Анализ вам и не снилось

Анализ вам и не снилось thumbnail

I. Подготовительный этап:

– Мы с вами будем смотреть в этом учебном году эти оба фильма, но сейчас вам предстоит решить, какой фильм будет демонстрироваться первым.

Просмотр трейлеров двух фильмов: «А если это любовь» и «Вам и не снилось».

– Сделайте свой выбор, аргументируйте.

II. Просмотр фильма

– Понравился фильм? Обсуждать увиденное мы будем на классном часе в четверг.

III. Обсуждение фильма.

– анкетирования учащихся 7 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви

Любви все возрасты покорны.

– Любовь-это сложное и таинственное чувство. Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Почему в такие минуты для человека перестает существовать весь мир вокруг, или, вернее, он весь заключается в любимом или любимой?

– Есть легенда, что изначально человек соединял в себе и мужское и женское начало. Он любил себя и был счастлив. Но любить себя человеку быстро наскучило, и он сказал об этом Богу. Бог рассердился, но выполнил просьбу человека. Он разделил человека на две половинки – мужскую и женскую, но разбросал эти половинки по земле, позвал человека к себе и сказал:

Бог: Теперь обрести счастье ты сможешь только тогда, когда найдешь свою половинку. Вы должны встретиться и узнать друг друга. Когда вы обретете любовь, у вас будут

едины душа и дух.

– Сегодня мы обсудим просмотренный фильм и поговорим о юношеской любви. В фильме сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.

– С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).

– А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).

– Почему она поддерживает любовь Романа и Кати? (сама была в сходной ситуации).

Мы видим, что сталкиваются два взгляда на любовь.

Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (Не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).

Учитель: Исходя из наших рассуждений, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока в виде проблемного вопроса.

Ученики: Каково значение любви в жизни? Какое место отводится любви в жизни человека?

Жизнь не только любовь?

Учитель: Совершенно верно.

Запись тему урока: Жизнь не только любовь?

Цели и задачи урока

Учитель: Итак, целью сегодняшнего урока и будет ответ на вопрос, заявленный в теме. Какие задачи нам предстоят для достижения нашей цели? Что нам предстоит сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос текста?

Ученики: Нам следует проанализировать поступки героев, их характеры.

Фильм снят по мотивам повести Галины Николаевны Щербаковой

Первая публикация повести «Вам и не снилось» была в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.

В “Московском комсомольце” напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала “Юность”, а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.

«Когда повесть еще готовилась к печати, – вспоминает Галина Щербакова, – меня вызвал главный редактор “Юности” Борис Полевой… и сказал: ” Галина Николаевна, я прошел всю войну – я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?” И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он должен был быть совсем трагическим”, – говорит Г. Щербакова.

И Галина Николаевна изменила финал. Давайте зачитаем его.

А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…

– Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).

– Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька».

Наверное, вы заметили разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?

Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.

Учитель: Зачитайте последнюю строчку повести».

Ученики: «А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…»

Учитель: Что хочет сказать нам этими словами автор? Какое из слов в этом предложении, с синтаксической точки зрения, играет второстепенную роль, а с лексической – чуть ли не главную?»

Ученики: «Вводное слово «оказывается», т.е. как на самом деле оказалось. Оказалось, что окружающие люди были на самом деле близко к истории двух влюбленных, но как они все же были далеки».

Этими словами автор хочет сказать, что даже близкие люди могут быть далекими, не сумев вовремя поддержать, не сумев понять, что жизнь без любви не имеет смысла, что даже если насильно взять и разлучить двух любящих людей, это может обернуться трагедией.

Но вернёмся к фильму.

– Конфликт – это столкновение интересов. В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.

– Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).

– Какой конфликт становится центральным в фильме? (конфликт детей и родителей).

– Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).

Давайте попробуем выделить участников конфликта.

– Заполните таблицу «Участники конфликта».

Теперь давайте проследим динамику развития конфликта  между главными героями.

– Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?

Экспозиция: переезд Катиной семьи в новый дом, приход в новый класс.

Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Кати.

Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.

Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Кати к Роману.

Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.

– Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация? 

Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Кати и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры

Учитель: Я предлагаю некоторым из вас побыть в роли какого-либо персонажа. А все остальным ребятам, надо будет внимательно слушать рассказ героев о себе, задавать вопросы.

– Не все взрослые против отношений двух молодых влюбленных. Итак, начнем с той героини, которая помогает ребятам. Это…?»

Ученики: Татьяна Николаевна, учительница русского языка и литературы.

Учитель: Кроме поступков и реплик самой Татьяны Николаевны, по каким еще деталям мы с вами можем понять, что учительница русского языка находится на стороне подростков?

Ученики: Дети между собой называют ее по имени «Таня», а бывает и «Танечка», что говорит об их душевной близости.

Учитель предлагает побыть в этой роли одной из учениц.

Учитель: Здравствуйте, Татьяна Николаевна, рады с вами познакомиться поближе. Расскажите немного о себе: сколько вам лет, где вы работаете сейчас и где раньше, каково ваше семейное положение.

Татьяна Николаевна: Мне уже далеко за 30. Раньше я работала в театре актрисой, но «мир иллюзий меня отторг», и я ушла работать в школу, так как, по мнению моей мамы, «нужно жить в жизни, а школа – это зерно жизни: всегда есть надежда, что что-то вырастет». Я никогда не была замужем, у меня нет детей, живу одна в двухкомнатной квартире.

Учитель: Татьяна Николаевна, а вам нравится работать в школе, преподавать русский язык и литературу?

Татьяна Николаевна: Да, это моя жизнь. «Литература – это единственный предмет, который затрагивает душу.

Учитель: Ребята, а у вас есть вопросы к этой героине? ( задают свои вопросы)

Учитель: А была ли у вас школьная любовь?

Татьяна Николаевна: Когда мне было 17 лет, я была влюблена в мальчика, который катал меня на велосипеде. Это, пожалуй, и были самые счастливые моменты моей жизни. А сейчас «кто посадит тебя на велосипед, когда тебе за тридцать?

Учитель: Ребята, а почему тогда, в 17 лет, Татьяна Николаевна не продолжила встречаться с этим мальчиком, ведь в таком случае ее личная жизнь могла бы сложиться по-другому?

Ученики: Ей бы не позволила её мама, которая говорила: «Что это за фамилия «Рыженький»? Разве можно быть Рыженькой?

Учитель: Спасибо, Татьяна Николаевна, за обстоятельный рассказ о себе и вам, ребята, спасибо.

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: Нам предстоит встреча с двумя представительницами «мира взрослых» – Людмилой Сергеевной, мамой Кати, и Верой Георгиевной, мамой Ромы. (Учитель назначает двух девочек на роли этих героинь. Ребята вместе с учителем задают им по очереди одинаковые вопросы. Цель учителя: показать, насколько различными будут их ответы).

Ученики: Сколько вам лет? Каково ваше семейное положение?

Вера Георг.: Женщине неприлично задавать вопросы о ее возрасте. Я более 16 лет замужем, есть сын-девятиклассник.

Люд. Серг.: Мне 41 год, но выгляжу я на 25, второй раз замужем, дочери – 16 лет, сыну еще нет и года.

Учитель: Ребята, какие особенности вы уже заметили в ответе двух героинь? О чем это говорит.

Ученики: Мама Юли, в отличие от мамы Ромы, не скрывает свой возраст, так как уверена в своей женской привлекательности. Мама Ромы подчеркивает солидный срок своего брака, а мама Юли наоборот акцентирует внимание на том, что они с мужем молодожены.

Учитель: Почему вы не хотите, чтобы ваши дети встречались?

Люд. Серг.: В школьные годы у меня был роман с отцом Ромы. Все бы ничего, но на протяжении долгих лет он не оставлял меня в покое: звонил, канючил, умолял…Я не хочу, чтобы с таким безвольным и слабохарактерным человеком меня и мою семью что-то связывало.

Вера Георг.: Я очень боюсь, что из-за отношений моего сына с этой Кати, взаимоотношения моего мужа и Катиной мамы станут чересчур теплыми. Я ревную своего мужа к Людмиле Сергеевне.

Учитель: Что для каждой из вас главное в жизни?

Людм. Серг.: Моя недавно создавшаяся семья.

Вера Георг.: Вся моя жизнь направлена на воспитание сына и на сохранение брака.

Учитель: У обеих героинь ценность жизни заключается в их семьях, но посмотрите, как по-разному они подходят к этому вопросу. Что делает одна и что делает другая?

Учитель: Какой прием лежит в основе изображения этих двух героинь?

Ученики: Противопоставление

Учитель: Хотелось бы выслушать мнение непосредственного участника Вериного счастья – её мужа, Константина Лавочкина».

Учитель: Вы когда-нибудь любили?

Лавочкин: «Еще в школьные годы я был влюблен в Людмилу Сергеевну, Люсю. Перед свадьбой с Верой я честно ей сказал: «Она была для меня всем». И еще долго после свадьбы, даже уже после рождения сына я пытался вновь и вновь добиться ее расположения ко мне. Увы, это не удалось»

Вспомним фрагмент фильма, который введен режиссером. Это разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.

– Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? 

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: В фильме «Вам и не снилось» не только Татьяна Николаевна является представителем школы. Обратим свое внимание на саму важную в школе персону – директора.

Мария Алексеевна, а что вы думаете о любви в школьном возрасте?

Директор: Чего вы боитесь, Мария Алексеевна? — Татьяна Николаевна, учительница 
— Любовей, милочка! Любовей! Я же не Господь Бог, я прекрасно понимаю, что это та сфера, в которой я бессильна. Случись у них роман — и плевать они на нас хотели. Они делаются дикими, неуправляемыми, они знать ничего не хотят. Смотришь — и уже эпидемия, пандемия. Все дикие. Все неуправляемые
».

Вопросы детей

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Просмотр отрывка из фильма (свидание в парке перед отъездом Романа в Ленинград)

Учитель: Следующее знакомство нам предстоит, как вы догадались, с Романом и Катей.

Учитель назначает двух учеников на эти роли.

Учитель: Что такое для вас любовь? О чем вы мечтаете?

Катя: Без любви я бы просто не жила. Я мечтаю выйти замуж, нарожать детей и умереть в один день.

Рома: Любовь сама по себе целый мир. Должна быть такой, во всяком случае». Для меня это не просто поцелуи под луной, для меня это еще и забота, ответственность, чувство долга! Катя учится неважно, поэтому я должен быть вдове образованней, чтобы суметь в будущем содержать семью, вовремя защитить ее, ведь она такая маленькая.

Учитель: Ребята, у вас есть возможность задать свои вопросы юным героям.

Заключение.

Это в фильме Ромка нечаянно оступился, а в книге он совершает прыжок намеренно, не страшась смерти!

Учитель: Так жизнь только любовь? А как же Танечка? Алена? Им теперь всем тоже надо умереть?

Ученики: Без любви прожить, может быть, и можно. Но такую жизнь сложно назвать счастливой.

Учитель: «Не стоит торопить жизнь и искать любовь. Настоящая любовь тебя найдет сама. Важно ее потом суметь сберечь».

Домашнее задание: напишите свой отзыв.

Источник

Анализ вам и не снилось

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

2
2348
14 Сентября 2017 в 23:39

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

«Все влюбленные во все времена мучились.
Такая у господа бога хорошая традиция!»

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

Системного зрителя восхищает глубокая эмоциональная связь между юными героями, в которых они узнают лучшие проявления зрительного вектора. Эта составляющая человеческой психики отвечает за способность к любви, сопереживанию, созданию эмоциональной близости. И повесть, и фильм буквально пронизаны зрительной чувственностью.

Поговорим о перипетиях любви главных и второстепенных героев, о влюбленных подростках, об отношении к их чувствам взрослых, сопровождавших юных влюбленных на протяжении всего сюжета, опираясь на знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!

В первых же кадрах фильма перед нами предстает высокая, стройная красавица с россыпью золотых волос и огромными светлыми глазами, в которых, кажется, можно утонуть. Это мать главной героини – Люся, Людмила Сергеевна, в исполнении одной из самых красивых советских актрис того периода Ирины Мирошниченко.

«В ней на троих мужества, стойкости и оптимизма».

Людмила – яркая представительница особой категории женщин – женщина с кожно-зрительной связкой векторов. Такая не оставит равнодушным ни одного мужчину! Сколько существует человеческая цивилизация, столько и кожно-зрительная женщина служит путеводной звездой для вождей и полководцев, художников и поэтов, философов и музыкантов. В случае же недостаточной развитости свойств такая женщина может стать причиной раздоров между мужчинами, быть склонной к истерикам, стремится любыми путями привлечь к себе внимание.

«Вам и не снилось»

В первобытном обществе кожно-зрительная женщина, не имея природной способности к деторождению, не представляла интереса для мужчины как мать его будущего ребенка. Поэтому, чтобы получить защиту от мужчины, как и остальные женщины, ей пришлось научиться созданию эмоциональной близости. Так в мир пришла чувственность, а вслед за нею – сострадание, гуманизм, культура, искусство, понятие о прекрасном.

Еще сравнительно недавно такие женщины, как правило, не имели детей, но всегда были на виду в обществе. Актриса, воспитательница, медицинский работник – все это она! Зрительная склонность к эмпатии, умение чувствовать другого и эмоционально вовлекаться в общение с ним – вот что позволяет кожно-зрительным женщинам быть успешными во всех этих областях, но для этого необходима высокая степень развитости в зрительном векторе. Достигается она путем постепенной трансформации природного страха смерти, с которым каждый зрительный человек приходит в мир, в его противоположность – сострадание и любовь.

Но вернемся к Людмиле. «Маме сорок один, ей не дают больше двадцати пяти».

В фильме мы видим спокойную, счастливую, уверенную в себе женщину.

В книге образ Людмилы раскрывается более глубоко, чем на экране. Здесь мы видим, что да, она счастлива в новом браке, но принимая во внимание давление консервативного общества, не приветствующего союзы, где жена старше мужа, очень боится потерять своего Володю. Ведь он – такой умный, сильный и уверенный в себе – дает ей чувство защищенности и безопасности – базовое ощущение, необходимое человеку для гармоничного существования в мире. Это чувство женщина получает от мужчины и передает детям. Ее беспокойство за мужа говорит о том, что не все ее страхи переплавились в любовь, и червячок тревоги и сомнений еще грызет ее сердце. Это заставляет ее прилагать самые разнообразные усилия, чтобы выглядеть моложе своих лет и быть привлекательной для мужа.

Изначально не созданные для деторождения кожно-зрительные женщины в наше время все чаще имеют одного, а то и нескольких детей. Однако назвать их образцовыми матерями, с патриархальной точки зрения, никак нельзя. Такая женщина лишена природного материнского инстинкта и без поддержки (прежде всего, моральной) других членов семьи вряд ли сама управится с младенцем. Но по мере того как малыш растет, она может стать его лучшим другом и советчиком. Ей бывает легче, чем любой другой матери, признать, что сын или дочь – абсолютно другой человек, со своим характером и судьбой.

Когда Катя влюбилась, она вмиг стала взрослой в глазах матери, и тогда между ними проявилась в полной мере настоящая душевная близость!

Фильм «Вам и не снилось»

Муж Людмилы Володя тоже сопереживает юным влюбленным и глубоко возмущен поведением родителей парня, а точнее, его матери. Дело в том, что Костя – отец Романа – в юности был безответно влюблен в Людмилу и, увидев ее спустя много лет, бросился вприпрыжку, забыв про мучивший его радикулит, с воплем: «Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!»

Наблюдавшая эту картину Вера – жена отвергнутого влюбленного и мать мальчика Ромы – затаила такую сильную обиду, на какую только способен обладатель анального вектора. Последствия ее оказались роковыми для столь горячо любимого ею сына. Но об этом чуть позже.

«Ни Роман, ни Юлька так и не вспомнили, где они видели друг друга.
А встреча была и, оставшись для них бесследной и незапомнившейся,
в их семьях, для их родителей стала чем-то вроде взрыва в котельной,
который внешних разрушений вроде бы и не принес,
но внутренние конструкции слегка покорежил».

Выбирает всегда женщина. Остается только гадать, почему Люда выбрала вместо Кости какого-то летчика, а потом Володю. Кожно-зрительной женщине легко строить отношения с мужчиной, ведь создавать эмоциональную связь – это ее призвание. А вот мужчины с анальным вектором, которые, как правило, оказываются рядом с ней по природному влечению, отличаются большим постоянством в своей привязанности к любимой женщине.

Костя являет нам пример мужчины-однолюба, носителя анального вектора, чья любовь к Люсе постоянна, и ничто не может изменить этой любви. Да, он не требует от нее ничего, не имеет права требовать, но в глубине души хранит верность этой единственной любви в его жизни. Да, он женат и у него есть сын, но это совершенно ничего не значит для него, ведь любит он по-прежнему только Люсю. И когда его сын влюбляется в Катю, он радуется, потому что в любви их детей как будто продолжается его любовь к ней: «Я передал это ему по наследству», – говорит он Люсе.

Со стороны такая любовь выглядит как зависимость, в каком-то смысле так и есть, анально-зрительный мужчина не в силах самостоятельно отпустить прошлое, первую любовь, и лишь знания по системно-векторной психологии помогают пересмотреть свою жизнь и обрести свое счастье в отношениях.

О тайне зарождения любви между Катей и Ромой и о том, как родителям реагировать на близкие отношения подростков, читайте в следующей части.

Часть 2. Любовь у подростков. Зарождение чувства
Часть 3. От эмоциональной зависимости и шантажа до любви

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник