Бессонница гомер тугие паруса идея
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Lilnait Student
7/8
Кристина Смирнова
6/8
Efim Pomozov
5/8
Молодой Коммунист
8/8
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 23.
Источник
Творческий процесс поэта Осипа Эмильевича Мандельштама крайне неоднозначен. Он делится на несколько этапов, по структуре и настрою, которые кардинально отличаются между собой. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» было написано в ранние годы его деятельности и пропитано неким романтизмом.
История создания
«Бессонница…» была написана в конце лета 1915 года. И издано впервые в следующей по счёту публикации сборника Мандельштама «Камень». Существует две версии того, как было создано это стихотворение. Первая и не очень популярная рассказывает о том, что Осип Эмильевич в те годы интересовался античной литературой и был ярым поклонником древнегреческих авторов.
Другая же, более популярная, передаёт мнение его близких друзей. Они считали, что лирика навеяна поездкой Мандельштама в Коктебель, в дом его старого друга, Максимилиана Волошина (там же отдыхали сёстры Цветаевы и Алексей Толстой). Там Осипу показали часть старого судна, которое могло быть построено ещё в средневековые времена.
Жанр, направление, размер
Стихотворение писалось шестистопным ямбом с добавлением пиррихия. Рифмовка является кольцевой, где женская попеременно чередуется с мужской.
Направление, в рамках которого развивался творческий гений Мандельштама, называется «акмеизм». С точки зрения литературной теории, это явление правильно называть течением, так как оно не настолько крупное и масштабное, как, например, реализм или классицизм. Поэт-акмеист предпочитает не отвлеченные образы-символы, а вполне конкретные и понятные всем художественные образы, метафоры и аллегории. Он пишет приземленно, не используя зауми и сложных философских понятий.
Жанр – лирическое стихотворение.
Композиция
Новизна стихотворения определяется его построением. Трёхступенчатая композиция отражает путь, преодолеваемый лирическим героем в его размышлениях.
- Первый катрен – это завязка сюжета. Герой пытается уснуть, и вот, длинный список из ахейских кораблей в воображении героя превращается в «журавлиный поезд», стремящийся вдаль.
- Автор задаётся вопросом: куда, и зачем они плывут? Пытаясь ответить на этот вопрос во втором катрене, Мандельштам задаётся ещё более серьезными вопросами, вспоминая сюжет античной поэмы, где из-за любви разгорелась кровавая война, унесшая жизни сотен героев.
- Стихотворение заканчивается строкой, передающей душевное состояние лирического героя. Море шумит и гремит. Но, стоит предположить (учитывая, что произведение писалось в Коктебеле), что под эти звуки ночного, тёмного моря он, наконец, засыпает.
Образы и символы
Все образы и символы взяты автором из античной поэмы Гомера «Илиада». В ней речь идет о споре олимпийских богинь, которые не позвали на пир богиню раздора. В порыве мести она поссорила трех женщин из божественного пантеона (Геру, Афродиту и Афину), бросив на стол одно золотое яблоко, предназначенное прекраснейшей из них. Дамы направились к Парису (троянскому царевичу), самому прекрасному юноше на земле, чтобы он рассудил их. Каждая предложила свой дар в качестве взятки, но Парис выбрал предложение Афродиты – любовь самой красивой женщины на свете, Елены, супруги ахейского царя. Мужчина выкрал избранницу, и тогда ее муж вместе с войсками других правителей отправился на поиски. Ахейцы не стерпели позора и объявили войну Трое, которая пала в борьбе, но очень мужественно сопротивлялась.
- Список кораблей – длинное и однообразное перечисление, которое древнегреческий поэт Гомер добавил в свою поэму «Илиада». Именно столько судов отправилось на покорение Трои. Автор считал их, чтобы уснуть, ведь его сердце тоже околдовано любовью, он никак не может найти покой.
- Божественная пена – это отсылка к появлению Афродиты, богини любви. Она вышла на берег из морской пены, являющейся в данном случае символом влюбленности.
- Елена Троянская – женщина, из-за любви к которой полегли войска обеих сторон. Ахейцам не нужны были земли и власть, они пришли по зову сердца.
- Противопоставление поэтического голоса Гомера и моря нужно для того, чтобы показать тщетность усилий лирического героя. Что бы он ни делал, ему не забыть собственного томления сердца, ведь все движется любовью. Море в данном случае – вольная стихия, возвращающая автора в настоящее время, в реальность, где его тоже терзает чувство.
Темы и проблемы
- Античные мотивы. Стихотворение начинается с раздумий лирического героя во время перечисления названий древнегреческих кораблей. Это «Каталог», упоминаемый в Илиаде Гомера. В античном произведении идёт подробное перечисление каждого из отряда воинов, направлявшихся на Троянскую войну. Двадцати четырёхлетний Мандельштам во время написания стиха учился на факультете истории и филологии филологического факультета в Петербуржском университете. Чтение списка кораблей из поэмы Гомера, считалось отличным средством от бессонницы. Именно с этого слова начинает своё произведение поэт.
- Тема любви. Герой страдает от того, что не может уснуть и начинает перечислять названия. Однако это не помогает и, прочитав список до середины, он начинает размышлять. Главная проблема героя стара, как мир – любовь. Волнения моря, словно волнения в его сердце. Он не знает, как ему быть, как ему заснуть и «кого же слушать».
- Проблема жертвенности любви. Мандельштам воспринимает чувство как культ – ему нужно приносить жертвы, оно кровожадно в своем неистовстве. Ради него волнуется и губит корабли стихия, ради него совершаются войны, где гибнут лучшие из лучших. Далеко не все готовы посвятить себя любви, положив на ее алтарь все самое дорогое.
Смысл
Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.
В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.
Средства художественной выразительности
В стихотворении очень много тропов, на которых строится лирическое повествование. Это очень свойственно акмеизму, течению, к которому принадлежал Мандельштам.
Метафоричные выражения, эпитеты, такие как «длинный выводок», «поезд журавлиный» сразу же переносят читателя к размышлениям героя, позволяют глубже ощутить древнегреческую эпоху, о которой задумывается автор. Корабли словно сравниваются со стаей журавлей, несущихся куда-то вдаль, где они буквально заседают «словно клин» в чужих землях.
Риторические вопросы передают задумчивость героя, его сомнения, беспокойство. В этот же момент очень ярко проявляется и стихия моря. Для автора она словно живая.
Прилагательное «чёрное» — одновременно напоминает нам, что автор отдыхал в этот момент на крымском берегу, и в то же время отсылает к вечности, бездонности морских вод. И они, словно бесконечный поток мыслей, громыхают где-то в голове автора.
Автор: Виктория Абросимова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник
Текст О.Э.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью
Общая характеристика творчества поэта
О.Э.Мандельштам- один из выдающихся символистов и акмеистов XX века. Результаты его творчества являются значимый вкладом в развитии не только отечественной поэзии, но и зарубежной. Главные особенности лирики поэта – образное восприятие мира, философское отношение ко всем общественным и личным явлениям, гармония слова и мысли. Его поэзию условно можно разделить на несколько периодов.
Анализ стихотворения
Произведение «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» относится к ранней лирике автора, является одним из ключевых произведений данного этапа. Оно было написано в 1915 году. И до сих пор литературоведы спорят о том, что являлось источником вдохновения для написания этого стихотворения:
одни считаю, что «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» было навеяно Мандельштаму поездкой в дом поэта Максимилиана Волошина в Коктебель, где автор увидел обломок древнего корабля, другие же убеждены- поэт в это время был увлечен изучением античных традиций и литературы. Тем не менее, представленное стихотворение, столь нетипичное для творчества Мандельштама, имеет глубокий философский подтекст и особое настроение.
Что касается структурной составляющей произведения, «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» разделена на три катрена. Рассмотрим подробно каждый из них.
Первый катрен заключает в себе экспозицию и завязку сюжета стихотворения: лирический герой, мучаемый бессонницей, в тщетных попытках уснуть, входит в мир Гомеровского повествования. Однако за прочтением Списка ему не удается забыться сном. Наоборот, его начинают посещать различные мысли: куда стремятся ахейцы, что движет ими или же от чего они «бегут»?
Ответы на эти вопросы, начинающие волновать лирического героя, имеют место во втором катрене. Ахейцы повинуются приказу своих царей, вклиниваясь «в чужие рубежи». У воинов нет возможности ослушаться своих властителей, ведь те «миропомазаны»; бесстрашные герои лишь выполняют свой долг, свои обязанности. Цель же самих царей ясна: по сюжету произведения Гомера, не выгодное географическое положение Трои на Эгейском море прельщает их, а ревность и жажда мести царя Спарты Менелая (Парис, троянский герой, похитил у него прекрасную жену Елену).
В третьем же катрене главное место занимает кульминация и развязка. В начале- языческое восприятие силы любви. Читатель видит: и легендарный автор, и сама стихия как бы уступают мощи любви.
Такая структура стихотворения помогает поэту создать динамичность сюжета и максимально действительное описание явлений, а также передать мысли и настроения лирического героя. Произведение написано шестистопным ямбом, что, в большинстве своем, характерно для античной литературы. Таким образом, Мандельштам попытался провести слияние русской и древнегреческой культуры, возможно, сопоставить их.
«Поэтическая рецепция»
Произведение автора, несомненно, представляет собой поэтическую рецепцию «Илиады» Гомера. С первых строк мы наблюдаем взаимодействие
«авторского» и «читательского»: «бессонница», которой томим лирический герой, свидетельствует о пребывании в настоящем, за «Гомером» же кроется что-то неземное, прошедшее. Далее- проводится незримая общая линия между миром героев античного автора и миром страдающего лирического героя Мандельштама. Эта общность выражается в Списке кораблей1. Однако стоит отметить тот важный факт, который указывает на невозможность полного взаимодействия художественного мира Мандельштама и Гомера: для лирического героя поэта XX века эта реальность является лишь своеобразной иллюзией, воображением, а для героев античного автора этот мир- их жизнь, их настоящее. И для того, чтобы, если так можно выразиться, совместить «своё» и «чужое» и получить напряженную форму присутствия, Мандельштам реализует своеобразную встречу этих миров. Поэт осмысляет знаменитый «список кораблей» особым способом. Он сравнивает его с «длинным выводком», «поездом журавлиным», «журавлиным клином». Как может наблюдать читатель, грандиозное историческое событие имеет природные аналоги: как птицы, ищущие покоя, мигрируют в другие края, так и греки, движимые любовью («всё движется любовью»), отправляются в поход. Таким образом, можно предположить, что для лирического героя Мандельштама этот исторический период имеет важное место в жизни и сознании. Т.е. поход на Трою- это не только пройденный этап в истории человечества, но и особое звено, определяющее некие аспекты сознания толкователя.
Если обратиться к тексту «Илиады», то можно с ясностью увидеть однозначное отношение самого автора к этому походу. Как мы видим, для Гомера поход ахейцев важен в том смысле, что данное событие позднего Бронзового века уникально, невоспроизводимо по своей сущности. Древнегреческий поэт, в полной мере сумевший передать эпичность, величие и значимость для последующих поколений этого похода, указывает на то, что это событие способно пережить века. Недаром он, отделенный временной дистанцией от этого события, пытается воспроизвести с точностью детали войны с Троей, сложить подлинную картину этого события («Рать беотийских мужей предводили на бой воеводы: Аркесилай и Леит, Пенелей, Профоенор и Клоний. Рать от племен, обитавших в Гирии в камнистой Авлиде, Схен населявших, Скол, Этеон лесисто-холмистый…»)2.
Возвращаясь к истолкованию сравнений Мандельштама списка кораблей с птицами, можно отметить, что само произведение Гомера напоминает
своеобразный клин: повышение тона сменяется его понижением (подобная структура называется гекзаметр, выраженная в шестистопном стихе, состоящем из 5 дактилей и последней стопы- спондея).
Лирический герой Мандельштама, который список кораблей «прочел до середины», истолковал Гомера в контексте собственного восприятия, а потому, кажется, понимает автора с полуслова. Но это нельзя назвать верным путем. Недопонимание мысли античного автора неизбежно ведет лишь к одному истолкованию- эта поэма о любви. Однако, по Гомеру, Елена является не причиной, а лишь поводом к этой страшной войне. Такое неправильное, можно сказать, своевольное прочтение, неизбежно ведущее к абсолютно неверной трактовке всего пафоса произведения, потрясает Гомера («И вот, Гомер молчит»).
Идея, главная мысль
Читатель Мандельштама, обращаясь к гомеровским героям, вопрошает: «Куда плывете вы?» Этот провокационный, в какой-то мере не доверительный вопрос влечет за собой диссимиляцию убеждений автора и самих царей с истинной целью завоевания Трои. После попытки лирического героя расподобления этой невидимой связи между природой самого читателя и Гомера, кажется, нарушается. Вопрос мандельштамовского читателя остается без ответа.
Без сомнений следует указать, что мысль в «Илиаде» Гомера и трактовка самого Мандельштама значительно разнятся. Но это, как говорил философ М.Бахтин, и является «диалогом согласия». Иначе отсутствие несовпадений повлекло бы бессмысленную тавтологию авторской мысли, в данном случае непонятой до конца. Лишь поиск иных сторон, попытки рассмотреть сюжет и смысл произведения в другом ключе ведут к возвышению читательской свободы над «законом» автора и размыканию вектора прошедших лет в будущих веках.
Что касается восприятия самого Мандельштама любви, которая движет всем живым и неодушевленным, то поэт рассматривает её в контексте античной литературы, античного мира. «Любовью», по Мандельштаму, движется и море, и журавли, и паруса и, непосредственно, сами герои. Именно этой позиции и придерживается поэт Серебряного века.
Стоит отметить важный факт: в античной культуре (как и в любой другой) существовало множество родов и жанров, также имело место разнообразие позиций, социальных принципов и эстетических взглядов. Однако, несмотря на это, специалисты выделяют определенные архетипы, образы и идеи, так или иначе свойственные лишь литературе Древней Греции. Гомер, живя в этот период в этом обществе, не мог сознательно понять это, ибо не знал иных форм проявления творчества, жизни, мировоззрения. Мандельштам в
своем стихотворении произвел попытку сформулировать структуру и установки, которыми руководствовался античный автор, не опираясь на время, в котором тот жил. «Разомкнув» основные идеи поэмы Гомера с «античностью», Мандельштам показал скрытые смыслы древнегреческого произведения вне контекста времени.
Таким образом, поэма Гомера для лирического героя поэта XX века- это нечто загадочное, непостижимое, полное тайн и глубоких смыслов. Одновременно с этим он чувствует некую сопричастность к тем событиям, а потому желает постичь смысл того похода, описанного древнегреческим автором. Стихотворение О.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»- это размышления лирического героя о жизни, о времени, об истине, а главное- о любви. Ведь именно это чувство, в каких бы формах не проявлялось, будет вечным символом движения и мощной силы. Исходя из этого напрашивается вывод: именно в любви заключена преемственность поколений
Источник