Беседы после сна в старшей группе
Наталья Булгакова
Планирование утренних бесед в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
«День знаний. Детский сад»
(1 НЕДЕЛЯ)
1. «День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике – День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник – начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду.
2. «До свидания, лето!»
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов, особенности жизнедеятельности животных в лесу.
3. «Лучше добрым быть»
Цель: дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках; учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость); учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении; обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
4. «Что такое дружба?»
Цель: учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.
(2 НЕДЕЛЯ)
5. «О профессии дворника»
Цель: продолжать знакомить детей с профессией дворника, его функциональными обязанностями, отличием его трудовых действий в зависимости от времени года; познакомить с общественной значимостью труда людей данной профессии; воспитывать интерес и уважение к труду дворника.
6. «Знакомство с трудом помощника воспитателя»
Цель: формировать представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых.
7. «Профессия – музыкальный руководитель»
Цель: познакомить с профессией музыкальный руководитель, техническими средствами музыкального руководителя (микрофон, синтезатор, пианино); воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.
8. «Профессия – инструктор по ФК»
Цель: формировать представления о содержании труда инструктора по ФК; формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом; воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда.
9. «Как вести себя в детском саду»
Цель: закрепление навыков правильного поведения в детском саду; формирование умения общаться спокойно, без крика.
«Я вырасту здоровым»
(3 НЕДЕЛЯ)
1. «Еда вкусная и полезная»
Цель: учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи, подвести к пониманию того, как нужно правильно питаться.
2. «Микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и возбудителях (микробы и вирусы); показать детям значимость профилактики простудных и инфекционных заболеваний; воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
3. «Полезные привычки».
Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, умение применять привила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности.
4. «Как в нашей семье заботятся о здоровье»
Цель: предложить детям рассказать о семейных традициях, связанных со здоровым образом жизни, о том, как заботятся о своем здоровье, о своих близких члены семьи. Способствовать формированию осознанного отношения к здоровью.
5. «Я среди людей».
Цель: определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, эффективными способами организации свободного времени;
(4 НЕДЕЛЯ)
6. «Что я думаю о себе и о других».
Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общественными нормами поведения; развивать связную речь, учить произвольно строить предложения разной грамматической конструкции.
7. «Что любят зубки?»
Цель: учить детей заботиться о здоровье зубов, обсудить, что полезно, а что наносит вред зубам. Учить ухаживать за зубами правильно.
8. «Коли семья вместе, так и душа на месте»
Цель: формировать ценностное отношение к семье, как нравственной основы воспитания. Систематизировать и углублять знания детей о семье и внутри семейных отношениях. Формировать у детей чувство любви и уважения к самым близким и родным людям – членам семьи, гордость за свою семью, духовно – нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье. Углублять знания о правилах поведения и нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях.
9. «Этичные и неэтичные поступки».
Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто из людей поступил правильно, а кто нарушил правила. Учить детей сопоставлять свои желания и поступки с этическими и нравственными нормами, принятыми правилами поведения.
10. «Мои достоинства и недостатки».
Цель: познакомить детей с понятиями «достоинство» и «недостаток», рассказать о том, что при желании можно побороть в себе любые недостатки. Составить вместе с детьми таблицу, в которой надо записать, чего хочет добиться каждый ребенок или чему научиться. Напротив каждого желания поставить знак «-.», который скоро может превратиться в «+».
(5 НЕДЕЛЯ)
11. «Как я провел выходной?»
Цель: формировать умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события.
12. «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни: правильное питание, движение, закаливание.
13. «У ленивого Федорки всегда отговорки»
Цель: вспомнить с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших; объяснить суть пословицы.
14. «Семьи большие и маленькие»
Цель: дать понятие детям о том, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем. Показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них.
15. «Кем быть?»
Цель: продолжать знакомить детей с различными профессиями своих родителей; систематизировать и закреплять представления детей о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества.
ОКТЯБРЬ
«Ранняя осень»
(1 НЕДЕЛЯ)
16. «Погода и здоровье»
Цель: обобщить и дополнить представления детей об особенностях осенней погоды, о том, какие опасности для здоровья она таит; учить одеваться по погоде, соблюдать элементарные правила безопасности.
17. «У цветочной клумбы»
Цель: знакомство с осенними цветами; показать строение растения.
18. «Что нам осень принесла?»
Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах; закреплять знания о сезонных изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов.
19. «Грибы»
Цель: закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов; дать детям представления о правилах сбора грибов.
20. «Сельскохозяйственные профессии»
Цель: закрепить с детьми названия сельскохозяйственных профессий; расширять знания о труде в деревне; воспитывать любовь к природе; воспитывать уважение к людям труда
(2 НЕДЕЛЯ)
21. «Листопад»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
22. «Беседа о перелетных птицах»
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; дать представление о перелетных птицах; учить различать и называть птиц по внешним признакам; формировать желание наблюдать за поведением птиц.
23. «Погода»
Цель: формировать представление о погоде; развивать у детей наблюдательность, логическое мышление.
24. «Умеешь ли ты обращаться с животными?»
Цель: дать детям знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними; учить детей понимать состояние и поведение животных.
25. «Ветер»
Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях; побуждать их использовать слова, характеризующие ветер.
«Моя малая Родина. Моя страна»
(3 НЕДЕЛЯ)
26. «Наша Родина – Россия».
Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
27. «Кубань – Родина наша»
Цель: продолжать формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился; воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
28. «Казаки – защитники Отечества»
Цель: воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков; продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества; воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.
29. «Государственные праздники России»
Цель: расширять представления о родной стране, познакомить с характерными особенностями российских государственных праздников.
30. «Москва – столица России»
Цель: актуализировать и дополнить знания о столице нашей Родины Москве; вызвать желание узнать больше об этом городе, его истории.
(4 НЕДЕЛЯ)
31. «Наша древняя столица»
Цель: формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле.
32. «Флаг России»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом; рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
33. «Герб России»
Цель: рассказать детям о том, каким герб был и каким стал; как изменялся в течение всей истории России.
34. «Гимн России»
Цель: познакомить детей с официальным государственным символом – гимном; воспитывать в детях самое уважительное отношение к гимну.
35. «Станица, в которой я живу»
Цель: закреплять знания о знаковых местах родной станицы, научить узнавать их по фотографиям; развивать интерес к родной станице.
НОЯБРЬ
«Поздняя осень»
(1 НЕДЕЛЯ)
36. «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
37. «Правила поведения на природе»
Цель: формировать правила безопасного поведения на природе.
38. «Беседа о диких животных в лесу»
Цель: дать детям представление о жизни диких животных осенью; формировать интерес к окружающей природе; воспитывать заботливое отношение к животным.
39. «Природные явления в природе осенью»
Цель: изучить какие природные явления происходят осенью в неживой природе (туман, роса, заморозки и т. д.); развивать у детей мышление; воспитывать любовь к природе.
40. «Хмурая осень»
Цель: познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; уточнить название и назначение предметов одежды.
(2 НЕДЕЛЯ)
41. «Природные зоны России. Тундра»
Цель: познакомить детей с климатическими зонами России (тундра); закрепить названия животных и растений тундры; формировать системы элементарных знаний о природе России.
42. «Природные зоны России. Тайга»
Цель: познакомить детей с климатическими зонами России (тайга); закрепить названия животных и растений тайги; формировать системы элементарных знаний о природе России.
43. «Природные зоны России. Лесная зона»
Цель: познакомить детей с климатическими зонами России (лесная зона); закрепить названия животных и растений лесной зоны; формировать системы элементарных знаний о природе России.
44. «Природные зоны России. Степь»
Цель: продолжать знакомить детей с климатическими зонами России (степь); закрепить названия животных и растений степи; формировать системы элементарных знаний о природе России.
45. «Природные зоны России. Пустыня»
Цель: продолжать знакомить детей с климатическими зонами России (пустыня); закрепить названия животных и растений пустыни; формировать системы элементарных знаний о природе России.
«Вместе дружная семья»
(3 НЕДЕЛЯ)
46. «Моя семья»
Цель: дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье; воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
47. «Семья – это я!»
Цель: закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени и отчества родителей; формировать положительную самооценку, образ Я.
48. «Ребенок и взрослые»
Цель: углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и возрасту; выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий; узнавать и называть людей отдельных профессий.
49. «Что ты знаешь о себе?»
Цель: закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т. д.); осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т. д.)
50. «Семья»
Цель: закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках; понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.
(4 НЕДЕЛЯ)
51. «О профессии пожарного»
Цель: расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного; воспитывать уважение к людям мужественных и героических профессий; закрепить правила пожарной безопасности.
52. «О профессии строителей»
Цель: расширять представления о профессии строителей; обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителей.
53. «Почтальон»
Цель: расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда.
54. «Знаешь ли ты своё имя, фамилия и домашний адрес?»
Цель: учить называть свое имя и фамилию, имена, отчества и фамилии своих родителей; учить детей, как себя вести, если вдруг потерялся.
55. «Мои домашние обязанности»
Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи; определить круг обязанностей в семье; воспитать ответственное отношение к домашней помощи и уважение к домашнему труду родителей.
ДЕКАБРЬ
«Новогодний праздник»
(1 НЕДЕЛЯ)
56. «Книга – лучший друг»
Цель: воспитание читателя; пробуждение интереса к чтению художественной литературы, расширять знания детей о книге; воспитывать бережное отношение к книге.
57. «Зимние явления в природе»
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, закреплять знания о зимних месяцах.
58. «Беседа о снеге»
Цель: помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
59. «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, закрепить умение говорить друг другу комплименты, учить радоваться самим, когда они делают другим приятное.
60. «Волшебные слова»
Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
(2 НЕДЕЛЯ)
61. «История новогодней ёлочки»
Цель: обогатить знания детей о хвойном растении – ель; познакомить с историей возникновения традиции украшать ель на Новогодний праздник.
62. «Приглашаем и встречаем гостей»
Цель: уточнить представления детей о правилах поведения в гостях, общественных местах, а также при приёме гостей; воспитывать у детей дружелюбное отношение к окружающим, гостеприимство.
63. «Китайский Новый год»
Цель: рассказать о происхождении календаря «животных» – символов года, о традициях празднования Нового года в Китае, дать первые элементарные представления об этой стране, о ее культуре.
64. «Новый год в Италии»
Цель: дать представление о традициях празднования Нового года в Италии, об этой стране, о ее культуре, обогащение словаря.
65. «Новый год в Монголии»
Цель: дать представление о традициях празднования Нового года в Монголии, об этой стране, о ее культуре, обогащение словаря.
(3 НЕДЕЛЯ)
66. «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»
Цель: познакомить детей с разновидностью елок, елочных украшений; учить детей определять опасные и безопасные игрушки; формировать представление о технике пожарной безопасности во время празднования Нового года; воспитывать чувство ответственности.
67. «У меня дома елочка»
Цель: учить детей рассказывать о наблюдениях и событиях из личной жизни; воспитывать интерес к народным традициям.
68. «Праздник к нам приходит!»
Цель: готовить детей к новогоднему празднику, познакомить с персонажами новогоднего праздника, поддерживать желание участвовать в предстоящем мероприятии.
69. «Как встречают Новый год в России»
Цель: познакомить детей с традициями встречи Нового года в России; формировать познавательный интерес.
70. «Что интересного увидел я по дороге в детский сад?»
Цель: способствовать формированию умения запоминать последовательность событий, передавать словами информацию и впечатления.
(4 НЕДЕЛЯ)
71. «Великий Устюг – Родина Деда Мороза»
Цель: формировать представление детей о Великом Устюге, как родине Деда Мороза; обобщить представление детей о главном герое Новогоднего праздника – Деде Морозе.
72. «Как можно поздравить родных и близких с Новым годом»
Цель: создать положительные эмоции в ожидании праздника, вызвать желание поздравить своих родных и близких с Новым годом.
73. «Как готовятся к встрече Нового года в детском саду и семье»
Цель: развивать связную речь через рассказ из личного опыта детей о семейных традициях встречи Нового года.
74. «Сны Деда Мороза».
Цель: пофантазировать на тему планов Деда Мороза.
75. «Какие бывают подарки?»
Цель: поговорить с детьми о том, что они хотели бы получить в подарок на Новый год от Деда Мороза.
Источник
Светлана Понкратова
Конспект проведения беседы на тему: «Зачем человеку сон?»
Цель: расширять знания детей с ограниченными возможностями об организме и его функциях, формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Материал: тематические слайды «Сон и человек», памятка «Здоровый сон».
Ход:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
– А как вы думаете, что такое сон?
– Сон – это состояние человека, при котором всё его тело отдыхает.
(рассказ воспитателя сопровождается показом тематических слайдов)
– Как вы думаете, зачем человек должен спать?
– Во время сна тело работает в спокойном замедленном ритме. Человек отдыхает и набирается сил.
– Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
– Глаза слипаются, мы зеваем, пришло время спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся.
– Маленьким детям нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
– А чтобы сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь в кровать со своей любимой мягкой игрушкой.
– Сколько же надо спать?
– В среднем взрослый человек должен спать 8 часов. Детям рекомендуется спать 9-10 часов. Свежий воздух, прогулки, спокойные игры, водные процедуры и чистая постель ускоряют наступление сна, увеличивают его продолжительность. Мешают спать плотный ужин перед сном, крепкий чай или кофе, шумные игры и поздний просмотр телепередач.
– Если вы мало спите, то ухудшается настроение, вы хуже работаете на занятиях.
– Ложиться спать лучше в одно и то же время. Перед сном нужно проветрить спальное помещение. Свежий воздух поможет быстрее заснуть, и сон будет крепким
– Очень часто многие дети не хотят отдыхать, пораньше ложиться спать. Так полезен и нужен сон? Так давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Внимательно послушайте одну историю. – Один мальчик,решил понаблюдать: что произойдёт, если он один вечер ляжет спать вовремя, а в другой вечер ляжет поздно. Свои наблюдения он записывал в личный дневник. Вот его записи. 1 день. Вечером лёг спать в 9 часов. Утром проснулся в 7 часов, сделал зарядку и с хорошим настроением пошёл в школу. На уроках активно работал. 2 день. Смотрел фильм по телевизору, который закончился в 11 часов вечера. Сразу заснуть не удалось. Утром не хотел просыпаться и идти в школу, болела голова, было плохое настроение. На уроках хотелось спать. Слипались глаза. 3 день. Сегодня решил спать лечь вовремя, то есть в 9 часов вечера. Утром проснулся бодрым, весёлым и отправился в школу. На уроках было очень интересно.
– Ребята, как вы считаете, почему такое могло произойти? Зачем нужно спать по ночам и ложиться вовремя? (дети высказывают своё мнение, доказывают)
– А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
– Назовите имена главных героев этой передачи.
– Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (демонстрация слайдов).
– Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, приятных снов)
«Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов». Е. Еремеев.
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В школу им идти пора!
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (демонстрация слайда)
-А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни. (демонстрация слайда) – Когда человек спит, то видит сны. Некоторые люди спят так крепко, что на утро, проснувшись, всё забывают. А другие, наоборот, запоминают и стараются разгадать свои сны. Сейчас в этом помогают специальные книги для объяснения сновидений – сонники. (демонстрация слайда) Например,если во сне увидел:
• Огоньки – к встрече с друзьями.
• Пожар – к радости.
• Собаку – к дружбе
• Число 7 – к счастью.
• Мочалку – к ссоре.
• Речка – разговор
• Мясо – болезнь
• Змея – неприятность
• Кровь – жди родственников
– Итак, подошла к концу наша беседа. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить веселей и жить будет легче. – Ребята, сегодня мне хочется похвалить вас всех. Вы хорошо работали! Спасибо!
Источник