Бессонница это в литературе

Бессонница это в литературе thumbnail

Тема бессонности – одна из ключевых в творчестве Цветаевой. Бессонность – важнейшее свойство ее лирической героини, неотъемлемая составляющая ее духовной жизни. В философской системе Цветаевой бессонность означает “растревоженность” духа, не знающего безразличия, апатии, “сна”, в противовес равнодушию это вечный вызов всему неподвижному, оцепенелому, застывшему в своем развитии, вызов миру, “где наичернейший- сер!”, готовность к подвигу.

Наиболее ярко это понятие раскрывается в цикле “Бессонница” (1916). Здесь бессонница предстает перед читателем во множестве обликов. Неизменно одно – она “вечная спутница” лирической героини. Именно бессонница дает героине возможность уйти в свой, особый мир, отрешиться от обыденности, остаться наедине с собой, отринув тщету и суетность дня. Она помогает героине обрести новый взгляд на бытие.

Бессонница диктует героине свои законы, обязывая ее быть личностью, выступает неким катализатором развития ее индивидуальности. Остановимся на одном стихотворении из цикла – “Сегодня ночью я одна в ночи – / Бессонная, бездомная черница!” Эта самохарактеристика весьма показательна: одинокая (без спутника), бессонная (без сна), бездомная (без дома), она тем не менее не ощущает себя несчастной и обделенной. Ей ведома особая радость: “Сегодня ночью у меня ключи / От всех ворот единственной столицы!” Она чувствует себя владелицей тех сокровищ, которые недоступны другим. “Ключи от всех ворот” – здесь символ доступа к тайнам не только “единственной столицы”, но и подспудной, сокровенной жизни человеческой души.

Она счастлива тем, что город в эту пору словно принадлежит ей одной, и она призвана оберегать и хранить его сокровища, служить ему. Мотив самоотверженного, самоотреченного служения подчеркнут и словом “черница” – монахиня. Для “бездомной черницы” город – дом.

В стихотворении присутствует и важный для цветаевского творчества мотив пути. В данном случае это путь познания и самопознания. Именно бессонница побуждает героиню вступить на этот путь: “Бессонница меня толкнула в путь”. Бессонница же пробуждает и проясняет в душе героини самые высокие и светлые чувства – от восхищения красотой Кремля (“О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой!”) до нежности и любви ко всему миру. Благоговение и любовь к “единственной столице” рождают любовь ко всей земле: “Сегодня ночью я целую в грудь – / Всю круглую воюющую землю!”

Таким образом, бессонница, “толкнув” героиню в путь, распахивает перед ней горизонт. Обостряя чувство причастности к святыне “нерукотворного града”, бессонница заставляет героиню с кремлевского холма мысленно окинуть взором неоглядные дали. (Вспомним строки О. Мандельштама: “На Красной площади всего круглей земля / И скат ее твердеет добровольный”.) Так возникает в душе героини стремление внести умиротворение в жизнь страдающей “воюющей земли” (“воюющей” метафорически и реально: 1916 год – третий год мировой войны).

Бессонница предельно обостряет все ощущения героини: “Вздымаются не волосы – а мех,/ И душный ветер прямо в душу дует”. Эпитет “душный” несет здесь двойную нагрузку. Во-первых, с его помощью “рифмуются” смысл и звучание соседних слов: “душный ветер” – “в душу”. Во-вторых, он подчеркивает нестерпимую, невообразимую глубину проникновения внешнего мира во внутренний. Открытость, распахнутость души героини таковы, что “ветер прямо в душу дует”. Он проникает внутрь всего существа.

Город в стихотворении не только определенная географическая точка – Москва, но и сама душа героини. Это путешествие в ночи для нее еще и путешествие по улицам и площадям своего беспредельного внутреннего мира. И поскольку, по убеждению Цветаевой, душа в ночи всегда вырастает, героиня находит в себе силы подняться над всем и всеми, а поднявшись, всех пожалеть (всех – независимо от того, счастливы они или нет): “Сегодня ночью я жалею всех, / Кого жалеют и кого целуют”.

Собственное одиночество ничуть не ожесточает героиню, не разводит ее с миром. Напротив, по мере прохождения “бессонной черницей” своего пути, по мере того, как ее душой овладевает прелесть ночи, возвышенная красота окружающего, в сердце ее возникает и крепнет столь же прекрасное сострадательное чувство любви. Причем это любовь в народном понимании – любовь-жалость. Такой путь благодаря бессоннице проходит ее душа – от примиряющего поцелуя любви всей земле до нежности ко всем людям – разным по судьбе, но единым в своей земной доле. Этот мотив примирения, мечта о гармонии возникали и раньше в цветаевской лирике. Вот строки из стихотворения 1915 года: “Я знаю правду! Все прежние правды – прочь! / Не надо людям с людьми на земле бороться!” Многим поэтам разных времен виделась картина грядущего умиротворения: “когда народы, распри позабыв,/ В счастливую семью соединятся” (Пушкин); “когда по всей планете / Пройдет вражда племен: исчезнет ложь и грусть” (Есенин). Цветаевская героиня понимает: эти времена никогда не наступят, если люди не научатся сострадать друг другу, если не проникнутся активным стремлением к деятельному добру. Ее собственная душа в способности любить вырастает до самоотречения.

Бессонность в цветаевской лирике не только свойство души, но и способ существования в мире. Об этом – десятое стихотворение цикла. Героиня, идя по ночному городу, видит в нем и других неспящих: “Вот опять окно,/ где опять не спят”. Горящее в ночи окно – знак чьей-то бессонности. Что бы ни было за ним – радость ли, горе, одиночество, счастье любви, – такое окно, подчеркивает автор, всегда знак чего-то важного в судьбах людей. Как некий сигнал в бескрайнем океане темноты, оно всегда громко звучит в ночном мраке: “Крик разлук и встреч – / Ты, окно в ночи!” “Разлуки” и “встречи”, врываясь в ровное течение жизни, диктуют свои законы, заводят свой распорядок, подчиняющийся лишь прихотливой логике расставаний и узнаваний. И это значит, что для бессонных людей не может быть и речи о тихом, безмятежном, бестревожном бытии:

Нет и нет уму

Моему – покоя.

– И в моем дому

Завелось такое.

Бессонность для героини – способ не только жизненного, но и творческого существования. (Вспомним строки Пастернака: “Не спи, не спи, Художник, / Не предавайся сну”.) Об этом говорится в другом стихотворении цикла, где героиня обращается к ночи, слагая ей некий торжественно звучащий языческий гимн: “Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая / Свет – люблю тебя, зоркая ночь”. “Сосущая свет” – впитывающая свет, преображающая его. Ночь дорога ей как источник творческого вдохновения, “праматерь песен”. Ночь наделена могучей властью: в ее “длани узда четырех ветров”. Она владычествует и над обычными ветрами, и над стихиями поэзии. Себя героиня видит лишь подчиненной этой повелительнице: “Клича тебя, славословя тебя, я только / Раковина, где еще не умолк океан”.

Уподобление ночи океану вызывает ассоциацию с тютчевскими строками из стихотворения “Как океан объемлет шар земной…”: “И мы плывем, пылающею бездной / Со всех сторон окружены”. В цветаевском стихотворении ночь мыслится прежде всего как Океан Поэзии. Поэт, приобщившись к этой стихии, стремится передать шум океана, донести до других звуки гармонии – так раковина, что заключает в себе отзвук величественной мелодии морской стихии, доносит ее до того, кто захочет вслушаться. Обращение к ночи, как к океану, мы найдем и у поэта – современника Цветаевой – О. Мандельштама. В стихотворении “Раковина” он писал:

Быть может, я тебе не нужен,

Ночь; из пучины мировой,

Как раковина без жемчужин,

Я выброшен на берег твой.

Героиня стихотворения Цветаевой тоже помнит о возможности раствориться в этом океане, потонуть в ночи, слиться с ней: “Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека! / Испепели меня, черное солнце – ночь!” Она готова отречься от былых привязанностей (“Я уже нагляделась в зрачки человека!”), признав над собой владычество “праматери песен”.

Отдавая себя во власть “черному солнцу” – ночи, героиня отдает себя во власть могучей и грозной творческой стихии. И именно бессонница помогает героине сделать важнейший нравственный выбор. Это сознательный выбор в пользу непокоя, в том числе и поэтического – непрестанного горения души.

Источник

Fanny Fler

Оракул

(52635)

7 лет назад

” Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали.. .

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас! ” Ф. Тютчев, “Бессоница”.

***

“(…)К чему они, к чему свиданья эти?
Бессонницы – расплата мне за них! (…)” А. Григорьев.

***

“Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна. ” .А. Фет.

***

“(…) Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне» .
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине». (..)” А. Пушкин.

***
“(…) А мне ничего не снилось.
Мне просто
не спалось… ” Р. Рождественский.

Александр Цапцын

Оракул

(92679)

7 лет назад

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Хоть часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня.. .
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу. – Стихи, сочиненные Пушкиным ночью во время бессонницы

Татьяна

Искусственный Интеллект

(105252)

7 лет назад

…Недавно, больная бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой – тревога в нём стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, –
Как верно она про любовь говорила!
(Ирина Снегова)
—————–
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность… .
——————-
Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок… .
(С. Есенин)
—————
Начало пятого, но мне не спится.
Мутнеет вьюга, ночь летит в рассвет… .
(С. Щипачёв)
—————
Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать?
Ведь снова не пойму я ни одной страницы —
И яркий белый свет начнет в глазах мелькать,
И ложных призраков заблещут вереницы.
(А. Фет)

Галина Китча

Оракул

(99728)

7 лет назад

…И опять приникаю я к ней ненасытно.

Этой музыки теплая, спелая мякоть.

Когда слушаю Шуберта – плакать не
стыдно.

Когда слушаю Моцарта – стыдно не
плакать.

В этой сказке, в ее тридевятом
моцарстве,

позабыв о своем непробудном мытарстве,

моя бедная мама идет молодою,

и сидят мотыльки у нее на ладони.

Ты куда их несешь, моя бедная мама?

Ты сейчас пропадешь за наплывом тумана.

Эта музыка, словно пыльца мотылька,

упорхнувшего в недостижимые страны.

Твоя ноша для Моцарта слишком легка,

а для прочих она непосильна и странна.

И опять ненасытно я к ней приникаю.

И она приникает ко мне ненасытно.

Остается стакан полутеплого чаю

в полутемном вагоне, где плакать – не
стыдно…

1982

Татьяна Исаева

Искусственный Интеллект

(437863)

7 лет назад

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины.
*
В часы бессонницы предметы тяжелеют
О. Мандельштам.
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
А. Ахматова

Надежда Савинкина

Мудрец

(14159)

7 лет назад

Дербенев Леонид

До края земли солнце краем дотронется,
И окна малиновым вспыхнут огнем.
И выйдет терзать мою душу, бессонница,
Из черной пещеры, где пряталась днем.

Душа скорбит и молится у бездны на краю,
И ждет, когда бессонница начнет игру свою,
Тоска за мною гонится, за прошлое плачу,
Уйди, прошу, бессонница, забыть его хочу.

И светлые помню я дни, и хорошие,
Но все заслонит вдруг былая беда,
И ночь напролет убегаю от прошлого,
И все убежать не могу никуда.

Наступит рассвет, и душа успокоится,
И будет лазурный сиять небосвод,
Но в черной пещере волчица-бессонница,
Меня вспоминает и вечера ждет.

Тоска за мною гонится, за прошлое плачу,
Уйди, прошу, бессонница, забыть его хочу.

myshna

Мастер

(1864)

7 лет назад

Осип Мандельштам

* * *

Бессоница, Гомер, тугие паруса.. .
Я список кораблей прочел до середины.. .
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи
На головаx царей божественная пена.. .
Куда плывете вы? Когда бы не Элена,
Что Троя вам одна, аxейские мужи? ?

И море и Гомер все движимо любовью. .
Куда же деться мне? И вот, Гомер молчит. .
И море Черное витийствуя шумит
И с страшным гроxотом подxодит к изголовью.. .

Елена Федорова

Искусственный Интеллект

(104686)

7 лет назад

“Было тихо, за вагонным окном расплывалась неверная летняя ночь, поезд стоял, и я, с трудом поднявшись, словно все еще продолжая борьбу с густой водой черного омута, опустила раму.
Душную тесноту купе раздвинул сильный поток лесного воздуха, и в то же самое мгновение кусты у насыпи озарил соловьиный голос: сперва горловая замысловатая рулада, потом высокий цокот, нежный посвист и еще какие-то невероятные звуки — волшебный органчик, отворяющий любое сердце. Первому соловью отозвался другой, еще ближе ко мне, и тотчас включился третий — придорожный сумрак был весь соткан из звуков, которые способны сделать счастливым, и я почувствовала себя такой.
Но лишь мгновение.
Сперва — на секунду — острое ощущение радости, потом — тревога и торопливо сменившая их боль. Причина мгновенного счастья лишь в том, что я еще не вполне проснулась после двух таблеток димедрола: хоть и выплыла из искусственного «нечто» , но еще не примкнула к реальности. Соловьи возвращали меня в жизнь. Близкими песнями, недоступным счастьем они загоняли меня обратно — во вчера, в позавчера, в день того убийственного звонка.
Я задыхалась, слезы снова скопились во мне, застилая неверную летнюю ночь в светлеющем провале вагонного окна, — только звуки оставались обостренно ясными. Мне бы оглохнуть от моей беды — чтоб не слышать ничего окрест, не видеть, не знать, но я вопреки воле ясно слышала соловьиное сражение, такое ненужное мне и неуместное теперь. Эта резкость, этот контраст между благостным счастьем природы за окном и непоправимостью беды укрепляли боль, делали ее запредельно безжалостной.
Вагон тихо тронулся, но соловьиное счастье не утихало. Даже когда поезд разогнался во всю мощь, в окно врывались обрывки птичьих песен.
Спасаясь, я приняла снотворное. ” (А. Лиханов “Высшая мера”)

Источник

Бессонница – это разглядывание собственного нутра в черном зеркале ночи.
Халина Аудерская.

БЕССОННИЦА

Она давно лежала с закрытыми глазами, безуспешно стараясь уснуть. Время перевалило за полночь, а ей по-прежнему не спалось. В квартире было тихо. И лишь настенные часы монотонно отбивали время. И даже этот, едва слышимый в тишине звук, раздражал и нервировал её. Хотелось лишь одного – принять удобную позу, расслабиться и уснуть.
Но столь желанный сон всё не наступал. Она уже подсчитала всех положенных баранов, сосчитала в уме до тысячи, но так и не уснула. Рядышком сопел и слегка похрапывал муж. Он провалился в сон мгновенно, лишь его голова ощутила прохладу любимой подушки. Иногда он ворочался и тихонько постанывал во сне. И это тоже злило её сегодня. Она понимала, что он устал. И что раздражение и злость не помогут преодолеть бессонницу, но ничего не могла с собой поделать. И чем сильнее стремилась уснуть, тем сложнее становилось этого достичь…
Беспокойно переворачивалась с бока на бок. Многократно поправляла подушку.
Включала и выключала настольную лампу. Отталкивала спящего мужа, когда он неосознанно попадал на её территорию. Окончательно измучившись, включила телевизор и с остервенением начала переключать каналы. Благо, что их имелось превеликое множество. При этом она прекрасно понимала и то, что включенный в столь позднее время телевизор лишь усугубит её теперешнее состояние. Но лежать в полнейшей темноте было невыносимо.
Все каналы, словно сговорившись, вещали об одном и том же. Природные катаклизмы, нудные речи безразличных к нуждам своего же народа политиканов, надоедливые лица известных певцов и юмористов – привели её в ещё большее возбуждение.
Услыхав сквозь сон звук включённого телевизора, муж что-то невнятно пробормотал во сне, явно выражая своё недовольство. Телевизор пришлось выключить.
Промаявшись ещё какое-то время, она встала, закуталась в тёплый халат и прошла на кухню.
Вспомнила, что при бессоннице почему-то рекомендуют попить тёплой воды с мёдом. Так она и сделала. А затем почему-то выпила крепкого чая. Спохватилась, что как раз этого и не следовало бы делать…
Походила по квартире, прислушиваясь к собственным шагам. Открыла книжный шкаф. Взяла первую попавшуюся на глаза книгу. Опять ей припомнилось, что порой глаза начинают закрываться сами собой уже при чтении первых строк. Особенно, если подвернётся книга с особо нудным сюжетом.
Она опять легла в постель. Включила настольную лампу, сверху накрыв её тёмной тканью для того, чтобы свет не бил в глаза. Но чтение не помогло, и книга была отброшена в сторону. Опять она покинула своё ложе. Постояла у окошка, стараясь сквозь него увидеть звёздное небо. Открыла оконную фрамугу, и в комнату ворвался поток прохладного ночного воздуха.
Внезапно её озарила мысль – поскорее одеться и встретить рассвет на улице. Побродить по притихшим улицам, послушать ранних птиц. Она даже встрепенулась, приняв такое простое решение. И, обернувшись для того, чтобы тихонько выскользнуть из комнаты, вдруг замерла от неожиданности на месте. Её спальня, полуосвещённая затемнённой лампой, выглядела сейчас как-то по иному. Тёплый ненавязчивый свет этой лампы, тихое сопение усталого мужа, его голова, накрытая подушкой и усы, его усы, смешно торчащие из-под неё – всё в этой, знакомой до боли комнате, излучало тепло и покой. И в ней самой затихли раздражение, злость и необоснованная обида на всех и вся….
Нежданно-негаданно навалилась приятная усталость. Отяжелевшие веки прикрыли утомленные бессонницей глаза. Ещё кое-что соображая, она юркнула на своё законное место. Устроилась поудобнее рядом с мужем. И уже засыпая, подумала, что если посчастливится, то она ещё успеет увидеть и цветные сны…

2006г.

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Источник