Бессонница мысли о смерти
Ежевичный Раф
17 мая 2016 · 19,0 K
Космополит, агностик, искатель.
Спросите себя – испытывали ли Вы какой-то психологический или физический дискомфорт до рождения на свет? Ответ очевиден – нет. Поэтому нет никаких оснований полагать, что после смерти Вы будете их испытывать. Решайте лучше реальные проблемы реальной жизни. Будьте заняты.
Вопрос страха перед смертью находится в сфере религии. Мне помогло справиться с чувством страха понимание, что я вечная душа, а не тело. Подробнее можно почитать в книге “Наука самоосознания”.
Я утешаю себя древней мудростью : “Пока я живу, её нет, а когда она придёт, меня уже не будет”, и молюсь — “не сегодня!” Не страшно не быть — страшен болезненный процесс умирания, его надо будет как-то перетерпеть.
Язычник. Редактор сайта о язычестве кельтов · druidism.ru
1) Постоянно думаете о смерти и боитесь конца жизни – значит чего-то не сделали в своей жизни, и при этом сами еще толком не осознаете чего. Из жизни уходишь с легкостью, когда знаешь, что твоя жизнь прошла не зря (полагаю так и атеисты думают).
2) Смерть во сне, как многие считают, самая наилучшая.
3) Религия помогает. В частности множественные… Читать далее
Писатель! Композитор, художник, мастер-целитель. Учитель информатики, философ, р…
Тело – это колония микроорганизмов, синтезировавших себя из звёздной пыли и кусков планеты. Управляем мы им едва ли на 10%. Всё, что мы чувствуем, на самом деле всего лишь сигнал, передающийся от одного участка мозга к другому. Наше движение – это неосознанная работа нервной системы, активирующей выделение биоактивного вещества на поверхность… Читать далее
Люди,вы реально думаете об этом? Вам что,больше заняться нечем? Живите,радуйтесь и не заморачивайтесь. В… Читать дальше
Я хочу умереть. Без причины, просто изо дня в день думаю об этом. Не хочу жить, не хочу ничего, только смерти. Как справится?
Студент, будущий математик, программист, повар и просто фанат гугла
Не бойтесь обратиться к врачу-психотерапевту. Это совершенно не значит, что вы псих, это значит, что у вас есть проблема, вы ее осознали, и хотите вылечиться. Надеюсь, у вас это пройдет, и вы еще поймете, что есть множество причин, почему следует продолжать жить.
Прочитать ещё 2 ответа
Как побороть страх смерти? Почему даже в молодом возрасте он гложет. Невозможно работать.?
Студент МГУ, социолог, текстовый блогер, художник, модель, бритый бритвой…
Если страх смерти выходит за рамки обычного для человека осмотрительного поведения и инстинкта самосохранения, мешает работать, неотступно гложет, нужно обратиться к невропатологу и психологу, поскольку такого рода невроз уже не является нормальным, может развиться в фобию или серьезное расстройство и нуждается в лечении.
Прочитать ещё 4 ответа
Как перестать бояться смерти? Как принять ее неизбежность и бесконечное «ничего» после жизни и найти гармонию?
Если исторгнуть из рассматриваемого вопроса все религиозное и генетическое, и оставить лишь рассудительное и мыслительное, то можно прийти к выводу о том, что по своей сути смерть есть состояние небытия человека, в котором каждый из нас уже находился до момента своего рождения. Только представьте себе, что происходило до того, как вы появились на свет: строились огромные империи, велись кровопролитные войны и тысячи поколений сменяли друг друга.
Но вам ведь не было абсолютно никакого до этого дела. Вспомните, когда ваши родители рассказывали историю о том, как они совершенно случайно познакомилась. И что если бы не пошел тот теплый весенний дождь в конце апреля, то статный мужчина с черным зонтом, зовущийся ныне вашим отцом, никогда бы и не обратил внимания на промокающую девушку, что была краше самой весны и достойна лишь блаженных созерцателей.
Сомневаюсь что после услышанного вы бы вошли в состояние ужаса и долго бы размышляли о том, как же близко вы тогда были к перспективе никогда не существовать, и только случайное стечение обстоятельств “спасло” вас от этой “ужасающей” участи. И даже прочитав этот абзац, навряд-ли вы впадете в величайшую радость от осознания того, что все же родились, но могли никогда и не существовать в принципе. Скорее вы подумаете совершенно иное, что-то в духе: “Действительно, если бы не тот самый весенний дождь, то я бы и не обременял Землю своим существованием. Но мне абсолютно все равно на это, ведь я, в таком случае, никогда и не смог бы этого даже осознать, ибо моего сознания бы не было”.
Так вот, и после вашей смерти вы просто попадете в то же самое состояние, в котором уже когда-то пребывали, и пребывали целую вечность, столько, сколько существует вообще все материальное и нематериальное в мире, и уж значительно дольше того, чем живете сейчас. Вы, очевидно, не страшились этого до рождения, не боялись и при жизни, так почему то же самое явление, лишь переименованное в “смерть”, следует бояться теперь ? На Земле будут продолжать строиться и разрушаться государства, космические корабли будут бороздить просторы необъятного космоса, одни поколения еще несчетное множество раз будут сменять другие. Но все это будет заботить вас уже ровно настолько же, насколько в 5 веке заботило падение Западной Римской империи.
Прочитать ещё 26 ответов
Как забыть человека, который сделал больно, но ты все равно питаешь к нему теплые чувства? Как заглушить эти чувства разумом?
Не нужно боготворить этого человека. Нужно помнить, что счастье испытываемое от взаимной любви на самом деле внутри нас. Как оргазм это действие наших же гормонов и его можно испытывать с разными людьми, так и способность к психологическому оргазму влюбленности не теряется от расставания с конкретным человеком.
Боготворить нужно только Бога, а не людей. Настоящая любовь начинается только после свадьбы. До того это влюбленность, которая может перерасти в любовь, а может и не перерасти. Влюбленность, в отличие от любви, не имеет жизненно необходимой ценности. Если вы относитесь к влюбленности как к любви, это инфантилизм и зависимость.
Осознайте, что источник счастья в вашей жизни внутри вас, а не в другом человеке. Настоящая любовь это не возможность питаться чужой красотой, а радость дарить свою (имею ввиду не только красоту тела, но и души). А дарить что-либо приятно только если подарок нужен тому, кому вы его дарите.
Прочитать ещё 2 ответа
Источник
Терапевт: Михаил, как уснули вчера?
Клиент: Средне, я до 5 утра где-то сидел, потом лег спать и немного опять тревога накатила. Пара раз опять дернулся во время засыпания, но вроде как-то переборол это и уснул. Пробовал использовать способ, но не знаю помог он или просто тот факт что я лег в 5)
Т: Хорошо, что сумели побороть тревогу, отключить анализ или просто переключить внимание на что-то.
К: Не пойму почему это случается именно когда я ложусь в кровать, именно ночью. Днем я себя прекрасно чувствую по большей части
Т: Для психики очень полезно давать возможность отдохнуть
(ваш аналитических процесс подстёгивается тревогой, страхами, которые мешают адекватно воспринимать, адекватно оценивать и адекватно реагировать)
Нужно научиться давать психике отдых. Также как с мышцами – чередовать напряжение и расслабление.
Восстановление расслабления психики позитивно скажется на вас.
К: Но как её расслабить? Как отключать этот бесконечный анализ
Т: Вы уже говорили о том, что боялись ложиться спать, т.к. во вне вы не можете контролировать окружающую действительность.
Ваш страх – страх потери контроля. Почитайте об этом в книге Фрица Римана “Основные формы страха”
К: Но пока я лежу я ведь все контролирую. Ну кроме того, что вокруг темно и особо никуда не двинешься. Не знаю, или я просто боюсь погрузиться в эти мысли. Пока я чем-то занимаюсь отвлекаться от них не сложно, но стоит лечь и закрыть глаза и они атакуют со всех сторон
Т: Михаил, я предполагаю, что у вас сформировалась адаптация по типу личности с навязчивостями (у Римана есть глава об этом). Таких адаптаций несколько. Важно, чтобы все они были развиты в равных пропорциях. Но бывает так, что какая то адаптация становится доминирующей и человек реагирует только одним способом. Например, с помощью избыточного контроля.
Предлагаю продолжить работать над тем, чтобы ваш сон был полноценным, чтобы вы научились быстро засыпать и тогда ваша психика будет успевать отдыхать
К: Наверное из-за этого же я не сильно люблю всякое экстремальное… Даже те же аттракционы. Ты ничего не можешь контролировать в них и если станет страшно, то придется только ждать пока все закончиться. Неужели у других людей по другому
Т: С навязчивостями, с избыточным контролем, с избыточной тревожностью надо работать довольно долго, это не в рамках демо-консультации.
К: Хорошо, давайте работать над тем, над чем вы считаете нужным
Т: Михаил, у меня просьба – когда будем работать с образами, постарайтесь не отвлекаться на мысли “А вдруг….”, “А если….”. Для того, чтобы нам успеть получить результат.
Когда мы его получим, тогда обсудим ваши вопросы.
А пока просто доверьтесь мне и процессу терапии
К: Хорошо
Т: Представьте, что вы легли спать. Ещё не спите. И тут появляются “эти” мысли, которые пугают, не дают расслабиться.
Представьте как будто это происходит прямо сейчас….
Что чувствуете? Где это чувство в теле?
К: Напряжение. По всему телу наверное, но чаще отдает в ноги, начинает будто крутить немного и тревога в груди. Начинаю прислушиваться к стуку сердца, а оно у меня довольно сильно стучит когда лежу
Т: Вот это симптом в груди…. На что это похоже? С чем его можно сравнить?
К: С теплом, только с неприятным теплом. Может еще в горло отдавать. Как будто ком в горле
Т: Ком в горле и неприятное тепло в груди – это разные симптомы?
К: Сложно сказать, просто одно может перетекать в другое
Т: То есть сначала появляется неприятное тепло в груди, а потом оно подкатывает к горлу?
К: Да, но не всегда, может и не подкатить
Т: Вот это неприятное тепло в груди….. Какое оно по размеру?
К: Наверное раза в 2 больше сердца.
Если вот представить прям образ, это как будто какое-то желтое свечение, исходящее из сердца. Почему-то так представляется.
Но обычно я это не ассоциировал с этим, просто сейчас задумался
Т: Какой образ спонтанно пришёл, то и хорошо…..
Жёлтое свечение – цвет вроде позитивный, но вами воспринимается как неприятный.
К: Такая мерзкая грязная желтизна
Т: А этот образ неприятного тепла – какой он по плотности? Из чего сделан?
К: бесплотный, просто свечение. С такими острыми кончиками как будто
Т: Михаил, а симптом в ногах (как будто немного крутит) с чем можно было бы сравнить? На что это похоже?
К: Как когда температура. И кости ломит, не знаю как это назвать точно
Т: Вот эта ломота – с чем ассоциируется? Какой образ возникает спонтанно?
К: Может как будто веревками ноги обтягивает. Тоже жгучими, тоже неприятное тепло это. Только в ногах оно почему-то белое
Т: На один пустой стул высадите грязно-жёлтое неприятное свечение, которое имеет размер как 2 сердца. На второй пустой стул высадите жгучие верёвки
К: Хорошо
Т: Как относитесь к образу неприятного тепла? Что хочется с ним сделать?
К: Сейчас почему-то спокойно. Хочется убрать просто
Т: То есть оно вам не нужно?
К: Конечно
Т: Как относитесь к жгучим верёвкам?
К: Так же. Спокойно и хочется убрать
Т: Пересядьте в образ жгучих верёвок. Представьте себя ими.
Отвечайте из их образа первое что придёт в голову.
“Жгучие верёвки, как вы воздействуете на Михаила?”
К: Делаем ему некомфортно и беспокойно
Т: “А физическое воздействие какое?”
К: Сжимаем его ноги
Т: “А зачем вы сжимаете ему ноги?”
К: Чтобы ему было некомфортно
Т: “А зачем вы хотите, чтобы ему было некомфортно? Какая в этом цель?”
К: Просто так, это наша природа. Мы только для этого и существуем
Т: “Вы существуете для того, чтобы связывать? Ограничивать?”
К: Пожалуй, чтобы доставлять дискомфорт
Т: “Верёвки, как вы относитесь к Михаилу?”
К: Нейтрально
Т: “Верёвки, сколько вам лет?”
Первое, что пришло в голову…..
К: 12
Т: “А вы чьи? Кому принадлежите?”
К: Никому
Т: “Если нейтрально относитесь к Мише, то зачем тогда доставляете ему дискомфорт? Воспитываете его? Или для того, чтобы не давать ему слишком много свободы? Или что-то другое?”
К: Не знаю, мы просто существуем для этого и все
Т: Михаил, пересядьте на свой стул. Сколько вам сейчас лет?
К: 27
Т: Вспомните что происходило в вашей жизни, когда вам было 15 лет
К: Я поступил в техникум. Что еще… Трудно вспомнить. Естественно из-за того, что поступил с друзьями меньше общались тогда
Т: У вас проблемы с засыпанием были с самого детства?
В подростковом возрасте они усилились или остались такими же?
К: Бывали в детстве эпизоды, когда не хотел или боялся спать, но я думаю у всех детей так. Было такое что очень не хотел идти в школу
Т: Когда поступили в техникум тревога усилилась? Как складывались отношения с сокурсниками и с преподавателями?
К: И специально старался подольше не спать, чтобы не заснуть, потому что с утра надо было вставать и идти туда.
В техникуме… да нет, тогда не так сильно было, как сейчас.
Понятное дело это был стресс от нового окружения.
Но с однокурсниками в какой-то мере было получше чем в школе.
Они меня уважали что ли больше, чем одноклассники
Т: Учиться там нравилось? С удовольствием ходили в техникум?
К: Нет, никогда не нравилось учиться в принципе. Ну в плане школы, техникума. Это все казалось мучительной обязаловкой. Было может 1-2 интересных предметов и то я с большим удовольствием сидел бы дома или что-то еще чем на них ходить. Не чувствовал, что что-то из этого пригодится в жизни
Т: «И специально старался подольше не спать, чтобы не заснуть, потому что с утра надо было вставать и идти туда.» – Вот эту фразу не поняла. Поясните, пожалуйста, подробнее
К: Я не мог сидеть за компьютером потому что мама следила, чтобы я лежал спать. Я ложился и понимал, что чем дольше я не сплю, тем дольше нахожусь в этом моменте, когда не надо ничего делать, не знаю как объяснить. Нахожусь в моменте спокойствия, а не в моменте утреннего подъема. Тогда все-таки перед сном такой тревоги не было. И старался как можно дольше не уснуть. Тогда просто лежать было комфортнее чем вставать утром и бежать на учебу.
Сейчас мне наоборот нравятся утра намного больше чем вечера
Т: Михаил, у вас в школьный период была неуверенность в себе? Был комплекс неполноценности?
Почему не нравилось учиться?
К: Конечно. Я был толстым, в очках. Учиться не знаю, не давалось просто. Или не хотелось. Издевались надо мной периодически естественно, но вроде не так чтобы я был изгоем. Просто типа почему бы не поприкалываться над толстым периодически.
Сами уроки, ну не знаю опять таки я не видел в них смысла.
Никто не объяснял зачем математика, например.
Садись учи скучные числа
Т: Комплекс неполноценности есть у всех детей (потому что они маленькие и не могут соперничать и конкурировать со взрослыми людьми). Есть три способа “выхода” из комплекса неполноценности:
1) нормальная компенсация, когда ребёнок растёт и постепенно развивает свои способности и навыки, вырастает и становится хорошим специалистом, самореализуется в разных сферах
2) гиперкомпенсация – когда человек становится специалистом в узкой сфере (например, комплекс Наполеона – человек маленького роста стал великим полководцем)
3) уход в невроз
К: Ну у меня явно третий пункт)
Я так нигде и реализовался
Т: Вот “жгучие верёвки” нужны для того, чтобы не ходить в техникум, не учиться, не становиться классным специалистом. Уйти в невроз – и не надо учиться, работать, создавать семью, нести ответственность. Зато можно обвинять других и манипулировать другими.
Это, конечно, происходит неосознанно.
Вы ещё довольно молодой мужчина. Вполне есть время для самореализации
К: Ну, я на самом деле делал попытки самореализации. Просто часто теряю интерес к тому или иному. Сколько я всего перепробовал.
Стараюсь не опускать руки. Хотя уже очень много раз хотелось.
Ну и иногда конечно начинаю тонуть в самобичевании, но в итоге как-то выхожу из этого
Т: Именно интерес пропадает или что-то ещё мешает?
Например, не хватает знаний, образования….. Или легче свернуть в невроз, чем упираться?
К: Не знаю, каждый случай по-разному. Иногда да, кажется что не хватает знаний например, иногда просто упорства, чтобы делать что-то долгое время с минимальной отдачей
Т: Что в вашей жизни произойдёт, если невроза не будет?
Какой была бы ваша жизнь, если бы не было тревоги, страхов, навязчивых мыслей?
К: Легкой, свободной? Буду чувствовать, что двигаюсь в правильном направлении, будет уверенность
Т: А какое направление правильное? Куда двигаться? Вы знаете?
К: Правильное направление это когда развиваешься, не стагнируешь, когда есть цели в жизни и ты делаешь все, чтобы их добиться. Когда твоими достижениями восхищаются
Т: Так я и спрашиваю – какие у вас цели в жизни? В какую сторону пойдёт развитие?
А для кого эти достижения? От кого больше всего хочется получить похвалу?
К: Ну в том то и дело, что пока что целей нет. Или они слишком размытые, вроде “разбогатеть”. Достижения? Да не знаю, от окружения. Например когда я похудел было чертовски приятно слышать что вот нифига себе
Т: Может быть “жгучие верёвки” помогают вам никуда не двигаться, потому что нет чётких целей и желаний?
“Разбогатеть” – это уже следствие реализации целей, а не самоцель
К: Может быть. Не знаю, правда. Трудно ставить какие-то цели, когда все цели, которые ты ставил проваливаются
Т: Михаил, у вас есть чувство недовольства собой? Бывает иногда злость, ненависть к себе?
К: Конечно
Т: Бывает, что человек не принимает какую-то часть своей личности (ненавидит себе, презирает за трусость, неудачливость и т.д.). Чем больше он отвергает эту часть личности, тем больше они стремиться к нему. То есть чем больше давление, тем больше противодействие.
Возникает довольно сильный конфликт и вот такая проблема: когда какая-то часть личности является отвергнутой, то она нам как бы недоступна для изменений.
Чтобы произошли в ней изменения, она сначала должна быть нами принята. И тогда изменения будут возможны.
Понимаете?
К: Но как можно принять то, что ты неудачник, например. Или трус
Т: Но ведь первопричина этих проблем лежит глубоко в детстве, когда вы не могли что-то изменить, но бессознательное всё запомнило. И теперь оно влияет на ваше восприятие, реакцию, понимание и т.д.
Страхи, тревога у вас скорее всего появились, когда мама была в положении (в этот период есть психологическая толерантность, то есть нет психологических границ между мамой и плодом. Ребёнок чувствует всё то, что чувствует мама).
Или в первый год жизни, когда мама очень тревожилась за вас, опекала.
Позднее, когда надо было приучать вас к самостоятельности, мама скорее всего опять же из-за своих страхов старалась уберечь, оградить и т.д.
Под действием маминых предписаний “Ты ещё маленький, слабенький, ты не сможешь, дай я сама сделаю” у ребёнка появляется неуверенность в себе.
Возможно, у вас с мамой был симбиоз, который не способствовал развитию вашей самостоятельности.
Или я ошибаюсь?
К: Но ведь это детство существовало, и от него никуда не деться. Да опекала, безусловно
Т: Да, первопричины современных проблем родом из детства. Но их можно проработать, если есть такое желание.
Например, эмоциональную зависимость от мамы.
Какие у вас сейчас с ней отношения?
К: Сложные. Я съезжал на полгода но в итоге пришлось вернуться. Сейчас живу с ней опять.
Т: А почему пришлось вернуться?
К: С деньгами проблемы
Т: Михаил, мама пытается вас контролировать и опекать до сих пор? Из-за чего сложные отношения с ней?
К: Да, пытается. Даже съехать было невероятно трудно, она отговаривала, обижалась
Т: Вас злит, когда она пытается опекать? Хочется самостоятельности?
К: Да, конечно, из-за этого и съехал. НО немного не рассчитал.
Часто считает, что знает как лучше
Т: Типа “Живи моим умом, я лучше знаю”?
К: Да, примерно так. Мое мнение редко учитывается
Т: По сути дела это родительское предписание “Ты ещё маленький, у тебя не получится”.
Что вы чувствуете, когда она так говорит, когда не учитывается ваше мнение?
К: Да, я чувствую, что если так делать то конечно ничего не получиться. Я понимаю, что в жизни мне всегда давали мало самостоятельности и иногда из-за этого даже обычные бытовые задачи могут ступор вызвать, когда нужно прям самому все сделать
Т: Пытаетесь отстаивать своё мнение? Делаете всё равно по-своему?
К: Да, конечно, в большинстве случаев
Т: Мама обижается?
К: Иногда да. Иногда и я чувствую какую-то вину за то, что сделаю так или иначе. Кажется, что я ей много чего должен
Т: Как раз хотела спросить про чувство вины и чувство долга.
Как думаете, мама иногда подпитывает у вас это чувство вины?
К: Я просто понимаю, как ей наверное тяжело было меня растить и все вот это, без отца. Да, бывает подпитывает. Когда я жил сам и приходил домой это вообще скорбный дом был. “Останься еще, что тебе там делать”
Т: Очень часто матери подпитывают чувство вины у своих детей (даже, если была полная семья) для того, чтобы ими можно было бы управлять и манипулировать. Это обычная практика, желание удержать рядом с собой, желание, чтобы ребёнок жил жизнью мамы, а не своей жизнью.
Бывает, что мама живёт жизнью ребёнка, т.к. не имеет другого смысла жизни, не имеет своей личной жизни, остаётся в симбиозе с ребенком.
Если ребёнок боится психологически сепарироваться от матери, а мать заинтересована в том, чтобы он не покидал её, то ребёнок живёт как бы в коконе (не столько сам развивается, сколько усиливает психологические защиты, “наращивает стенки кокона”.
Но я думаю, что это не ваш случай.
Но психологическая сепарация у вас всё же, как мне кажется, произошла не полностью.
К: Нет, я точно хочу сепарироваться. Но чувствую вину когда об этом думаю. Как будто я её покину и у нее и правда не останется больше радости в жизни
Т: Михаил, это надо будет проработать, т.к. это мешает вам становиться самостоятельным. Кроме того, это может являться причиной психосоматики.
После проработки, ваши отношения с мамой улучшаться. Вы ведь не бросаете её, будете ей помогать. Ей будет спокойнее осознавать, что вы стали самостоятельным, успешным, что можете материально обеспечить себя, свою будущую семью, да ещё и маме помочь.
Вы не несёте ответственность за то, что мама не может пока найти другой смысл жизни, что не знает, как ещё можно себя реализовать, что у неё мало друзей и увлечений. Пусть решает свои проблемы. Пусть обращается за помощью к психологу.
К: Ну вот, я хочу стать успешным и помогать ей, обеспечить ей хорошую жизнь, но пока что не выходит.
Т: Михаил, так и психологических проблем много. И они возникли не без маминого участия. Понятно, что она не хотела возникновения этих проблем, как и все мамы. Но ведь нас в школе не учат такому важному предмету “Как избавиться от негативных переживаний”, а учат многому тому, что, как вы справедливо заметили, в жизни не пригождается
К: Да, понимаю. Надо что-то с этим всем делать
Т: Надо с этим работать.
Будем заканчивать занятие.
Не успели поработать с образом “жёлтого неприятного тепла”. Но вот образ “жгучих верёвок” позволил выявить несколько психологических проблем.
Михаил, я напишу комментарий по двух нашим занятиям, а потом мы решим чему посвятить третье занятие.
Хорошо?
К: Хорошо, спасибо большое
Источник