Бессонница гомер тугие паруса рифмовка
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Марина Круковская
7/8
Lilnait Student
7/8
Кристина Смирнова
6/8
Efim Pomozov
5/8
Молодой Коммунист
8/8
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 28.
Источник
Будучи студентом историко-филологического факультета Мандельштам изучал “Илиаду” Гомера. Эти строки расцвели в его творчестве в 1915 году.
Строки, звучащие мерно и торжественно, стали символом Серебряного века:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Стихотворение написано в Коктебеле в гостях у Максимилиана Волошина. Современники утверждали, что источником вдохновения стал обломок старинного судна, увиденный в Коктебеле.
Тема произведения – Троянская война. Лирический герой признается, что во время бессонницы перечислял список греческих кораблей, но его мысли переключились на причины войны. За что сражались ахейские мужи? За Трою? За прекрасную Елену?
Да, ключевая мысль – “и море, и Гомер” “ все движется любовью”.
В этом монологе-размышлении три части: описание внутреннего состояния героя, обращение к “ахейским мужьям”, раздумья о любви.
Перед нами элегия – произведение грустного настроения на философскую тему. Как красиво и мелодично звучит первая строфа: журавлиная вереница кораблей тает над Элладой. Божественная пена на головах царей что это? Седина? Мудрость? Нимб?
Гениальны последние строки: молчание Гомера под звуки витийствующего черного моря, почему-то хочется написать Черное с заглавной буквы. Ведь древняя Кимерия – часть греческих владений. Море, подходящее к изголовью лирического героя, соединяет его с далекими и прекрасными временами древней Эллады. Оживают образы слепого Гомера, прекрасной Елены Троянской, перед читателем возникает величественный строй ахейских мужей Ахилл, Агамемнон, Минелай, Диомед…
В тексте необычное лирическое пространство: оно движется не вдаль за вереницей ахейских кораблей, а ввысь, словно поднимаясь над Элладой вместе с клином журавлиным.
Мотив устремленности в небо, мотив полета созвучен мотиву высокой божественной любви. Но акцент не на гибели Трои делает автор, а он сосредоточил свое внимание на силе Любви. А что если строка “на головах царей божественная пена” – отсылка к мифу про богиню любви Афродиту, рожденную из морской пены? Чувствуете: это еще красивее. Получается, не короны царей венчают их головы, а Любовь – сила, неподвластная человеку.
И еще в строках стихотворения благодаря вопросам, заданным поэтом, звучит устремленность не в прошлое, а в будущее: слушая голос Гомера и звуки моря лирический герой старается постичь голос будущего, судьбу своей страны и своего народа. Вот почему нас так тревожит и сегодня мотив тревоги, тяжкий гул стихий, вечно звучащий в России.
Меня поражает оркестровка этого текста: аллитерации Ж-Ш (журавлиный, чужие, рубежи, божественная, мужи, все движется, слушать, шумит, с тяжким) Ч-С (бессонница, список, паруса, прочел до середины), Л-Р (Гомер, тугие паруса, список кораблей, над Элладою, клин журавлиный). Мистическое, гармоничное звучание, где каждое слово вплетено тонко и искусно в ткань текста.
Какие строки стихотворения вам кажутся самыми мелодичными? Почему?
О поэтических дарах Мандельштама Цветаевой есть статья на нашем канале.
До новых лирических встреч на канале “Фильмокнижие”
Источник
1891 — 1921 годы. Сборник “Камень”.
“Бессонница. Гомер. Тугие паруса” 1915.
Анализ стихотворения “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”. 1915.
Мандельштам утверждает в своих стихах единство культурных пластов. По воспоминаниям А. Ахматовой, на вопрос, что такое акмеизм, поэт ответил: “Тоска по мировой культуре”. Неслучайно в его стихи, неразрывно связанные с современностью, органично вплетены образы, мотивы Гомера и Расина, Пушкина и Диккенса, готика и ампир, античность и классицизм.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
Фронтальная работа.
1. Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызывало? Какие образы создаются? Какие строчки отражают главную мысль?
2. Какова история создания этого стихотворения?
3. Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?
Вопросы для анализа стихотворения в группах.
В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.
Образ кораблей.
1. Почему образ кораблей мы лучше всего видим?
2. Какие корабли: движущиеся или неподвижные? Обратите внимание на глаголы, типы предложений, размер стиха.
3. Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?
Образы ахейцев и Елены.
4. Какая роль отводится слову журавлиный? С какими ассоциациями связано это слово у вас?
5. Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?
6. Почему в стихотворении слово Елена рифмуется с сочетанием на головах царей божественная пена? Как вы понимаете эту строчку?
Образы моря и Гомера.
7. Какие ассоциации у вас возникают в связи с парой слов: и море и Гомер, объединённых союзом и и словом всё (море+Гомер=всё)?
8. Как вы полагаете, в каком значении употреблено поэтом словослушать?
9. Какой образ моря создаётся в стихотворении? Какой общий эмоциональный тон эпитетов? Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?
Предполагаемые ответы.
1. Чем привлекло это стихотворение, какие чувства вызвало? Какие образы создаются? Какие строчки отражают главную мысль?
Стихотворение привлекает спокойствием, таинственностью, величием. Создаются образы ахейцев из “Илиады” Гомера, кораблей, моря, лирического героя. Главная мысль в строчке: всё движется любовью.
2. Привлечём известные факты, связанные с историей создания этого стихотворения.
По одной из версий, на данное стихотворение Мандельштама вдохновил найденный Максимилианом Волошиным, у которого он гостил в Коктебеле, обломок древнего корабля. Однако тематика античности в целом характерна для ранних стихов Мандельштама. Увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту.
Тема моря, как и тема античности в стихотворении не случайна, и вызвана не только местом рождения стихотворения: Мандельштам первый раз оказался в Коктебеле именно в июне 1915 г. Многими критиками отмечено, что Мандельштам предпочитает всем стихиям воду. При этом его предпочтение – не стремительные потоки, падающие с небес или мчащиеся по горам; его привлекает спокойное и вечное движение: равнинные реки, озера, но чаще – самая грандиозная форма – океан, величественно катящий огромные валы. Тема моря неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно.
Известен тот факт, что О.Мандельштам в этот период жизни был влюблён в М.Цветаеву, но она не отвечала ему взаимностью.
3. Что происходит с лирическим героем? Как в стихотворении передано ощущение бессонницы?
Лирического героя мучает бессонница. На берегу Чёрного моря он читает Гомера, размышляет о том, что и ахейцы, и Гомер были вдохновлены любовью. Гомер — прошлое – ,молчит. А море, чья божественная пена была на головах царей, шумит, подходит к изголовью лирического героя. И оно движется любовью, связывая прошлое с настоящим.
Ощущение бессонницы великолепно передано действием: “Я список кораблей прочел…”. Поэт обращается ко второй песне “Илиады” Гомера “Сон Беотия, или перечень кораблей”, посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Список кораблей греков, идущих походом на Трою из “Илиады” Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности этой ночи.
Работа над образом кораблей.
1. Почему образ кораблей мы лучше всего видим?
Образ кораблей: увидеть их помогает эпитет тугие паруса, сравнение с поездом журавлиным, журавлиным клином. Возникает зрительный образ.
2. Какие вы видите корабли, движущиеся или неподвижные? Обратите внимание на глаголы, типы предложений, размер стиха.
Корабли движутся очень быстро, по ветру: тугие паруса.Быстроту движения подчёркивает сравнение с журавлями: корабли летят, метафора над Элладою когда-то поднялся усиливает образ движения-полёта. Кажется, что корабли движутся не по морю, а над землёй.
Попробуем ещё раз перечитать строчки, в которых создаётся образ кораблей. Обычно движение передаётся с помощью быстрой смены глаголов, энергичных слов, большого количества согласных, в которых преобладает голос (сонорных, звонких, требующих сильной артикуляции), энергичного ритма. У Мандельштама в движении кораблей нет стремительности. Напротив, создаётся ощущение замедленности, длительности. Глаголов очень мало, большинство предложений назывные или неполные. Да и имеющиеся глаголы в результате инверсии теряют свою силу: поставлены в конец предложения.
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Это самая длинная из употребительных в русском стихосложении ямбических строк — александрийский стих. Благодаря интонации раздумья, созерцанья этот размер издавна употребляется в философской и медитативной лирике, а также в таком жанре, как элегия. Подобный непринужденный, лишенный поэтической сглаженности ритм создает ощущение свободного прозаического разговора – спокойного размышления вслух. Для передачи движения потребовался бы более энергичный размер: “маршевая” одическая строфа и связанный с нею четырёхстопный ямб. Противоречие между звучанием и видением налицо.
3. Обратите внимание на время глаголов в первых двух строфах, на наречие, связанное с понятием времени. Что вы заметили?
Первая строфа – глаголы прошедшего времени. Когда-то усиливает значение прошедшего времени – так давно, что уже невозможно выяснить точное время события. Вторая строфа-настоящее время: плывёте.
Вывод
Итак, перед нами корабли, если так можно сказать, в неподвижном движении, поэтом создан образ застывшего времени – прошедшего, вечно остающегося настоящим. В реальности культуры время не совпадает с астрономическим. Оно может останавливаться, повторяться, пересекаться с другим. Искусство способно преодолеть время. Культура — связующее начало в истории, она обеспечивает непрерывность и преемственность развития человеческой цивилизации.
Работа над образом ахейцев и Елены.
4. Вы уже заметили, что слово журавлиный употреблено дважды. Какая же роль ему отводится? С какими ассоциациями связано это слово у вас?
Осень. Косяк журавлей. Длинные, изящные, вытянутые очертания. Плавный размах вытянутых крыльев. Светлая грусть. Курлыканье, надрывающее душу. Крик журавлей ассоциируется с плачем (отсюда многочисленные легенды и предания, в том числе и в античной мифологии, связывающие журавлей с плакальщиками на похоронах, душами умерших).
Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей, переходят на цели, ахейцев. И это приводит к мысли, что причина, движущая огромное войско – любовь: “Когда бы не Елена, // Что Троя вам одна, ахейские мужи?”
Это очень напоминает воздействие перечня кораблей у Гомера на слушателей: список кораблей подводит их к философским размышлениям о жизни; у Мандельштама тоже.
5. Образ Елены — средоточие всех нитей стихотворения. Что нам известно об этом образе?
Елена — двойственный образ. О ней можно было бы сказать словами Блока: красота страшна. Она приносит и радость, и горе всем, кто её видит.
Происхождение её божественно: отец Елены — сам Зевс, мать — богиня возмездия Немезида. Елена появляется из яйца, Леда её находит и воспитывает. Самим рождением Елена предназначена быть карой судьбы. Прекраснейшая из женщин, она вызывает зависть Афродиты, богини красоты, одновременно являясь сильнейшим её оружием. Сам слух о красоте Елены способен вызвать распри: все эллинские вожди и герои сватаются к ней. Чтобы предотвратить столкновение, они дают клятву защищать честь того, кто станет супругом Елены.
Елена принесёт боль и бесчестье своему мужу Менелаю, смерть Парису, с которым она сбежит, не в силах противиться страсти, внушённой Афродитой. Город, приютивший беглянку — Троя, – будет разрушен до основания. Большинство женихов Елены, отправившиеся к стенам Трои, погибнут.
Ахейское войско, готовое побить царицу камнями, остановится перед её красотой, и она будет возвращена домой, в Спарту, с почётом и торжеством.
Елена — значит факел, светоч.
Это имя-средоточие всех линий стихотворения. Цель движения, порождающая и останавливающая его. Начало жизни и гибель, что проявляется в сочетаниях длинный выводок — поезд журавлиный. Обратимся к словарю Даля. Поезд — несколько совместных повозок, едущих по одному пути; торжественная, обрядовая езда или процессия. В словаре даются два примера наиболее употребительных сочетаний слова во втором значении: свадебный поезд — похоронный поезд. И все смыслы являются реализованными у Мандельштама. Вот откуда сравнение у Мандельштама кораблей именно с журавлями.
6. Почему в стихотворении слово Елена рифмуется с сочетанием на головах царей божественная пена? Как вы понимаете эту строчку?
Божественная пена и Елена срифмованы не случайно.
Обратимся к словарю Даля. Божественный — свойственный Богу, исходящий от Него; Ему подобный, высокий, превосходный, прекрасный, несравнимый, недостижимый. Выходит, что пена — божественно — прекрасна, она, лёгкая и тающая, прекраснее земного венца настолько, насколько путь к Елене значительнее пути к богатствам Илиона.
Вывод
Путь к Трое — путь к небытию и, одновременно движение к красоте, вызванное любовью, движение, которое и есть полнота бытия, сама жизнь и, в то же время, смерть. Ахейские мужи, мудрые, величественные, сильные, гордые, коронованы божественной пеной на царство. И царство это — вечность.
Работа над образами Гомера и моря.
7. Какие ассоциации у вас возникают в связи с парой слов: и море и Гомер, объединённых союзомии словом всё?
В III строфе звучит основная мысль стихотворения. Здесь впервые в стихотворении появляется союз и в усилительном значении. Он усиливает соединение, практически ставит знак равенства между двумя понятиями: море, Гомер — и объединяет их словомвсё.
В XVII-XVIII веке слово Гомер писалось Омир или Омер. Слова составлены из одних и тех же букв, перед нами анаграмма. В поэзии цель такого приёма – создать не существующую вне данного текста связь между значениями слов.
Безличное и личность
природа и человек
жизнь и искусство
хаос и разум
стихия и культура
бесформенность и форма
вечность и остановленный человеком миг и т. д.
Вывод
Можно сказать, что это противоположные понятия, составляющее единое целое.
Строгая формула: И море, и Гомер — всё движется любовью, казалось бы, должна замыкать стихотворение. Но вот новый вопрос: Кого же слушать мне? И мы возвращаемся в реальность, к лирическому герою.
8. Как вы полагаете, в каком значении употреблено поэтом словослушать?
Поступать, как заповедано говорящим. От этого зависит судьба лирического героя.
9. Какой образ моря создаётся в стихотворении? Какой общий эмоциональный тон эпитетов? Как подчёркивает поэт судьбоносность выбора лирического героя с помощью звукописи?
Море грозное, витийствующее, в вечном движении, чёрное, грохот тяжкий — неизбежность, грозная сила, может быть, даже враждебность. Таков общий эмоциональный тон.
Ассонанс на о. Этот гласный звук считается “тёмным, гулким, грозным”. (А — тёплый, светлый — было в словах Елена, божественная пена). Эмоциональный тон сочетается со звукописью.
Вывод
И вот теперь, когда грозная сила, каким бы ни было её имя — стихия, судьба, рок — вплотную приближается к изголовью лирического героя (героя незащищённого) стихотворение завершено. Мало подвести итог: И море, и Гомер — всё движется любовью, нужно ещё отдаться этому движению, подчиниться всеобщему закону, как подчинились року ахейцы, отправляясь к стенам Трои. Вот откуда бессонница лирического героя. Жить полной жизнью, стремиться к красоте, любить – очень нелегко, на это требуется мужество и душевные силы.
Вывод.Особенности поэтики раннего Мандельштама:
- архитектурность,
- отношение к слову как к строительному материалу (слово — камень),
- понимание искусства как связующей нити между поколениями,
- мотивы созидания, творчества, жизнеутверждения.
Домашнее задание:
Учащиеся читают сборник “Камень”. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно из понравившихся стихотворений.
Примеры домашних работ:
С какими образами стихотворения “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…” связано представление лирического героя о жизни?
В стихотворении Мандельштама перед нами проходит ряд образов: лирический герой, Гомер, море. Лирический герой мучается бессонницей, перед ним стоит трудный жизненный выбор. Он размышляет о жизни и поэтому читает поэму Гомера “Илиаду”, её вторую главу, где содержится перечень кораблей ахейцев (более тысячи имён и названий), стремящихся в Трою, чтобы выполнить своё обещание и возвратить Елену, похищенную Парисом, её законному супругу Менелаю. Ахейцы, выполнившие свой долг, осмелившиеся противиться судьбе, богам, проявившие мужество, отстоявшие своё человеческое достоинство ценою жизни, венчаны “божественной” пеной на вечность. “Илиада” и её творец Гомер бессмертны, благодаря искусству, по мнению Мандельштама, осуществляется связь поколений. Лирический герой воздаёт должное ахейским мужам и горюет об их трагической судьбе: “сей длинный выводок, сей поезд журавлиный” (в мифологии журавли-плакальщики на похоронах или души умерших, что нашло отражение и в стихотворении Гамзатова “Журавли”).
Строчка “И море, и Гомер — всё движется любовью” противопоставляет и одновременно объединяет образы Гомера и моря. И если Гомер здесь — олицетворение искусства, античной культуры, подвига прошлых поколений, то море — природа, составляющей которой является и человек, реальная жизнь лирического героя. “Гомер молчит”. Теперь перед лирическим героем стоит выбор: как ему поступать. И сделать его не просто: “И море чёрное, витийствуя, шумит // И с тяжким грохотом подходит к изголовью”.
Щёголева Татьяна. 11И. 2009г.
Источник