Бессонница у детей комаровский

Бессонница у детей комаровский thumbnail

Авторы: Островерхова Анна

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.
Читайте также:  Самые действенные препараты от бессонницы

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

Читайте также:  Музыка для сна от бессонницы с легким гипнозом слушать женский голос

***

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Источник

опубликовано 17/08/2018 20:25
обновлено 08/01/2019
— Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни

Источник

  • Видео
  • Бессонница: как себе помочь…

post-cover

Узнайте из этого видео:

  • Какая бывает бессонница и что можно самостоятельно  предпринять
  • К чему может привести хроническая бессонница
  • Что такое циркадные ритмы и от чего зависит выработка мелатонина
  • «Похитители сна» и прочие неочевидные провокаторы бодрствования
  • Методы самопомощи: психологические и физические факторы
  • Что делать, если, несмотря на все предпринятые меры,  все же не удается заснуть

Оформите подписку, чтобы посмотреть полную версию

Вы уже подписчик? Авторизуйтесь

Комментарии

В

Виктория Барсук

18 декабря 2020, 22:48

Прекрасно засыпаю под аудиокниги и под ваши видео тоже 🙂

Е

Ермохина Екатерина Геннадьевна

19 ноября 2020, 12:31

Включаю мужу на ночь ваши видео, он очень быстро засыпает, потому что у вас очень приятный и классный голос) Кажется, я нашла метод борьбы с бессонницей…А то он не может заснуть до 2-3-х часов ночи, невозможно оторвать от работы) DevOps-engineer )

Д

Дарья Новосибирск

16 ноября 2020, 20:43

Доктор, большое спасибо за то, что так подробно всё разложили по полочкам!
У мужа была бессонница года два. Нервный период на работе. Переживания. Куча мыслей и не мог заснуть. Оказалось, что ему просто некому было высказаться. Т.е. он не хотел меня грузить проблемами на работе. Решили так: встречаемся и идём домой с работы вместе. По дороге обсуждаем всех козлов на работах, которые день испортили)) И как-то полегче засыпать стало)

T

Tatjana Ustinova

21 октября 2020, 17:01

Доктор, огромное спасибо! Так грамотно и умело “разложили по полочкам” этот вопрос – я восхищаюсь Вами и полностью согласна. Возьму на вооружение некоторые моменты.

Л

Лакотош Валерий Васильевич

20 октября 2020, 02:00

В обед ,после приема пищи, прилив не преодолимой силы ко сну, поспал час, хорошо чувствую, но вечером не могу заснуть, пробовал не спать, хожу разбитый до вечера.

К

Ксения Андреевна Маркова

14 сентября 2020, 10:47

Спасибо, доктор! и да, ваш тембр это действительно нечто очень успокаивающее)

А

Андрианов Никита Андреевич

25 августа 2020, 15:49

А мне говорили в детстве, что музыка при засыпании расшатывает нервную систему =)

Т

Трипалюк Ярослава Володимирівна

20 августа 2020, 19:10

А якщо навпаки – спати хочеться часто.

Л

Лариса Косинская

11 августа 2020, 13:17

Через какой период времени можно определить эффективно это или нет?

К

Коробчук Татьяна Сергеевна

02 декабря 2020, 23:04

Да, тоже интересует: сколько дней нужно повторять всё это для определения эффективности?

М

Минаева Елена

05 августа 2020, 17:42

Спасибо большое. Ещё бы хотелось услышать советы для людей с рваным графиком работы. С ночными сменами. Например, у меня 5-6 ночей в месяц. Как выравнивать график сна после ночных смен? И, Евгений Олегович, да – ваш голос удивительно успокаивающе действует, и часто использую ваши видео для засыпания. Поэтому поддерживаю – хорошо бы видео с какой-нибудь неинтересной научной тематикой.

И

Илья

17 августа 2020, 01:54

Да, редакция более чем успешно могла бы развивать вопросы Основ Безопасности Жизнедеятельности!)

Подпишитесь

и получайте наши новости и полезные материалы

Источник

Родители часто отмечают нарушение ночного отдыха у детей. Больше всего подвержены бессоннице малыши 4-7 лет. В результате нарушения сна страдают малыши, у которых сбивается распорядок. Родители выматываются, нервничают, раздражаются из-за недосыпания, усталости. Как поступить, если бессонница не редкое явление, а закономерность?

Опасность недосыпа у малышей

У новорожденных нет строгих норм бодрствования, отдыха. Взрослые считают, что отсутствие полноценного сна на протяжении нескольких часов не причинит вреда. Научно доказано, что регулярное не высыпание негативно сказывается на психическом здоровье.

Во время спячки в организме происходит синтез гормона “соматропина”. Он необходим для полноценного психического, умственного, физического развития младенца. Недостаточная продолжительность сновидений сопровождается снижением уровня гормона. Результат недостатка соматропина – задержка психического, умственного развития, недобор массы тела.

Опасность недосыпа у школьников

В период бодрствования нервная система постоянно напряжена. Бессонница не позволяет полноценно отдыхать, снимать нервное напряжение, полученное в течение дня. Это имеет пагубные последствия:

  • ответные реакции на внешние раздражители замедляются;
  • привычные действия совершаются инстинктивно, не анализируются;
  • нарушается память, внимание, тяжело протекает учеба;
  • ситуации, требующие от ребенка решительных действий, самостоятельных решений, пугают, вызывают оцепенение;
  • длительное недосыпание вызывает нарастание расстройства нервной системы. Нарушение проявляется в изменении поведения, плаксивости, раздражительности;
  • бессонница вызывает плохое общее самочувствие: головокружения, головные боли, отсутствие аппетита, слабость.

Нарушение биоритма, нехватка отдыха вызывают расстройства центральной нервной системы. Нередко отмечается развитие соматических заболеваний. Например, развивается парасомния – резкое пробуждение время ночных сновидений. Задача родителей – нормализовать режим, восстановить отдых.

Причины нарушения сна

Расстройство сновидений требует контроля, консультации специалиста, медикаментозной терапии. Для выбора перечня препаратов необходимо выявить провоцирующий фактор.

У деток разных возрастных категорий бессонница появляется по различным причинам. При назначении лекарственных препаратов требуется индивидуальный подход.

У грудничков и детей до 3 лет

У младенцев нерегулярный ночной сон объясняется незрелостью центральной нервной системы. Когда новорожденные детки хорошо кушают, пребывают в хорошем настроении, жизнерадостные, активные, но не отличают день от ночи – у них просто не сформирована ориентация во времени суток.

Если младенец капризный, раздражительный, отказывается от пищи, постоянно плачет, отдыхает гораздо меньше, чем бодрствует, причина бессонницы кроется в другом. Провоцирующих факторов может быть несколько. Факторы, вызывающие расстройство сна младенцев:

  • в помещении, где спит малыш душно, жарко, высокая, или наоборот, низкая влажность;
  • расстройству сновидений предшествовала перемена места жительства (производился ремонт, перестановка);
  • наличие громкого шума в помещении, не позволяющего спокойно засыпать;
  • яркое освещение в комнате;
  • нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (метеоризм, кишечные колики, вздутие живота);
  • опрелости доставляют дискомфорт, неприятные ощущения;
  • прорезывание зубиков вызывает болевые ощущения, сильный зуд, обильное слюнотечение;
  • простудные, вирусные заболевания лор – органов;
  • энцефалопатия.

Младенцы плохо спят и днем, и ночью.

Груднички плачут, капризничают, плохо кушают. Когда помимо расстройства сна отмечаются изменения поведения, обратитесь к доктору. Детским заболеваниям характерно скрытое, латентное течение. При отсутствии болезней причина расстройства сновидений кроется в другом. Возможно, малышу неудобно в кроватке, стесняет одежда, душное помещение, и т.д.

У деток постарше появляются другие причины недосыпания. Они умеют ходить, активно двигаются, изучая окружающее пространство, предметы. Объем новых знаний, умений увеличивается, увеличивается двигательная активность. Детки сильно устают за день физически и психологически. Физическая усталость наряду с эмоциональным напряжением не позволяет полноценно отдыхать. Малыши двух – трехлетнего возраста питаются теми же продуктами, что. Пищеварительный тракт тяжело перестраивается: отмечаются кишечные колики, боли в желудке.

Последнее кормление производится не позднее, чем за 2.5-3 часа до ночного отдыха. Ужин не обильный, не калорийный. После ужина исключите активные, подвижные, эмоциональные игры. Маленький человечек должен успокоиться, настроиться на отдых.

У дошколят

У деток дошкольного возраста нарушение сна происходит из-за развития фобий, страшных сновидений. Подобные явления происходят из-за напряженной работы голоного мозга. Малыши смотрят мультфильмы, слушают сказки, стихи, знакомятся с новыми людьми. Бессознательно поток информации сливается в единую массу. Появляются страшные сны, боязнь темноты. Малютки просыпаются, в испуге плачут, зовут взрослых.

Детки 3-7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения. Возрастает риск заболевания вирусными, простудными заболеваниями, гельминтозами. Развитие болезней сопровождается плохим общим самочувствием, дискомфортом, не позволяющим уснуть. Задача взрослых – немедленно реагировать при появлении первых симптомов, периодически сдавать обследоваться на наличие гельминтов.

Родители должны уделить внимание организации детского досуга. Не позволяйте малышам длительное время смотреть телевизор, исключите сказки, рассказы с отрицательными, страшными героями.

У школьников и подростков

У детей младшего школьного возраста причинами расстройства сна являются новые условия при поступлении в школу, к 8-9 годам отмечаются сложности адаптации в коллективе, окружающей среде.

Дети в возрасте десяти лет остро воспринимают неудачи. Они впадают в депрессию из-за ссор с одноклассниками, напряженной домашней обстановки. Утрата, потере домашнего питомца вызывает шквал негативных эмоций. Страх вызывают учителя, контрольные, показательные тестирования. К 12-ти годам у девочек происходит гормональная перестройка организма. Она негативно сказывается на качестве сна.

Вызывают бессонницу проблемы со здоровьем:

  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания щитовидной железы, эндокринной системы;
  • расстройства центральной нервной системы.

Чтобы избежать серьезных проблем проконсультируйтесь с доктором.

Подростковый возраст – период становления личности. В этом возрасте бессонницу провоцируют учебные нагрузки, экзамены, сложности взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, первая любовь, и т.д.

Подростки нуждаются в дружеской поддержке, заботе. Взрослым не стоит давить на детей. Поговорите с ними, поддержите. Допустимо употребление седативных травяных отваров, фито чаев. Если у подростка затяжная депрессия, резкие смены настроения, эмоциональные срывы, обратитесь к детскому психологу.

Лечение инсомнии усилиями родителей

Сформируйте распорядок малыша, придерживайтесь его. Определите время, продолжительность дневного отдыха. В первой половине дня организуйте активный досуг – играйте, читайте книги, посещайте развивающие занятия, ходите в гости. Ближе к вечеру ограничьте переедание, активную игровую деятельность. Малыш должен успокоиться, настроиться на отдых.

проводите больше времени на улице. Солнечные ванны нужны ребенку. Под действием солнечных лучей щитовидная железа синтезирует гормон, позволяющий ориентироваться во времени суток. По этому принципу строится фототерапия от бессонницы.

Ребенок не может уснуть, плохо спит из-за ощущения дискомфорта. Неудобная кровать, подушка, постельные принадлежности, одежда выполнены из материалов низкого качества. Ликвидация вышеперечисленных проблем вернет полноценный отдых.

Перед укладыванием спать подарите крошке позитивные эмоции – пожелайте приятных снов, поцелуйте. Родительская любовь и ласа успокаивает, избавляет от страхов.

Лечение бессонницы специалистами

Маленьким деткам медикаментозная терапия противопоказана. Успокоительные, снотворные, седативные средства малышам до трех лет не назначаются.

После 3-х лет допустимо применение препаратов легкого действия на растительной основе (Тенотен, Персен). Прием лекарственных средств осуществляется в соответствие с назначением врача. Подросткам назначаются седативные препараты на растительной основе курсами, длительность которых определяет специалист. Разрешена фитотерапия.

Комплексное лечение назначается, исходя из причин расстройства сна. При расстройствах центральной нервной системы назначается психотерапия. Пользуется успехом ароматерапия с использованием успокоительных трав. Назначается при условии отсутствия аллергии, индивидуальной непереносимости компонентов.

Таблица лекарственных средств от инсомнии для детей:

НаименованиеНеобходимость рецептаВозрастСтоимость
Капли Береш Плюсбольше 9 кг160-530 руб.
Дормикинддо 6.5 лет500-760 руб.
Глицинс 0 лет25-60 руб.
Корвалолс 0 лет100-130 руб.
Пассифлора-Эдас 111с 0 лет100-200 руб.
Магне Б-6с 1.5 лет430-680 руб.
Рескью Ремедис 1.5 лет750-1300 руб.
Персен ночнойс 13 лет250-650 руб.
Фитоседанс 13 лет45-85 руб.
Ново-пасситс 12 лет170-700 руб.
Пустырник фортес 13 лет45-220 руб.
Валерианас 12 лет13-200 руб.
Формула снас 13 лет300-630 руб.
Донормилс 16 лет220-440 руб.
Реслипс 16 лет300-350 руб.
Тенотен детскийс 3.5 лет280-370 руб.
Нотта-с 3.5 лет200-300 руб.
Баю байс 3 лет100-200 руб.
Дормиплантс 7 лет340-470 руб.
Валерианахельс 6 лет400-600 руб.
Нервохельс 3 лет300-500 руб.
Фенибут+с 9 лет65-460 руб.
Триттико+с 5 лет600-700 руб.
Тизерцин+с 14 лет180-330 руб.
Анвифен+с 3.5 лет180-600 руб.
Ноофен+с 8 лет900-1000 руб.
Сонапакс+с 5 лет270-640 руб.

Профилактические меры

Профилактика инсомнии заключается в соблюдении распорядка, полноценном питании, выполнения ритуалов погружения в сон. Ограничьте просмотр видео роликов, фильмов с участием отрицательных героев. Детям свойственно переносить негативные эмоции, плохих героев в реальность.

При наличии признаков психических, соматических заболеваний незамедлительно обратитесь к педиатру, выполняйте рекомендации. Выполнение врачебных назначений, устранение провоцирующих бессонницу факторов нормализует детский отдых.

Список использованной литературы:

  • Левин Я. И., Ковров Г. В. Некоторые современные подходы к терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2003. — № 4.
  • Котова О. В., Рябоконь И. В. Современные аспекты терапии инсомнии // Лечащий врач. — 2013. — № 5.
  • Т. И. Иванова, З. А. Кириллова, Л. Я. Рабичев. Бессонница (лечение и предупреждение). — М.: Медгиз, 1960. — 37 с.

Источник

Читайте также:  Нарушения метаболизма при бессоннице