Бессонница мандельштам о чем

Бессонница мандельштам о чем thumbnail

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7. Всего получено оценок: 40.

Источник

Творческий процесс поэта Осипа Эмильевича Мандельштама крайне неоднозначен. Он делится на несколько этапов, по структуре и настрою, которые кардинально отличаются между собой. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» было написано в ранние годы его деятельности и пропитано неким романтизмом.

История создания

«Бессонница…» была написана в конце лета 1915 года. И издано впервые в следующей по счёту публикации сборника Мандельштама «Камень». Существует две версии того, как было создано это стихотворение. Первая и не очень популярная рассказывает о том, что Осип Эмильевич в те годы интересовался античной литературой и был ярым поклонником древнегреческих авторов.

Другая же, более популярная, передаёт мнение его близких друзей. Они считали, что лирика навеяна поездкой Мандельштама в Коктебель, в дом его старого друга, Максимилиана Волошина (там же отдыхали сёстры Цветаевы и Алексей Толстой). Там Осипу показали часть старого судна, которое могло быть построено ещё в средневековые времена.

Жанр, направление, размер

Стихотворение писалось шестистопным ямбом с добавлением пиррихия. Рифмовка является кольцевой, где женская попеременно чередуется с мужской.

Направление, в рамках которого развивался творческий гений Мандельштама, называется «акмеизм». С точки зрения литературной теории, это явление правильно называть течением, так как оно не настолько крупное и масштабное, как, например, реализм или классицизм. Поэт-акмеист предпочитает не отвлеченные образы-символы, а вполне конкретные и понятные всем художественные образы, метафоры и аллегории. Он пишет приземленно, не используя зауми и сложных философских понятий.

Жанр – лирическое стихотворение.

Композиция

Новизна стихотворения определяется его построением. Трёхступенчатая композиция отражает путь, преодолеваемый лирическим героем в его размышлениях.

  1. Первый катрен – это завязка сюжета. Герой пытается уснуть, и вот, длинный список из ахейских кораблей в воображении героя превращается в «журавлиный поезд», стремящийся вдаль.
  2. Автор задаётся вопросом: куда, и зачем они плывут? Пытаясь ответить на этот вопрос во втором катрене, Мандельштам задаётся ещё более серьезными вопросами, вспоминая сюжет античной поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война, унесшая жизни сотен героев.
  3. Стихотворение заканчивается строкой, передающей душевное состояние лирического героя. Море шумит и гремит. Но, стоит предположить (учитывая, что произведение писалось в Коктебеле), что под эти звуки ночного, тёмного моря он, наконец, засыпает.

Образы и символы

Все образы и символы взяты автором из античной поэмы Гомера «Илиада». В ней речь идет о споре олимпийских богинь, которые не позвали на пир богиню раздора. В порыве мести она поссорила трех женщин из божественного пантеона (Геру, Афродиту и Афину), бросив на стол одно золотое яблоко, предназначенное прекраснейшей из них. Дамы направились к Парису (троянскому царевичу), самому прекрасному юноше на земле, чтобы он рассудил их. Каждая предложила свой дар в качестве взятки, но Парис выбрал предложение Афродиты – любовь самой красивой женщины на свете, Елены, супруги ахейского царя. Мужчина выкрал избранницу, и тогда ее муж вместе с войсками других правителей отправился на поиски. Ахейцы не стерпели позора и объявили войну Трое, которая пала в борьбе, но очень мужественно сопротивлялась.

  • Список кораблей – длинное и однообразное перечисление, которое древнегреческий поэт Гомер добавил в свою поэму «Илиада». Именно столько судов отправилось на покорение Трои. Автор считал их, чтобы уснуть, ведь его сердце тоже околдовано любовью, он никак не может найти покой.
  • Божественная пена – это отсылка к появлению Афродиты, богини любви. Она вышла на берег из морской пены, являющейся в данном случае символом влюбленности.
  • Елена Троянская – женщина, из-за любви к которой полегли войска обеих сторон. Ахейцам не нужны были земли и власть, они пришли по зову сердца.
  • Противопоставление поэтического голоса Гомера и моря нужно для того, чтобы показать тщетность усилий лирического героя. Что бы он ни делал, ему не забыть собственного томления сердца, ведь все движется любовью. Море в данном случае – вольная стихия, возвращающая автора в настоящее время, в реальность, где его тоже терзает чувство.

Темы и проблемы

  • Античные мотивы. Стихотворение начинается с раздумий лирического героя во время перечисления названий древнегреческих кораблей. Это «Каталог», упоминаемый в Илиаде Гомера. В античном произведении идёт подробное перечисление каждого из отряда воинов, направлявшихся на Троянскую войну. Двадцати четырёхлетний Мандельштам во время написания стиха учился на факультете истории и филологии филологического факультета в Петербуржском университете. Чтение списка кораблей из поэмы Гомера, считалось отличным средством от бессонницы. Именно с этого слова начинает своё произведение поэт.
  • Тема любви. Герой страдает от того, что не может уснуть и начинает перечислять названия. Однако это не помогает и, прочитав список до середины, он начинает размышлять. Главная проблема героя стара, как мир – любовь. Волнения моря, словно волнения в его сердце. Он не знает, как ему быть, как ему заснуть и «кого же слушать».
  • Проблема жертвенности любви. Мандельштам воспринимает чувство как культ – ему нужно приносить жертвы, оно кровожадно в своем неистовстве. Ради него волнуется и губит корабли стихия, ради него совершаются войны, где гибнут лучшие из лучших. Далеко не все готовы посвятить себя любви, положив на ее алтарь все самое дорогое.

Смысл

Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.

В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.

Средства художественной выразительности

В стихотворении очень много тропов, на которых строится лирическое повествование. Это очень свойственно акмеизму, течению, к которому принадлежал Мандельштам.

Метафоричные выражения, эпитеты, такие как «длинный выводок», «поезд журавлиный» сразу же переносят читателя к размышлениям героя, позволяют глубже ощутить древнегреческую эпоху, о которой задумывается автор. Корабли словно сравниваются со стаей журавлей, несущихся куда-то вдаль, где они буквально заседают «словно клин» в чужих землях.

Риторические вопросы передают задумчивость героя, его сомнения, беспокойство. В этот же момент очень ярко проявляется и стихия моря. Для автора она словно живая.

Прилагательное «чёрное» — одновременно напоминает нам, что автор отдыхал в этот момент на крымском берегу, и в то же время отсылает к вечности, бездонности морских вод. И они, словно бесконечный поток мыслей, громыхают где-то в голове автора.

Автор: Виктория Абросимова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Автор Ирина Юрманова На чтение 8 мин. Просмотров 19 Обновлено 9 июля, 2020

Анализ стихотворения “Бессоница” (Мандельштам О.Э.) отсылает нас в далекие античные времена, которые увлекали молодого поэта. Мандельштам учился на историко-филологическом факультете. И хоть поэт так и не окончил его, все-таки образование оказало влияние на его, особенно раннее, творчество.

         Красной нитью через поэзию одного из самых загадочных и скрытных поэтов Серебряного века проходила тема поиска слова. Ему нужно было такое слово, которым бы он смог выразить свои мысли. Потому, наверное, Мандельштам оставил символизм и в более зрелом возрасте примкнул к акмеистам. Именно акмеизм, по его мнению, с помощью использования в большом количестве средств художественной изобразительности помогал выразить мысли и чувства через слова в полной мере. В стихотворении “Бесоница, Гомер, тугие паруса” удивительным образом уживается акмеизм и достаточно яркие образы и символы. Но и романтизм, к которому часто обращался Мандельштам в начале своего творческого пути, тоже оказал на настроение и тему этого произведения.

         В 1915 году Мандельштам отдыхал в Коктебеле у своего друга М. Волошина. Скорее всего, звезды сошлись так, что суждено было появиться такому стихотворению. Ведь Мандельштам отлично знал античную литературу, а романтика Черного моря и влюбленность вдохновили поэта создать из банального счета кораблей “Илиады”, который считался отличным способом борьбы с бессонницей у студентов историко-филологического факультета, целое философское стихотворение.

         В стихотворении пересекаются темы Троянской войны и любви. Через обращение к предкам Мандельштам пытается найти свой ответ на вечный вопрос. К сожалению, прямого ответа Мандельштам не находит, но это и понятно: история Троянской войны говорит сама за себя. А влюбленный молодой человек утверждается окончательно в том, что любовь — стихийное и всепоглощающее чувство, которое стоит того, чтобы отдать за нее жизнь и не только свою. Этот вывод можно считать идеей стихотворения.

         Структура стихотворения полностью совпадает с композиционным делением его на части: каждая строфа — это следующая часть произведения. Более того, оно настолько логично выстроено, что главная мысль развивается постепенно сначала через обращение лирического героя к Гомеру из-за бессонницы, которое плавно переходит к обращению к “ахейским мужам” в поисках ответа на его вопрос. От внутреннего диалога лирический герой переходит в монолог-рассуждение в третьей части. В ней мы читаем о его размышлениях о любви.

         Стихотворение достаточно грустное и философское, поэтому его можно отнести к жанру элегии.

 Итак, лирического героя мучает бессонница, и он, как обычно это всегда и бывало, начинает счет кораблей. Но досчитать он успел только до середины и прервался размышлением о событии, которое вынудило натянуть туго паруса и отправиться журавлиным поездом на войну. Корабли он называет длинным выводком, они выстраиваются подобно журавлиному клину. Конечно, Мандельштам знал, что именно так и выстраивались суда во времена до нашей эры.

         Первая строка представлена короткими неполными именными предложениями. Их функция заключается в том, чтобы ярче передать настроение ночи, тишины, мучающих мыслей лирического героя. Они, как образы, вырастают в воображении читателя один за другим в той последовательности, в которой возникли в мыслях лирического героя. К тому же, номинативные предложения призваны обездвижить действительность, поэтому и как будто зависает бессонница в воздухе, возникает образ Гомера и стоят корабли в ожидании долгого пути.

         Во второй строфе появляется еще больше необычных загадочных образов: цари с божественной пеной на голове, Елена, Троя. Лирический герой задает вопрос “ахейским мужам”, но как будто заранее знает ответ на него. Об этом говорят его же рассуждения во второй части:

Куда плывете вы? Когда бы не Елена…

         Елена является истиной причиной развязанной войны. Автор не верит ни секунды в то, что им нужна была Троя:

Что Троя вам одна, аxейские мужи?

         Здесь Троя отвоевывается будто бы походя, становится всего лишь причиной. Но настоящая война ведется из-за любви. Только любовь толкает людей на убийство друг друга.

         «Божественная пена» на головах царей — признак божественного предназначения их на земле. Но и в этом содержится отсыл к Афродите — богине любви. Это она вышла из морской пены. Пена — это еще и символ влюбленности. Так что головы даже полубогов покрыты ей: всем движет любовь в этом мире. Лирический герой преклоняется перед царями, но все-таки и уличает их в лукавстве и нечестности даже себе самим. Они величественны и непоколебимы в своей власти, но любовь сильнее всего. Мандельштам и сам был влюблен в момент написания стихотворения, поэтому ему близки были и настроения Ахейцев.

         В третьей части лирический герой подытоживает свои догадки о всепоглощающей силе любви. Они становятся явными для него:

И море, и Гомер — все движимо любовью.

         Теперь уже у него нет сомнений в том, что любовь – это и есть сама жизнь, она движет всем и всеми в этом мире.

         Но он задается риторическим вопросом, на который сам находит ответ:

Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит…

         Гомер замолчал в этом немом споре с лирическим героем. Море же “витийствуя, шумит”. Витийствует — значит, вещает лирическому герою свою правду. Но какая эта правда? Думаю, об этом можно догадаться из последней строки:

И с тяжким грохотом подxодит к изголовью.

         Море шумит и ласкает мысли лирического героя, и можно предположить, что под его шум и витийства он засыпает, наконец, найдя ответ на свой вопрос, а точнее, удостоверяется в своих домыслах.

         Характерно и то, что море здесь черное. Это прилагательное напоминает нам о месте, где было написано стихотворение. Возможно, и Черное море, рядом с которым был автор, убаюкало его мысли. Ведь и у него есть своя пена любви.

         Многое из лирики Мандельштама замечательно потому, что в стихотворениях тесно переплетаются символизм и акмеизм, что делает их необыкновенно музыкальными и красивыми по содержанию и форме. Так получилось и с данным стихотворением. Все символы относятся к древнегреческой поэме. Большое значение здесь имеет образ Елены, ведь именно ее выбрал Парис как самую прекрасную женщину в мире. И, пожалуй, она заслуживала того, чтобы Ахейцы развязали из-за нее войну за Трою. Символ божественной пены Афродиты также символизирует любовь. Даже символ вереницы кораблей, готовящихся к походу, символизирует любовь, ведь бессонница из-за этого чувства заставила пересчитывать их лирического героя.

         Но, пожалуй, самое большое значение имеет символ спора Гомера и моря. Гомер был человеком, которым двигал разум. Но даже разум умолкает, когда такая вольная стихия, как море, шумит о любви. Море же здесь является и связующим звеном между прошлым и настоящим поэта. Оно и здесь, рядом с ним, витийствует о любви. Поэтому бессмысленно искать другой ответ.

                   Достаточно богато стихотворение и средствами художественной выразительности. Так, эпитеты “тугие паруса”, “чужие рубежи”, “божественная пена”, “море черное”, “с тяжким грохотм” переносят нас в далекое прошлое и создают прекрасные картины морской стихии. Метафорами “поезд журавлиный”, “журавлиный клин” создаются образы кораблей, идущих на войну.

         С помощью олицетворения “витийствуя” море становится живым организмом, живущим многие тысячи лет на планете. Оттого оно, наверное, оказывается мудрее гениального Гомера и знает все тайны человеческой любви.

         Стихотворение “Бессоница, Гомер, тугие паруса” сложно понять и прочувствовать, если не знаешь истории. Но к прошлому обращались многие поэты и писатели в своих поисках ответов на вечные вопросы, не найдя их в сегодняшнем дне. Возможно, прошлое всегда романтизировалось, и казалось, что там вся правда жизни. Но, увы, и оно не даст точных ответов, особенно в таких вопросах как любовь. Вот и лирический герой Мандельштама засыпает только тогда, когда море “с тяжким грохотом подходит к изголовью”, успокаивая его, говоря о любви. Снова стихия оказывается мудрее человека, и в очередной раз поэзия доказывает идею песчинки в космосе, которой является человек.

         Тема стихотворения не новая: о любви писали многие и еще будут писать вновь и вновь. И вновь будет каждый из нас искать свою истину. И наверное, нужно пережить бессонницу и получить ответ от стихии, чтобы понять: любовь была и будет главным чувством в жизни человека. Только она способна на поистине великие поступки. Но она может не только спасти, но и покорить целые города, разрушить, подтолкнуть на страшные поступки.

Источник