Астафьев краткое содержание сон о белых горах краткое
Голосование за лучший ответ
Максим Пинчук
Профи
(597)
8 лет назад
“Царь-рыба” — повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай — о славной собаке Бойе, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются в главах “Царь-рыба”, “Ухана Боганиде”, “Сон о белых горах”, где он внешне не присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах. Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава “Капля”), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе “Поминки”. Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту “черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев. Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает глава “Воей”, содержащая обобщенные художественные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа “Царь-рыба”; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. “Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная” уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части “Царь-рыбы” больше сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах “Ухана Боганиде”, “Поминки”, “Сон о белых горах” нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе “Сон о белых горах”, углубляются и поясняются в заключительной главе “Нет мне ответа! ”. Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.
Источник
Буранный полустанок.
Краткое содержание.
Главный герой этого произведения – железнодорожник Едигей Жангельдин по прозвищу “Буранный”.
Едигей получил контузию на войне, а по возвращении узнал о смерти единственного сына.
После войны, он переезжает с женой на Буранный полустанок, где прошла его жизнь и была работа. В книге говорится о смерти Казангапа, с которым Едигей дружил с детства.
На Буранном полустанке, Едигей знакомится с школьным учителем Абуталипом Куттыбаевым, который тоже воевал и побывал в плену в Югославии.
Далее описывается тяжёлая жизнь в Буранном полустанке, связанная с послевоенными репрессиями, с постройкой ядерного полигона. У Казангапа есть сын Сабитжан, которого беспокоит только собственное благополучие. Он экономит даже на похоронах отца и собирается сразу-же уехать. Едигею стыдно за сына друга.
Планам похоронить друга на старом кладбище, мешает решение государственных органов, которые планируют снести кладбище и, на этом месте, построить жилой микрорайон. Едигей хочет сохранить кладбище, но его ждёт разочарование.
В книге упоминаются разные легенды и мифы древнего народа и приводятся рассуждения автора на эти темы.
Мне понравилось в этой книге то, что она обращена к памяти человека и уважения к традициям предков людей, живших на этой земле.
Время послевоенное. Поздняя осень. Дуся и Оля, две сестры-сиротки идут к ларьку. Так начинается рассказ.
Старая Ипатьева послала их за капустой. Девочки остались сиротами, и соседка год назад привезла их к старухе, которая приходилась им дальней родственницей. Старуха не обрадовалась, некоторое время раздумывала, не сдать ли девчонок в детдом. Все же оставила. Были они смирные, хорошо справлялись с домашней работой.
Дуся периодически проверяла в кармане десятирублевку. Еще в кармане была картинка из журнала. Десятка выскользнула из дырявого кармана, а Дуся на ощупь приняла за нее скатанную в трубочку картинку.
Девочки очень долго стояли в очереди, замерзли. Ботинки были холодными, а валенки они не надели, потому что на них кошка спала.
Когда наконец после многочасового ожидания подошла очередь, Дуся с ужасом обнаружила потерю денег. Девочки в отчаянии побрели домой, пытаясь найти потерянную десятирублевку. Они гадали, что с ними сделает старуха – прибьет или вообще прогонит.
И тут-то и произошло чудо – из проезжавшего мимо грузовика к ногам сестер слетели два огромных кочана капусты. Когда девочки вернулись, старухи дома не было. Они выложили капусту на стол и, не раздеваясь, сидели в темноте и ждали.
А Ипатьева сидела у подруги и плакала. Причитала, что пропали девчонки (она уже два раза ходила к ларьку), что девчонки просто золотые, как же теперь они без нее, и как же она без них. И это второе и главное чудо в рассказе – старуха, с недовольством принявшая появление в доме сирот, вдруг почувствовала, как дороги ей эти девочки. В душе Ипатьевой пробудилась любовь.
Для сестер чудом стали капустные кочаны, так нежданно и вовремя “подаренные” им, а для старухи – возникшее теплое чувство любви к “подаренным” ей сироткам.
Кикимора. Краткое содержание рассказа Альберта Анатольевича Лиханова.
В военное время, мальчик, отец которого на фронте живёт, с матерью и бабушкой возле больницы.
Через щели в заборе он наблюдает за лошадью по кличке Маша и видит, как злой конюх Мирон бьёт лошадь вожжами.
Жена и дочь Мирона, его боятся. Однажды, заболевший Мирон просит дочь Полину протопить печи, а мальчик вызывается помочь. Одна из восьми печей не хочет разгораться и Полина рассказывает, что в печи может жить Кикимора, которая вредит из-за печника, которого обидел отец.
Однажды, Мирон оклеветал мальчика и тот хотел отомстить, но потом передумал, пожалев вернувшегося с войны отца.
Вскоре, Машка убивает Мирона копытом и мальчик понимает, что нельзя быть жестоким потому, что судьба сама накажет за причиненное зло.
Нахлебник. Краткое содержание комедии Тургенева.
В роскошное поместье приезжают новые хозяева. Это спокойная и добродушная Ольга Петровна Елецкая (в девичестве Корина) и её супруг Павел Николаевич Елецкий – жёсткий петербургский чиновник.
До их приезда прибывает пронырливый и крикливый управляющий домом Тремблинский.
Встречают молодых хозяев, проживающий на содержании у Елецких,Василий Семёнович Кузовкин, нищий помещик Иванов и нечистый на руку, управляющий поместьем Егор Карташов. В имении, их приходит навестить сосед, подлый помещик Тропачёв с глупым адъютантом Карпачёвым.
Во время завтрака, Тропачёв подговаривает Елецкого напоить Кузовкина, чтобы посмеяться над ним. Его выставляют в роли шута. Кузовкин сообщает, что Ольга Елецкая его родная дочь.
Утром Елецкий предлагает Кузовкину переехать в другое место. На расспросы Ольги о причинах переезда, он рассказывает, что у матери Ольги было двое сыновей, скончавшихся вскоре после рождения, а также о том, что батюшка изменял ей с соседкой.
Но он не рассказывает о сближении с Ольгиной мамой. А доказать своё отцовство, к сожалению, не может.
После этого рассказа, супруги предлагают старику десять тысяч рублей за сохранение этих обстоятельств, в тайне.
Таким образом, показывается желание человека сохранить свою значимость, невзирая на обстоятельства.
Война шла четвертый год, немцы отступали. Майор Проскуряков послал бойцов чинить разобранный немцами мост. А наблюдать за полем вызвался младший лейтенант Растягаев. С ним пошли два солдата.
Сергей Растягаев давно рвался на фронт, но по возрасту его не брали, и сейчас он только неделю был на фронте, ни в одном бою еще не участвовал. В бинокль он заметил забуксовавшую немецкую машину. Солдаты на его возбужденный возглас отреагировали вяло. Им не было дела до пытающихся удрать немцев. Они попытались умерить пыл своего юного начальника, но безуспешно. Он заставил их развернуть брошенную немцами пушку и открыть огонь по машине. Старший из солдат, Игнат, после первого выстрела сказал, что не надо бы больше стрелять, так можно вызвать ответный огонь. Но младший лейтенант вошел в раж. В машину так и не попали, зато угодили в сельскую избу. А в ответ на огонь пушки немцы дали залп из минометов по нашей колонне. Были убиты и ранены солдаты, загорелась машина.
Майор Проскуряков увидел, как к трофейной пушке кинулись с криком бойцы, и побежал следом. С трудом ему удалось остановить расправу, в момент, когда Растягаев, с расквашенным носом, доставал из кобуры наган. Солдатам досталось сильнее. Игнат просил прощения за то, что не смог остановить лейтенанта. Растягаев просидел в кабине машины до вечера, после чего ему вернули оружие и отправили вместе с транспортом за снарядами и продуктами. И предложили по дороге подумать над своим поведением.
Для юного необстрелянного младшего лейтенанта война была игрой. Ему хотелось подвигов и славы. И в результате его необдуманных действий погибли и пострадали люди.
Прежде чем что-то сделать, надо подумать о том, к каким последствиям приведут эти действия.
Источник
Популярные сегодня пересказы
- Печенье — краткое содержание рассказа Осеевой
В небольшом рассказе Валентины Александровны Осеевой под названием «Печенье» повествуется о случае, произошедшем за кухонным столом. История связана с тем, как хозяйка испекла аппетитное сладкое печенье для того - Мальчик на вершине горы — краткое содержание романа Бойна
В одной из парижских семей живет счастливый мальчик Пьеро. Его окружают заботой и любовью отец и мать, есть добрые друзья и верный пес. Лучший друг Пьеро – глухой мальчик Аншель с еврейскими корнями. - Краткое содержание повести На графских развалинах Гайдара
Автором повести «На графских развалинах» является Гайдар. Повесть посвящена мальчишкам — Яшка и Валька. Проживают они в сельской местности. Летом на каникулах они занимаются мальчишескими делами - Краткое содержание рассказа Миша Ласкин Шергина
Б.В. Шергин написал замечательный рассказ «Миша Ласкин», в котором ведет сам повествование. Будучи еще ребенком, Борис Викторович проживал в небольшом городе на берегу судоходной реки.
Царь-рыба краткое содержание
Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя. На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь рыбы» по главам. Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.
Главные герои Зиновий Игнатьич – рыбак, «сибиряк», работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат. Царь-рыба – большой осетр, который попался Игнатьичу. Командор – «грозный чеченец», «капитан», младший брат Игнатьича. Краткое содержание В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился «с некой долей снисходительности и превосходства». Игнатьич любил «поковыряться в технике», «дабы постигнуть ее существо», поэтому люди звали его «механиком».
Игнатьич плавал на моторной лодке «дюральке», выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил «с умом». Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. «Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никто не завидовал, кроме «младшего Утробина», который был с «гнильцой самолюбия» и «всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата». Братья давно «отурились друг от друга» и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на «Золотую каргу», однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся «очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится». Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.
«В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах». Собирая пойманное, он почувствовал, на самолов попалась «крупная рыбина». Игнатьич был браконьером, поэтому «больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем «грустным корабликом».
По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой «взбурлило грузное тело рыбины». «Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела на доисторического ящера походила рыбина». Игнатьич удивлялся тому, что «на мормыше, на козявках и вьюнцах» вырос «этакий боровище».
«Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей». Он осветил рыбину фонариком. «Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью». Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.
Игнатьич начал понимать, что ему одному не справиться «с этаким чудищей». Но ему очень не хотелось делить с братом и, скорее всего, механиком свою добычу: «В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!».
«Все хапуги схожи нутром и мордой!». «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность» ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: «Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову». Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, «перекреститься и жить дальше». Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко «вертанулась», ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, «рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды».
Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что «в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова». «Очумелая рыба садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало».
«Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. «И рыба, и человек слабели, истекали кровью». «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке».
Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.
Игнатьич снова начал «дубасить рыбину по башке». «Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались». Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, «в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел». Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался, не оборотень ли царь-рыба. «И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как «сколь помнит себя, все в лодке». Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что «рыбачит втихую, хапает». И в народную дружину не взяли. Как хулиганы «достали» его племянницу Тайку – «машиной об столб всмятку».
Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то «не вяжитесь с царью-рыбой», а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: «пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи».
В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. «С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна». Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. «Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». Вот и пришла заслуженная кара – «Природа, она, брат, тоже женского рода».
Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та «неожиданно вздыбила себя». Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, «изорвав свое тело в клочья», снялась с самолова и уплыла.
Игнатьич сказал в след рыбе: «Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!». Ему сделалось легче. «Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Заключение Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник – в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.
Читать онлайн «Кетский сон» автора Астафьев Виктор Петрович — RuLit — Страница 1
Астафьев Виктор Петрович
Кетский сон
Виктор Астафьев
Кетский сон
Озеро Кетское находится в двадцати верстах от Игарки. Помню, как, еще в детстве, возле центрального универмага, опустив головы, стояли олени с закуржавелыми мордами, запряженные в нарты, с гладко обструганными хореями, брошенными на какие-то шкуры и манатки. Когда узкоглазых парней или широколицых женщин спрашивали, откуда они, а те, опустив почему-то глаза, тоненько и застенчиво отвечали: «С Хетского озера, бойе, с Хетского озера», — нам казалось Кетское озеро такой запредельной далью, будто с того света явились люди в сокуях с пришитыми к ним меховыми рукавицами. И как только живьем добрались?!
И вот много, много лет спустя на вертолете летим мы компанией на Кетское это озеро. Не успели обсидеться, железное или пластиковое место обогреть, услышать информацию о том, что давно на этом озере не стоят кето и нганасаны куда-то делись, рыбацкая залетная бригада работает здесь второе лето, до этого был запрет на десять годов.
— Сон тут, кетский сон, — прокричал начальник рыбкоопа.
Вертолет наш тем временем сделал круг над Игаркой, когда-то молодым, бойким городом, который напоминал мне сейчас селение, подвергшееся многим свирепым бомбардировкам. Винтокрылая машина скользнула тенью по песчаному острову в исходе Губенской протоки над желтыми опечками, шляпками грибов выступившими из воды, над лепехами рыжих плешин в болотном прибрежье и начала правиться в сторону от Енисея. Сразу во всей красе увядания расстелилась понизу осенняя смиренная тундра, всегда мне напоминающая молодую солдатскую вдову, только-только вкусившую ласкового любовного тепла, радости цветения, порой, даже и не отплодоносив, вынужденную увядать, прощаться с добрым теплом и ласковым летом.
Еще и румянец цветет на взгорках меж стариц и проток, перехваченных зеленеющим поясом обережья, сплошь заросшие озерины, убаюканные толщей плотно сплетающейся водяной травы, не оголились до мертво синеющего дна, еще и березки, и осины не оголились до боязливой наготы, не пригнули стыдливо колен, не упрятали в снегах свой в вечность уходящий юношеский возраст, еще и любовно, оплеснутые их живительной водой, багряно горят голубичником холмики, сплошь похожие на молодые женские груди, в середине ярко горящие сосцами, налитые рубиновым соком рябин, еще топорщится по всем болотинам яростный багульник, меж ним там и сям осклизло стекает на белый мох запоздалая морошка и только-только с одного боку закраснелая брусника и клюква, но лету конец.
Конец, конец — напоминают низко проплывающие, пока еще разрозненные облака; конец, конец — извещают птицы, ворохами взмывающие с кормных озер, и кто-то, увидев лебедей и гусей, крикнул об этом; конец, конец нашептывает застрявший в углах и заостровках большого озера туман, так и не успевший пасть до полудни, лишь легкой кисеей или зябким бусом приникший к берегам.
А озеро-то, большое, разветвленное, и есть Кетское. Мы проходим низко над зарослями кустов и осокой осененным берегом, устремляемся к другому берегу, серыми песками обрамленному, плюхаемся на обмысок, как бы золой осыпанный от давних еще, кетских, нганасанских, отгоревших очагов.
Нас встречают дружелюбно лающие собаки, щенки, откуда-то, из каких-то недр выкатившиеся, восторженно визжа, прыгают на нас, от радости мочат сапоги.
Из старого, почерневшего до угольной теми строения выходят два заспанных мужика, жмут наши руки. Строение это, скорее берлога, осталось тут от когда-то живших северных инородцев. Здесь издавна заведено со всеми гостями непременно обмениваться рукопожатиями.
Хозяева спрашивают, варить ли уху иль гости обойдутся солениной? И скоро на столе, вкопанном в берег, нарезают нам соленого чира, гости, естественно, достают бутылку. От дальнего, в туман вдавившегося берега летит к нам лодка, и кажется, взбирается она на водяной бугор, стеля на стороны два белых крыла.
Бригадир был на ставных сетях, не успел их все вытрясти, но и то, что он привез, внушало: на подтоварнике лодки горою и вразброс лежали дородные белые чиры, основная ценность Кетского озера, ползали по лодке, били хвостами огромные щуки со сплошь канавами провалившимися животами.
Сюжет[править | править код]
На зиму Аким нанимается охотником-промысловиком на реку Эндэ. Добравшись до зимовья, он находит в охотничьей избушке, посреди безлюдной тайги, тяжело больную исхудавшую девушку Элю из Москвы, которая оказалась здесь, легкомысленно согласившись на предложение «вольного человека», индивидуалиста и ловеласа Георгия Герцева (Гоги) проводить её к экспедиции отца. Гога — человек, для которого не было ничего святого, — ушёл рыбачить, желая испытать на Царь-рыбу новую блесну, сделанную из боевой медали несчастного ветерана-алкоголика, которую Гога выменял у него за бутылку портвейна. И поймал-таки Царь-рыбу, да только со смертью вместе: пойманная большая рыба потянула Гогу, он поскользнулся и, ударившись затылком о камень, погиб. Аким выхаживает незваную гостью, откладывая свои охотничьи дела до её выздоровления. А Эля, как и большинство городских жителей, показывает себя неспособной к самостоятельной жизни вне цивилизации и даже капризной, хотя и старается по мере сил помогать Акиму. Им предстоит провести вместе несколько месяцев до первого вертолёта, и они понимают, что зависят друг от друга («надо жить союзно», говорит Аким), а их жизни тесно связаны как минимум на этот срок. Но вскоре запасы провизии оказываются уничтожены проникшей в избушку росомахой; Акиму ясно, что надвигающаяся зима принесет сильные морозы, сильно затруднив их существование, так как на зиму зверь уходит из этих мест, а рыба зарывается в дно. Опасаясь за здоровье Эли, т.к. девушка все ещё в опасности и может не выдержать полуголодной зимовки, Аким решается на рискованный шаг — уходить к людям.
Эля соглашается, доверяя Акиму. Они отправляются в путь за полсотни вёрст к рыбацкому посёлку, но людей там не оказывается. Девушка впадает в отчаяние, выплёскивая его на своего спасителя. Успокоив девушку, Аким разводит сигнальный костер. Ему удаётся привлечь к пустующему поселку внимание людей на пролетающем самолете. В итоге за ними прилетает вертолет и вывозит из глухой тайги. Эля задерживается на 7 дней в местной больнице, так как доктор запретил ехать или лететь сразу; Аким, также заболевший, лечится «таёжными способами», по словам доктора. Перед посадкой в самолет Аким и Эля мучительно переживают разлуку, но они — люди из разных миров: девушку в Красноярске ждет мама и дальнейшее лечение, затем — возвращение в Москву, в институт; жизнь Акима связана с тайгой. Аким отдает Эле обручальное кольцо Гоги, завёрнутое в — возможно, последние — 5 рублей. Эля разворачивает подарок уже в самолёте, сквозь слёзы называя Акима по имени; Аким с земли молча смотрит вслед самолёту.
Источник