Автор афоризма самое скучное на свете чужие сны и чужой блуд

Автор афоризма самое скучное на свете чужие сны и чужой блуд thumbnail

Анна Ахматова

Автор афоризма самое скучное на свете чужие сны и чужой блуд

Русская поэтесса, писательница, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс XX века.

Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 г. под Одессой. Ее отец был отставным инженером-механиком торгового флота. Когда Анне исполнился год, семья переехала в Царское Село. Анна училась в Царскосельской женской гимназии. В одиннадцать лет начала писать стихи. В 1905 г. родители Анны расстались. Анна вместе с матерью и другими детьми уехала в Крым, затем в Киев, где в 1907 г. она окончила гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов.

В 1910 г. Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева. Они вместе ездили в Италию, Францию. В 1912 г. у них родился сын Лев Гумилев, будущий русский историк, писатель. В том же году был издан ее первый сборник стихов «Вечер». В 1914 г. вышел второй сборник «Четки», принесший ей славу.

Стихи Ахматовой были очень любимы, популярны. Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А.С. Пушкина, воспоминания о современниках.

В 20-е годы она была признана классиком отечественной поэзии, но судьба сложилась трагично. Ее муж Н.С. Гумилев был расстрелян в 1921 г.; Николай Пунин — ее близкий друг и любимый человек — был трижды арестован, погиб в лагерях в 1953 г.; сын Лев Гумилев провел в заключении более 10 лет. Опыт жены и матери «врагов народа» пронзительно и трагично отражен в поэме «Реквием».

14 августа 1946 г. вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей. В последующие годы Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие ее произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. При этом ее имя окружало признание любителей поэзии как в СССР так и в эмиграции. В 1962 г. Анна Андреевна была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В 1964 г. в Италии она получила премию «Этна-Таормина». В 1965 г. Ахматова получила диплом почетного доктора Оксфордского университета. В этом же году был издан сборник «Бег времени».

Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 г. в санатории в Домодедове (Подмосковье) в присутствии врачей и сестер, пришедших в палату, чтобы осмотреть ее и снять кардиограмму. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом.

Никита Алексеевич Струве — профессор университета Нантер, главный редактор издательства «Русский путь», руководитель всемирно известного русского парижского издательства «YMCA-Press», автор ряда книг и статей по истории Русской церкви и русской литературы, писал: «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

О. Э. Мандельштам писал об Ахматовой: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

«У нее дар совершенно непринужденного и в высокой степени убедительного величия. Она держит себя, как экс-королева на буржуазном курорте», — записала об Ахматовой Лидия Гинсбург.

* * *

А лукавые усмешки,

Как бубенчик отдаленный,

И обидеть нас не могут,

И не могут огорчить.

* * *

А смерти бояться не надо, и слова этого бояться не надо. В жизни есть много такого, что гораздо страшнее, чем смерть.

* * *

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.

* * *

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

* * *

Быть веселой — привычное дело,

Быть внимательной — это трудней.

* * *

«В Кремле не можно жить», — Преображенец прав,

Там зверства древнего еще кишат микробы:

Бориса дикий страх, всех Иоаннов злобы,

И самозванца спесь — взамен народных прав.

* * *

…Все, кого ты вправду любила,

Живыми останутся для тебя.

* * *

Все мы немного у жизни в гостях,

Жить — это только привычка.

* * *

Выдержать славу очень трудно, в особенности позднюю.

* * *

Высшее благо жизни — это отношение к нам людей.

* * *

Горе душит, не задушит,

Вольный ветер слезы сушит,

А веселье, чуть погладит,

Сразу с бедным сердцем сладит.

* * *

Делать зло легко, оно удается всегда, а вот сделать хоть что-нибудь доброе очень трудно.

* * *

Для Бога мертвых нет.

* * *

Для детей, для бродяг, для влюбленных

Вырастают цветы на полях.

* * *

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.

* * *

Души высокая свобода,

Что дружбою наречена…

* * *

Есть в близости людей заветная черта,

Ее не перейти влюбленности и страсти…

* * *

Жить можно только с тем, без которого не можешь жить.

* * *

Земная слава, как дым…

* * *

…Изгнания воздух горький —

Как отравленное вино.

* * *

Измену простить можно, а обиду нельзя.

* * *

И когда друг друга проклинали

в страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала.

* * *

Категория времени вообще гораздо сложнее, чем категория пространства. Справедливость, которая торжествует через семнадцать лет, это уже не та справедливость, которой ваше сердце жаждало тогда.

* * *

Клевета очень похожа на правду. Не похожа на правду одна лишь правда.

* * *

Любит, любит кровушку

Русская земля.

* * *

Любовь покоряет обманно

Напевом простым, неискусным.

* * *

Мы не знали, что стихи такие живучие.

* * *

Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что-то вроде плахи.

* * *

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха.

* * *

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без свету миру светло.

Но еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может, и смерти нет.

* * *

В сущности, никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции.

* * *

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

* * *

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

* * *

Однажды при Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому несправедливо дали Сталинскую премию.

— Оставьте, — сказала Ахматова, — их премия, кому хотят, тому дают.

* * *

…От счастья и славы

Безнадежно дряхлеют сердца.

* * *

Порядочный человек должен жить вне этого: вне поклонников, автографов, жен-мироносиц — в собственной атмосфере.

* * *

Поэт всегда прав.

* * *

Поэт — человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.

* * *

Пусть влюбленных страсти душат,

Требуя ответа,

Мы же, милый, только души

У предела света.

* * *

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

* * *

Рухнул в себя, как в пропасть!

* * *

Самое скучное на свете — чужие сны и чужой блуд.

* * *

С большой прямотой напросилась на комплимент.

* * *

— Скажите, Фаина, зачем понадобилось всем танкам проехать по грудной клетке старой женщины?

(Из разговора с Раневской в 1946 году, после публикации постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград» об исключении поэтессы из Союза писателей)

* * *

Сколько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

* * *

Слава… — это западня,

Где ни радости, ни света.

* * *

Слава — это значит, что вами обладают все и вы становитесь тряпкой, которой каждый может вытереть пыль.

* * *

Смерть — это не только горе, но и торжество и благообразие.

* * *

Стихи, даже самые великие, не делают автора счастливым.

* * *

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.

* * *

Тайна поэзии в окрыленности и глубине, а не в том, чтобы читатель не понимал действия.

* * *

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

* * *

То змейкой, свернувшись клубком,

у самого сердца колдует,

то целые дни голубком

на белом окошке воркует,

то в инее ярком блеснет,

почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

от радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

в молитве тоскующей скрипки,

и страшно ее угадать

в еще незаметной улыбке.

* * *

То пятое время года,

Только его словословь.

Дыши последней свободой,

Оттого что это любовь.

* * *

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

* * *

У самородков есть все, кроме самообуздания.

* * *

Что войны, что чума? — конец им виден скорый,

Им приговор почти произнесен.

Но кто нас защитит от ужаса, который

Был бегом времени когда-то наречен.

* * *

Что теперь мне смертное томленье,

Если ты еще со мной побудешь!

Я у бога вымолю прощенье

И тебе и всем, кого ты любишь.

* * *

Что такое слава? Умрешь, и над твоей постелью повесят портреты твоих врагов.

* * *

Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие — и убедилась, что в сущности это одно и то же.

* * *

Я заметила, что вдовы, самые безутешные, всегда видят и помнят, кто был на похоронах.

* * *

Я уверена, что женщина в любви не должна быть активной. Ничего кроме срама из этого никогда не выходит.

Источник

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка.
Анна Андреевна Ахматова (Горенко), (1889–1966), поэтесса

А смерти бояться не надо, и слова этого бояться не надо. В жизни есть много такого, что гораздо страшнее, чем смерть.

Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно.

Будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти.

Быть веселой – привычное дело,
Быть внимательной – это трудней.

«В Кремле не можно жить», – Преображенец прав,
Там зверства древнего еще кишат микробы:
Бориса дикий страх, всех Иоаннов злобы,
И самозванца спесь – взамен народных прав.

…Все, кого ты вправду любила,
Живыми останутся для тебя.

Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка.

Выдержать славу очень трудно, в особенности позднюю.

Высшее благо жизни – это отношение к нам людей.

Горе душит, не задушит,
Вольный ветер слезы сушит,
А веселье, чуть погладит,
Сразу с бедным сердцем сладит.

Делать зло легко, оно удается всегда, а вот сделать хоть что нибудь доброе очень трудно.

Для Бога мертвых нет.

Для детей, для бродяг, для влюбленных
Вырастают цветы на полях.

Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Души высокая свобода,
Что дружбою наречена…

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти…

Жить можно только с тем, без которого не можешь жить.

Земная слава, как дым…

…Изгнания воздух горький –
Как отравленное вино.

Измену простить можно, а обиду нельзя.

И когда друг друга проклинали
в страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала.

Категория времени вообще гораздо сложнее, чем категория пространства. Справедливость, которая торжествует через семнадцать лет, это уже не та справедливость, которой ваше сердце жаждало тогда.

Клевета очень похожа на правду. Не похожа на правду одна лишь правда.

Любит, любит кровушку
Русская земля.

Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.

Мы не знали, что стихи такие живучие.

Насколько скрывает человека сцена, настолько беспощадно обнажает эстрада. Эстрада что то вроде плахи.

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха.

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без свету миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А может, и смерти нет.

В сущности, никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции.

Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

Однажды при Ахматовой стали обсуждать, кому справедливо, кому несправедливо дали Сталинскую премию.
– Оставьте, – сказала Ахматова, – их премия, кому хотят, тому дают.

…От счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.

Порядочный человек должен жить вне этого: вне поклонников, автографов, жен мироносиц – в собственной атмосфере.

Поэт всегда прав.

Поэт – человек, у которого никто ничего не может отнять и потому никто ничего не может дать.

Пусть влюбленных страсти душат,
Требуя ответа,
Мы же, милый, только души
У предела света.

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Рухнул в себя, как в пропасть!

Самое скучное на свете – чужие сны и чужой блуд.

С большой прямотой напросилась на комплимент.

– Скажите, Фаина, зачем понадобилось всем танкам проехать по грудной клетке старой женщины?
(Из разговора с Раневской в 1946 году, после публикации постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград» об исключении поэтессы из Союза писателей)

Сколько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.

Слава… – это западня,
Где ни радости, ни света.

Слава – это значит, что вами обладают все и вы становитесь тряпкой, которой каждый может вытереть пыль.

Смерть – это не только горе, но и торжество и благообразие.

Стихи, даже самые великие, не делают автора счастливым.

Страшно выговорить, но люди видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать. На этом свойстве человеческой природы держится 90% чудовищных слухов, ложных репутаций, свято сбереженных сплетен. Несогласных со мной я только попрошу вспомнить то, что им приходилось слышать о самих себе.

Тайна поэзии в окрыленности и глубине, а не в том, чтобы читатель не понимал действия.

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

То змейкой, свернувшись клубком,
у самого сердца колдует,
то целые дни голубком
на белом окошке воркует,
то в инее ярком блеснет,
почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
от радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
в молитве тоскующей скрипки,
и страшно ее угадать
в еще незаметной улыбке.

То пятое время года,
Только его словословь.
Дыши последней свободой,
Оттого что это любовь.

Узнала я, как опадают лица,
Как из под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках.

У самородков есть все, кроме самообуздания.

Что войны, что чума? – конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда то наречен.

Что теперь мне смертное томленье,
Если ты еще со мной побудешь!
Я у бога вымолю прощенье
И тебе и всем, кого ты любишь.

Что такое слава? Умрешь, и над твоей постелью повесят портреты твоих врагов.

Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что в сущности это одно и то же.

Я заметила, что вдовы, самые безутешные, всегда видят и помнят, кто был на похоронах.

Я уверена, что женщина в любви не должна быть активной. Ничего кроме срама из этого никогда не выходит.

Источник

„ÂÛÑÊÀÇÛÂÀÍÈß, ÖÈÒÀÒÛ È ÀÔÎÐÈÇÌ۔
Àííà Àíäðååâíà Ãîðåíêî/ Àõìàòîâà (1889-1966 ã.)
                Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà áîëãàðñêèé ÿçûê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ

ÈÇÊÀÇÂÀÍÈß, ÖÈÒÀÒÈ È ÀÔÎÐÈÇÌÈ

* * *
Íàé-äîñàäíîòî íåùî íà ñâåòà ñà ÷óæäèòå ìå÷òè è ÷óæäèÿò ðàçâðàò.

* * *
Äà ñå æèâåå – âîëíî, äà ñå óìèðà – âêúùè

* * *
Êîãàòî íà óëèöàòà êðåùÿò: „Ãëóïàê”, íå å çàäúëæèòåëíî äà ñå îáðúùàòå.

* * *
Çà Áîãà íÿìà ìúðòâè.

* * *
Ñëåä îò÷àÿíèåòî íàñòúïâà ñïîêîéñòâèå, à îò íàäåæäàòà ñå ïîëóäÿâà.

* * *
Ñòèõîâåòå, äîðè è íàé-âåëèêèòå, íå ïðàâÿò àâòîðà ùàñòëèâ.

* * *
Íàé-òðàéíà íà çåìÿòà å òúãàòà.

* * *
Îñìè ìàðò ñà ãî èçìèñëèëè èìïîòåíòíèòå. Êàê ìîæå äà ñè ñïîìíÿø çà æåíàòà åäèí ïúò â ãîäèíàòà?

* * *
 äåéñòâèòåëíîñò íèêîé íå çíàå â êàêâà åïîõà æèâåå. Òàêà è íèå â íà÷àëîòî íà âåêà íå çíàåõìå, ÷å æèâååì â íàâå÷åðèåòî íà åâðîïåéñêàòà âîéíà è íà Îêòîìâðèéñêàòà ðåâîëþöèÿ.

* * *
Ñòðàøíî å äà ñå êàæå, íî õîðàòà âèæäàò ñàìî òîâà, êîåòî èñêàò äà âèäÿò, è ÷óâàò ñàìî òîâà, êîåòî èñêàò äà ÷óÿò. Íà òîâà êà÷åñòâî íà ÷îâåøêàòà ïðèðîäà ñå äúðæàò 90 % îò ÷óäîâèùíèòå ñëóõîâå, ëúæëèâèòå ðåïóòàöèè, ñâÿòî ïàçåíèòå ñïëåòíè. Ùå ïîìîëÿ òåçè, êîèòî íå ñà ñúãëàñíè ñ ìåí, äà ñè ñïîìíÿò òîâà, êîåòî èì ñå å íàëîæèëî äà ÷óÿò çà ñåáå ñè.

* * *
Èçìÿíàòà ìîæå äà ñå ïðîñòè, à îáèäàòà íå áèâà.

* * *
Àç ñúì ó÷åíè÷êà íà æèâîòà.

* * *
Äîñòîåâñêè å çíàåë ìíîãî, íî íå âñè÷êî. Òîé íàïðèìåð å ìèñëèë, ÷å àêî óáèåø ÷îâåê, ùå ñòàíåø Ðàçêîëíèêîâ. À ñåãà íèå çíàåì, ÷å ìîæåø äà óáèåø ïåò, äåñåò, ñòî ÷îâåêà è âå÷åðòà äà îòèäåø íà òåàòúð.

* * *
Ìúæå, âèå ñè ìèñëèòå, ÷å æåíèòå îáè÷àò õóáàâöèòå èëè ãåðîèòå. Íå, òå îáè÷àò îíåçè, êîèòî èì îáðúùàò âíèìàíèå.

* * *
Ïóøåíåòî – òîâà å âåðèãà îò óíèæåíèÿ, ïðåç öÿëîòî âðåìå òðÿáâà äà èñêàø îò íÿêîãî ðàçðåøåíèå.

* * *
Èìà íåïîâòîðèìè äóìè, êîéòî ãè å êàçàë – òâúðäå ìíîãî å èçãóáèë.

* * *
Íàé-ñèëíè îò âñè÷êî íà ñâåòà ñà ëú÷èòå íà ñïîêîéíèòå î÷è.

* * *
Ïîåòúò å ãîë êàòî ñîêîë, íèêîé íèùî íå ìîæå äà ìó äàäå è íå å â ñúñòîÿíèå äà îòíåìå ïåðîòî ìó.

* * *
Äîáðå âúçïèòàíèÿò ÷îâåê íå îáèæäà äðóãèÿ ïîðàäè íåïîõâàòíîñò. Òîé îáèæäà ñàìî óìèøëåíî.

* * *
Àç èìàõ ãîëÿìà ñëàâà, èçïèòàõ ïî-ãîëÿìî áåçñëàâèå – è ñå óáåäèõ, ÷å âñúùíîñò òîâà å åäíî è ñúùî.

* * *
Âåëèêà ñëàâà è áåçñëàâèå – âñè÷êî îò ìåí å ïðåæèâÿíî è ñúñòîÿíèÿòà ñà åäíàêâè, äâà êðàÿ íà æåçúëà èëè íà òîÿãàòà, íàðå÷åíà æèâîò èëè ñúäáà.

* * *
Âúðâè ñè âêúùè è íèùî íå î÷àêâàé.

* * *
Êîãàòî ïîãðåáâàò åïîõàòà, íå çâó÷è íàäãðîáåí ïñàëì.

* * *
Èñòèíñêàòà íåæíîñò íå ìîæåø äà ñáúðêàø ñ íèùî, òÿ å òèõà, íî òè âèíàãè çíàåø òî÷íî çà íåéíîòî ïðèñúñòâèå.

* * *
Íîùåì ãðàäúò å ïðåêàòóðåíî íåáå.

* * *
Ñòðóâà ìè ñå, ÷å åäèí íàñòàâíèê å çðåëèùå âåëè÷åñòâåíî, à äâà – âå÷å å êîìè÷íî.

* * *
Ìîëÿ ñå íà ëú÷à â ïðîçîðåöà, òîé å áëåä, òúíúê, ïðÿì. Äíåñ ìúë÷à îò ñóòðèíòà, à ñúðöåòî å ðàçïîëîâåíî.

* * *
Ìîæå äà å çàáåëåæèòåëåí ïîåò, íî äà ïèøå ñëàáè ñòèõîâå.

* * *
Îò äðóãèòå õâàëáàòà çà ìåí å êàòî ïåïåë. Îò òåá è õóëàòà å ïîõâàëà.

* * *
Êàêòî å èçâåñòíî, áúäåùåòî õâúðëÿ ñâîÿòà ñÿíêà, ìíîãî ïðåäè äà íàñòúïè.

* * *
È ñàìî â ïëàìúêà íà ëþáîâòà ùå ñå ðàçðóøè ñòåíàòà îò îáèäè, íåðàçáèðàíå è ìúðçåë.

* * *
À â ñòàÿòà íà èçïàäíàëèÿ â íåìèëîñò ïîåò ñå ðåäóâàò äà äåæóðÿò ñòðàõúò è ìóçàòà.

* * *
Ñúçíàíèåòî çà íåïðàâäàòà íà ïàðèòå å íåèçòðåáèìî â ðóñêàòà äóøà.

* * *
Òîëêîâà ìíîãî êàìúíè ñà õâúðëåíè âúðõó ìåí, ÷å íèòî åäèí îò òÿõ âå÷å íå å ñòðàøåí.

* * *
Íèêîé íå ìîæå äà îòíåìå äàðáàòà íà ïîåòà, íà íåãî íèùî íå ìó å íóæíî îñâåí òàëàíò.

* * *
Âñè÷êè íèå ñìå çà ìàëêî íà ãîñòè â æèâîòà. Æèâîòúò – òîâà å ñàìî íàâèê.

* * *
Êîãàòî óìðåì, íÿìà äà ñòàíå ïî-òúìíî. À ìîæå áè ùå ñòàíå ïî-ñâåòëî.

* * *
Òàêàâà ñúì. Ïîæåëàâàì âè äðóãà. Ïî-äîáðà.

                Ïðåâîä îò ðóñêè åçèê íà áúëãàðñêè åçèê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ

Àííà Àõìàòîâà
ÂÛÑÊÀÇÛÂÀÍÈß, ÖÈÒÀÒÛ È ÀÔÎÐÈÇÌÛ

* * *
Ñàìîå ñêó÷íîå íà ñâåòå – ÷óæèå ñíû è ÷óæîé áëóä.

* * *
Æèòü – òàê íà âîëå, óìèðàòü – òàê äîìà.

* * *
Êîãäà íà óëèöå êðè÷àò „Äóðàê!” íå îáÿçàòåëüíî îáîðà÷èâàòüñÿ.

* * *
Äëÿ Áîãà ì¸ðòâûõ íåò.

* * *
Ïîñëå îò÷àÿíèÿ íàñòóïàåò ïîêîé, à îò íàäåæäû ñõîäÿò ñ óìà.

* * *
Ñòèõè, äàæå ñàìûå âåëèêèå, íå äåëàþò àâòîðà ñ÷àñòëèâûì.

* * *
Âñåãî ïðî÷íåå íà çåìëå – ïå÷àëü.

* * *
Âîñüìîå ìàðòà âûäóìàëè èìïîòåíòû. Êàê ìîæíî âñïîìèíàòü î æåíùèíå îäèí ðàç â ãîäó?

* * *
 ñóùíîñòè, íèêòî íå çíàåò â êàêóþ ýïîõó îí æèâåò. Òàê è ìû íå çíàëè â íà÷àëå äåñÿòûõ ãîäîâ, ÷òî æèëè íàêàíóíå åâðîïåéñêîé âîéíû è Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè.

* * *
Ñòðàøíî âûãîâîðèòü, íî ëþäè âèäÿò òîëüêî òî, ÷òî õîòÿò âèäåòü, è ñëûøàò òîëüêî òî, ÷òî õîòÿò ñëûøàòü. Íà ýòîì ñâîéñòâå ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû äåðæèòñÿ 90% ÷óäîâèùíûõ ñëóõîâ, ëîæíûõ ðåïóòàöèé, ñâÿòî ñáåðåæ¸ííûõ ñïëåòåí. Íåñîãëàñíûõ ñî ìíîé ÿ òîëüêî ïîïðîøó âñïîìíèòü òî, ÷òî èì ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü î ñàìèõ ñåáå.

* * *
Èçìåíó ïðîñòèòü ìîæíî, à îáèäó íåëüçÿ.

* * *
ß ó æèçíè ó÷åíèöà.

* * *
Äîñòîåâñêèé çíàë ìíîãî, íî íå âñ¸. Îí, íàïðèìåð, äóìàë, ÷òî åñëè óáü¸øü ÷åëîâåêà, òî ñòàíåøü Ðàñêîëüíèêîâûì. À ìû ñåé÷àñ çíàåì, ÷òî ìîæíî óáèòü ïÿòü, äåñÿòü, ñòî ÷åëîâåê è âå÷åðîì ïîéòè â òåàòð.

* * *
Ìóæ÷èíû, âû äóìàåòå æåíùèíû ëþáÿò êðàñàâöåâ èëè ãåðîåâ. Íåò, îíè ëþáÿò òåõ êòî èìè çàíèìàåòñÿ.

* * *
Êóðåíèå – ýòî öåïü óíèæåíèé, âñå âðåìÿ íàäî ñïðàøèâàòü ó êîãî-òî ðàçðåøåíèå.

* * *
Åñòü íåïîâòîðèìûå ñëîâà, êòî èõ ñêàçàë – èñòðàòèë ñëèøêîì ìíîãî.

* * *
Ñèëüíåé âñåãî íà ñâåòå ëó÷è ñïîêîéíûõ ãëàç.

* * *
Ïîýò – ãîë êàê ñîêîë, åìó äàòü íèêòî íå ìîæåò è îòíÿòü ïåðî íå â ñîñòîÿíèè.

* * *
Áëàãîâîñïèòàííûé ÷åëîâåê íå îáèæàåò äðóãîãî ïî íåëîâêîñòè. Îí îáèæàåò òîëüêî íàìåðåííî.

* * *
ß áûëà â âåëèêîé ñëàâå, èñïûòàëà âåëè÷àéøåå áåññëàâèå – è óáåäèëàñü, ÷òî, â ñóùíîñòè, ýòî îäíî è òî æå.

* * *
Âåëèêàÿ ñëàâà, áåññëàâèå – âñå ìíîþ ïðîéäåíî è ñîñòîÿíèÿ îäèíàêîâûå, äâà êîíöà æåçëà èëè ïàëêè, íàçâàííîé æèçíüþ èëè ñóäüáîé.

* * *
Èäè äîìîé è íè÷åãî íå æäè.

* * *
Êîãäà ïîãðåáàþò ýïîõó, íàäãðîáíûé ïñàëîì íå çâó÷èò.

* * *
Íàñòîÿùóþ íåæíîñòü íå ñïóòàåøü íè ñ ÷åì, è îíà òèõà, íî òû âñåãäà òî÷íî çíàåøü î å¸ ïðèñóòñòâèå.

* * *
Íî÷üþ ãîðîä – îïðîêèíóòîå íåáî.

* * *
Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî îäèí ìýòð – çðåëèùå âåëè÷åñòâåííîå, à äâà – óæå ñìåøíîå.

* * *
Ìîëþñü îêîííîìó ëó÷ó, îí áëåäåí, òîíîê, ïðÿì. Ñåãîäíÿ ÿ ñ óòðà ìîë÷ó, à ñåðäöå ïîïîëàì.

* * *
Ìîæíî áûòü çàìå÷àòåëüíûì ïîýòîì, íî ïèñàòü ïëîõèå ñòèõè.

* * *
Îò äðóãèõ ìíå õâàëà, ÷òî çîëà. Îò òåáÿ è õóëà – ïîõâàëà.

* * *
Áóäóùåå, êàê èçâåñòíî áðîñàåò ñâîþ òåíü çàäîëãî äî òîãî, êàê âîéòè.

* * *
È òîëüêî â ïëàìåíè ëþáâè ðàçðóøèòñÿ ñòåíà îáèä, íåïîíèìàíèÿ è ëåíè.

* * *
À â êîìíàòå îïàëüíîãî ïîýòà, äåæóðÿò ñòðàõ è Ìóçà â ñâîé ÷åðåä.

* * *
Ñîçíàíèå íåïðàâäû äåíåã íåèñòðåáèìî â ðóññêîé äóøå.

* * *
Òàê ìíîãî êàìíåé áðîøåíî â ìåíÿ, ÷òî íè îäèí èç íèõ óæå íå ñòðàøåí.

* * *
Äàð ïîýòà íåâîçìîæíî çàáðàòü, êðîìå òàëàíòà åìó íè÷åãî íå íóæíî.

* * *
Âñå ìû íåìíîãî ó æèçíè â ãîñòÿõ. Æèçíü – ýòî òîëüêî ïðèâû÷êà.

* * *
Êîãäà óìðåì, òåìíåé íå ñòàíåò, À ñòàíåò, ìîæåò áûòü, ñâåòëåé.

* * *
Êàêàÿ åñòü. Æåëàþ âàì äðóãóþ. Ïîëó÷øå.

—————
Ðóñêàòà ïîåòåñà è ïðåâîäà÷êà Àíà Àõìàòîâà (Àííà Àíäðååâíà Ãîðåíêî/ Àõìàòîâà) å ðîäåíà íà 11/23 þíè 1889 ã. â êóðîðòåí ðàéîí êðàé Îäåñà. Ïúðâîòî ñè ñòèõîòâîðåíèå ïèøå íà 11-ãîäèøíà âúçðàñò, ïúðâèòå é ïîåòè÷íè ïóáëèêàöèè â ïå÷àòà ñà îò 1907 ã. Ó÷è ïðàâî â þðèäè÷åñêèÿ ôàêóëòåò â Êèåâ è â èñòîðèêî-ëèòåðàòóðíèÿ ôàêóëòåò â Ïåòåðáóðã. Ïðåäñòàâèòåëêà å íà ëèòåðàòóðíèÿ ñòèë àêìåèçúì. Îò 1923 äî 1940 ã. íàä ïóáëèêóâàíåòî íà ñòèõîâåòå é òåãíå çàáðàíà, ÷àñò îò òâîð÷åñòâîòî é å çàáðàíåíà îò öåíçóðàòà äî êðàÿ íà 80-òå ãîäèíè. Ïðåç òîâà âðåìå òÿ ïðîäúëæàâà äà ïèøå ïîåçèÿ, ïèøå åñåòà çà Ïóøêèí, ìåìîàðè çà Áëîê, Ìàíäåëùàì è Ìîäèëèàíè (èçâåñòíè ñà 16 ïëàòíà íà õóäîæíèêà, çà êîèòî ïîåòåñàòà å ïîçèðàëà). Ïðåâåæäà òâîð÷åñòâîòî íà ôðåíñêè, èíäèéñêè, êîðåéñêè, àðìåíñêè è äð. àâòîðè. Àâòîðêà å íà ñòèõîñáèðêèòå „Âå÷åð” (1912 ã.), „×åòêè” (1914 ã.), „Áåëàÿ ñòàÿ” (1917 ã.), „Ïîäîðîæíèê” (1921 ã.), „Anno Domini” (1922 ã.), „Òðîñòíèê” (1940 ã.), „Èç øåñòè êíè㓠(1940 ã.), „Èçáðàíî” (1943 ã.), „Ñòèõîòâîðåíèÿ” (1961 ã.) è äð. Ïðåç 1955 ã. å âúçñòàíîâåíà â Ñúþçà íà ïèñàòåëèòå íà ÑÑÑÐ. Ïðåç 1964 ã. ïîëó÷àâà ìåæäóíàðîäíàòà ëèòåðàòóðíà íàãðàäà „Åòíà-Òàîðìèíà”, à ïðåç 1965 ã. ñòàâà ïî÷åòåí äîêòîð íà Îêñôîðäñêèÿ óíèâåðñèòåò. Óìèðà íà 5 ìàðò 1966 ã. â Ìîñêâà. Åäíî îò íàé-çíà÷èìèòå é ïðîèçâåäåíèÿ – àâòîáèîãðàôè÷íèÿò ïîåòè÷åí öèêúë „Ðåêâèåì”, å ïóáëèêóâàíî ÷àê ïðåç 1989 ã.

Источник