òèê-òàê
×àñû, ãîäà
Ðàññòàëèñü ãëóïî. Íàâñåãäà.
Òàìàðà ÁÀÇÈËÅÂÑÊÀß,
https://www.stihi.ru/2010/08/15/3040
5. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
À ëþáèìûå ëèöà óâèäåëèñü ìíå
 î÷åðòàíèÿõ òó÷, â ë¸ãêèõ âûïëåñêàõ ñâåòà
 âå÷åðåþùåì íåáå, â çåìíîé ïîëóòüìå,
 ãðóñòè äàëüíåãî ëåñà, â ñîííîì ìàðåâå ëåòà,
Ïåðåñèëåííîé ÿâè óäàâëåííûé êðèê,
Êèíîëåíòîé ôðàãìåíòû ìîé âçãëÿä îñëåïëÿþò,
Âîçâðàùàåò ïðèðîäà ëþáèìûõ íà ìèã
È óñíóâøèå ÷óâñòâà âóëêàíîì âñêèïàþò.
Âèæó âñïîëîõè ãëàç, â íèõ ðîäíîå òåïëî
Íå êîñíóòüñÿ åãî, íå ñîãðåòüñÿ îò ñêàçîê
Íî ðèñóåò ïðèðîäà ãóáû, áðîâè, ÷åëî
 ñî÷åòàíèÿõ ÷óâñòâ è ôàíòàçèè êðàñîê.
Ýòî ÷óâñòâî è ìûñëü. Ïåðåõë¸ñòà ðàçðÿä,
ßâü è ñêàçêà, ãäå æèâû âñå äóøè, âñå ëèöà
ß îò ÿâè óñòàë. Íî â áåññîííèöå âçãëÿä
Âîçâðàùàåò ëèøü òåõ, êòî åù¸ âîçâðàòèòñÿ
Âàëåðèé ÎÂ×ÀÐÓÊ,
https://www.stihi.ru/2013/04/17/3294
6. ÇÍÎÉÍÀß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Íî÷ü… Ôîíàðü…
Áåññîííèöà çâîíàðü:
Ìûñëè êîëîêÎëÿò
Ðèôìàìè ãëàãîëþò.
Ìåñÿö… Òèøü…
À òû îïÿòü íå ñïèøü.
Áåñïîëåçíà ìÿòà
Ëåòî âèíîâàòî!
Íî÷ü… Áåç ñíà…
Êàê ÿáëîêî ëóíà:
Ñìîòðèò, èñêóøàåò…
Ìûñëüþ óïðàâëÿåò.
Ìûñëåé ðîé…
Ïîáóäü åù¸ ñî ìíîé.
Ýòîò çíîé ïðîêàçíèê…
Òû ìîé âå÷íûé ïðàçäíèê!
Íàòàëè ÑÀÌÎÍÈÉ,
https://www.stihi.ru/2011/03/25/604
7. À ËÈÂÅÍÜ ÌÛÑËÅÉ ÂѨ ÃÂÎÇÄÈÒ…
Ñíîâà íî÷ü. È äî çàðè îïÿòü íå ñïèòñÿ
Ìûñëåé áåñêîíå÷íîñòü âñ¸ ðîèòñÿ.
Ëèâåíü ñïîðùèê, õî÷åò äîñòó÷àòüñÿ:
Ó÷èò, êàê ïðîùàòü, à íå ïðîùàòüñÿ.
Ìîë÷à ñëóøàþ, à äîæäü âñ¸ ïðè÷èòàåò…
Áóäòî ìîëèò: “Òû ïðîñòè, âåäü Áîã ïðîùàåò.
Îòïóñòè ñâîþ ëþáîâü èç ïëåíà çëîñòè!”
…Òîëüêî â ïàìÿòè òîò äîæäü, ãäå ñòðóè-ãâîçäè.
Ëèâåíü ìûñëåé âñ¸ ãâîçäÈò, äóøà ðàñïÿòà…
Òû, óâû, ñ äóøîþ
Ïîíòèÿ Ïèëàòà.
Íàòàëè ÑÀÌÎÍÈÉ,
https://www.stihi.ru/2011/03/25/604
8. Î ÏÎÃÎÄÅ
Íåó¸ìíàÿ õàíäðà.
Íî÷ü. Íå ñïèòñÿ.
Ëèâåíü ëü¸ò, êàê èç âåäðà,
Íà ñòîëèöó.
Òåëèê ìåëåò åðóíäó
Î ïîãîäå
Òàê âñÿ æèçíü íà ìåëåäó
È óõîäèò.
Íà äóøå êîòû ñêðåáóò.
Áåñïîêîéíî.
Æäó, àâîñü, è ìíå äàäóò
Æèòü äîñòîéíî.
Ðàçìåíÿëè ðóáëü íà ñòî
Òðîåêðàòíî…
È íàäåþñü ÿ íà ÷òî?!
Íåïîíÿòíî.
Çàïëåòàþ ìûñëü â êîñó,
“Ãäå è ñ êåì ÿ?”
È æèâó, êàê ñû÷ â ëåñó,
×òî çà âðåìÿ?..
 òåìíîòå ëóíû ñâå÷à
Çàäðîæàëà.
Òåíü, î ïîìîùè êðè÷à,
Ïðîáåæàëà.
Äîæäü ïðîø¸ë. È âîò óæå
Çà îêîøêîì
Ñëûøåí âîé íà âèðàæå
Íåîòëîæêè.
Íèêîëàé ÀÍÒÎÍÎÂ,
https://www.stihi.ru/avtor/antonov63
https://www.stihi.ru/2011/05/18/2349
9. ÐÀÇÄÓÌÜÅ
Äóøíîþ íî÷üþ íå ñïèòñÿ.
Âçîð óñòðåìèâ â òåìíîòó,
Âèæó çíàêîìûå ëèöà
Òåõ, êòî øàãíóë çà ÷åðòó.
Æèçíè âëå÷¸ò êîëåñíèöó
Òðîéêà êðûëàòûõ êîíåé.
Îáëàêî ïûëè êðóæèòñÿ,
Íàì íå óãíàòüñÿ çà íåé.
Ìèã è ñî ñâèñòîì ïðîì÷àëàñü,
Ãëóøå ìàëèíîâûé çâîí.
Íåâäàëåêå ó ïðè÷àëà
Óæ ïîäæèäàåò Õàðîí.
¸ñíû ñ öâåòåíèåì áóéíûì,
Ëåòî ñ ïëîäàìè äîáðà,
Îñåíü ñ äîæä¸ì òèõîñòðóéíûì,
Êàæåòñÿ, áûëè â÷åðà.
Âîò è çèìà íà ïîðîãå,
Ïîñåðåáðèëà âèñêè,
Ñåðäöå çàáèëîñü â òðåâîãå
Îò íåó¸ìíîé òîñêè.
Âñ¸ õîðîøî âî Âñåëåííîé,
Åñëè á ðàçëàä íå áîëüøîé
Ìåæ îáîëî÷êîþ áðåííîé
È ìîëîäîþ äóøîé.
Çåðêàëî ïðàâäó âåùàåò:
Âü¸òñÿ ìîðùèíîê óçîð,
Ðîçû ëàíèò íå ïëåíÿþò,
Íåâûðàçèòåëåí âçîð.
Íåêîãäà ðåçâûå íîãè
È îò õîäüáû óñòàþò.
Íå óâëåêàþò äîðîãè,
Ñëàäîê äîìàøíèé óþò.
Òîëüêî äóøà âîçðàæàåò,
Èñòèíà ýòà íàâåê:
Òîò, êòî ñäà¸òñÿ, âåòøàåò,
Ñêó÷íûé è çëîé ÷åëîâåê.
Íàäî ëþáèòü, âîñõèùàòüñÿ,
×àøó èñïèòü âñþ, äî äíà,
È ñåäèíû íå áîÿòüñÿ
Ìóäðîñòè ïðèçíàê îíà.
Ìèð ìíîãîêðàñî÷åí, ÿðîê,
Áóäü ñ íèì â ñîãëàñüå, â ëþáâè,
Ãîäû ïðèìè êàê ïîäàðîê
È íå ïå÷àëüñÿ, æèâè!
Æàííà ÙÓÐ,
https://www.stihi.ru/2011/07/07/2726
10. ÑÒÐÀÍÈÖÀ, ÑÒÐÀÍÈÖÀ ÍÅ ÑÏÈÒÑß
Ñòðàíèöà, ñòðàííèöà
Íå ñïèòñÿ.
Ëóíà â íî÷íîì îêíå äâîèòñÿ,
Êîëåáëåòñÿ â òåïëå ñâå÷è
È äàðèò î÷åðòàíüÿ ëèöàì
Íà ïåðåïóòüå çâåçä èñêðèòñÿ
Êðûëîì èññèíÿ-÷åðíûì ïòèöà,
È âîò óæå ïî÷òè â ðóêå
Ïåðî îò ñòðàííèöû
È ìíèòñÿ: âñå ñáóäåòñÿ,
îñóùåñòâèòñÿ!
Êîëåáëåòñÿ â òåïëå ñâå÷è
Âÿçü ñëîâ ìîåé íî÷íîé
ñòðàíèöû.
Èðèíà ÌÀÐÈÍÎÂÀ,
ã. «Ïðèäíåñòðîâüå» îò 08.10.2009 ã.
11. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Ïîãëîùàåò íî÷è ìîíîëèò
Âðåìåíè ðàçìåðåííîãî áåã.
Ñâåò â îêíå åäèíñòâåííîì ãîðèò,
 òåìåíü äîëãî ñìîòðèò ÷åëîâåê.
Îò÷åãî-òî èìåííî ê íåìó
Âûäàëñÿ áåññîííèöû âèçèò.
È íèêòî íå çíàåò ïî÷åìó
Ýòîò ÷åëîâåê îïÿòü ãðóñòèò.
Ìîæåò, îí íà âðåìÿ çàíåìîã,
Ìó÷àåòñÿ èç-çà ïóñòÿêà.
Ìîæåò, ãðóñòü ñåãîäíÿ – ëèøü ïðåäëîã,
Âûñòðåëèòü ñòðîêîé íàâåðíÿêà.
À êîãäà âçîðâ¸òñÿ íåáîñâîä
Ñâåæåñòüþ îðàíæåâîé çàðè,
×åëîâåê íå÷àÿííî óñí¸ò,
È åìó ïðèñíÿòñÿ ñíåãèðè.
Àíäðåé ÁËÈÍÎÂ,
https://www.stihi.ru/avtor/byrevezstni
12. È ÇÀÊÎÍ×ÈÒÑß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Ïðèãîâîðû è íàãðàäó áåññîííèö
Ïðèíèìàþ, êàê àâàíñ è ðàñïëàòó,
Íå âîñòîðãè çà ðàñïåâàìè çâîííèö,
Íå èñòåðèêè êàíóíàìè äàòû.
È óïðÿìûå àòàêè áåññîííèö
Çà ãóäÿùèìè è òðóäíûìè äíÿìè
Ïî íàêàëó, ñëîâíî ñøèáêà äâóõ êîííèö,
Ñ èõ õðèïÿùèìè â ðàçáåãå êîíÿìè.
Íå áåñïëîäíû â¸ðñòû íî÷è áåññîííîé
Íå áåñöåëüíî îæèäàíèå óòðà,
Åñëè íåáî íàäî ìíîþ áåçäîííî,
Åñëè çâ¸çäû ñâåòÿò ÿñíî è ìóäðî.
È çàêîí÷èòñÿ áåññîííèöà ñòðî÷êîé,
Îòñòîÿâøåéñÿ, ïðîçðà÷íîé è âåðíîé,
Ñëîãîì ÷¸òêèì, áåçóïðå÷íûì è òî÷íûì,
Ãîíîðàðîì çà ãóäÿùèå íåðâû.
Àëëà ÌÅËÜÍÈ×ÓÊ,
https://www.stihi.ru/2018/10/07/2957
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ:
1. ÆÅÍÑÊÀß ÏÅÑÅÍÊÀ… Ãåíðèåòòà ÑÎËÒÀÍÎÂÀ
2. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Ãåíðèåòòà ÑÎËÒÀÍÎÂÀ
3. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Àëåêñàíäð ÇÀÃÎÐÎÄÍÈÉ, ã. Ðûáíèöà.
4. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Òàìàðà ÁÀÇÈËÅÂÑÊÀß, ã. Ðûáíèöà.
5. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ…Âàëåðèé ÎÂ×ÀÐÓÊ, ã.Òèðàñïîëü.
6. ÇÍÎÉÍÀß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Íàòàëè ÑÀÌÎÍÈÉ,ã.Òèðàñïîëü.
7. À ËÈÂÅÍÜ ÌÛÑËÅÉ ÂѨ ÃÂÎÇÄÈÒ… Íàòàëè ÑÀÌÎÍÈÉ, ã.Òèðàñïîëü.
8. Î ÏÎÃÎÄÅ… Íèêîëàé ÀÍÒÎÍÎÂ, ã.Òèðàñïîëü.
9. ÐÀÇÄÓÌÜÅ… Æàííà ÙÓÐ, ã. Ðûáíèöà.
10. ÑÒÐÀÍÈÖÀ, ÑÒÐÀÍÈÖÀ
ÍÅ ÑÏÈÒÑß… Èðèíà ÌÀÐÈÍÎÂÀ, ã.Òèðàñïîëü.
11. ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Àíäðåé ÁËÈÍÎÂ, ã.Ðûáíèöà.
12. È ÇÀÊÎÍ×ÈÒÑß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ… Àëëà ÌÅËÜÍÈ×ÓÊ, Òèðàñïîëü.
ÓÂÀÆÀÅÌÛÅ ÍÀØÈ ×ÈÒÀÒÅËÈ:
Ïîä êàæäûì ñòèõîòâîðåíèåì ðàçìåùåíà ññûëêà (åñëè óêàçàííûé àâòîð åñòü íà ÑÒÈÕÈ.ÐÓ):
êàêîå ïðîèçâåäåíèå ïðèøëîñü ïî äóøå – ïåðåõîäèòå ïî ññûëêå…
È óæå íà àâòîðñêîé ñòðàíèöå îñòàâëÿéòå îòêëèê.
ÈÇÎÁÐÀÆÅÍÈÅ:
Источник