Андрей максимов сон императрицы читать онлайн
СОН
Это был не сон. Каша какая-то. Окрошка. Салат.
Помойная яма. Поле после битвы. Смесь чего-то отвратительного, гнусного, мерзкого.
Сначала Наташа обрадовалась, что ей начало что-то сниться. Но сон был настолько мерзок, что радость быстро исчезла.
Никакого сюжета, как бывает во сне, никакой истории. Это был просто гадкий, скверный, отвратительный винегрет из мужских знакомых лиц и слов – бессмысленных, глупых, пустых…
Наташа стояла посреди этой круговерти и почему-то смеялась. Причем не радостно, а истерично и озлобленно.
Лица знакомых мужиков все крутились, говорили что-то. Постепенно стало ясно, что они не просто так говорят, но требуют. Нагло требуют чего-то, как хозяева.
Совсем уж некстати среди них возник Сергей Львович, качая головой и приговаривая:
– Несчастная вы женщина. И больная, больная…
Наташа рассмеялась в ответ. Смех получился уродливым, похожим на смех продажной женщины.
Вдруг мама появилась, покойница. Наташа редко видела маму во сне. А тут – возникла: лицо строгое, недоброе даже. Мама жестко и зло упрекала Наташу. Слов было не разобрать, но совершенно очевидно – это были упреки.
Наташа еще сильнее захохотала своим отвратительным смехом.
Мама заплакала. И так же неслышно начала Наташу о чем-то умолять. Умоляла она страстно, страшно, со слезами на глазах.
Наташа только хохотала.
А потом из всей этой каши вдруг явственно проступило длинное лицо какого-то незнакомого человека. Человек как бы стер остальных людей – так тряпкой стирают надпись с доски.
Они остались вдвоем в целом мире: Наташа и человек с длинным лицом.
Он протянул Наташе руку. Смотрел виновато, но руку протягивал решительно.
Наташе стало так страшно, как не бывало еще никогда в жизни. Ей захотелось бежать, но бежать было некуда, ведь в целом мире были только она и человек с длинным лицом.
Захотелось кричать, но ни крик, ни даже хрип не рождались.
А человек все протягивал руку: мол, на, бери.
На указательном пальце его руки Наташа заметила большую родинку. И от этого почему-то стало еще страшней.
Она оттолкнула руку и все-таки сумела закричать:
– Нет! Нет! Не надо!
Человек смотрел серьезно и говорил, словно извиняясь:
– Да, да… Увы… Да…
– Нет! – кричала Наташа. – За что? Нет!
– Да, – говорил человек. – Да.
А когда не стало сил кричать, Наташа шептала одними губами:
– Нет! Не надо! Не меня! Не я! Нет!
Человек громко и отчетливо произносил всего одно слово:
– Да, да, да… – И все тянул руку и улыбался виновато.
И не взять эту руку было нельзя.
И взять ее – было смертельно.
Наташа обмякла как-то вдруг, обессилела – и протянула свою руку.
Сначала проснулось это жуткое, всепобеждающее чувство вины, а потом уже сам Павел Иванович открыл глаза.
На часах было семь. Как всегда, он спал очень долго. Но приступ закончился.
В открытое окно тянуло свежестью. Серый в предутреннем свете город казался чужим и неестественно тихим. Жизнь в городе всегда рождалась так – постепенно, будто нехотя, а потом – это будет где-то через час – словно кто-то невидимый отмашку давал: все начинало мчаться, гудеть, торопиться, бежать, светить…
Как всегда, тряслись руки, как всегда, есть не хотелось, умываться не хотелось, под душем стоять не хотелось. Да и жить не хотелось, в конце концов.
В храм все-таки он решил пойти. Не потому, что надеялся на успокоение, а чтобы не нарушать привычный ход вещей.
В церковь всегда ходил пешком. Неловким казалось ехать туда на машине. Бесили люди, толкающиеся в метро. Бесили нищие, сидящие у храма. У женщины, продававшей свечи, не оказалось сдачи. Павел Иванович прикусил язык, чтобы не выругаться.
Подошел к иконе. Перекрестился.
Стоял, смотрел на Лик, как всегда, не зная, о чем просить.
Народу в храме было мало, и за спиной Павел Иванович ощущал какую-то давящую, темную тишину.
Вдруг показалось, что темнота прорвалась. Вдруг он почувствовал… Как сказать? Невероятное облегчение, что ли. Ни с чего. Внезапно. Так бывает, знаете… Ну, например, если ждешь плохую весть, уверен в плохой вести, а приходит хорошая. Или в юности, когда на свидание идешь, не зная, придет она или нет, и вдруг замечаешь ее издали… Или, например…
Да к чему примеры-то? Понятно все. Но не мог Павел Иванович поверить в это облегчение.
С чего бы это? Почему вдруг исчез привычный кошмар?
Стоял у иконы, крестился как сумасшедший.
А чувство вины испарилось, исчезло, растаяло.
Ужасно захотелось есть. И смеяться. Даже на работу захотелось идти.
Павел Иванович смотрел на Лик, будто, ожидал от него ответа: «Как же так? Почему вдруг такое облегчение? Объясни! Только Ты ведь можешь разъяснить. Что случилось?»
Он давно заметил, что Лики с икон смотрят по-разному – то ли это от освещения зависит, то ли от настроения того, кто смотрит, а может, еще от каких-то глубинных, неведомых человеку причин. Только вот всегда по-разному смотрел Лик, как живой. Впрочем, Он и был живым.
А сейчас Павлу Ивановичу показалось, что Лик улыбается – едва-едва, чуть заметно. Но – улыбкой успокаивающей, спокойной, доброй.
Доброй? Да.
«А за что же доброта мне сегодня? За что? Что же такое происходит в моей жизни?» – подумал Павел Иванович.
Вопрос не испугал, а обрадовал. Словно происходило что-то хорошее.
Он отошел от иконы. Собирался уже на улицу выходить, но его не отпускало ощущение, будто не сделал что-то очень важное. Наверное, свечку еще надо поставить к Лику. Встал в очередь и тут же подумал: «Почему свечку? Надо молитву заказать. Я никогда не заказывал молитву».
Подошел к бабушке, стоящей за деревянной конторкой:
– Я хотел бы молитву заказать.
– По живу аль по умершему?
Подумал: как странно я живу! Рядом со мной нет ни одного человека, за которого мне хотелось бы просить Бога.
– По умершему. Я хочу такую… знаете… самую дорогую.
Бабушка посмотрела на него с уважением:
– Самая дорогая – это на год. – Она достала огромную амбарную книгу, спросила: – Какое у нас сегодня число? – И сама себе ответила. Потом спросила: – Ваша как фамилия будет?
– Пестель.
– Бывает, – вздохнула бабушка. – Усопшую как звали?
Откуда-то из глубин сознания (или подсознания) выплыло имя мамы, которое он почти никогда не вспоминал.
– Анна. – Подумал и добавил: – Павловна. Пишите: Пестель. Анна Павловна Пестель. Бог разберется.
– Бог во всем разберется, – согласилась бабушка. – А отчество и фамилию не надо. Все мы дети Божьи. Вот от сегодняшнего дня отсчитывайте, год по Анне будут поминальную молитву служить.
Бабушка назвала сумму. Сумма оказалась довольно внушительной. И это радовало.
Пестель вышел на улицу, подал нищим и даже улыбнулся на их вечное: «Спаси, Господи, господин! Спаси, Господи!»
Вдруг действительно спасет?
Бросился в ближайшее кафе. До того хотелось есть, что он почти бежал.
Павел Иванович поймал себя на том, что радуется жизни. Он и не помнил, когда в последний раз такая радость захлестывала его. Да и было ли когда такое в его жизни? Может, конечно, и было, только не вспоминалось…
А сегодня-то – отчего? После приступа всегда бывало иное состояние, совсем иное, уже вовсе не радостное.
Павел Иванович не мог и не хотел искать объяснения своей радости.
«Пусть побушует радость, раз уж ей так хочется», – подумал он и ворвался в двери кафе.
Источник
Фото: Юлия Губина
30.11.2017Эвелина Гурецкая
Удивительно злободневная пьеса о человеческих чувствах.
Парадом премьер открыл Театр имени Вахтангова свое новое сценическое пространство – Симоновскую сцену. Первой премьерой был спектакль «Вечер шутов» по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана. Спектакль поставила Екатерина Симонова, представитель четвертого поколения знаменитой династии. Спектакль «Любовь у трона» в постановке Андрея Максимова стал следующей премьерой в этом уютном, элегантном особняке, который некогда занимал театр Рубена Симонова.
Андрея Максимова знают в основном как «человека из телевизора». Много лет он появляется на экранах в качестве ведущего самых разных телепрограмм, а вот о том, что он пишет пьесы и ставит их как режиссер, знают немногие. Хотя в его багаже уже около двадцати театральных постановок. К открытию Симоновской сцены Максимов предложил театру новую постановку своей давней пьесы «Сон императрицы», на что художественный руководитель театра Римас Туминас дал согласие. Сам автор об этом спектакле говорит так: «Это история любви на фоне политики». «Сон императрицы» он написал 17 лет назад, хотя именно сейчас в ней находят параллели с днем нынешним, с чем сам Андрей Максимов категорически не согласен, вспоминая о том, как появился замысел этой пьесы: «Когда я начал читать про Екатерину II, то поневоле погрузился в историю ее единственного законного мужа Петра III. Меня абсолютно поразил этот невероятно несчастный человек. И мне захотелось написать про него пьесу. Человек, которого зовут Карл Петер Ульрих, вдруг называется Петром Федоровичем и начинает править огромной страной, вовсе того не желая. Это история о том, что меня волнует больше всего: о судьбе, любви и одиночестве. Поэтому спектакль называется “Любовь у трона”. А то, что герои постоянно говорят про судьбы России – это все фон. На протяжении всего репетиционного периода я все время говорил артистам: “Это человеческая история”. Кто-то мне заметил: “Какая у вас актуальная пьеса, прямо под выборы”. А для меня ее актуальность вовсе не в каких-то политических аллюзиях, а в человеческих проявлениях».
Фото: Юлия Губина
Первый раз эту пьесу Андрей Максимов поставил в 2002 году на сцене театра «Модерн» с Илзой Лиепа в роли Екатерины II. При постановке на Симоновской сцене автор дал спектаклю иное название – «Любовь у трона». В роли Екатерины II – изумительная Ольга Тумайкина, исполнителем роли ее мужа, Петра III режиссер выбрал Андрея Ильина. В спектакле есть еще несколько персонажей, но их на сцене воплощает один артист: или Павел Тохэда Кардэнас , или Виталийс Семеновс. Оба делают это великолепно, преображаясь то в Алексея Орлова, то в мужика, то в священника. И эта находка режиссера тотчас напомнила театр Римаса Туминаса. На этом сходство с постановками выдающегося мастера и заканчивается.
Пересказывать содержание спектакля нет смысла – его надо смотреть. По словам автора, «в основе сюжета – сон, который снится Екатерине Великой накануне того дня, когда она совершает государственный переворот. Она вспоминает свои отношения с Петром III. И, конечно, прежде всего, это спектакль о любви, хотя есть там исторические реминисценции». Но преобладают все-таки разговоры о чувствах обоих персонажей – не случайно автор настаивает, что его пьеса – о любви, политика здесь просто фон. И еще этот спектакль о судьбе человека. Видимо, свыше было предопределено, чтобы непопулярный в народе император Петр III был свергнут, а его место заняла супруга, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, немка, принявшая православие. Она правила Российской империей 34 года и вошла в историю как Екатерина Великая.
Фото: Юлия Губина
Сценографом и автором костюмов стал один из самых талантливых театральных художников Максим Обрезков. Минимализм в декорациях – внушительных размеров царский трон, роскошные люстры, высоченные потолки – создают полное ощущение, что действие происходит в царских покоях. А прекрасная игра артистов и созданные художником великолепные костюмы героев по-настоящему украсили этот спектакль, которому не хватает самой малости – режиссуры.
Источник
4:46
НАМ – 29 ЛЕТ!
Кукушкино Гнездо
2 098 просмотровтри месяца назад
31:34
Путешествие по театру 3 (т-с КГ) 2020
Кукушкино Гнездо
57 просмотров6 месяцев назад
5:15
Литературно-музыкальная композиция «ПАМЯТЬ»
Кукушкино Гнездо
1 638 просмотров7 месяцев назад
34:20
Спектакль «День Победы среди войны» (фрагменты)
Кукушкино Гнездо
63 просмотра7 месяцев назад
27:28
Путешествие по театру 2 (т-с КГ) 2020
Кукушкино Гнездо
68 просмотров7 месяцев назад
12:44
«Очаг культуры в сердце каждого» (Сергей Ливенцов)
Кукушкино Гнездо
53 просмотра7 месяцев назад
34:40
Путешествие по театру (т-с КГ) 2020
Кукушкино Гнездо
126 просмотров8 месяцев назад
3:37
Л. Крищенко “Она Прекрасна”
Кукушкино Гнездо
2 313 просмотров8 месяцев назад
3:37
П. Туррини “Охота на крыс” (2019)
Кукушкино Гнездо
94 просмотра11 месяцев назад
3:38
Ю. Дунаев “Протагонист”
Кукушкино Гнездо
214 просмотров11 месяцев назад
6:35
НАМ – 28 ЛЕТ!
Кукушкино Гнездо
99 просмотровгод назад
3:00
А. Максимов “Сон императрицы” (2018)
Кукушкино Гнездо
111 просмотровгод назад
3:36
Г. Каковкин “Раскольников, пожалейте Старушку”
Кукушкино Гнездо
57 просмотровгод назад
5:33
В. Котенко “Великие Любовники”
Кукушкино Гнездо
31 просмотргод назад
3:29
Нам – 27 лет!
Кукушкино Гнездо
519 просмотровдва года назад
5:16
Д. Минченок “Финальный аккорд Моцарта” (“Неизвестный господин трацоМ”)
Кукушкино Гнездо
384 просмотрадва года назад
3:32
В. Шестаков “Бухты Montevideo”
Кукушкино Гнездо
45 просмотровдва года назад
3:29
НАМ – 26 ЛЕТ!
Кукушкино Гнездо
149 просмотровтри года назад
4:31
Л. Жуховицкий “Последняя женщина сеньора Хуана”
Кукушкино Гнездо
317 просмотровтри года назад
3:41
В. Малягин “Утренняя жертва”
Кукушкино Гнездо
44 просмотратри года назад
1:23
Вся наша жизнь – театр!
Кукушкино Гнездо
124 просмотратри года назад
3:22
Юбилейный вечер “Кукушкин именинный хоровод”
Кукушкино Гнездо
784 просмотратри года назад
15:03
По Ходу пьесы: “Кукушкин именинный хоровод”
Кукушкино Гнездо
310 просмотровчетыре года назад
3:36
Спектакли. Часть 3
Кукушкино Гнездо
664 просмотратри года назад
3:44
Спектакли. Часть 2
Кукушкино Гнездо
466 просмотровтри года назад
3:48
Спектакли. Часть 1
Кукушкино Гнездо
449 просмотровтри года назад
3:17
КУКУШКИНО ГНЕЗДО – 25!
Кукушкино Гнездо
376 просмотровчетыре года назад
4:46
В. Малягин “Утренняя жертва”
Кукушкино Гнездо
93 просмотратри года назад
4:16
П. Гладилин “Кукушка”
Кукушкино Гнездо
72 просмотратри года назад
Источник
Читать книги автора Максимов Андрей онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «LoveRead». Все полные и интересные книги автора Максимов Андрей на телефон и андроид.
Роман-экшн Андрея Максимова «Сны о Лилит» — о приключениях комиссара полиции Гарда. Опытный полицейский, выполняя служебные задания, побывал в своей жизни в различных экстремальных…
Максимов Андрей – Психофилософия 2.0. Книга для тех, кто устал бояться
Как мы живем? По-разному… Неправильный ответ. Двойка. Большинство из нас живет неосознанно и суетливо. Большинство из нас живет, как придется. И это не столько наша вина, сколько —…
Максимов Андрей – Как не стать врагом своему ребёнку
Книга, которую вы сейчас держите в руках, без сомнения — уникальна.
Ее автор — не профессиональный педагог. Это известный писатель и телеведущий, автор нескольких книг по психологи…
Максимов Андрей – Найти Иисуса
Возможно, роман популярного телеведущего, члена Российской Академии телевидения, писателя Андрея Максимова вам не понравится. Всяко бывает. Но в одном можно быть абсолютно уверенны…
Максимов Андрей – Психофилософия. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем
Возможно, Вы ждете от меня разговоров про телевидение, про литературу, про детей, про общение, про театр… Я не знаю, чего Вы от меня ждете. Я знаю, чего Вы от меня НЕ ждете: Вы не …
Максимов Андрей – Посланник
Посланник — первый роман известного телеведущего и драматурга Андрея Максимова. «Посланник» — это странная смесь иронии, философии и мистики. Борьба Бога и дьяв?