Бессонница автор стивен кинг

Бессонница автор стивен кинг thumbnail

«Бессонница» (англ. Insomnia, 1994) — роман Стивена Кинга. Вошёл в список бестселлеров по версии Publishers Weekly за 1994 год.

Сюжет[править | править код]

У старика по имени Ральф Робертс начинается бессонница. Он пробует все возможные средства от неё, но с каждым днём спит всё меньше и меньше. Наконец, у него начинается нечто вроде галлюцинаций — он видит ауры людей, видит то, что обычные люди не видят… видит трёх «маленьких лысых врачей», которые приходят к людям, чтобы забрать их из жизни.

А тем временем некая сила, которую иногда называют Алым Королём, строит планы убийства одного маленького мальчика. Под его воздействием меняется друг Ральфа — Эд Дипно, интеллигентный учёный, становится агрессивным и опасным, начинает избивать жену, присоединяется к группе пролайферов, которая под его руководством переходит в своих протестах черту законности.

Герои[править | править код]

  • Ральф Робертс — главный герой, старик. В начале книги теряет жену, Кэролайн — она умирает от опухоли мозга. Вскоре после её смерти у него начинается бессонница. Ральф — человек весьма смелый и благородный, каковые качества неоднократно проявляет, например, защищая жену Эда Дипно, Элен, от него самого.
  • Билл Макговерн — хороший друг и сосед Ральфа, его ровесник, гомосексуал. Человек образованный, умный, и при всем своем высокомерии, склонности к самолюбованию и некоторой аффектации, способный проявлять искренние доброту и участие. Ральфа раздражает его цинизм и пренебрежительное отношение, например, к Луизе Чесс, но он мирится с этими его недостатками.
  • Луиза Чесс — ровесница Ральфа, старая леди, сохраняющая еще былую красоту. Они с Ральфом испытывают друг к другу некие чувства, но не спешат их проявлять. Как выясняется по ходу сюжета, так же, как и Ральф, страдает от бессонницы.
  • Эд Дипно — молодой учёный, сосед и, изначально, хороший приятель семьи Робертсов. Хотя Ральф помнит его, как человека тихого и воспитанного, с самого начала книги Эд появляется как агрессивный, опасный, полубезумный человек.
  • Элен Дипно — его жена, молодая домохозяйка. Мать маленькой Натали. Была, пока Кэролайн была жива, её хорошей подругой, после её смерти пыталась поддерживать Ральфа.
  • Атропос — главный антагонист романа, «маленький лысый врач», символизирующий случайную смерть. Был нанят Алым Королём с целью убить Патрика Дэнвилла; для выполнения этой задачи превратил Эда Дипно в маньяка, обрезав его «ниточку жизни», хотя Дипно был единственным человеком, не принадлежащим ни Случайности, ни Предопределенности.

«Маленьких лысых врачей» зовут Клото, Лахесис и Атропос — образы этих сверхъестественных существ переосмыслены достаточно вольно. Кроме того, что все трое предстают в мужском обличье, они несут функции скорее олицетворённой смерти, нежели судьбы.

Отсылки к другим произведениям Кинга[править | править код]

  • Книга имеет многие параллели с серией о Тёмной Башне: это сама Башня, Малиновый Король (он же Алый Король), мальчик-художник Патрик Дэнвилл, спасший Роланда в последней книге серии, и Эд Дипно, имеющий такую же фамилию, как и герой серии «Тёмная башня» Эрон Дипно — друг Кэлвина Тауэра, один из основателей «Тет Корпорейшн».
  • Присутствует связь и с романом «Оно». Несколько раз говорится о наводнении 1985 года, которое описывается в этом романе, а также упоминается один из его героев — Бенджамин Хэнском (архитектор здания Общественного центра Дерри). Другой главный герой «Оно» — Майк Хэнлон — до сих пор работает в Публичной библиотеке Дерри, в должности старшего библиотекаря. Также, Ральф видит «мертвые огоньки» во время побега от Алого Короля и яркую ауру, исходящую из канализационного люка.
  • Феминистка Сьюзен Дэй, которая приезжала в город и чье выступление стало поводом для действий Эда, упоминается в романе «Роза Марена» как подруга Анны Стивенсон, директора приюта «Дочери и сестры».
  • Среди вещей умерших по воле Атропоса, которые он собирал, есть ботинок погибшего под колёсами грузовика Гейджа Крида, сына Луиса Крида — главного героя «Кладбища домашних животных».
  • Судьбоносные сёстры также упоминаются и в романе «Долорес Клэйборн», Долорес вспоминала о них, рассказывая Вере Донован о проблемах с Джо, также упоминается, что Долорес всегда трепетала от имени Атропос.
  • В романе «Мешок с костями» Ральф Робертс встречает главного героя, писателя Майка Нунэна, и сочувствует ему, полагая, что тот, как и Ральф, страдает бессонницей.

Ссылки[править | править код]

  • Роман на сайте Лаборатория фантастики
  • Роман на сайте Time
  • О туре в поддержку книги

Источник

Стивен Кинг

Бессонница

Посвящается Тэбби… и Эду Куперу, знакомому с правилами игры. И в этом моей вины нет.

ПРОЛОГ. УХОД СТРАЖА СМЕРТИ (I)

Старость — это остров, окруженный смертью.

Хуан Монтальво «О Прекрасном»

1

Никто — и уж тем более доктор Литчфилд — не пришел к Ральфу Робертсу и не сказал, что его жена умирает; в конце концов Ральфу все стало ясно и без слов. Время между мартом и июнем показалось ему бесконечным, суетным кошмаром — утомительна долгие беседы с врачами, нескончаемая вереница вечеров, проведенных у изголовья Кэролайн в клиниках, несметное количество поездок в лечебные центры других штатов для проведения специальных обследований (слава Богу, что хоть стоимость всех этих вояжей покрыла медицинская страховка Кэролайн), собственные изыскания в публичной библиотеке Дерри: сначала в поисках ответов на то, что специалисты могли проглядеть, затем просто в поисках надежды на ту последнюю соломинку, за которую можно было бы ухватиться.

Читайте также:  Бессонница из за тренировки

Эти четыре месяца ассоциировались в сознании Ральфа с пьяным угаром какого-то безумного карнавала — катающиеся на карусели вскрикивают от неподдельного ужаса, блуждающие в зеркальном лабиринте, в его недрах, а обитатели Аллеи Ужасов фальшиво улыбаются, но в их глазах застыл жуткий страх. Ральф начал замечать все эти вещи в начале мая, с приходом же июня стал понимать, что так называемые светила медицины — лишь жалкие знахари, а хор подбадривающих уверений уже не мог скрыть того факта, что из громкоговорителей доносится похоронный марш. Это был карнавал, все правильно — карнавал погибших душ.

В начале лета 1992 года Ральф продолжал отгонять от себя страшные видения — и еще более ужасную мысль, кроющуюся за ними, — но по мере того, как июнь уступал место июлю, делать это стало практически невозможно. Над центральным Мэном распласталось самое жаркое лето начиная с 1971 года, и Дерри кипел в котле подернутого дымкой солнца, влажности и дневной температуры, превышающей 90 градусов по Фаренгейту. Городок — даже в лучшие свои времена вряд ли претендующий на титул суматошного мегаполиса — впал в полнейший ступор, и именно в этой тишине Ральф Робертс впервые услышал постукивание посоха Стража Смерти и понял, что в промежутке между прохладной зеленью июня и прожаренной неподвижностью июля слабенькие шансы Кэролайн превратились в ничто. Ей суждено было умереть. Может быть, не этим летом — врачи уверяли, что у них в запасе еще осталась парочка трюков, и Ральф не сомневался в этом, — но уж осенью или зимой наверняка. Его давний и верный друг, единственная женщина, которую он беззаветно любил, умирала.

Он пытался отбросить саму мысль о возможности подобного, называя себя отвратительным старым идиотом, но в задыхающейся тишине этих длинных знойных дней Ральф всюду слышал приближающееся постукивание неотвратимого — казалось, даже от стен исходило дыхание смерти.

Но еще сильнее это постукивание слышалось в самой Кэролайн, и, когда она поворачивала к нему свое спокойное бледное лицо — то обращаясь с просьбой сделать радио погромче, чтобы послушать передачу, пока она чистит бобы на ужин, то спрашивая, не сходит ли он в «Красное яблоко», чтобы купить ей эскимо, — Ральф видел, что она тоже знает об этом присутствии.

Он замечал это знание в ее темных глазах поначалу только тогда, когда Кэролайн смотрела на него ясно и прямо, но позже он научился распознавать его и в ее затуманенном от принимаемых обезболивающих взгляде. К тому времени поступь смерти стала уже слишком явной, и, лежа в постели рядом в эти жаркие летние ночи, когда даже простыня казалась десятипудовой, а все собаки Дерри выли на луну, Ральф прислушивался к постукиванию Стража Смерти, стучащего внутри Кэролайн, и ему казалось, что сердце его вот-вот разорвется от горя и страха. Сколько еще придется страдать Кэролайн, прежде чем наступит конец? Сколько еще придется страдать ему самому? И как же он сможет жить без нее?

Именно в этот исполненный неизвестности период Ральф стал совершать такие длительные, изматывающие прогулки в жаркие, тягучие летние сумерки, что часто, вернувшись домой, не находил в себе сил даже поужинать. Он ожидал, что Кэролайн станет бранить его за то, что он пропадает Бог весть где, выговаривая: «Наступит ли этому конец, старый дурак? Ты же убьешь себя, если будешь разгуливать в такую жару!» Но она не делала ничего подобного, и постепенно пришло понимание, что Кэролайн даже не отдает себе отчета в том, что происходит в действительности. О том, что он отлучается — да, об этом она знала. Но только не о всех тех милях, которые он одолевал, и не о том, что, возвращаясь домой, он нередко дрожал от изнеможения и перегрева на солнце. Когда-то Ральфу казалось, что Кэролайн замечает все, даже малейшее изменение места пробора в его прическе. Но все прошло; опухоль мозга лишила ее наблюдательности точно так же, как вскоре она же лишит Кэролайн и жизни.

И поэтому он бродил, наслаждаясь зноем, несмотря на то, что иногда от этого все плыло перед глазами, а в ушах появлялся неприятный звон; наслаждаясь в основном потому, что от жары у него звенело в ушах; иногда целыми часами в голове стучало так яростно, что Ральф перестал слышать приближающиеся шаги Стража Смерти Кэролайн.

Читайте также:  Книги скачать бесплатно кинга бессонница

Он очень много бродил по Дерри в тот знойный июль — узкоплечий, седой, лысеющий старик с огромными руками, все еще способными к тяжелой работе. Он брел от Уитчхэм-стрит к Барренс-стрит, от Канзас-стрит к Нейболт-стрит, от Мейн-стрит к Мосту Поцелуев, но чаще всего ноги сами уводили его на запад от Гаррис-авеню, на которой все еще красивая и столь любимая им Кэролайн Робертс в мареве головной боли и морфия теперь доживала свой последний год.

Ноги уносили его в сторону аэропорта. Он шел по дороге — по пути не попадалось ни единого деревца, в тени которого можно было бы укрыться от безжалостного солнца, — пока не начинал чувствовать, как ноги перестают слушаться и подгибаются от усталости, и только тогда Ральф поворачивал обратно.

Частенько он отдыхал в тени площадки для пикников, неподалеку от служебного въезда на летное поле, ожидая, когда же придет второе дыхание.

Вечерами эта площадка становилась местом тусовки подростков, наполненным грохотом рэпа, доносящегося из колонок переносных магнитофонов, но в дневное время она служила пристанищем группы людей, которую Билл Мак-Говерн, друг Ральфа, окрестил Сборищем Старых Кляч Гаррис-авеню.

Старые Клячи собирались здесь, чтобы поиграть в шахматы, выпить джина, просто поболтать. Многих Ральф знал не один год (со Стэном Эберли; например, он учился в школе), и ему было уютно среди них… Пока они не становились слишком назойливыми. Хотя вряд ли их можно было назвать таковыми. Это были янки, воспитанные в традициях старой морали, полагающие, что то, о чем человек не считает нужным говорить, является только его делом — и ничьим больше.

Именно в одну из таких прогулок Ральф впервые осознал, что с Эдом Дипно, проживающим с ним на одной улице, происходит что-то неладное.

2

В тот день Ральф прошел гораздо больше, чем обычно, возможно потому, что грозовые облака стерли солнце и над Дерри повеяло прохладой. Ральф впал в некое подобие транса, ни о чем не думал, ни на что не смотрел, кроме пыльных носков своих туфель, когда четырехчасовой самолет из Бостона, идя на посадку, стремительно пролетел у него над головой, и хриплый вой реактивных двигателей мгновенно вывел Ральфа из состояния апатии.

Он смотрел, как самолет пролетел над старой трамвайной колеей и ограждением, отмечающим границы аэропорта, смотрел, как тот приблизился к взлетно-посадочной полосе, выпустив голубые струйки дыма, когда шасси коснулись земли. Ральф взглянул на часы, отметив про себя, что самолет опоздал, затем посмотрел на ярко-оранжевую крышу заведения Говарда Джонсона, располагавшегося чуть дальше по дороге. Да, в состоянии транса он прошел более пяти миль, даже не заметив, как быстро пролетело время. «Время Кэролайн», — пробормотал внутренний голос.

Источник

Отсутствие сна может запустить цепь событий, которые навсегда изменят вашу жизнь.

Что делать когда нет сна? Человеку необходимо хоть немного отдохнуть, но мозг раскалён как старый чугунный котелок в бане, которая топится по-чёрному. Какие тёмные стороны нашей жизни начинают видеть неспящие? Где реальность, а где безумные фантазии разума, пораженного бессонницей. На все эти вопросы дал ответы Стивен Кинг в своём романе «Бессонница». Он открыл дверь в царство, где Морфей давно убит, а человеческие страхи и пороки вырвались из наспех кем-то открытого ящика Пандоры.

“Бессонница” – один из самых больших и запутанных романов Стивена Кинга. Здесь, как и в “Твин Пиксе”, совы не то, чем кажутся

Феминизм, таблетки и жестокость

События романа происходят в небольшом американском городке Дерри штата Мэн. Да-да в том самом, где промышлял клоун Пенивайз и «Неудачники» из романа “Оно”.

В центре повествования 70-летний Ральф Робертс, который страдает бессонницей. Стивен Кинг прекрасно описал состояние человека, который постепенно теряет способность видеть сны. Сначала перерывы между бодрствованием и сном незначительные, затем интервалы увеличиваются. Вскоре человек перестаёт понимать где реальность, а где сновидение. Яркие вспышки перед глазами, невидимые волны, в которых тонет тело, а также неутихающая боль в голове. Стивен Кинг постепенно погружает нас в это нездоровое бодрствование, которое скрывает страшные тайны небольшого городка.

Главный герой роман “Бессонница” видит мир глазами обитателей Красной комнаты из “Твин Пикса”

Из-за хронической бессонницы Ральф начинает видеть ауры людей, которые похожи на тонкие линии света, напоминающие ниточки, которые не дают улететь воздушным шарикам. 68-летняя подруга Ральфа Лоис Часс также видит эти ауры.

Пожилым героям романа противопоставлен злобный «дух» Атропос, который получает огромное удовольствие от того, что преждевременно перерезает струны человеческих шариков-жизней ржавым скальпелем. Атропос использует для своих чёрных целей феминисток, которые выступают за аборты и права женщин.

Пенсионеры против злобных бессмертных существ. “Бессонница” – один из самых сумасшедших романов Стивена Кинга

Читайте также:  Бессонница в час ночной

В кульминационный момент герои-пенсионеры понимают, что бессонница — это не проклятье, а дар, который поможет им не допустить нарушение порядка во Вселенной.

Стоит отметить, что сюжет в этом романе Стивена Кинга развивается значительно медленней, чем в его других книгах. На 800 страницах есть где разгуляться. Я думаю, что Кинг решил неспеша рассказывать историю Ральфа, чтобы мы вместе с героем прошли все стадии бессонницы, попав на её темную сторону.

“Бессонница” заставляет нас испытывать ощущения, которые свойственны людям с хроническим нарушением сна

Но, как только читателю становятся понятны цели героя, лучше пристегнуть ремень безопасности. Вы со стремительной скоростью помчитесь с этой американской горки. Стоп-кран удастся сорвать только тогда, когда вы перелистнёте последнюю страницу романа.

Бессонница по-кинговски

Люди в романе Стивена Кинга «Бессонница» представлены в образе недолговечных существ. Над ними стоят долгожители-ангелы, которыми управляют бессмертные духи. Кинг пытается показать, как эти группы существ могут взаимодействовать друг с другом. Вопросы, на которые пытаются ответить герои романа, становятся почти религиозными.

Темы астрального и физического очень тесно переплетены в романе “Бессонница” Стивена Кинга

Ральф пытается познать грани Вселенной, до которых не добирались «недолговечные существа». С помощью измененного бессонницей сознания он получает тайные знания о жизни и смерти, а с помощью экстрасенсорных способностей соприкасается с бессмертными существами. И начинается битва. Это роман Кинга, а значит мистическая часть «Бессонницы» на высоте. Сухое и излишне долгое начало романа компенсируется поистине жуткими сценами в середине и финале.

Сюжетная линия временами становится довольно сумасшедшей. Складывалось ощущение, что Кинг написал этот роман в пропитанной дурманом комнате. Религия, аборты, научно-фантастические визиты инопланетян. И всё это в одном романе!

Крах миров суждено остановить пенсионерам из Дерри

Лично я стал читать «Бессонницу», когда сам боролся с бессонницей. Сколько читателей не спали всю ночь и читали роман как я, не знаю. Я в среднем спал по 4-5 часов в сутки, вспоминал зрительные галлюцинации, сны наяву и ощущал просто постоянную усталость.

Читая роман, я ощущал как паранормальные силы живы и играют с нами, когда мы не спим неделями. Поклонники

Стивена Кинга привыкли к его фантастическим набегам на экстраординарное, и это вписывается в этот жанр.

Бессонница может не только вызывать ощущение разбитости, но и помогает заглянуть за невидимые многим грани. Так считает Стивен Кинг.

Бессонница в «Тёмной башне»

Тем, кто еще не читал «Бессонницу», я настоятельно рекомендую оставить ее, пока не прочтете серию книг Кинга “Темная башня”. Иначе вы не поймёте сюжет. Без информации, которую вы подчерпнете в серии книг «Тёмная башня», вы не сможетесправиться с сюжетными поворотами «Бессонницы». Без кинговского бэкграунда многие эпизоды в романе будут выбивать ваше сознание из колеи. Нет контекста, не из чего рисовать. В конце «Бессонницы» есть абзац, который будет просто абзацем, если вы не знакомы с «Тёмной башней».

«Миры, которые дрожали на своих орбитах, теперь стабилизировались, и в одном из этих миров, в пустыне, которая была апофеозом всех пустынь, человек по имени Роланд перевернулся в своей постели и снова спокойно заснул под чужими созвездиями».

Кадр из фильма “Тёмная башня”

Лично мне, несмотря на медленное повествование и порой тайные и непонятные смыслы, было приятно вернуться в Дерри. Каждое упоминание Майка Хэмлина как библиотекаря Дерри заставляло меня улыбаться, и каждый раз, когда в рассказе упоминалась канализация, я чувствовал легкую дрожь.

«Рано или поздно все, что ты думал, что оставил позади, снова возвращается. Хорошо это или плохо, но оно возвращается снова».

Роман “Бессонница” стал отдельной планетой в микровселенной Стивена Кинга

Вместо послесловия

Ей никогда не забыть ни жуткой радости, которая ворвалась в неё в то момент, ни твёрдого ощущения, что она видит образ Вселенной, которую ей хочет показать Ральф, – Вселенной, где за тьмой есть ослепительный свет…Разве она не видит его сквозь эти щели?

– Вы сможете когда-нибудь простить меня? – всхлипывал Пит. – Бог ты мой, сможете вы когда-нибудь простить меня?

-О да, думаю, что смогу – спокойно сказала Лоис.

Она провела ладонью по лицу Ральфа, закрыв ему глаза, а потом положила его голову себе на колени и стала ждать приезда полиции…

Спасибо, что дочитали до конца! До встречи на «Киноамнезия», где вас ждёт много всего интересного из мира музыки, кино, игр, телевидения и литературы!

“Большая грудь, широкий зад”: неизвестный Китай, о котором должен знать каждый

Против феминизма: роман блогера из США вдохновил мужчин на борьбу с женским лобби

«Империя вампиров»: самый философский роман о Дракуле, науке и любви

Чтение без чтения: взгляд взрослых и детей о пользе книги

Источник