Бессонница фильм с люком бессоном
Будет сидеть! Я сказал!
Жеглов
Кошелек, кошелек…
Какой кошелек?
Кирпич
Бессонница – это сборник
фильмов Люка Бессона.
(с) Ян Розенфельд
Вероятно,
Кристофер Нолан не смотрел
замечательный сериал “Место встречи
изменить нельзя”, потому что иначе он
бы тогда вряд ли взялся делать кино о
том, хорошо или плохо ставить закон в
одну интересную позу во имя сурового
исполнения все того же закона… Что
интересно, завязка сюжета “Бессонницы”
довольно легко перекладывается на
образы героев фильма Говорухина. Вот
как выглядел этот фильм, если
бы Говорухин додумался снять его как
сиквел “Места встречи…”.
В маленьком городке на краю
Чукотки произошло убийство:
неизвестный преступник до смерти избил
юную девушку. Для расследования этого
убийства непонятно с какой стати
вызвали двух спецов из самой Москвы –
заметно постаревшего Глеба Жеглова, а
также его верного помощника Володю
Шарапова. За время, прошедшее с первого
фильма, противоречия между Жегловым и
Шараповым достигли апогея. Жеглов по-прежнему
подкидывал ворам в карманы кошельки и
занимался незаконным рукоприкладством,
а Шарапов четко пришел к мысли, что Эра
милосердия не позволяет нарушать закон
во имя закона, поэтому он накатал на
Жеглова телегу в министерство, и теперь
Глеба Егорыча будут судить и, вероятно,
выгонят с работы. А невинно посаженного
в тюрьму Кирпича отпустят и перед ним
даже извинятся.
Но сначала они должны
раскрыть убийство девочки в этом
маленьком городишке на краю земли, где
полгода длится полярный день, а
другую половину года – полярная ночь.
Жеглов – крепкий профессионал, поэтому
он сразу выяснил, что девочка ходила на
лекции некоего профессора Груздева.
Тут Жеглову и стало понятно, что именно
Груздев причастен к убийству. Тем более,
что он очень подозрительный: уже
немолодой, нервный, орет периодически…
Такому убить девочку – раз плюнуть. И
Жеглов с Шараповым отправляются в
маленькую заброшенную библиотеку, где
по предположениям Жеглова Груздев и
забил девочку до смерти учебником по
высшей математике.
Однако в библиотеке Чубайс
отключил свет за неуплату, поэтому
когда профессор явился, чтобы скрыть
орудие преступления, и Жеглов затеял с
ним перестрелку, маститый опер сослепу
засадил пулю прямо в живот Шарапову. Тот
умер. Но Жеглов представил дело как
несчастный случай в процессе
оперативной работы, и расследование
спустили на тормозах. Правда, Петюня,
который за годы работы в МУРе
выслужился до крупной шишки, пытался по
телефону навесить на Жеглова всех
собак, но тот, настоящий оперативник, на
всех этих толстозадых милицейских
бюрократов клал с невероятно огромным
прибором, поэтому Глеб просто
обматерил Петюню по-своему, по-муровски,
после чего Петюня и отстал.
Но после этого начались
самые проблемы. Выяснилось, что Груздев
видел, как Жеглов замочил Шарапова. И
теперь Груздев, на чьей стороне все
козыри, начинает со страшной силой
шантажировать матерого оперативника.
Тому и приходится решать, как
выкручиваться из данной ситуации:
сажать убийцу Груздева, который при
этом заложит его самого (недаром Жеглов
не доверял этим паршивым
интеллигентишкам), либо же не сажать
Груздева, спасая свое реноме.
Профессиональный долг у Жеглова
приходит в противоречие с инстинктом
самосохранения. И от всего этого Жеглов
совершенно перестает спать. Ну просто
совсем…
***
Это первый фильм с Аль Пачино,
который мне совершенно не понравился. И
фильм не понравился, и Аль Пачино.
Повествование “Бессонницы” –
тягучее и занудное. Слабые попытки
режиссера нагнать хоть какого-нибудь
напряжения дают свои плоды минуты две,
а потом вяло агонизируют и полностью
испускают дух, заставляя думать про
себя: “Ну когда же это все закончится?”
Чем это все закончится – в
общем, понятно с самого начала. Поэтому
не думайте, что вас ожидает некий
саспенсообразный триллер, во время
просмотра которого вы сломаете пару-тройку
подлокотников кресла. Ну да, Уилл
Дормер (Аль Пачино) – крутой специалист,
который непонятно зачем прилетел со
своим напарником в какой-то крошечный
городок на Аляске, чтобы расследовать
убийство девочки. Ну да, он очень быстро
вычислил убийцу, но во время попытки
его задержания завалил своего
напарника, который недавно накатал на него
рапорт. Ну да, убийца девочки – писатель
Уолтер Финч (Робин Уильямс) – видел, как
Дормер грохнул напарника, и теперь его
шантажирует. А Дормер в старые времена
подкинул кошелек в карман Кирпича и
теперь переживает настолько, что ни
черта не спит. Конечно, он не только на
эту тему переживает – у Дормера хватает
побудительных переживательных
моментов, – но и на эту тему тоже. Все.
Более ничего.
Не очень приятно смотреть
фильм интересного режиссера с
блестящими актерами, которые явно не
очень понимают, что они тут, собственно,
вообще должны играть, и какого черта
Нолан сделал ремейк на норвежский
фильм 1997 года, который и тогда-то шумным
успехом не пользовался.
Все это попросту скучно.
Скучен заметно постаревший Аль Пачино,
который, конечно, очень достоверно
изображает человека, уже ничего не
соображающего от жуткой бессонницы,
однако его попытки передать мощные
психологические терзания Дормера – к
желаемому эффекту не приводят, потому
что хорошо видно, насколько Аль Пачино
до фонаря Дормер, а самому Дормеру до
фонаря все окружающее – ему бы поспать
трое суток не просыпаясь. С одной
стороны, в этом, вероятно, и есть
глубокая режиссерская задумка. С
другой стороны, нет ничего более
нудного, чем наблюдать за не спавшим
несколько суток человеком и вспоминать
свои собственные бессонные ощущения.
Ну его к черту, такое развлечение, вот
что я вам скажу.
Робин Уильямс в роли убийцы-писателя
– несколько более динамичный и,
соответственно, несколько менее нудный,
однако его образу не хватает
психопатичности и кровожадности, а его
рассказ о том, почему он замочил
несчастную девчушку – неубедителен.
Такому рассказу не поверил бы ни один
суд, и Уильямса бы оправдали.
О Хилари Суонк даже и
говорить не хочу. Ходит туда-сюда,
сначала восхищается крутым
профессионалом Дормером, а затем
начинает его подозревать. Все
предсказуемо до потрескивания нижней
челюсти в момент оглушительного
зевания.
В общем, я не в восторге от
этого фильма. Не то чтобы он совсем уж
плохой, но скучный и нудный – факт. Это
первый фильм с моим любимым Аль Пачино,
который мне не понравился. Ну что ж, и на
старушку бывает прорушка. Простим
великому Аль Пачино этот
кинематографический каприз. Просто он
в реальности действительно страдает
бессонницей. Поэтому, вероятно, и
проявил интерес к этому фильму, хотя
этот актер обычно очень щепетильно
относится к выбору ролей…
В кино этот фильм точно
смотреть не нужно. На кассете – только в
том случае, если вас грызет бессонница
и вам хочется, чтобы она грызла не
только вас. Аль Пачино она грызет
вполне натурально. А все эти так
называемые психологические навороты
вокруг – от лукавого. Не впечатляют,
однозначно.
Источник
На протяжении длящейся почти четыре десятилетия карьеры самый коммерчески успешный французский режиссер снял 17 полнометражных картин. «РБК Стиль» составил рейтинг фильмов Бессона.
«Леон» (1994)
Бессон снял классическую историю мести и морального выбора так, что после него все фильмы на эту тему неизбежно стали сравнивать с «Леоном». Все герои — попадание в точку. 13-летняя дебютантка Натали Портман сыграла летальную лолиту и позже оправдала выбор Бессона, появившись в «Звездных войнах» и получив «Оскар». Жан Рено в роли киллера с совестью стал международной звездой, а Гари Олдман так расстарался, что его злодей оказался эталонным для более поздних исполнителей отрицательных персонажей. Это фильм про убийц, где, в общем, нет стопроцентно положительных ролей, но Бессон умеет заставить нас сочувствовать антигероям.
© KINOPOISK.RU
«Никита» (1990)
«Пигмалион про шпионов», в котором уличная шпана (Анн Парийо, тогдашняя жена Бессона) превращается в киллершу высшей пробы (режиссер не упускает случая поиронизировать над тем, что в нашем обществе скорее будут принимать убийц, чем бедняков), наметил важную для Бессона тему — наваждение красивой женщиной, которая становится неуязвимой благодаря одной судьбоносной встрече. Фильм имел такой успех, что через три года вышел гораздо более слабый американский ремейк с Бриджит Фондой в главной роли, а в 1997-м — сериал с Питой Уилсон.
© KINOPOISK.RU
«Подземка» (1985)
Второй фильм юного режиссера Бессона стал одной из тех картин, которые определили эстетику и темы 1980-х — живущий в метро (то есть, буквально в андеграунде) панк Кристофер Ламбер шантажирует богатую куколку (Изабель Аджани в мужском костюме по моде времени), чей сейф ограбил, и мечтает создать свою нью-вэйв-группу (с Жаном Рено на ударных!). Ничего более «восьмидесятнического» придумать нельзя.
© KINOPOISK.RU
«Голубая бездна» (1988)
Родители Бессона были дайверами. Он практически вырос в воде и очень переживал, когда после травмы с мечтой продолжить дело отца и матери пришлось расстаться. История о соперничестве двух знакомых с детства дайверов, в котором важнее даже не формальные достижения, а познание себя — посвящение взрослого Бессона детскому наваждению. Его зачарованность подводными съемками, впрочем, не всегда идет фильму на пользу — режиссерская версия длится почти три часа, и это могут выдержать только самые преданные поклонники Бессона.
© KINOPOISK.RU
«Люси» (2014)
Преодолев свой «детский период» в начале XXI века, Бессон вдруг с энергией и даже яростью, которых от него никто не ожидал, вернулся к любимой теме — истории девушки, которая после несчастного случая (в данном случае в теле Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон порвался пакет с наркотиком) становится суперженщиной, чей дремавший раньше физический и интеллектуальный потенциал проявился в полную силу. Результат — самый большой кассовый успех в карьере Бессона — $463 млн в мировом прокате при бюджете всего $40 млн.
© KINOPOISK.RU
«Пятый элемент» (1997)
После успеха «Леона» Бессон пошел в космос и позволил себе международный кастинг высшей пробы — Брюс Уиллис спасает мир, который получает в качестве новой кинозвезды Миллу Йовович, как раз в том году вышедшую за автора фильма замуж. Бессон показал Голливуду, что сай-фай-блокбастер может быть веселым и безумным. В любом случае это эталонный фильм, идеи которого позже разошлись по другим картинам.
© KINOPOISK.RU
«Необычайные приключения Адель» (2010)
Бессон провел нулевые годы не в лучшей форме (см. фильмы ниже), но закончил их хоть и глуповатой и вроде пустяковой, но изящной экранизацией комикса Жака Тарди. В 1912-м Адель Блан-Сек пытается оживить египетскую мумию, чтобы вылечить больную сестру. Получилась помесь «Мумии» с «Ночью в музее», только с французским акцентом.
© KINOPOISK.RU
«Жанна д’Арк» (1999)
После «Пятого элемента» Бессон решил снять не менее громкий проект, только с более серьезными амбициями. Историю Жанны д’Арк экранизировали великие — от Карла Дрейера до Отто Премингера. Бессон снял, пожалуй, самую масштабную версию, идеальную для международного проката конца XX века — с битвами и впечатляющим актерским составом (Джон Малкович, Дастин Хоффман, Фэй Данауэй, Венсан Кассель и тогдашняя жена режиссера Милла Йовович в заглавной роли). С одной стороны, кому еще снимать массовое кино о французской народной героине, как не Бессону. С другой, его версия получилась скорее о бремени славы в современном понимании, чем о силе духа в моменты жизненно важного выбора — Йовович так и осталась на экране моделью. После очень средних сборов в прокате Бессон не снимал как режиссер шесть лет и вернулся с гораздо более скромным проектом «Ангел А».
© KINOPOISK.RU
«Валериан и город тысячи планет» (2017)
На фоне остальных однотипных голливудских блокбастеров космическая опера Бессона, при бюджете около €200 млн ставшая самой дорогой европейской картиной в истории, выглядит яркой и абсолютно оригинальной. Критик Indiewire Дэвид Эрлих писал, что «первые 25 минут этого фильма нужно выставить в Лувре и закольцевать в непрерывном лупе. Только тогда на планете воцарится вечный мир». Но именно эта нестандартность и сыграла с «Валерианом» злую шутку — американцы фильм не поняли, и он провалился в прокате США. За исключением дороговизны, «Валериан» — типичный бессоновский фильм — глуповатый, наивный и местами приторный в своей визуальной чрезмерности.
«Малавита» (2013)
Четыре года назад Бессон переживал увлечение Мартином Скорсезе, который тут, кстати, выступил продюсером. В фарсе, где семья итальянского мафиози во главе с Робертом Де Ниро (с кем же еще?) и Мишель Пфайффер, вспоминающей тут свою роль из комедии «Замужем за мафией», бежит от мести клана во Францию, сцена, где Де Ниро смотрит «Славных парней» — одна из самых смешных. Живущий теперь в Лос-Анджелесе Бессон как никто другой компетентен в шутках о разнице в менталитете американцев и французов, так что, если бы не неизбежные штампы жанра, «Малавита» оказалась бы просто блестящей.
© KINOPOISK.RU
«Ангел-А» (2005)
После шестилетнего молчания Бессон вернулся в режиссуру с историей о неудачнике, которому буквально явился ангел в виде супермодели Ри Расмуссен, выглядящей так, будто от роли отказалась Надя Ауэрманн. «Ангел-А» получился претенциозной и наивной фантазией о том, что идеальная женщина изменит свою судьбу ради любого плюгавого мужчины, с банальными диалогами о поисках истинного себя будто из селф-хелп-книг.
© KINOPOISK.RU
«Последняя битва» (1983)
Возможно, черно-белый и немой дебют Люка Бессона, которому тогда было около двадцати лет, в начале 80-х, когда еще была активна старая гвардия классического французского кино, казался свежим и интересным. Теперь этот студенческий эксперимент смотрится крайне скучно, за исключением, возможно, Жана Рено, который уже в 1983-м стал альтер-эго Бессона.
© KINOPOISK.RU
«Леди» (2011)
С этим байопиком о судьбе претендентки на власть в Бирме в исполнении Мишель Йео Бессон как будто решил сделать «фильм на “Оскар”». Попытка оказалась неудачной. Словно снятая на автопилоте драма, в которой Аун Сан Су Чжи показана лишенной любых характеристик, кроме любви к родной стране и мужу-англичанину, длится два с половиной часа, половину из которых главная героиня проводит под домашним арестом. История о торжестве человеческого духа не обязательно должна быть такой торжественно унылой.
© KINOPOISK.RU
«Артур и минипуты» (2006), «Артур и месть Урдалака» (2009), «Артур и война двух миров» (2010)
У Люка Бессона четыре дочери от трех жен, но только после рождения единственного сына Мао в 2005-м он вступил в свою «детскую» фазу и экранизировал три собственные книги о приключениях 10-летнего мальчика в сказочном мире.
© KINOPOISK.RU
Три фильма про Артура имеет смысл рассматривать вместе — второй и третий во многих странах вообще вышли только на DVD, и в общем, они не сильно отличаются друг от друга, разве что участием разных актеров, озвучивавших героев. У «Артура» есть достоинства, которые может оценить и взрослый зритель — поп-старожил Мадонна озвучивают живущую тысячи лун принцессу, Снуп Догг — расслабленного бармена, а Лу Рид и Игги Поп — злодеев. Но в общем, прав был критик, назвавший Бессона «французским Стивеном Спилбергом без интуиции» — видно, что эти три фильма снял человек, которому нечего сказать нового миру кроме как «живите дружно.
А какой фильм вы считаете лучшим у Бессона?
Источник
Будет сидеть! Я сказал!
Жеглов
Кошелек, кошелек…
Какой кошелек?
Кирпич
Бессонница – это сборник
фильмов Люка Бессона.
(с) Ян Розенфельд
Вероятно,
Кристофер Нолан не смотрел
замечательный сериал “Место встречи
изменить нельзя”, потому что иначе он
бы тогда вряд ли взялся делать кино о
том, хорошо или плохо ставить закон в
одну интересную позу во имя сурового
исполнения все того же закона… Что
интересно, завязка сюжета “Бессонницы”
довольно легко перекладывается на
образы героев фильма Говорухина. Вот
как выглядел этот фильм, если
бы Говорухин додумался снять его как
сиквел “Места встречи…”.
В маленьком городке на краю
Чукотки произошло убийство:
неизвестный преступник до смерти избил
юную девушку. Для расследования этого
убийства непонятно с какой стати
вызвали двух спецов из самой Москвы –
заметно постаревшего Глеба Жеглова, а
также его верного помощника Володю
Шарапова. За время, прошедшее с первого
фильма, противоречия между Жегловым и
Шараповым достигли апогея. Жеглов по-прежнему
подкидывал ворам в карманы кошельки и
занимался незаконным рукоприкладством,
а Шарапов четко пришел к мысли, что Эра
милосердия не позволяет нарушать закон
во имя закона, поэтому он накатал на
Жеглова телегу в министерство, и теперь
Глеба Егорыча будут судить и, вероятно,
выгонят с работы. А невинно посаженного
в тюрьму Кирпича отпустят и перед ним
даже извинятся.
Но сначала они должны
раскрыть убийство девочки в этом
маленьком городишке на краю земли, где
полгода длится полярный день, а
другую половину года – полярная ночь.
Жеглов – крепкий профессионал, поэтому
он сразу выяснил, что девочка ходила на
лекции некоего профессора Груздева.
Тут Жеглову и стало понятно, что именно
Груздев причастен к убийству. Тем более,
что он очень подозрительный: уже
немолодой, нервный, орет периодически…
Такому убить девочку – раз плюнуть. И
Жеглов с Шараповым отправляются в
маленькую заброшенную библиотеку, где
по предположениям Жеглова Груздев и
забил девочку до смерти учебником по
высшей математике.
Однако в библиотеке Чубайс
отключил свет за неуплату, поэтому
когда профессор явился, чтобы скрыть
орудие преступления, и Жеглов затеял с
ним перестрелку, маститый опер сослепу
засадил пулю прямо в живот Шарапову. Тот
умер. Но Жеглов представил дело как
несчастный случай в процессе
оперативной работы, и расследование
спустили на тормозах. Правда, Петюня,
который за годы работы в МУРе
выслужился до крупной шишки, пытался по
телефону навесить на Жеглова всех
собак, но тот, настоящий оперативник, на
всех этих толстозадых милицейских
бюрократов клал с невероятно огромным
прибором, поэтому Глеб просто
обматерил Петюню по-своему, по-муровски,
после чего Петюня и отстал.
Но после этого начались
самые проблемы. Выяснилось, что Груздев
видел, как Жеглов замочил Шарапова. И
теперь Груздев, на чьей стороне все
козыри, начинает со страшной силой
шантажировать матерого оперативника.
Тому и приходится решать, как
выкручиваться из данной ситуации:
сажать убийцу Груздева, который при
этом заложит его самого (недаром Жеглов
не доверял этим паршивым
интеллигентишкам), либо же не сажать
Груздева, спасая свое реноме.
Профессиональный долг у Жеглова
приходит в противоречие с инстинктом
самосохранения. И от всего этого Жеглов
совершенно перестает спать. Ну просто
совсем…
***
Это первый фильм с Аль Пачино,
который мне совершенно не понравился. И
фильм не понравился, и Аль Пачино.
Повествование “Бессонницы” –
тягучее и занудное. Слабые попытки
режиссера нагнать хоть какого-нибудь
напряжения дают свои плоды минуты две,
а потом вяло агонизируют и полностью
испускают дух, заставляя думать про
себя: “Ну когда же это все закончится?”
Чем это все закончится – в
общем, понятно с самого начала. Поэтому
не думайте, что вас ожидает некий
саспенсообразный триллер, во время
просмотра которого вы сломаете пару-тройку
подлокотников кресла. Ну да, Уилл
Дормер (Аль Пачино) – крутой специалист,
который непонятно зачем прилетел со
своим напарником в какой-то крошечный
городок на Аляске, чтобы расследовать
убийство девочки. Ну да, он очень быстро
вычислил убийцу, но во время попытки
его задержания завалил своего
напарника, который недавно накатал на него
рапорт. Ну да, убийца девочки – писатель
Уолтер Финч (Робин Уильямс) – видел, как
Дормер грохнул напарника, и теперь его
шантажирует. А Дормер в старые времена
подкинул кошелек в карман Кирпича и
теперь переживает настолько, что ни
черта не спит. Конечно, он не только на
эту тему переживает – у Дормера хватает
побудительных переживательных
моментов, – но и на эту тему тоже. Все.
Более ничего.
Не очень приятно смотреть
фильм интересного режиссера с
блестящими актерами, которые явно не
очень понимают, что они тут, собственно,
вообще должны играть, и какого черта
Нолан сделал ремейк на норвежский
фильм 1997 года, который и тогда-то шумным
успехом не пользовался.
Все это попросту скучно.
Скучен заметно постаревший Аль Пачино,
который, конечно, очень достоверно
изображает человека, уже ничего не
соображающего от жуткой бессонницы,
однако его попытки передать мощные
психологические терзания Дормера – к
желаемому эффекту не приводят, потому
что хорошо видно, насколько Аль Пачино
до фонаря Дормер, а самому Дормеру до
фонаря все окружающее – ему бы поспать
трое суток не просыпаясь. С одной
стороны, в этом, вероятно, и есть
глубокая режиссерская задумка. С
другой стороны, нет ничего более
нудного, чем наблюдать за не спавшим
несколько суток человеком и вспоминать
свои собственные бессонные ощущения.
Ну его к черту, такое развлечение, вот
что я вам скажу.
Робин Уильямс в роли убийцы-писателя
– несколько более динамичный и,
соответственно, несколько менее нудный,
однако его образу не хватает
психопатичности и кровожадности, а его
рассказ о том, почему он замочил
несчастную девчушку – неубедителен.
Такому рассказу не поверил бы ни один
суд, и Уильямса бы оправдали.
О Хилари Суонк даже и
говорить не хочу. Ходит туда-сюда,
сначала восхищается крутым
профессионалом Дормером, а затем
начинает его подозревать. Все
предсказуемо до потрескивания нижней
челюсти в момент оглушительного
зевания.
В общем, я не в восторге от
этого фильма. Не то чтобы он совсем уж
плохой, но скучный и нудный – факт. Это
первый фильм с моим любимым Аль Пачино,
который мне не понравился. Ну что ж, и на
старушку бывает прорушка. Простим
великому Аль Пачино этот
кинематографический каприз. Просто он
в реальности действительно страдает
бессонницей. Поэтому, вероятно, и
проявил интерес к этому фильму, хотя
этот актер обычно очень щепетильно
относится к выбору ролей…
В кино этот фильм точно
смотреть не нужно. На кассете – только в
том случае, если вас грызет бессонница
и вам хочется, чтобы она грызла не
только вас. Аль Пачино она грызет
вполне натурально. А все эти так
называемые психологические навороты
вокруг – от лукавого. Не впечатляют,
однозначно.
Источник