Бессонница гомер тугие паруса год
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Lilnait Student
7/8
Кристина Смирнова
6/8
Efim Pomozov
5/8
Молодой Коммунист
8/8
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 23.
Источник
“Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и вошло в первый поэтический сборник Осипа Мандельштама под названием «Камень». По одной из версий, в этот период автор увлекался античной литературой и перечитывал нетленные произведения древнегреческих авторов. Однако те, кто был близко знаком с поэтом, убеждены, что данное стихотворение навеяно поездкой в Коктебель к поэту Максимилиану Волошину, который показал Мандельштаму удивительную находку – обломок старинного корабля, который запросто мог бы принадлежать средневековой флотилии.
Так или иначе, летом 1915 года было создано нетипичное для поэта и имеющее глубокий философский подтекст стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Безусловно, в нем можно найти отголоски гомеровской «Илиады», а точнее, ссылку на ее часть под названием «Сон Беотия, или перечень кораблей». В ней древнегреческий поэт описывал флотилию, которая собиралась на войну с Троей, и подробный список насчитывал порядка 1200 судов. Поэтому неудивительно, что, терзаемый бессонницей, поэт «список кораблей прочел до середины». Рассуждая на тему Троянской войны, Осип Мандельштам проводит параллель между прошлым и настоящим, приходя к выводу, что у любых человеческих поступков есть логическое объяснение. И даже самые кровавые сражения, коварные и неумолимые в своей беспощадности, могут быть оправданы с точки зрения того, кто их инициирует. Одним из таких оправданий является любовь, которая, по мнению поэта, способна не только убивать, но и дарить надежду на возрождение. «И море, и Гомер – все движется любовью», — утверждает автор, понимая, что завоевателям вовсе не нужна была гордая Троя. Ими руководило желание заполучить самую очаровательную пленницу в мире – царицу Елену, которая и спровоцировала своей неземной красотой войну.
Понимая, что чувства и разум зачастую противоречат друг другу, Осип Мандельштам задается вопросом: «Кого же слушать мне?». Ответ на него не в состоянии дать даже мудрый Гомер, который считает, что если любовь настолько сильна, что способно разжечь войну, то это чувство заслуживает глубокого уважения. Даже если, подчиняясь ему, приходится убивать и разрушать. С такой точкой зрения Осип Мандельштам не может согласиться, так как убежден, что любовь должна нести не разрушение, а созидание. Но и опровергнуть великого Гомера он не в состоянии, так как есть яркий пример ослепляющей любви, которая полностью уничтожила Трою.
Ответа на этот философский вопрос у автора нет, потому что чувства, испытываемые к женщине, могут заставлять одних совершить великий подвиг, а у других выявляют самые низменные качества, которыми они руководствуются при достижении своей цели. Поэтому любовь Осип Мандельштам сравнивает с черным морем, которое «витийствуя, шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью», поглощая все сомнения и страхи. Противостоять его напору практически невозможно, поэтому каждому приходится выбирать, готов ли он пожертвовать ради высокого чувства своими принципами и идеалами. Или же, наоборот, именно любовь станет тем спасательным кругом, который поможет выбраться из пучины порока, ошибок и необдуманных поступков, взять на себя ответственность за каждое принимаемое решение и за каждое сказанное слово, произнесенное в порыве страсти или же умиротворения.
Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
* * *
Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.
Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè,-
Íà ãîëîâàõ öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà,-
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àõåéñêèå ìóæè?
È ìîðå, è Ãîìåð – âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäõîäèò ê èçãîëîâüþ.
1915
Ñåðåáðÿíûé âåê. Ïåòåðáóðãñêàÿ ïîýçèÿ
êîíöà XIX-íà÷àëà XX â.
Ëåíèíãðàä: Ëåíèçäàò, 1991.
È.À. Åñàóëîâ
×ÈÒÀÒÅËÜÑÊÎÅ ÑÂÎÅÂÎËÈÅ ÈËÈ ÄÈÀËÎà ÑÎÃËÀÑÈß?
(Ïðî÷òåíèå «Èëèàäû» Îñèïîì Ìàíäåëüøòàìîì) *
Íàïîìíèì òåêñò èçâåñòíåéøåãî ñòèõîòâîðåíèÿ Ìàíäåëüøòàìà, ïîïûòêè èñòîëêîâàíèÿ êîòîðîãî óæå äâàæäû ïðåäïðèíèìàëèñü íàìè Ëåéò . Êàæäûé ðàç ýòîò òåêñò ñòàâèëñÿ â íåñêîëüêî èíîé êîíòåêñò ïîíèìàíèÿ, ÷òî áóäåò îñóùåñòâëåíî çàíîâî è â ïðåäëàãàåìîì íèæå âàðèàíòå.
Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.
Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè
Íà ãîëîâàõ öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà
Êóäà ïëûâ¸òå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì, îäíà, àõåéñêèå ìóæè?
È ìîðå, è Ãîìåð âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäõîäèò ê èçãîëîâüþ Ìàëüâèíà .
Ïðèâåäåííûé òåêñò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ íå ÷òî èíîå, êàê ïîýòè÷åñêóþ ðåöåïöèþ ãîìåðîâñêîé ýïîïåè. Óæå â ïåðâîé ñòðîêå çàÿâëåíî îñîáîå âçàèìîäåéñòâèå «ñâîåãî», ÷èòàòåëüñêîãî è «÷óæîãî», àâòîðñêîãî; åñëè «Áåññîííèöà» – ýòî «ñâîå», íàñòîÿùåå, æèçíåííîå, ñâèäåòåëüñòâóþùåå î ïðåáûâàíèè «çäåñü è ñåé÷àñ» ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, òîìèìîãî áåññîííèöåé, òî çà ñëîâîì «Ãîìåð» ìåðöàåò «÷óæîå», ïðîøëîå, êíèæíîå. Êðàéíå âàæíà íåðàñïðîñòðàíåííîñòü ïðåäëîæåíèé, ãðàíèöû êîòîðûõ â äàííîì ñëó÷àå ñîâïàäàþò ñ îòäåëüíûìè ðàññìîòðåííûìè íàìè ñëîâàìè: ÷èòàòåëüñêîå è àâòîðñêîå ïîêà åùå íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè íåêîòîðîé èçîëèðîâàííîñòè äðóã îò äðóãà, ïðåîäîëåíèå êîòîðîé ëèøü óãàäûâàåòñÿ â ìàíäåëüøòàìîâñêîì çàâåðøåíèè ñòðîêè, ãäå ïðèëàãàòåëüíîå óæå ñàìèì ôàêòîì ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ â òåêñòå íåñêîëüêî ðàçìûêàåò ïðåæíþþ èçîëèðîâàííîñòü äâóõ ïðåäûäóùèõ íàçûâíûõ ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç îäíîãî-åäèíñòâåííîãî ñëîâà. Îäíàêî âòîðîå ïðåäëîæåíèå, íàðÿäó ñ ýòèì, ÿâëÿåòñÿ è ñâîåãî ðîäà ïîñðåäíèêîì ìåæäó àêòóàëüíûì ÷èòàòåëüñêèì ñîñòîÿíèåì è îòíîñÿùèìñÿ óæå ê õóäîæåñòâåííîìó ìèðó Ãîìåðà, à ñòàëî áûòü, ïðèíàäëåæàùèìè ãîìåðîâñêîé æå êíèæíîñòè «òóãèìè ïàðóñàìè». Òî÷íåå æå ãîâîðÿ, ýòè «òóãèå Äâåñòè Øåñòüäåñÿò ïàðóñà», âîçíèêøèå â âîîáðàæåíèè ÷èòàòåëÿ, ðàâíûì îáðàçîì ïðèíàäëåæàò è ìèðó ãîìåðîâñêèõ ãåðîåâ è ìèðó ìó÷èìîãî áåññîííèöåé ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ Ìàíäåëüøòàìà. Îíè, êîíå÷íî, íàõîäÿòñÿ «ìåæäó» òåêñòîì Ãîìåðà è ñîçíàíèåì ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ. Îäíàêî åñëè äëÿ ïîñëåäíåãî ýòî ëèøü «âòîðàÿ» ðåàëüíîñòü, ñâîåãî ðîäà êíèæíàÿ èëëþçèÿ è «êàæèìîñòü», «äðóãàÿ æèçíü», òî äëÿ ãåðîåâ Ãîìåðà ìèð «òóãèõ ïàðóñîâ» – ýòî èìåííî æèçíåííàÿ (íî èõ æèçíåííàÿ) ñôåðà, èõ åäèíñòâåííîå è âå÷íîå íàñòîÿùåå. Âìåñòå ñ òåì, äëÿ òîãî, ÷òîáû ìåæåóìî÷íîå «ìåæäó» âïîëíå ðåàëèçîâàëîñü è ïîëó÷èëî õàðàêòåðíóþ äëÿ ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ íàïðÿæåííî-àêòèâíóþ ôîðìó ïðèñóòñòâèÿ (îòñþäà «Òóãèå ïàðóñà»), íåîáõîäèìà îñîáàÿ âñòðå÷à «ñâîåãî» è «÷óæîãî». Ñîáñòâåííî, ïîñëåäíåå ïðåäëîæåíèå ñòðîêè è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ ïîêà åùå ïðåäâàðèòåëüíóþ ðåçóëüòèðóþùóþ ïðåäïîëàãàåìîé ýñòåòè÷åñêîé âñòðå÷è: èìåííî ïîýòîìó ýòîò ñâîåîáðàçíûé èòîã è íàõîäèòñÿ â êîíöå ñòðîêè, à íå áóêâàëüíî «ìåæäó» ÷èòàòåëüñêîé è àâòîðñêîé ñôåðàìè ïðèñóòñòâèÿ.
Çíàìåíèòûé «ñïèñîê êîðàáëåé» îñìûñëÿåòñÿ åãî òîëêîâàòåëåì ïîî÷åðåäíî êàê «äëèííûé âûâîäîê», «ïîåçä æóðàâëèíûé», «æóðàâëèíûé êëèí».  ýòîì èñòîëêîâàíèè ñîåäèíÿåòñÿ íå òîëüêî êíèæíîå è æèçíåííîå, íî ÷åëîâå÷åñêîå è ïðèðîäíîå. Íà÷àëüíîå «ïòè÷üå» ñðàâíåíèå ñ «âûâîäêîì» çàòåì óòî÷íÿòñÿ ÷åðåç ñîîòíåñåíèå ñ ÷åëîâå÷åñêèì («ïîåçä»), ÷òîáû çàòåì çàâåðøèòüñÿ «ïòè÷üèì» óïîäîáëåíèåì.  ðåçóëüòàòå íåïîâòîðèìîå ñîáûòèå ÷åëîâå÷åñêîé èñòîðèè ïîõîä íà Òðîþ, îêàçûâàåòñÿ, èìååò íå òîëüêî «÷åëîâå÷åñêèå» àíàëîãè, íî è ïðèðîäíûå: åæåãîäíî ïîâòîðÿþùèåñÿ ñåçîííûå ìèãðàöèè æóðàâëåé, òàê æå äâèæèìûå «ëþáîâüþ» («âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ»), êàê è ïîõîä ãðåêîâ.
Õîòÿ èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ ïîõîäà àõåéöåâ íåîáðàòèìî îñòàëîñü â ïðîøëîì, îí ìîæåò áûòü îñìûñëåí è ïîíÿò ìàíäåëüøòàìîâñêèì òîëêîâàòåëåì êàê ñóùåñòâåííî âàæíûé èìåííî äëÿ åãî æèçíè, à íå òîëüêî êàê îäèí èç çâåíüåâ ëèíåéíîé èñòîðèè, ïîñðåäñòâîì ïîìåùåíèÿ â èíîé (íå ëèíåéíûé) êîíòåêñò âîñïðèÿòèÿ: ýòî èñòîðè÷åñêîå ñîáûòèå ñîïîñòàâëåíî è îñîçíàíî íàñòîé÷èâûì óïîäîáëåíèåì åãî ñ ïðèðîäíûì ÿâëåíèåì: æóðàâëèíûì êëèíîì, òî åñòü òåì, ÷òî áûëî è äî ïîõîäà, è âî âðåìÿ ïîõîäà, è ïîñëå íåãî.
Äëÿ Ãîìåðà ïîõîä àõåéöåâ «â ÷óæèå ðóáåæè» çíà÷èì è ñóùåñòâåíåí èìåííî åãî óíèêàëüíîñòüþ è ïðèíöèïèàëüíîé íåâîñïðîèçâîäèìîñòüþ: ýòî òî, ÷òî íè íà ÷òî íå ïîõîæå. Åãî ýïè÷åñêîå âåëè÷èå, ñ ýòîé ïîçèöèè, íåêîëåáèìî è óñòîé÷èâî, ñêîëüêî áû íå ïðîøëî âåêîâ ñî âðåìåíè Òðîÿíñêîé âîéíû. Ñ ýòîé «ýïè÷åñêîé» òî÷êè çðåíèÿ, çíà÷èòåëüíî (è äîñòîéíî òîãî, ÷òîáû îñòàòüñÿ â ïàìÿòè ïîòîìêîâ) ëèøü òî, ÷òî óíèêàëüíî è íåâîñïðîèçâîäèìî: âñå îñòàëüíîå æå òåðÿåò ïðèâèëåãèþ ïåðåæèòü âåêà è íå ñòîèò òîãî, ÷òîáû åãî îïèñûâàòü. Ýòî «îñòàëüíîå» ñëîâíî áû íå ñóùåñòâóåò äëÿ ýïè÷åñêîãî ñîçíàíèÿ (êàê äëÿ ðóññêîãî ëåòîïèñöà èìåëèñü òàêèå ãîäû, â êîòîðûõ «íå áûëî íè÷åãî»). Îòòîãî Ãîìåð, ñàì óæå îòäåëåííûé îò âðåìåíè ýòîãî ïîõîäà ýïè÷åñêîé äèñòàíöèåé, è îáðàùàåòñÿ èìåííî ê ýòîìó èñòîðè÷åñêîìó ñîáûòèþ, îòòîãî îí è ïûòàåòñÿ â ñâîåì îïèñàíèè ãåðîåâ «ðåêîíñòðóèðîâàòü» òå èëè èíûå «òî÷íûå» äåòàëè, îòíîñÿùèåñÿ ê ó÷àñòíèêàì è ãåðîÿì âîéíû ñ Òðîåé.
Îòñþäà çíàìåíèòîå îïèñàíèå êîðàáëåé, èõ ïåðå÷åíü («ñïèñîê»), êîòîðûé, ïî ñëîâàì È.Ô. Àííåíñêîãî, «áûë íàñòîÿùåé ïîýçèåé, ïîêà îí âíóøàë (âûäåëåíî àâòîðîì. È.Å.» Àëèñà . Ýòîò «ñïèñîê» ÿâëÿåòñÿ ñëîâîì Ãîìåðà, îòïðàâëåííîì èì ïîòîìêàì. Êàê ñïðàâåäëèâî çàìå÷àåò ðóññêèé ïîýò è ïðåêðàñíûé çíàòîê àíòè÷íîñòè, «èìåíà íàâàðõîâ, ïëûâøèõ ïîä Èëèîí, òåïåðü óæå íè÷åãî íå ãîâîðÿùèå, ñàìûå çâóêè ýòèõ èìåí, íàâñåãäà óìîëêøèå è ïîãèáøèå, â òîðæåñòâåííîì êàäàíñå ñòðîê, òîæå áîëåå äëÿ íàñ íå ïîíÿòíîì, âëåêëè çà ñîáîé â âîñïîìèíàíèÿõ äðåâíåãî Ýëëèíà æèâûå öåïè öâåòóùèõ ëåãåíä, êîòîðûå â íàøè äíè ñòàëè ïîáëåêøèì äîñòîÿíèåì ñèíèõ ñëîâàðåé, íàïå÷àòàííûõ â Ëåéïöèãå. ×òî æå ìóäðåíîãî, åñëè íåêîãäà äàæå ñèìâîëû èìåí (âûäåëåíî àâòîðîì. È.Å.) ïîä ìóçûêó ñòèõà âûçûâàëè ó ñëóøàòåëåé öåëûé ìèð îùóùåíèé è âîñïîìèíàíèé, ãäå êëèêè áèòâû ìåøàëèñü ñî çâîíîì ñëàâû, à áëåñê çîëîòûõ äîñïåõîâ è ïóðïóðîâûõ ïàðóñîâ ñ øóìîì òåìíûõ ýãåéñêèõ âîëí» .
Ïî÷åìó çíàìåíèòûé «ñïèñîê êîðàáëåé» ïðî÷òåí ëèøü «äî ñåðåäèíû»? Îòòîãî ëè, ÷òî ñîâðåìåííîìó ÷èòàòåëþ ýòîò «ïåðå÷åíü êàæåòñÿ äîâîëüíî ñêó÷íûì» Íýò , èáî íàâåêè ïîòåðÿí êóëüòóðíûé êîä, à áåç íåãî íåâîçìîæíî àäåêâàòíî ïîíÿòü ýòî ñëîâî Ãîìåðà? Åñëè òàêîå ïðåäïîëîæåíèå ïðàâèëüíî, òî âåêòîð ïðî÷òåíèÿ ìàíäåëüøòàìîâñêîãî òåêñòà ìîæåò áûòü òàêèì: èçíà÷àëüíàÿ «áåññîííèöà» ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ òàê «ïðåîäîëåíà» ãîìåðîâñêèì êàòàëîãîì, ÷òî ïðè åãî ÷òåíèè íà ñåðåäèíå ýòîãî áåñêîíå÷íîãî è ñêó÷íîãî ïåðå÷íÿ ãåðîé, íàêîíåö, çàñûïàåò. Âñå îñòàëüíîå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ îáëàñòü ñíà, ãäå ïåðåìåøèâàþòñÿ ðåàëèè «Èëèàäû» è çâóêè ìîðÿ, ïîäñòóïàþùåãî «ê èçãîëîâüþ» çàñíóâøåãî ÷èòàòåëÿ
Îäíàêî áîëåå àäåêâàòíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ èíîå ïîíèìàíèå. Âîçâðàùàÿñü ê èñòîëêîâàíèþ ñìûñëà «ïòè÷üåãî» ñðàâíåíèÿ ñïèñêà êîðàáëåé ñ æóðàâëèíûì êëèíîì, çàìåòèì, ÷òî è ñàì ãîìåðîâñêèé ãåêçàìåòð, êîòîðûì íàïèñàíà «Èëèàäà», òàêæå íàïîìèíàåò ñâîåãî ðîäà «êëèí»: ïîâûøåíèå òîíà çàâåðøàåòñÿ öåçóðîé ïîñëå òðåòüåé ñòîïû, à çàòåì ñëåäóåò åãî ïîíèæåíèå. Ñóùåñòâîâàëè è ïðåäàíèÿ î ïðîèñõîæäåíèè ãåêçàìåòðà êàê çâóêîïîäðàæàíèÿ øóìó íàáåãàþùèõ è îòêàòûâàþùèõñÿ îò áåðåãà ìîðñêèõ âîëí. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ñïèñîê êîðàáëåé (òåêñò Ãîìåðà), øóì ìîðÿ è æóðàâëèíûé êëèí èìåþò îáùóþ âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó Ñòàíèñëàâ Êîçëîâ , êîòîðàÿ àêòóàëèçèðîâàíà â ðàññìàòðèâàåìîì ïðîèçâåäåíèè . Åñëè ýòî òàê, òî «çåðêàëüíûé» ïîâòîð ïåðâîé ÷àñòè ýòîé ñòðóêòóðû åå âòîðûì êîìïîíåíòîì (áóäü òî îòêàòûâàþùàÿñÿ âîëíà, âòîðàÿ ïîëîâèíà æóðàâëèíîãî êëèíà, ëèáî æå âòîðîå ïîëóñòèøèå ãåêçàìåòðà ïîñëå öåçóðû) ïîçâîëÿåò íàáëþäàòåëþ «óãàäàòü» ýòîò ïîâòîð (è ñàìó íåîáõîäèìîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ ýòîãî ïîâòîðà) áåç åãî íåïîñðåäñòâåííîãî îáÿçàòåëüíîãî ñîçåðöàíèÿ, â÷èòûâàíèÿ èëè âñëóøèâàíèÿ óæå ïîñëå çíàêîìñòâà ñ ïåðâîé ÷àñòüþ ýòîé äâó÷ëåííîé ñòðóêòóðû.
Åñëè «ñïèñîê êîðàáëåé» ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äåéñòâèòåëüíî îáðàùåííîå ê íàì, êàê ê ÷èòàòåëÿì, ñëîâî Ãîìåðà, òî ìàíäåëüøòàìîâñêèé ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâøèé ýòîò ñïèñîê «äî ñåðåäèíû», à çàòåì èñòîëêîâûâàþùèé Ãîìåðà â ñîáñòâåííîì êîíòåêñòå âîñïðèÿòèÿ, ìîæíî ñêàçàòü, ïîíèìàåò åãî ñ ïîëóñëîâà: òàê ïî îäíîé ïîëîâèíå âèäèìîãî íàáëþäàòåëþ æóðàâëèíîãî êëèíà ìîæíî áåç òðóäà âîññòàíîâèòü, «óãàäàòü» äðóãóþ åãî ïîëîâèíó, äàæå íå âèäÿ åå íåïîñðåäñòâåííî. Äîñòàòî÷íî ëèøü çíàòü (ïîíÿòü), ÷òî ýòî èìåííî æóðàâëèíàÿ ñòàÿ.
Êîíå÷íî æå, â òàêîì ñëó÷àå âîçíèêàåò ïðîáëåìà àäåêâàòíîñòè ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ïðî÷òåíèÿ ãåðîè÷åñêîé êàê-íèêàê ýïîïåè Ãîìåðà â çàäàííîì êîíòåêñòå. Ñòóäåíò, íå äî÷èòàâøèé äî êîíöà íå òîëüêî «Èëèàäó», íî è äàæå «ñïèñîê êîðàáëåé», à çàòåì, â ñóùíîñòè, óòâåðæäàþùèé, ÷òî ïåðåä íàìè ïîýìà «î ëþáâè» (âî âñÿêîì ñëó÷àå, «äâèæèìàÿ» ëþáîâüþ êàê ïåðâîïðè÷èíîé), âðÿä ëè ìîæåò ðàññ÷èòûâàòü íà óäîâëåòâîðèòåëüíóþ îöåíêó ó ïðîôåññîðà-àíòè÷íèêà  ñàìîì äåëå, «ñîãëàñèëñÿ» ëè áû ñîçäàòåëü ýïîïåè ñ òåì, ÷òî Åëåíà («Êîãäà áû íå Åëåíà») äåéñòâèòåëüíàÿ ïðè÷èíà (à íå ïîâîä) äëÿ èñòîðè÷åñêîãî ïîõîäà, áåç êîòîðîãî ÿêîáû îáåññìûñëèâàåòñÿ è çàâîåâàíèå Òðîè («÷òî Òðîÿ âàì îäíà, àõåéñêèå ìóæè»)?
Íå ïðèâîäèò ëè ïîäîáíîå «ñâîåâîëüíîå» ïðî÷òåíèå, êàê áóäòî ïðåäâîñõèùàþùåå ïîçäíåéøèå ïîñòìîäåðíèñòñêèå ýêñòðàâàãàíòíûå òîëêîâàíèÿ êëàññè÷åñêèõ òåêñòîâ, ê ìîë÷àíèþ ïîòðÿñåííîãî àâòîðà, ñëîâíî îáèæåííîãî íà íåäî÷èòàâøåãî åãî «ñïèñîê» ïîòîìêà, â èòîãîâîé òðåòüåé ñòðîôå («È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò»)? Íå ñëó÷àåí çäåñü è «ïðîâîêàòèâíûé» âîïðîñ ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ, îáðàùåííûé ê ãîìåðîâñêèì ãåðîÿì è ïðåäïîëàãàþùèé ðàñïîäîáëåíèå àâòîðñêèõ äåêëàðàöèé, ñîâïàäàþùèõ ñ óáåæäåíèÿìè «öàðåé», è íåêîé ïîòàåííîé è äëÿ ñîçíàíèÿ ñàìèõ ãåðîåâ è èõ àâòîðà! – öåëè: «Êóäà (ò.å. íà ñàìîì äåëå êóäà è çà÷åì. È.Å.) ïëûâåòå âû?» Êàæåòñÿ, ÷òî ðàâíîïðàâèå êíèæíîãî è ïðèðîäíîãî âñëåäñòâèå ýòîãî ÷èòàòåëüñêîãî «íåäîâåðèÿ» íàðóøàåòñÿ: øóìÿùåå «ìîðå ÷åðíîå» ñëîâíî áû âîçíîñèòñÿ íàä ãîìåðîâñêîé êíèæíîñòüþ.
Íà ñàìîì æå äåëå ýòî íå òàê. Óæå ñêàçàâøåãî ñâîå ñëîâî, ñîãëàñíî ðàññìàòðèâàåìîé ðåöåïòèâíîé ëîãèêå, Ãîìåðà ñìåíÿåò ñëîâî ìîðÿ, åäèíîñóùíîå, êàê ìû óæå íàìåêíóëè, ãåðîè÷åñêèì ãåêçàìåòðàì «Èëèàäû». Îêàçûâàåòñÿ, ÷òî ýòî èìåííî ïðîäîëæåíèå ãîìåðîâñêîãî âûñêàçûâàíèÿ (òàê ñêàçàòü, âòîðàÿ ïîñëå öåçóðû – ïîëîâèíà ñòðîêè ãåêçàìåòðà), à íå îïðîâåðæåíèå åãî. Ïðèðîäíàÿ «âå÷íîñòü» «ñëîâà» ìîðÿ íå îòâåðãàåò «èñòîðè÷íîñòè» ñëîâà Ãîìåðà, íî íàâñåãäà óêîðåíÿåò åãî â ìèðå ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû.
Ýòîãî «íå ïîíèìàåò» íè Ãîìåð, íè åãî ãåðîè, «àõåéñêèå ìóæè», ïîýòîìó âîïðîñû ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ, ê íèì àäðåñîâàííûå, è îñòàþòñÿ áåç îòâåòà. Ñ ïîçèöèé ýïîïåéíîãî ñîçíàíèÿ, ïðèðîäíîìó õàîñó âå÷íî èçìåíÿþùåãîñÿ ìîðÿ êàê ðàç è äîëæíà áûòü ïðîòèâîïîñòàâëåíà îðãàíèçîâàííàÿ âûñòðîåííîñòü áîåâîãî ïîðÿäêà êîðàáëåé, îïèñàííàÿ Ãîìåðîì. Íà óðîâíå ëèíåéíîãî âîñïðèÿòèÿ íå òîëüêî ãåðîè Ãîìåðà, íî è îí ñàì ïðîòèâîïîñòàâëåíû ìîðþ, êàê «ìîë÷àíèå» – «øóìó». Ìîæíî âïîëíå ñêàçàòü, ÷òî íà ýòîì óðîâíå êîíå÷íûå ãëàãîëû îòäåëüíûõ ñòðîê ìàíäåëüøòàìîâñêîãî òåêñòà («ìîë÷èò»-«øóìèò») ÿâëÿþòñÿ ðèôìîâàííîé ïàðîé, îáðàçóþùåé òèïè÷íóþ «áèíàðíóþ îïïîçèöèþ». Îäíàêî íà áîëåå ãëóáîêîì óðîâíå ïîíèìàíèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ òðàíñãðåäèåíòíûé ýòîé îïïîçèöèè ìîìåíò ñèíòàêñè÷åñêîå ïîñòðîåíèå ôðàçû, êîòîðàÿ â èçáûòêå àâòîðñêîãî âèäåíèÿ è ñíèìàåò ïðîòèâîïîñòàâëåííîñòü ýòèõ ìíèìûõ «ïîëþñîâ» (ñàìà èõ ïðîòèâîïîëîæíîñòü, êàê è îïïîçèöèÿ «êóëüòóðû» è «ïðèðîäû» íå ðàáîòàåò, òî÷íåå æå, «îòìåíÿåòñÿ» ïîýòèêîé ïðîèçâåäåíèÿ).
Ãîìåð è ìîðå äâàæäû ñâÿçûâàþòñÿ ñîåäèíèòåëüíûì ñîþçîì «è». Íàïðèìåð: «È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò, / È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò». Íàëèöî íå áåçóñëîâíî ïðîòèâîïîñòàâëÿþùåå «à», íî èìåííî «è». Ïîýòîìó ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ÷èòàòåëü Ìàíäåëüøòàìà ïîíèìàåò ãåðîåâ Ãîìåðà (è ñàìîãî Ãîìåðà) ëó÷øå èõ ñàìèõ. Èëè æå, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ïðåòåíäóåò íà òàêîå ïîíèìàíèå. ßâëÿåòñÿ ëè ïîäîáíàÿ ÷èòàòåëüñêàÿ ïðåòåíçèÿ âûõîäîì çà ïðåäåëû ñïåêòðà àäåêâàòíîñòè Ëèñà â èñòîëêîâàíèè ãîìåðîâñêîãî òåêñòà? Ìû ïîëàãàåì, ÷òî íåò.
Êîíå÷íî, ñîáñòâåííî «ãîìåðîâñêîå» â «Èëèàäå» è òîò âåêòîð ïîíèìàíèÿ ýïîïåè, êîòîðûé íàìå÷åí ó Ìàíäåëüøòàìà, ðàçèòåëüíî íå ñîâïàäàþò. Íî ïîäîáíîå íåñîâïàäåíèå ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì è îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì «äèàëîãà ñîãëàñèÿ» (Ì.Ì. Áàõòèí), áåç êîòîðîãî ÷èòàòåëüñêîå ñîçíàíèå îáðåêàåòñÿ íà íåíóæíóþ è ïóñòóþ òàâòîëîãè÷íîñòü àâòîðñêîìó «çàìûñëó», õîòÿ áû è ñîäåðæàùåìóñÿ â òåêñòå, à ôèëîëîãè÷åñêîå èñòîëêîâàíèå â ñâîåì ïðåäåëå â òàêîì ñëó÷àå ñëîâíî áû îáðå÷åíî ñòðåìèòüñÿ ê íåïëîäîòâîðíîìó «êëîíèðîâàíèþ» ãîòîâîé àâòîðñêîé óñòàíîâêè, âîïëîùåííîé â «èçó÷àåìîì» òåêñòå (ïðàâäà, íèêîãäà íå äîñòèãàÿ ýòîãî ïðåäåëà).  êîíå÷íî æå èòîãå, ýòî áóêâàëèñòñêîå ñëåäîâàíèå «áóêâå», à íå «äóõó» ïðîèçâåäåíèÿ, íàñëåäóåò ãîòîâûé «çàêîí» òåêñòîïîñòðîåíèÿ è èãíîðèðóåò íåçàìåñòèìóþ ëè÷íîñòíîñòü ÷èòàòåëÿ: òåì ñàìûì àâòîðñêèé «çàêîí» ïèñüìà âîçíîñèòñÿ íàä ÷èòàòåëüñêîé (÷åëîâå÷åñêîé) ñâîáîäîé è ïîòåíöèàëüíî ëèøü «êîíñåðâèðóåò» àâòîðñêîå æå ïðîøëîå â íàñòîÿùåì ÷èòàòåëÿ âìåñòî ñóùåñòâåííîãî ðàçìûêàíèÿ âåêòîðà ýòîãî ïðîøëîãî â ïðîñòîðàõ íåçàâåðøèìîãî «áîëüøîãî âðåìåíè».
«Ìîäåðíèçèðóåò» ëè Ìàíäåëüøòàì ãîìåðîâñêèé òåêñò ÿâíûì àêöåíòèðîâàíèåì ðîëè Åëåíû è, íàðÿäó ñ ýòèì, ðåøèòåëüíûì óòâåðæäåíèåì «âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ»? Ýòî ïðîèçîøëî áû â òîì ñëó÷àå, åñëè «ëþáîâü» èñòîëêîâûâàëàñü èì â êîíòåêñòå ïîíèìàíèÿ, ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷íîì îò àíòè÷íîãî. Îäíàêî îáðàòèì âíèìàíèå íà òî, ÷òî ó Ìàíäåëüøòàìà «ëþáîâüþ» äâèæåòñÿ äåéñòâèòåëüíî «âñ¸»: íå òîëüêî àíòè÷íûå ïåðñîíàæè, ñàìè íå âåäàÿ ýòîãî, íî è æóðàâëè, è ìîðå, è âîçäóøíàÿ ñôåðà. Âåäü «ïàðóñà» èìåííî ïîòîìó «òóãèå», ÷òî èõ òàêæå ðàçäóâàåò «ëþáîâü». ×òî îçíà÷àåò â òàêîì êîíòåêñòå ñàìî ñëîâî «ëþáîâü»? Âåäü îíî ðàçèòåëüíî îòëè÷àåòñÿ îò íîâîåâðîïåéñêîãî (èíäèâèäóàëèçèðóþùåãî) çíà÷åíèÿ ýòîãî ñëîâà.  íàøåì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ëþáâè-ýðîñå, î òîì ìîãó÷åì Ýðîñå, êîòîðûé äåéñòâèòåëüíî ïðîíèçûâàåò ñîáîþ âñþ àíòè÷íóþ êóëüòóðó, è êîòîðîìó ïîäâëàñòíû íå òîëüêî ñòèõèè ìèðà, íî è àíòè÷íûå áîãè. Ìîðñêàÿ ïåíà, òàêæå èìåþùàÿ ýðîòè÷åñêèé â àíòè÷íîì çíà÷åíèè ñìûñë, íå ëîêàëèçóþòñÿ â ýòîì òèïå êóëüòóðû ëèøü ôèãóðîé Àôðîäèòû, íî è, îïðåäåëÿåìàÿ êàê «áîæåñòâåííàÿ», íàõîäèòñÿ «íà ãîëîâàõ öàðåé», ïëûâóùèõ ê Òðîå è æàæäóùèõ Åëåíû. Ýòî äîëè÷íîñòíàÿ (â õðèñòèàíñêîì êîíòåêñòå ïîíèìàíèÿ) êóëüòóðà, ïðîíèçàííàÿ âñåîáúåìëþùåé òåëåñíîñòüþ, òàê ïîðàæàþùåé íàñ, íàïðèìåð, â àíòè÷íîé ñêóëüïòóðå, ìîæåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê öåëîå ëèøü ñ ïîçèöèè âíåíàõîäèìîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ýòîé êóëüòóðå: èìåííî òàêàÿ ïîçèöèÿ è çàÿâëåíà Ìàíäåëüøòàìîì.
Ñîãëàñíî ñòàðîé ãèìíàçè÷åñêîé øóòêå, äðåâíèå ãðåêè íå çíàëè î ñåáå ñàìîãî ãëàâíîãî: òîãî, ÷òî îíè äðåâíèå. Íåñìîòðÿ íà ðåçêèå, ïîðîé ñóùåñòâåííåéøèå ðàçëè÷èÿ ìåæäó äðåâíåãðå÷åñêèìè ëèòåðàòóðíûìè ðîäàìè è æàíðàìè, à òàêæå ìåæäó ïîçèöèåé àâòîðîâ, âûðàæàþùèõ ðàçëè÷íûå ýñòåòè÷åñêèå âçãëÿäû, âñå õóäîæåñòâåííûå òåêñòû, ïðèíàäëåæàùèå àíòè÷íîé êóëüòóðå, âñå-òàêè òàê èëè èíà÷å ìàíèôåñòèðóþò äîìèíàíòû ýòîé êóëüòóðû, åå êóëüòóðíûå àðõåòèïû, åå óñòàíîâêè. Ìàíäåëüøòàì ïîïûòàëñÿ ïîíÿòü è ñôîðìóëèðîâàòü èìåííî òàêèå àðõåòèïè÷åñêèå óñòàíîâêè, òàêîå êóëüòóðíîå áåññîçíàòåëüíîå, â êîòîðîì íå îòäàâàë è íå ìîã îòäàâàòü ñåáå îò÷åòà Ãîìåð, íàõîäÿñü âíóòðè ýòîé êóëüòóðû è îïðåäåëÿÿñü ïî îòíîøåíèþ ê ñâîåìó ñîáñòâåííîìó ëèòåðàòóðíîìó îêðóæåíèþ áëèæàéøåìó ïðîøëîìó, íàñòîÿùåìó è áëèæàéøåìó æå áóäóùåìó. Ìàíäåëüøòàì æå «ðàçîìêíóë» ýòó ñôîêóñèðîâàííóþ íà «àíòè÷íîì íàñòîÿùåì» óñòàíîâêó, áëàãîäàðÿ ÷åìó ãîëîñ Ãîìåðà, íå óòðàòèâ åãî ñîáñòâåííîé «ñàìîñòè», îáðåë ñêðûòûå ñìûñëû, íå íàâÿçàííûå åìó àêòóàëüíîé äëÿ Ìàíäåëüøòàìà «ñîâðåìåííîñòüþ» ÕÕ âåêà, îäíàêî õîòÿ ïðèñóùèå ãîìåðîâñêîìó òåêñòó, íî âïîëíå ïðîÿâèâøèåñÿ èìåííî â äèàëîãè÷åñêîé ñèòóàöèè, êîãäà èíòóèöèÿ òåëåñíîñòè ïåðåñòàëà áûòü ãîñïîäñòâóþùåé â Åâðîïå, áóäó÷è «ïðåîäîëåííîé» (íî íå îòìåíåííîé) èíûì òèïîì êóëüòóðû.
Ëåéò Ñì.: Åñàóëîâ È.À. Èäèëëè÷åñêîå ó Ìàíäåëüøòàìà // Òâîð÷åñòâî Ìàíäåëüøòàìà è âîïðîñû èñòîðè÷åñêîé ïîýòèêè. Êåìåðîâî: Êåìåðîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò, 1990. Ñ. 38-57; Åãî æå. «Âåùü» ó Ìàíäåëüøòàìà è àâàíãàðäèñòîâ // Ïîýçèÿ ðóññêîãî è óêðàèíñêîãî àâàíãàðäà: èñòîðèÿ, ïîýòèêà, òðàäèöèè. Õåðñîí: Õåðñîíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò, 1990. Ñ. 26-28.
Ìàëüâèíà Ìàíäåëüøòàì Î. Êàìåíü. Ì.: Íàóêà, 1990. Ñ. 73.
Àëèñà Àííåíñêèé È. Êíèãè îòðàæåíèé. Ì.: Íàóêà, 1979. Ñ. 204.
Òàì æå.
Íýò Òàì æå.
Ñòàíèñëàâ Êîçëîâ Ìîã æå Ìàíäåëüøòàì â äðóãîì ñâîåì òåêñòå ïðèáëèçèòåëüíî ýòîãî æå âðåìåíè («Ðàâíîäåíñòâèå») çàÿâèòü: «Êàê áû öåçóðîþ çèÿåò ýòîò äåíü».
Ëèñà Ñì.: Åñàóëîâ È.À. Ñïåêòð àäåêâàòíîñòè â èñòîëêîâàíèè ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÃÓ, 1995.
* Îïóáëèêîâàíî: Ôèëîëîãè÷åñêèé æóðíàë. 2007. ¹ 2 (5). Ñ. 260-266.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 29.04.2008. Ñåðãåé Õðåíîâ. Ïîýçèÿ êîíöà âåêà
- 21.04.2008. Êíèãà ïðîðîêà Èåçåêèëÿ. Ãëàâà 2
- 19.04.2008. Áîðèñ Âèàí. Ìûñëèòåëü
- 18.04.2008. Ìàðêî Ðîò. Ïðîðîê, çàíóäà, áèòíèê, ïñèõ
- 14.04.2008. Èâ Áîíôóà. ×àñòèöû áûòèÿ
- 10.04.2008. Íèêîëàé Ãóìèëåâ. Øåñòîå ÷óâñòâî
- 09.04.2008. Â òåàòðå áîÿòñÿ ýòó ïüåñó ñòàâèòü.
- 08.04.2008. Äìèòðèé Ñàâèöêèé Ïàðèæ. Òðè ðàññêàçà
- 07.04.2008. Ñòèõè àíãëèéñêèõ ïîýòîâ-êàâàëåðîâ
- 05.04.2008. Óðîêè ëþáâè îò Øàòîáðèàíà
- 04.04.2008. Âëàäèìèð Õàçàí. Remarques
- 03.04.2008. Êíèãà ïðîðîêà Èåçåêèëÿ
- 02.04.2008. Îñèï Ìàíäåëüøòàì. Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.
- 01.04.2008. Þëèÿ Êà÷àëêèíà. Ñâîáîäíûå îò ñòèõà
Источник