Бессонница после клинической смерти

Бессонница после клинической смерти thumbnail

§ 9. Личностные изменения людей, побывавших в клинической фазе умирания

Читатель помнит, что я начал изложение результатов исследований Р. Моуди с рассказа о том, как он однажды встретил удивительно доброго и великодушного человека и узнал, что он дважды перенес клиническую смерть.

Оказывается, что глубокие изменения личности — одно из главных последствий пребывания человека в клинической фазе — наблюдались во всех тех случаях, о которых мы уже знаем. Если собранные Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс и другими исследователями данные достоверны (а мы не имеем оснований сомневаться в этом), то можно утверждать, что клиническая смерть и оживление человека приводят к глубокой психологической конверсии его личности.

В чем она, эта конверсия, выражается?

Опыт умирания и возрождения оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Эти люди чувствуют, что для них жизнь стала глубже и интереснее. Их теперь значительно больше интересуют философские вопросы, чем раньше. Отмечу, что так бывает вообще после психологических потрясений, потери близких, после глубоких фрустраций вообще. Клиническая смерть — крайняя форма экзистенциальной фрустрации — не могла не привести к значительным изменениям личности.

После оживления появляется также желание знать как можно больше, жажда знаний о мире и человеке. Некоторые начали понимать, что приобретение знаний — вечный процесс и следует учиться независимо от возраста.

Человек больше, чем раньше, размышляет о своей жизни, о том, что сделано и что еще предстоит сделать, как стоит жить дальше. Он начинает разбирать мотивы своих поступков, приобретает привычку как следует подумать перед тем, как действовать. Углубляется моральная оценка своих действий. Почти все пережившие опыт клинической смерти начинают больше, чем раньше, ценить жизнь, особенно ее духовные аспекты, разум. Поскольку во время клинической смерти физическое тело становится чем-то внешним и даже чужим, малоценным по сравнению с духом, такая установка сохраняется и после возвращения к земной жизни.

Одна женщина призналась: «До этого в моей жизни все было как раз наоборот. Мое основное внимание и главные интересы были сосредоточены на моем теле, а то, что происходит с моим разумом, меня как-то не занимало, — все шло само по себе. Но после того как это произошло, именно состояние моего разума стало основным предметом моих забот, и уже на втором месте забота о теле — оно просто нужно для поддержания разумной жизни. Тогда для меня не имело значения, — есть ли у меня тело или нет. Я не думала об этом. Самым главным для меня тогда был мой разум»[85].

Говоря «тогда» женщина имела в виду свое состояние вне тела в фазе клинической смерти.

Духовная обновленность — вот основное, новое ощущение этих людей. Появляется более тонкая и глубокая интуитивная способность понимания других людей. Один из них рассказал, что стал тоньше чувствовать, чем озабочены люди и как можно им помочь. Появляются даже элементы ясновидения.

Вот один такой пример опять из работы Р. Моуди: «После того как я переболел, я чувствую, что могу улавливать мысли и чувства людей. Я хорошо чувствую, когда человек чем-то обижен. Я часто могу понять, что человек хочет сказать еще до того, как он начинает говорить. Многие не поверят мне, но у меня было несколько действительно поразительных примеров. Однажды я был в компании и продемонстрировал свое умение. Несколько человек, которые до этого меня не знали, после этого встали и ушли. Они испугались, что я, наверное, колдун или что-нибудь в этом роде. Я не знаю, появилась ли у меня эта способность в тот момент, когда я был мертв, или это свойство было у меня и раньше, но как бы дремало, и я никогда не использовал его до того, как это со мной произошло»[86].

Научный подход к таким явлениям состоит в том, что потенциальные внутренние возможности, зачатки способности у человека были, но для их раскрытия и развития необходимые условия создались только под воздействием клинической фазы умирания. Но вопрос в том, каковы механизмы «раскрытия» этих потенциальных возможностей? Что происходит во время клинической смерти, что личность и ее способности претерпевают такие существенные изменения?

Поскольку мы уже начали обсуждать вопрос об изменениях интеллектуальных и других психических способностей после клинической смерти и оживления, приведем другой, очень впечатляющий пример, зафиксированный уже в другом месте и другими исследователями. Он хорошо подкрепляет выводы специалистов по психологической и медицинской танатологии.

37-летняя Юлия Федоровна Воробьева 3 марта 1978 года была поражена током высокого напряжения (380 вольт) и упала в бессознательном состоянии. Она работала крановщицей лесного склада шахты «Петровская» (Донецк, Украина). Ее считали мертвой и отвезли в морг. Об этом случае и о последовавших событиях рассказал собственный корреспондент «Известий» Н. Лисовенко («Известия», 15 июня 1987 года, № 166, в заметке «Вижу невидимое, или Что бывает в медицинской практике»). Вот некоторые отрывки из этого сообщения.

«В понедельник кто-то из преподавателей привел группу студентов в морг. И здесь обнаружилось, что женщина, считавшаяся умершей, жива… Один из студентов-практикантов взял хирургические инструменты… И вдруг брызнула кровь, женщина зашевелилась!»

Женщина была спасена, но стала инвалидом второй группы и страдала от ужасных головных болей.

«Во мне все переменилось, — говорит она. — За пол года я ни на минуту не уснула. Мозг отказывался служить, в нем все время что-то двигалось, вспыхивало, терзало каждую клеточку тела. Именно эта страшная боль сделала меня сострадательной к боли других».

Через 6 месяцев Ю. Ф. Воробьева заснула долгим и крепким сном и проснулась без головных болей. После этого она обнаружила в себе странные способности. Вот что она рассказала журналисту.

«Вышла я утром за хлебом в магазин. Добралась до автобусной остановки. Там женщина стояла. Подхожу к ней, и вдруг — ужас меня обуял: мне показалось, что я вижу внутренности этой женщины! Как изображение на экране телевизора…» — «Она стала видеть, — пишет Н. Лисовенко, — черно-фиолетовые лучи восходящего солнца, провалы почвы под дорожным асфальтом, и многое, многое другое. Мозг ее стал тончайшим „детектором“, способным улавливать самые разные „импульсы“ окружающего мира».

Она может смотреть на человека и сказать, что он ел, так как видит внутренние органы и их содержимое, в том числе желудок. Она успешно диагностирует болезни: ее глаза — своеобразный естественный эндоскоп. Врач С. Седлерова говорила: «Юлия Федоровна — человек уникальный. Она ставит диагноз самым запущенным больным. И ни разу, повторяю, ни разу не ошиблась».

А рассказ врача Ю. Эйжвертина свидетельствует о том, что дело не только в «эндоскопии»: по-видимому, у нее открылись и другие, более тонкие способы восприятия. Вот что сказал этот врач: «Воробьева — непревзойденный диагност. Она, не имея медицинского образования, изучила начала нашей пауки и свободно владеет медицинской терминологией. Лично мне она сказала, что зрение правого глаза слабее левого (раньше я этого и сам не знал), что я левым ухом слышу хуже (а я действительно во время занятий подводным плаванием перенес баротравму), точно определила и давление, которое я специально измерил накануне визита к ней. И все это было проделано в течение 5-10 секунд».

Это, конечно, фантастические способности!

Итак, по мнению специалистов, Воробьева, вследствие электротравмы, приобрела способность воспринимать инфракрасное излучение. Так определил врач профессор Л. Тараненко. Но я полагаю (исходя даже только из приведенных довольно скудных фактов), что раскрывшиеся в ней способности значительно шире. Появились особые сенсорные способности, это верно. Но ее следовало исследовать также для выяснения экстрасенсорных способностей. Сделано ли это? У нас, к сожалению, нет новых сведений.

Продолжим свой рассказ о том, какие личностные изменения происходят в людях, переживших клиническую смерть.

Самое глубокое изменение претерпевает отношение к смерти. Оно выражается в нескольких формах.

Во-первых, ослабевает или даже исчезает страх перед смертью, особенно у тех, кто раньше думал, что после смерти ничего нет.

Во-вторых, самоубийство эти люди считают недозволенным способом ухода из земной жизни. И это даже несмотря на новое знание о том, что процесс умирания не только не страшен, но даже приятен и манит человека. Мужчина после клинической смерти, признаваясь, что с раннего детства очень боялся умереть, говорил: «Но после этого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я больше пе чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли». Таких признаний сейчас уже очень много.

Подобные результаты получили и другие авторы. Например, американский психиатр P. Ноеш (R. Noyes) обследовал 215 пациентов и прокомментировал результаты своего общения с больными. Картина изменения отношения к вопросу о смерти у большинства людей, переживших near death, выглядит, по мнению автора, примерно следующим образом: имеет место значительное снижение страха перед лицом смерти; ощущение относительной неуязвимости; вера в то, что спасение — дар Бога или судьба; вера в долгую жизнь; осознание огромной ценности жизни. Некоторые религиозные больные говорили, что пережитое ими состояние укрепило их веру в существование загробной жизни[87].

Отсутствие страха перед смертью не приводит к готовности умереть прямо сейчас. Эта жизнь на земле тоже считается людьми, перенесшими клиническую смерть, желательной, но они не боятся ее конца, так как знают, что смерть не является концом жизни. Более того, сознание, психика умирающих как бы поднимается на более высокий уровень существования. Душа в значительной степени освобождается из «тюрьмы», из телесной организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Глава 6
Кризис умирания и его сопровождение

Если хочешь вынести жизнь, готовься к смерти.
З.

Посещения в момент умирания
В следующих примерах приведено описание околосмертного опыта двух детей, когда каждый из них решал вопрос о жизни и смерти в присутствии и при помощи удивительных существ, которые уверили детей, что у них есть выбор относительно жизни в этом

§ 3. Клиническая фаза умирания (продолжение)
После рассмотрения этого примера, заслуживающего того, чтобы над ним размышляли, продолжим наше знакомство с теми изменениями, которые происходят в организме человека в фазе его клинической смерти. Оказывается, что активность

Глава 6. Психические переживания человека в клинической фазе умирания
Как мы видели, во время клинической смерти человека еще нельзя считать умершим. В таком случае возникает естественный вопрос: а протекают ли в его психике какие-либо образные и мыслительные процессы?

§ 2. «Кривые умирания»
Заслуживает пристального внимания один любопытный факт, свидетельствующий о связи процессов умирания с состоянием психики и мозга в фазе ортодоксального (или «медленного»[103], как часто говорят) сна.О нем стоит говорить с самого начала, поскольку в

Визуализация в альфа-фазе
В своей альфа-фазе я чаще всего пребываю на моем любимом пляже на маленьком греческом острове. Мысленно я слышу мягкий и спокойный шепот морской волны, вдыхаю соленый воздух и ощущаю теплый песок под ногами. Меня окружает спокойствие.Это место

6.4.1. Группы ветеранов войн и их личностные изменения
Послебоевые личностные изменения комбатантов играют существенную роль в процессе их адаптации к условиям мирной жизни. Многолетние исследования J. F. Borus (1970–1980) позволили автору выделить по характеру реагирования три

Личностные изменения

Be the change you want to see
in the world.
Gandhi1
Постоянным преобразованиям подвергаются не только организации. Мы сами, наше тело, наши мысли, привычки и убеждения тоже находятся в постоянном движении. Большинство перемен протекают эволюционно, для нас практически

Изменения на фазе роста
Компания прошла фазу становления. Бизнес-модель более-менее устоялась. Стало увеличиваться число работающих сотрудников. Формируется базис организационной структуры. Более четко происходит разделение труда и растет специализация. Коммуникации

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления
Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Терапия во время умирания
Для специалиста, помогающего семье пережить смерть, важно знать структуру семьи, функциональную роль умирающего в семье и общий уровень жизненной адаптации. Попытка рассматривать все смерти с одинаковой колокольни может привести к промаху.

4. Переживание смерти и умирания
Трудно даже представить себе нечто такое, что более затрагивало бы всех нас вместе и каждого человека в отдельности, нежели смерть и умирание. В течение жизни каждому из нас приходится терять знакомых, друзей и близких и в конце концов

Навык умирания
Разнообразные традиции обучения через личное переживание, задействующие холотропные состояния сознания, показали себя важнейшими причинами, предопределяющими отношение к смерти и переживаниям при умирании. Все они включают в себя повторяющиеся

Источник

Последствия клинической смерти. Что это из себя представляет… Нам известны многочисленные случаи перенсённой клинической смерти людьми со всего света. Из рассказов этих людей становится известно, что им довелось пережить неординарные состояния «ухода» и последующего «возвращения». Некоторые, из переживших клиническую смерть вообще ничего не способны вспомнить самостоятельно, и возродить их воспоминания удаётся лишь погружением в транс. В любом случае, смерть оставляет неизгладимый отпечаток на сознании каждого индивидуума.
[more]
Из воспоминаний людей, переживших клиническую смерть, удаётся почерпнуть весьма интересную информацию. Чаще всего люди ведут себя замкнуто, пережив такое непростое испытание в их жизни. Кто-то при этом впадает в затяжную депрессию, а кто-то ведёт себя даже агрессивно, когда его пытаются расспросить о подробностях пережитого. В определенном смысле, каждый человек, испытывает явный дискомфорт, погружаясь в воспоминания о произошедшем.

Встретившаяся мне девушка перенесла клиническую смерть дважды. Что сразу можно было констатировать по её психическому состоянию, так это была явная утрата жизнерадостности, прослеживалась жёсткость и холодность в общении с окружающими. Нас просто разделяла некая чёрная пустота, но это не отражало её характера. Она просто представляла собой, после перенесённого, лишь какую-то телесную оболочку, осязаемую взглядом.

Самое поразительное кроется в том, что похожие ощущения от общения с перенёсшими клиническую смерть имеют непростую и весьма странную мало постижимую природу. Сами респонденты, «побывавшие на том свете», неохотно рассказывают о том, что тот, пережитый опыт, навсегда переменил их отношение к восприятию жизни. И изменение, скорее всего, происходило в худшую сторону.

Одна девушка поведала, что она помнит обо всём произошедшем и почти во всех малейших подробностях, но что на самом деле произошло, она так и не может полностью осознать. Одно только она признаёт, что, что-то «сломалось» внутри. Находясь в посттравматической депрессии восемь лет, ей приходится скрывать это состояние от окружающих. Оставаясь наедине, её одолевает такое удручающее состояние, что посещают мысли даже о суициде.

Воспоминание о том состоянии, в котором пришлось побывать, тянет до такой степени, что одолевает сожаление о том, что её вернули к жизни. Но, приходит осознание, что жизнь продолжается и завтра снова на работу, щёлкнув себя по лицу и отогнав сторонние мысли приходится жить с этим…

Пытаясь найти сострадание среди друзей, она пробовала делится своими впечатлениями и переживаниями, но ничего не получилось, окружающие так и не поняли или даже не пытались понять…

Она пробовала написать о своих переживаниях, но родителей прочтённые стихи повергли в шок, потому, что они обнаруживали лишь суицидальные порывы в этих творческих порывах. Поиски в жизни приятного и способного удерживать на этом свете оказалось так мало, что её одолевает сожаление за ту ошибку, что совершили медики, вернув к жизни вопреки, быть может воли и её желания.

Люди, перенесшие клиническую смерть, истинно преображаются, и, после перенесённого, относятся ко всему окружающему совершенно иначе. Близкие им люди становятся отстранёнными и чужыми. В домашней обстановке приходится приспосабливаться заново к доселе родной и привычной обстановке. В откровенных признаниях девушки, перенёсшей клиническую смерть, упоминалось о «матрице». В её представлении осталось впечатление о том, что «там» нет этой, бывшей привычной реальности. Только ты и никаких ощущений и размышлений, и с лёгкостью можно выбирать и отдавать предпочтение произвольной действительности.

Там так хорошо, как дома, а здесь оказывается нечто, вовсе не то, чтобы хотелось вернуться обратно, просто сюда «окликнули» и как насильно вернули. Пятикратное возвращение, по милости врачей и их стараниями, когда и первый уход из жизни был артефактом, достаточным для преодоления «точки невозврата». Однако, возвращение в иной мир, чем тот, что она покинула, вот во что превратилась реальность прежнего мира, которую пришлось осваивать заново, как переродившись.

Кого-то возвращение в совершенно другую реальность не ломает до такой степени, что остаются силы на борьбу для адаптации к чуждому миру. Как заметил психиатр Виноградов, многие, вернувшиеся из небытия, начинают смотреть на свою сущность в этом мире с позиции в стороннего наблюдателя, а жить продолжают словно роботы или зомби. Своё поведение, стараются копировать с окружающих, потому что так принято, однако не испытывают тех чувств ни от смеха, ни от плача, как окружающих, так и от своих, выжатых через силу или симулированных эмоций. Сострадание напрочь покидает их.

Не обязательно такие критические трансформации происходят с вернувшимися из клинической смерти, как рассказывал Р. Моуди, в собственной публикации «Жизнь после жизни». Люди подвергают переоценке свои взгляды на окружающий мир, устремляются к постижению более глубоких истин и больше сосредотачиваются на духовном восприятии мира.

Одно можно утверждать точно, что клиническая смерть, как переход в иную реальность, разделяет жизнь на периоды: «до» и «после». Оценить это однозначно, как положительное или отрицательное воздействие, которому подвергается человек после возврата и какое влияние на психику оказывает такое событие, очень сложно, если возможно. Требуется осмысление и детальное изучение того, что происходит с человеком и какие, еще не исследованные возможности ему открываются в постижении. И всё-таки больше говорят о том, что человек перенесший краткие присмертные приключения возвращается в душевном обновлении и прозрении, с такими не понятными для окружающих последствиями клинической смерти. Это состояние для всех, не испытавших подобного, является паранормальным явлением и чистой фантастикой безо всякого вымысла.

[url]https://planeta.moy.su/news/posledstvija_klinicheskoj_smerti_kakie_oni/2015-01-12-29221[/url]

Источник