Аронзон л кому что снится текст
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ)
В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.
КАК ЧИТАТЬ?
• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
• Стихи со звукоподражанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Л. «Кому что снится»
3. Барто А. «Игрушки»
4. Бергельсон А. «Ура для комара»
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Е. «Стихи для детей»
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак С. «Детки в клетке»
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ
Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!
КАК ЧИТАТЬ?
• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
• Небольшие стихотворения (4-12 строк).
• Стихотворные загадки.
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
2. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
3. Даль В. «Старик-годовик»
4. Дональдсон Д. «Груффало»
5. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
6. Левин В. «Глупая лошадь»
7. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
8. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
9. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
10. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
11. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
12. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
13. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
14. Сеф Р. «Кто на кого похож»
15. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
16. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
17. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
18. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
19. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
20. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
21. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.
КАК ЧИТАТЬ?
• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали.
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете.
• Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
• Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
• Обучающие пособия для подготовки к школе.
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
2. Бажов В. «Серебряное копытце»
3. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
4. Бианки В. «Рассказы о животных»
5. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
6. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
7. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
8. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
9. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
10. Гэллико П. «Томасина»
11. Доктор Сьюз «Сказки»
12. Ершов П. «Конек-Горбунок»
13. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
14. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
15. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
16. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
17. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
18. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
19. Сказки народов мира
20. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
21. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
22. Остер Г.Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
23. Пришвин М. «Лесной хозяин»
24. Пушкин А.С. «Сказки»
25. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
26. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
27. Романова Н. «Муравей Красная Точка»
28. Русские народные былины
29. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
30. Уайлд О. «Звездный мальчик»
31. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
32. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
33. Чаплина В. «Кинули»
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он.
КАК ЧИТАТЬ?
• Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
• Читайте сказки и басни по ролям.
• Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
• Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
• Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
• То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адамс Р. «Обитатели холмов»
2. Барри Дж. «Питер Пэн»
3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
4. Грэм К. «Ветер в ивах»
5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»
7. Диккенс Д. «Истории для детей»
8. Драгунский В. «Денискины рассказы»
9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
10. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
11. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
12. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
13. Легенды и мифы Древней Греции
14. Лондон Дж. «Белый клык»
15. Льюис К. «Хроники Нарнии»
16. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
17. Одоевский В. «Городок в табакерке»
18. Олеша Ю. «Три толстяка»
19. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
20. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
21. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
22. Таск С.Э. Тайна рыжего кота
23. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
24. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
25. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
26. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»
Источник
Сапгир об Аронзоне>
ПЕСНЯ
Ты слышишь, шлепает вода
по днищу и по борту вдоль,
когда те двое, передав
себя покачиванью волн,
лежат, как мертвые, лицо
покою неба обратив,
и дышит утренний песок,
уткнувшись лодками в тростник.
Когда я, милый твой, умру,
пренебрегая торжеством,
оставь лежать меня в бору
с таким, как у озер, лицом.
1963
ЛИСТАНИЕ КАЛЕНДАРЯ1
Как будто я таился мертв
и в листопаде тело прятал,
совы и мыши разговор
петлял в природе небогатой,
и жук, виляя шлейфом гуда,
летел туда широкой грудью,
где над водою стрекот спиц
на крыльях трепеща повис,
где голубой пилою гор
был окровавлен лик озер,
красивых севером и ракой,
и кто-то, их узрев, заплакал,
и может, плачет до сих пор.
2
Гадюки быстрое плетенье
я созерцал как песнопенье,
и видел в сумраке лесов
меж всем какое-то лицо.
Гудя вкруг собственного у
кружил в траве тяжелый жук,
и осы, жаля глубь цветка,
шуршали им издалека.
Стояла дева у воды,
что перелистывала лица,
и от сетей просохших дым
темнел, над берегом повиснув.
3
Зимы глубокие следы
свежи, как мокрые цветы,
и непонятно почему
на них не вижу я пчелу:
она по-зимнему одета
могла бы здесь остаться с лета,
тогда бы я сплетал венок
из отпечатков лап и ног,
где приближеньем высоки
ворота северной тоски,
и снег в больших рогах лосей
не тронут лентами саней.
4
И здесь красива ты была,
как стих «печаль моя светла».
1965
* * *
Гуляя в утреннем пейзаже,
я был заметно одинок,
и с криком: «Маменьки, как страшен!»
пустились дети наутек.
Но видя все: и пруд, и древо,
пустой гуляющими сад
из-под воды смотрела Ева,
смотря обратно в небеса…
1967
* * *
Напротив низкого заката,
дубовым деревом запрятан,
глаза ладонями закрыв,
нарушил я покой совы,
что эту тьму приняв за ночь,
пугая мышь, метнулась прочь.
Тогда открыв глаза лица,
я вновь увидел небеса:
клубясь, клубились облака,
светлела звездная река,
и, не петляя между звезд,
чью душу ангел этот нес:
младенца, девы ли, отца?
Глазами я догнал гонца,
но чрез крыло кивнув мне ликом,
он скрылся в темном и великом.
1967
* * *
Что явит лот, который брошен в небо?
Я плачу, думая об этом.
Произведением хвалебным
в природе возникает лето.
Поток свирепый водопада
висит, висит в сиянье радуг.
По небу расцвели ромашки,
я их срываю, проходя.
Там девочки в ночных рубашках
резвятся около дождя.
Себя в траве лежать оставив,
смотрю, как падает вода.
Я у цветов и речек в славе,
я им читаю иногда.
Река приподнята плотиной,
красиво в воздухе висит,
где я, стреноженный картиной,
смотреньем на нее красив.
На холм воды почти садится
из ночи вырванная птица,
и пахнет небом и вином
моя беседа с тростником.
1968
* * *
Хорошо гулять по небу,
что за небо! что за ним?
Никогда я в жизни не был
так красив и так любим!
Тело ходит без опоры,
всюду голая Юнона,
и музыка, нет которой,
и сонет несочиненный!
Хорошо гулять по небу,
босиком, для моциона.
Хорошо гулять по небу,
вслух читая Аронзона.
1968
* * *
Приближаются ночью друг к другу мосты
И садов и церквей блекнет лучшее золото,
сквозь пейзажи в постель ты идешь, это ты
к моей жизни, как бабочка, насмерть приколота.
1968
* * *
И мне случалось видеть блеск
сиянье Божьих глаз:
я знаю, мы внутри небес,
но те же неба в нас.
Как будто нету наказанья
тем, кто не веруя живет,
но нет, наказан каждый тот
незнаньем Божьего сиянья.
Не доказать Тебя примером:
перед Тобой и миром щит.
Ты доказуем только верой:
кто верит, тот Тебя узрит.
Не надо мне Твоих утех:
ни эту жизнь и ни другую
прости мне, Господи, мой грех,
что я в миру Твоем тоскую.
Мы люди, мы Твои мишени,
не избежать Твоих ударов.
Страшусь одной небесной кары,
что Ты принудишь к воскрешенью.
Столь одиноко думать, что,
смотря в окно с тоской,
там тоже Ты. В чужом пальто.
Совсем-совсем другой.
1969
* * *
На стене полно теней
от деревьев (Многоточье)
Я проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
В рай допущенный заочно,
я летал в него во сне,
но проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
Хоть и ночи все длинней,
сутки те же, не короче.
Я проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
Жизнь дана, что делать с ней?
Я проснулся среди ночи.
О жена моя, воочью
ты прекрасна, как во сне!
1969
* * *
Вспыхнул жук, самосожженьем
кончив в собственном луче.
Длинной мысли продолженьем
разгибается ручей.
Пахнет девочка сиренью
и летает за собой,
полетав среди деревьев,
обе стали голубой.
Кто расскажет, как он умер?
Дева спит не голубой.
В небесах стоит Альтшулер
в виде ангела с трубой.
1968
* * *
Вокруг лежащая природа
метафорической была:
стояло дерево урода,
в нем птица, Господи, жила.
Когда же птица умерла,
собралась уйма тут народа:
Пошли летать вкруг огорода!
Пошли летать вкруг огорода,
летали, прыгали, а что?
На то и вечер благородный,
сирень и бабочки на то!
Лето 1969
* * *
Несчастно как-то в Петербурге.
Посмотришь в небо где оно?
Лишь лета нежилой каркас
гостит в пустом моем лорнете.
Полулежу. Полулечу.
Кто там полулетит навстречу?
Друг другу в приоткрытый рот,
кивком раскланявшись, влетаем.
Нет, даже ангела пером
нельзя писать в такую пору:
«Деревья заперты на ключ,
но листьев, листьев шум откуда?»
1969
* * *
Боже мой, как все красиво!
Всякий раз как никогда.
Нет в прекрасном перерыва,
отвернуться б, но куда?
Оттого, что он речной,
ветер трепетный прохладен.
Никакого мира сзади
все, что есть передо мной.
1970
* * *
В двух шагах за тобою рассвет.
Ты стоишь вдоль прекрасного сада.
Я смотрю но прекрасного нет,
только тихо и радостно рядом.
Только осень разбросила сеть,
ловит души для райской альковни.
Дай нам Бог в этот миг умереть,
и, дай Бог, ничего не запомнив.
1970
* * *
То потрепещет, то ничуть.
Смерть бабочки? свечное пламя?
Горячий воск бежит ручьями
по всей руке и по плечу.
Подняв над памятью свечу,
лечу, лечу верхом на даме,
чтобы увидеть смерть лечу.
Какая бабочка мы сами!
А всюду так же, как в душе:
еще не август, но уже.
1970
* * *
Как хорошо в покинутых местах!
Покинутых людьми, но не богами.
И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами.
И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами.
Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!
Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!
Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.
Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.
Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?
Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?
Чтоб застрелиться тут, не надо ни черта:
ни тяготы в душе, ни пороха в нагане.
Ни самого нагана. Видит Бог,
чтоб застрелиться тут не надо ничего.
1970, сентябрь
Как будто я таился мертв
и в листопаде тело прятал,
совы и мыши разговор
петлял в природе небогатой,
и жук, виляя шлейфом гуда,
летел туда широкой грудью,
где над водою стрекот спиц
на крыльях трепеща повис,
где голубой пилою гор
был окровавлен лик озер,
красивых севером и ракой,
и кто-то, их узрев, заплакал,
и может, плачет до сих пор.
Гадюки быстрое плетенье
я созерцал как песнопенье,
и видел в сумраке лесов
меж всем какое-то лицо.
Гудя вкруг собственного у
кружил в траве тяжелый жук,
и осы, жаля глубь цветка,
шуршали им издалека.
Стояла дева у воды,
что перелистывала лица,
и от сетей просохших дым
темнел, над берегом повиснув.
Зимы глубокие следы
свежи, как мокрые цветы,
и непонятно почему
на них не вижу я пчелу:
она по-зимнему одета
могла бы здесь остаться с лета,
тогда бы я сплетал венок
из отпечатков лап и ног,
где приближеньем высоки
ворота северной тоски,
и снег в больших рогах лосей
не тронут лентами саней.
И здесь красива ты была,
как стих «печаль моя светла».
1965
Гуляя в утреннем пейзаже,
я был заметно одинок,
и с криком: «Маменьки, как страшен!»
пустились дети наутек.
Но видя все: и пруд, и древо,
пустой гуляющими сад
из-под воды смотрела Ева,
смотря обратно в небеса…
1967
Напротив низкого заката,
дубовым деревом запрятан,
глаза ладонями закрыв,
нарушил я покой совы,
что эту тьму приняв за ночь,
пугая мышь, метнулась прочь.
Тогда открыв глаза лица,
я вновь увидел небеса:
клубясь, клубились облака,
светлела звездная река,
и, не петляя между звезд,
чью душу ангел этот нес:
младенца, девы ли, отца?
Глазами я догнал гонца,
но чрез крыло кивнув мне ликом,
он скрылся в темном и великом.
1967
Что явит лот, который брошен в небо?
Я плачу, думая об этом.
Произведением хвалебным
в природе возникает лето.
Поток свирепый водопада
висит, висит в сиянье радуг.
По небу расцвели ромашки,
я их срываю, проходя.
Там девочки в ночных рубашках
резвятся около дождя.
Себя в траве лежать оставив,
смотрю, как падает вода.
Я у цветов и речек в славе,
я им читаю иногда.
Река приподнята плотиной,
красиво в воздухе висит,
где я, стреноженный картиной,
смотреньем на нее красив.
На холм воды почти садится
из ночи вырванная птица,
и пахнет небом и вином
моя беседа с тростником.
1968
Хорошо гулять по небу,
что за небо! что за ним?
Никогда я в жизни не был
так красив и так любим!
Тело ходит без опоры,
всюду голая Юнона,
и музыка, нет которой,
и сонет несочиненный!
Хорошо гулять по небу,
босиком, для моциона.
Хорошо гулять по небу,
вслух читая Аронзона.
1968
Приближаются ночью друг к другу мосты
И садов и церквей блекнет лучшее золото,
сквозь пейзажи в постель ты идешь, это ты
к моей жизни, как бабочка, насмерть приколота.
1968
И мне случалось видеть блеск
сиянье Божьих глаз:
я знаю, мы внутри небес,
но те же неба в нас.
Как будто нету наказанья
тем, кто не веруя живет,
но нет, наказан каждый тот
незнаньем Божьего сиянья.
Не доказать Тебя примером:
перед Тобой и миром щит.
Ты доказуем только верой:
кто верит, тот Тебя узрит.
Не надо мне Твоих утех:
ни эту жизнь и ни другую
прости мне, Господи, мой грех,
что я в миру Твоем тоскую.
Мы люди, мы Твои мишени,
не избежать Твоих ударов.
Страшусь одной небесной кары,
что Ты принудишь к воскрешенью.
Столь одиноко думать, что,
смотря в окно с тоской,
там тоже Ты. В чужом пальто.
Совсем-совсем другой.
1969
На стене полно теней
от деревьев (Многоточье)
Я проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
В рай допущенный заочно,
я летал в него во сне,
но проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
Хоть и ночи все длинней,
сутки те же, не короче.
Я проснулся среди ночи:
жизнь дана, что делать с ней?
Жизнь дана, что делать с ней?
Я проснулся среди ночи.
О жена моя, воочью
ты прекрасна, как во сне!
1969
Вспыхнул жук, самосожженьем
кончив в собственном луче.
Длинной мысли продолженьем
разгибается ручей.
Пахнет девочка сиренью
и летает за собой,
полетав среди деревьев,
обе стали голубой.
Кто расскажет, как он умер?
Дева спит не голубой.
В небесах стоит Альтшулер
в виде ангела с трубой.
1968
Вокруг лежащая природа
метафорической была:
стояло дерево урода,
в нем птица, Господи, жила.
Когда же птица умерла,
собралась уйма тут народа:
Пошли летать вкруг огорода!
Пошли летать вкруг огорода,
летали, прыгали, а что?
На то и вечер благородный,
сирень и бабочки на то!
Лето 1969
Несчастно как-то в Петербурге.
Посмотришь в небо где оно?
Лишь лета нежилой каркас
гостит в пустом моем лорнете.
Полулежу. Полулечу.
Кто там полулетит навстречу?
Друг другу в приоткрытый рот,
кивком раскланявшись, влетаем.
Нет, даже ангела пером
нельзя писать в такую пору:
«Деревья заперты на ключ,
но листьев, листьев шум откуда?»
1969
Боже мой, как все красиво!
Всякий раз как никогда.
Нет в прекрасном перерыва,
отвернуться б, но куда?
Оттого, что он речной,
ветер трепетный прохладен.
Никакого мира сзади
все, что есть передо мной.
1970
В двух шагах за тобою рассвет.
Ты стоишь вдоль прекрасного сада.
Я смотрю но прекрасного нет,
только тихо и радостно рядом.
Только осень разбросила сеть,
ловит души для райской альковни.
Дай нам Бог в этот миг умереть,
и, дай Бог, ничего не запомнив.
1970
То потрепещет, то ничуть.
Смерть бабочки? свечное пламя?
Горячий воск бежит ручьями
по всей руке и по плечу.
Подняв над памятью свечу,
лечу, лечу верхом на даме,
чтобы увидеть смерть лечу.
Какая бабочка мы сами!
А всюду так же, как в душе:
еще не август, но уже.
1970
Как хорошо в покинутых местах!
Покинутых людьми, но не богами.
И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами.
И дождь идет, и мокнет красота
старинной рощи, поднятой холмами.
Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!
Мы тут одни, нам люди не чета.
О, что за благо выпивать в тумане!
Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.
Запомни путь слетевшего листа
и мысль о том, что мы идем за нами.
Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?
Кто наградил нас, друг, такими снами?
Или себя мы наградили сами?
Чтоб застрелиться тут, не надо ни черта:
ни тяготы в душе, ни пороха в нагане.
Ни самого нагана. Видит Бог,
чтоб застрелиться тут не надо ничего.
1970, сентябрь
© Тексты Авторы.
© Составление Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 19992016.
© Комментарии И. Ахметьев, 19992019.
© Электронная публикация РВБ, 1999–2020. Версия 3.0 от 21 августа 2019 г.
Источник
https://newkamera.de/aronson/aronson_01.html
Èç Èíòåðíåòà
Ëåîíèä Àðîíçîí. Èçáðàííûå ñòèõîòâîðåíèÿ.
Ôàêñèìèëüíîå ýëåêòðîííîå èçäàíèå
/ Ïóáë. È. Êóêóÿ. Ôðàíêôóðò/Ì. : Íîâàÿ êàìåðà õðàíåíèÿ, 13.10.2010.
>>>>
Îãëàâëåíèå
Îò ñîñòàâèòåëÿ
1. «×òî çà ÷óäíûå ïëåíýðû
»
2. Ïñêîâñêîå øîññå
3. «Õîðîøî ãóëÿòü ïî íåáó
»
4. «Ñëàáûé ãîëîñ òðàâû
»
5. «Êîãäà áåçäåíåæíûé è ïåøèé
»
6. Äóïëåòû
7. Àâãóñò («Âñ¸ îñîçíàé: è íî÷ü, è ñìåðòü, è àâãóñò
»)
8. «Êàê ÷àñòî, Áîæå, ó÷åíèê…»
9. «Õàíäðà ëè, ðàäîñòü âñ¸ îäíî…»
10. «Êòî ñëûøèò ëÿ-ëÿ-ëÿ-ëÿ
»
11. Ñîíåò â Èãàðêó
12. «Êàê ñòèõîòâîðåö ÿ íåïëîõ
»
13. «Òàì, ãäå ëèöî íà äíå òàðåëêè…»
14. «Òàì ãäå íà îòøèáå
»
15. «Âòîðàÿ, òðåòèÿ ïå÷àëü…»
16. Çàáûòûé ñîíåò («Âåñü äåíü áåñîííèöà. Áåññîííèöà ñ óòðà
»)
17. «ß áëàæåííûé, ÿ íåóñòàííî
»
18. «Íà íåáå ìîëîäûå íåáåñà…»
19. «Â ÷àñû áåññîííèöû ëþáëþ ÿ â êðåñëå ñïàòü…»
20. Õëåáíèêîâó («Óâåëè÷èâ ãëàçîì áýáè
»)
21. Áàáî÷êè
22. «ß, âûãíóâ ìûñëü âèñåòü ïîäêîâîé…»
23. «Áîðçàÿ, ïðîäîëæàÿ çàéöà
»
24. «Â ëåñíè÷åñòâå îçåð â ïðèïàäêå äîáðîòû…»
25. «Êàê áîé ÷àñîâ, ðàçìåðåíà æàðà…»
26. Ëåñíè÷åñòâî («Èþëü. Âîçäóõîïëàâàíüå. Îáúåì
»)
27. «Òû ñëûøèøü, øëåïàåò âîäà…»
28. Ëåñíîå ëåòî
29. «Âîò îçåðî ëåñíîå, ÿ ñòîþ…»
30. Âèäåíèå Àðîíçîíà (Íà÷àëî ïîýìû)
31. «ß ñàì ãîðáàò…»
32. Ñåëüñêàÿ èäèëëèÿ. Ïîýìà
33. «Âñïûõíóë æóê, ñàìîñîææåíüåì
»
34. Ìàäðèãàë («Êàê ëåòîì õîðîøî êðóãîì âåñíà
»)
35. Ïîñëàíèå â ëå÷åáíèöó
36. Ëåáåäü («Âîêðóã ìåíÿ ñèäåëà äåâà
»)
37. «ß æèë, ïîêà íå óìåð…»
38. «Àëüòøóëåð, ìîé ãîëóá÷èê ãîëóáîé…»
39. Óòðî
40. «Î, êàê îñåííÿ îñåíü! Êàê…»
41. «Î, Ãîñïîäè, ïîìèëóé ìÿ
»
42. «Êà÷àéñÿ, ñëàáàÿ òðàâà
»
43. «Äþíû â èþíå, â èþëå…»
44. Ïðîãóëêà. Ïîýìà
45. Çàïèñü áåñåä
46. «Ëåñíè÷åñòâî áàðñêèõ ïðóäîâ
»
47. «Åñòü ñâåòëûé ïîëäåíü è ðàçäîëüå ëüäà
»
48. Ïîëäåíü
49. «Âðîäå èãðû íà àðôå…»
50. Ñîíåò äóøå è òðóïó Í. Çàáîëîöêîãî
51. Êîìàðîâî
52. «Íàïðîòèâ íèçêîãî çàêàòà
»
53. Ëèñòàíèå êàëåíäàðÿ. Ïîýìà
54. «ß è ïðèðîäó ðàçëþáèë
»
55. Äåìîí. Ïîýìà
56. «Õîëîäíûé ïàðê, è îñåíü öåëûé äåíü…»
57. «Íå ñþ, èíóþ òèøèíó…»
58. «×òî ÿâèò ëîò, êîòîðûé áðîøåí â íåáî?..»
59. «Ãäå ëîäêà âðåçàíà â ïåñîê
»
60. «Ãäå áëåäíûé øâåä, óñòàâ îò êà÷êè
»
61. Äâà îäèíàêîâûõ ñîíåòà
62. «Êîãäà íàñòóïàåò óòðî òîãäà íàñòóïàåò óòðî
»
63. Áåñåäà
64. «Ãóëÿÿ â óòðåííåì ïåéçàæå
»
65. Ñòèõîòâîðåíèå, íàïèñàííîå â îæèäàíèè ïðîáóæäåíèÿ
66. Ïîñâÿùåíèå
67. Òðåóãîëüíèê
68. Êàëåíäàðü àâãóñòà. Èç âåíêà ñîíåòîâ
69. Àâãóñò («Î íå çàáóäü ïîëåòû ëåòíèå
»)
70. Îäåññêèé áàçàð
71. Ïóñòîé ñîíåò
Îò ñîñòàâèòåëÿ
Ñîðîê ëåò íàçàä, 13 îêòÿáðÿ 1970 ãîäà, â ãîðàõ ïîä Òàøêåíòîì ïîãèá ïîýò Ëåîíèä Àðîíçîí. Â ìàðòå åìó èñïîëíèëñÿ òðèäöàòü îäèí ãîä.
Íåçàäîëãî ïåðåä îòúåçäîì â Òàøêåíò ïîýò ñîñòàâèë ñïèñîê ñâîèõ ëó÷øèõ ïðîèçâåäåíèé è, ïî ñëîâàì æåíû Àðîíçîíà Ðèòû Ïóðèøèíñêîé, òùàòåëüíî ïðîäóìàë åãî. Ìû óæå, íàâåðíîå, íèêîãäà íå óçíàåì, áûëî ëè ýòî îñîçíàííûì çàâåùàíèåì èëè òàê ñëîæèëèñü îáñòîÿòåëüñòâà îäíàêî ñïèñîê äå-ôàêòî ÿâëÿåòñÿ ïîñëåäíåé âîëåé ïîýòà â îòíîøåíèè ñâîèõ ïðîèçâåäåíèé.
Ñàì ñïèñîê áûë îïóáëèêîâàí â äâóõòîìíîì «Ñîáðàíèè ïðîèçâåäåíèé» Ëåîíèäà Àðîíçîíà (äàëåå ÑÏ), âûøåäøåì â ïåòåðáóðãñêîì Èçäàòåëüñòâå Èâàíà Ëèìáàõà â 2006 ã. (ò. 2, ñ. 302-303). Íå ÿâëÿÿñü â ñòðîãîì ñìûñëå ñëîâà ïîëíûì ñîáðàíèåì ñî÷èíåíèé Àðîíçîíà, ÑÏ ñòàâèëî ñâîåé öåëüþ ñîçäàíèå òåêñòîëîãè÷åñêîé îñíîâû äëÿ äàëüíåéøåãî èçó÷åíèÿ òâîð÷åñòâà ïîýòà: â ýòî ñîáðàíèå âîøëî îêîëî ÷åòûðåõñîò åãî ïðîèçâåäåíèé. Äóìàåòñÿ, ñåãîäíÿøíÿÿ ïå÷àëüíàÿ ãîäîâùèíà ÿâëÿåòñÿ äîëæíûì ïîâîäîì äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðèäàòü ïîñëåäíåìó ñïèñêó ïðîèçâåäåíèé ïîýòà âåùåñòâåííîå ïóñòü è âèðòóàëüíîå âîïëîùåíèå.
Ïðîèçâåäåíèÿ ïóáëèêóþòñÿ â ïîðÿäêå ñëåäîâàíèÿ â ñïèñêå; íàçâàíèÿ ïðîèçâåäåíèé óíèôèöèðîâàíû ïî ÑÏ.  òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà íàçâàíèå ñòèõîòâîðåíèÿ îòñûëàåò ê åãî ðàííåé ðåäàêöèè, âîñïðîèçâîäèòñÿ èìåííî îíà (ñì. ¹ 24). Îñíîâîé äëÿ ôàêñèìèëüíîãî âîñïðîèçâåäåíèÿ ñëóæèò ðÿä ÷àñòíûõ ñîáðàíèé, ïðåæäå âñåãî àðõèâ Ëåîíèäà Àðîíçîíà, ïîòåðïåâøèé çíà÷èòåëüíûå ïîòåðè ïîñëå îòïðàâêè åãî çà ãðàíèöó â êîíöå 1970-õ ãã. è ïðåäîñòàâëåííûé åãî ïîñëåäíèì âëàäåëüöåì, ñòàðøèì áðàòîì ïîýòà Âèòàëèåì Ëüâîâè÷åì Àðîíçîíîì, íà õðàíåíèå â àðõèâ Öåíòðà ïî èçó÷åíèþ Âîñòî÷íîé Åâðîïû ïðè Áðåìåíñêîì óíèâåðñèòåòå. Î ñóäüáå àðõèâà ñì. ïðåàìáóëó ê ïðèìå÷àíèÿì ÑÏ (Ò. 1, ñ. 406-410), à òàêæå ñòàòüþ Â. Àðîíçîíà «Î òîì, êàê ðóêîïèñè íå ãîðÿò» (Êðèòè÷åñêàÿ ìàññà. 2006. ¹ 4).
Áëàãîäàðÿ ïîäâèæíè÷åñêîìó òðóäó Âëàäèìèðà Ýðëÿ, îïèñàâøåìó è ñêîïèðîâàâøåìó àðõèâ, âñå òåêñòû è âàðèàíòû ïðîèçâåäåíèé óäàëîñü ñîõðàíèòü. Ìíîãèå îðèãèíàëû îêàçàëèñü, îäíàêî, âïîñëåäñòâèè óòðà÷åíû. Ïîñêîëüêó çà îñíîâó âîñïðîèçâåäåíèÿ â äàííîì èçäàíèè ìû ñòàðàëèñü áðàòü àâòîðñêèå ôàêñèìèëå, ìíîãèå òåêñòû â ñèëó âûøåóêàçàííûõ ïðè÷èí ïóáëèêóþòñÿ íå â ñâîåé îêîí÷àòåëüíîé âåðñèè.  òî æå âðåìÿ íåêîòîðûå âåðñèè ñòèõîòâîðåíèé, ïîëó÷åííûå íàìè óæå ïîñëå âûõîäà ÑÏ, ïóáëèêóþòñÿ çäåñü âïåðâûå. Ññûëêè íà ñòðàíèöû ÑÏ ñ èòîãîâûìè âàðèàíòàìè òåêñòîâ è òåêñòîëîãè÷åñêîé ðîñïèñüþ âàðèàíòîâ äàíû â ïðèìå÷àíèÿõ; òàì æå óêàçàíî ïðîèñõîæäåíèå èñòî÷íèêîâ ôàêñèìèëå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ ìû îñòàíîâèëèñü íà ïðîìåæóòî÷íûõ ðåäàêöèÿõ òåêñòà, ïðåäïî÷òÿ ðóêîïèñíûå âàðèàíòû ëèáî ìàøèíîïèñè ñ õàðàêòåðíûìè ìàðãèíàëèÿìè (íàïð., äàðñòâåííûìè íàäïèñÿìè èëè àâòîðñêîé ïðàâêîé). Ïîýòîìó ïðåäëàãàåìûå çäåñü «Èçáðàííûå ñòèõîòâîðåíèÿ» ñëóæàò â ïåðâóþ î÷åðåäü öåëè ïðåäñòàâèòü ïðîèçâåäåíèÿ Àðîíçîíà ñ ìàêñèìàëüíîé ñòåïåíüþ âèçóàëüíîãî àâòîðñêîãî ïðèñóòñòâèÿ; â òèïîãðàôñêîì òåêñòîâîì èçäàíèè ñëåäîâàëî áû, âíå âñÿêèõ ñîìíåíèé, îñòàíîâèòüñÿ íà ïîñëåäíåé ðåäàêöèè ïðîèçâåäåíèé.
 çàêëþ÷åíèå õîòèì ñåðäå÷íî ïîáëàãîäàðèòü âñåõ òåõ, áëàãîäàðÿ êîìó ïðîèçâåäåíèÿ Ëåîíèäà Àðîíçîíà â òîé èëè èíîé ôîðìå äîøëè äî íàøèõ äíåé è ýòî èçäàíèå ñòàëî âîçìîæíûì: Âèòàëèÿ Ëüâîâè÷à Àðîíçîíà, áåðåæíîãî õðàíèòåëÿ àðõèâà áðàòà è èíèöèàòîðà ÑÏ; îäíîêëàññíèêà ïîýòà Ãåííàäèÿ Íèêîëàåâè÷à Êîðíèëîâà; Âåðó Àëåêñååâíó Õâîñòåíêî, ïðåäîñòàâèâøóþ â íàøå ðàñïîðÿæåíèå ìàòåðèàëû àðõèâà åå îòöà, ïîýòà Àëåêñåÿ Õâîñòåíêî; Âëàäèìèðà Ýðëÿ, îêàçàâøåãî ñóùåñòâåííóþ ïîìîùü â ïîäãîòîâêå è ýòîãî èçäàíèÿ Àðîíçîíà; îáëàäàòåëÿ àâòîðñêèõ ïðàâ íà ïðîèçâåäåíèÿ Àðîíçîíà Ôåëèêñà Èçðàèëåâè÷à ßêóáñîíà çà ëþáåçíîå ðàçðåøåíèå ïóáëèêàöèè òåêñòîâ; Èñòîðè÷åñêèé àðõèâ Öåíòðà ïî èçó÷åíèþ ñòðàí Âîñòî÷íîé Åâðîïû (Áðåìåí, Ãåðìàíèÿ) â ëèöå çàâåäóþùåé àðõèâîì Ã. Å. Ïîòàïîâîé. Îòäåëüíàÿ áëàãîäàðíîñòü Îëåãó Àëåêñàíäðîâè÷ó Þðüåâó, âçÿâøåìó «Èçáðàííûå ñòèõîòâîðåíèÿ» Ë. Àðîíçîíà íà õðàíåíèå.
Èëüÿ Êóêóé
Источник