Анализ стихотворения сон в полдневный жар в долине дагестана

Анализ стихотворения сон в полдневный жар в долине дагестана thumbnail

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 51.

Источник

«В полдневный жар в долине Дагестана…» (1841) — стихотворение написано за несколько месяцев до смерти Лермонтова на Кавказе и связано с настроениями поэта, отправленного во вторую кавказскую ссылку.

«Сон» не описывает биографических событий из жизни поэта, но воспринимается как пророчество. Лермонтов передаёт свои мрачные предчувствия языком образов.

Стихотворение имеет сложную сюжетную форму и состоит из пяти строф: первые две повествуют об убитом герое (первый сон), третья — о «пире» (второй сон), последние две строфы — о возлюбленной, которая тоже видит «сон» (третий сон). В.С.Соловьёв назвал стихотворение «сновидением в кубе», В.В.Набоков — «тройным сном».

Читайте также:  Видеть во сне дым от пожара

Лирический герой «Сна» — русский офицер, он жив и рассказывает сон, в котором видел собственную смерть (<<И снится мне»), он умирает, истекая кровью, далеко от родины под палящим солнцем Дагестана. В этом «мёртвом сне» герой видит сон любимой им женщины, которая пророчески прозревает его смерть («И снился ей»). На весёлом балу она сидит задумчиво, а её «душа младая» «погружена» в «грустный сон» о нём. Таким образом, получается, что второй сон находится внутри первого, а третий — внутри второго и первого. Сюжет развёрнут два раза —
с точки зрения героя и с точки зрения героини.

Завершается стихотворение той же картиной, которая его открывала (кольцевая композиция). Последняя строфа зеркально отражает первую, почти полностью совпадают детали: «кровь лилась», «дымилась рана», в заключительной — «кровь лилась хладеющей струёй», «дымясь, чернела рана». Лермонтов сохраняет даже рифму «Дагестана — рана».

Сон, «сделав замкнутую спираль, возвращает нас к начальной строфе» (ВНабоков). Б.Эйхенбаум указал на зеркальную композицию «Сна»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения».

Мотив сна о собственной смерти разрабатывался Лермонтовым на протяжении всего творчества. Категория сна в стихотворении многозначна: 1) сновидение; 2) смерть; 3) видение. Эти значения раскрывают смысл заглавия постепенно. У Лермонтова «сон» и «смерть» становятся синонимами.

Сон героя — это предсмертное видение. Сон героини — видение пророческое, в котором она «духовными очами» видит гибель родной души. Мотив смерти тесно переплетается с мотивом любви. Герои соединены незримыми узами: их души погружены в один сон. Лирический герой на грани земного и ирреального видит «её» живую, она видит «его» мёртвого.

В «мёртвом сне» ему «снился» «грустный сон» «души её». Это векторное движение навстречу. Но они не встречаются друг с другом, потому что находятся в двух разных точках мироздания: «здесь» и «там». «Здесь» — смерть, труп, свинец, кровь, жар, пустыня, а «там» — жизнь, юная жена, родимая сторона, пир, веселье.

Лермонтов стирает границу между жизнью и смертью, так как сон — это состояние вне времени. Сон лирического героя переходит в смерть, а душа героини погружена в сон «бог знает кем», то есть высшей силой, творцом.

«Сон» посвящён трагической для Лермонтова мечте — преодолению одиночества через любовь. Наличие двух персонажей говорит о том, что третьим основным мотивом стихотворения (кроме сна и смерти) становится мотив любви.

Любовь в понимании Лермонтова — это мистическое единство двух людей, находящихся далеко друг от друга. Для поэта образом идеальной любви становится провидческая Божественная связь родных душ.

«Сон» построен на контрастах и зеркальных оппозициях: чужбина — родина (долина Дагестана и «родимая сторона» (Петербург), свет-тьма (естественный «полдневный жар» и сияющий искусственными огнями «вечерний пир»), одиночество — веселье, (<<лежал один Я на песке долины» и «весёлый разговор»), жар — холод ( «полдневный жар» в первой строке стихотворения и «хладеющая струя» крови в последней).

Природа выступает враждебной, убивающей силой. Раненый герой погибает от зноя («солнце жгло»). Лермонтов акцентирует на этом внимание с помощью повторов. «Тягостный» пейзаж окружает героя: «уступы скал», песок долины, «жёлтые вершины».

Композиционная сложность стихотворения контрастирует с простотой художественной образности. «Сон» соединяет эпическую точность с элементами описания. Почти нет возвышенной лексики, кроме эпитетов «хладеющий», «увенчанный», «младая». Для усиления ощущения обречённости и одиночества лирического героя Лермонтов использует двойные лексические повторы («лежал» (1-я и 2-я строфа), «жгло» (2-я строфа), «весёпый» (3-я и 4-я строфа), «один» — «одна» (2-я и 4-я строфа).

«Сон» имеет сложный музыкальный рисунок, который создаётся с помощью ассонансов, аллитерации, анафоры и внутренних рифм («жар — лежал», «в груди — один», «скал — спал», «дымилась — точилась»). В первой, четвёртой и пятой строфах звучат тревожные звуки «д», «н» И «ж», всё стихотворение пронизано звуком «л», напоминающим о ключевом понятии «люблю» (В полдневный жар в долине Дагестана … Лежал недвижим я … И солнце жгло их жёлтые вершины и жгло меня … »).

Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы. Адресатами «Сна» называют В.А.Лопухину, Е.Л.Ростопчину, Е.А.Сушкову. В.А.Лопухина была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. «Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей … ».

Е.А.Сушкова необоснованно считала, что поводом к созданию «Сна» стало известие о её предполагаемом браке с А.А.Лопухиным. Она передавала слова Лермонтова: « … вы мне сегодня дали мысль для одного стихотворения …

Вы мне с таким увлечением сказали, что в кругу блеска, шума, танцев вы только видите меня, раненого, умирающего, и в этот момент вы улыбались для толпы, но ваш голос дрожал от волнения; но на глазах блестели слёзы, и со временем я опишу это.

Читайте также:  Тату ловец снов на руке значение

Узнаете ли вы себя в моих произведениях?». Но «Сон» написан в 1841 году, а разговор мог состояться не позднее 1834 года. Эйхенбаум считал более вероятным адресатом Е.Л.Ростопчину. Лермонтов и Ростопчина сблизились в 1841 году перед отъездом Лермонтова на Кавказ. По её воспоминаниям, поэт настойчиво говорил об ожидавшей его смерти. Происхождение стихотворения может быть связано и с историей генерала М.Х.Шульца, который рассказал Лермонтову о том, как он после сражения пролежал среди убитых целый день, пока его не обнаружили.

Стихотворение могло быть навеяно и песней терских казаков, в которой есть такие строки: «Много во сне виделось. Во сне виделось: ох, будто б я, удал добрый молодец, убитый на дикой степе лежу Ретивое моё сердечушко простреленное ».

С.Шувалов считал, что на замысел «Сна» могла повлиять лирика немецкого поэта Гейне. Многие исследователи считали «Сон» пророческим (Д.С.Мережковский, В.С.Соловьёв, В.В.Розанов, В.В.Набоков, С.И.Кормилов, И.Л.Щеблыкин).

Видение … ужасающей ясности», — отозвался о нём Д.С.Мережковский. Но нужно помнить, что в тексте нет биографических отсылок, всё это читатель при вносит из
знания фактов из жизни Лермонтова.

К другим новостям

«Нищий». Анализ стихотворения Лермонтова

17.09.2020

«Нищий». Анализ стихотворения Лермонтова

5 (1)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и…

Далее
«Туча». Анализ стихотворения Пушкина

15.09.2020

«Туча». Анализ стихотворения Пушкина

5 (1)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую…

Далее
«Мужество». Анализ стихотворения Ахматовой

15.09.2020

«Мужество». Анализ стихотворения Ахматовой

5 (1)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И…

Далее
«Я не люблю иронии твоей». Анализ стихотворения Некрасова

06.09.2020

«Я не люблю иронии твоей». Анализ стихотворения Некрасова

0 (0)
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще…

Далее

Источник

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения М.Ю. Лермонтова «Сон» по плану. Здесь он отразит идейно-тематические особенности стихотворения, его место в творчестве поэта, а также приведет примеры средств художественной выразительности и обозначит главные черты уникального стиля автора.

История создания 

Лермонтов был прозван поэтом-пророком его современниками и нашим поколением. Такие стихотворения, как: «Выхожу один я на дорогу…», «Предсказание», «Сон», — предсказывают не только судьбу самого поэта, но и будущее царской России. Работы автора до сих пор поражают глубиной чувственности и точностью передачи эмоций  и переживаний Михаила Юрьевича. 

Пророческое стихотворение «Сон» было написано накануне его смерти — в 1841 году. В этом произведении поэт буквально пересказал свою смерть. Стихотворение было записано в блокнот, который был подарен его приятелем Владимиром Одоевским. Друг дал его, когда поэт отправлялся во вторую ссылку на Кавказ. К блокноту он дал наказание: заполнить все страницы стихотворениями и привезти обратно. К сожалению, только первое условие договора было выполнено. В этой ссылке Лермонтов был убит на горе «Машук» в июле. Эта работа, как и некоторые другие, была напечатана посмертно в 1843 году в журнале «Отечественные записки». 

Жанр, направление, размер

Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление произведения «Сон» – романтизм. 

  • К чертам этого художественного метода можно отнести детальное воплощение идеального мира лирического героя. В его представлении та самая гармония с возлюбленной достигается именно благодаря духовному воссоединению, несмотря ни на что, будь это смерть или другие преграды. Любовь способна одолеть все, что угодно, она помогает героям воссоединиться. Именно сон является иллюстрацией романтической мечты лирического «я» поэта. 
  • Горная местность тоже является маркером романтизма. Ведь именно экзотический пейзаж наделяет произведение атмосферой мистики и неизвестности. Экзотика в романтизме сравнима с неведомым миром в мыслях самого героя, его иллюзией или даже призрачным воплощением.

Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:

В полднев/ный жар/ в доли/не да/геста/на
С свинцом/ в груди/ лежал/ недви/жим я;

Смысл названия

Название стихотворения «Сон» напрямую связано с лирическим сюжетом произведения. Сон фигурирует как в образе героя, так и его возлюбленной. Название является одним из основных элементов романтического начала стихотворения.

Сон в стихотворении Лермонтова означает не только свое прямое значение (то, что привиделось девушке), но и смерть — «мертвый сон» лирического героя. Таким образом, временный уход из реального мира — это маленькая смерть, которая переносит человека в паранормальный мир, где уже не действуют законы мироздания.

Именно в этом мире суждено в последний раз встретиться нашим героям. Сон соединяет их души и сливается воедино: она мысленно оказывается там, где он заснул мертвым сном. 

Композиция

Композиция стихотворения «Сон» условно делится на две части. 

  1. В первых двух строфах перед читателем раскрывается картина смерти лирического героя. Он лежит на «уступе скалы» со свежей раной от выстрела, которая продолжает «дымиться», а «кровь точиться» на пыльную землю Дагестана. Дым от раны указывает на недавнюю смерть героя. В конце этой части он погружается в «мертвый» сон. 
  2. Вторая часть обрамлена тремя строфами. Она начинается радостно с картин описания его родины, куда еще не донеслись вести о гибели героя. Это композиционный центр стихотворения. Здесь появляется образ лирической героини, его возлюбленной. Она будто чувствует неладное, ощущает грусть, которая крепко засела в ее груди. Перед читателем предстает форма повествования «сон во сне». Теперь героине снится, что случилось с ее возлюбленным. Она видит «знакомое» тело на кровавой земле в «долине Дагестана». В этот момент возлюбленные обретают крепкую духовную связь. 
Читайте также:  К чему во сне опоздать на электричку

Особенность композиции в стихотворении «Сон» заключается в том, что она кольцевая: последняя строфа вновь возвращает нас к первой.

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический  пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве. 

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу. 

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает. 

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Сон» будут дополнены, если в этом есть необходимость, о которой стоит сообщить Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Работы поэта пронизывает одиночество, которое является лейтмотивом и одновременно одной из тем произведения «Сон». Описание палящего солнца, чувство отчужденности от общества за пластами гор и скал, — все это указывает на нахождение героя в Дагестане против своей воли. Скорее всего он находится в ссылке, как и сам Лермонтов.  
  • Смерть выступает основной темой произведения «Сон». Она напрямую связана с темой любви. Существуя вместе, они будто символизируют добро и зло. Первое всегда побеждает второе, но без зла мира бы не было. Именно с этой идеей примиряется герой, полностью осознавая и принимая свою смерть. 

Настроение стихотворения «Сон» задается не только внутренними переживаниями героя и героини, но и в первую очередь пейзажем. Природа в стихотворении представляет собою острые голые и такие же одинокие как сам герой скалы. Над ними возвышается солнце, выжигающее все живое. Мертвый и сухой пейзаж передает характер лирического «я» Лермонтова. Чувство обреченности и безысходности из всего букета эмоций умирает последним вместе с дымящимся телом. Этим и ознаменовывается трагический пафос стихотворения. 

Проблема одиночества человека остается неразрешенным открытым вопросом. Герой рождается и умирает совершенно один. Даже любимой нет рядом, он лишь в ее сне, но не с ней. 

Основная идея

Главная мысль в произведении «Сон» завязывается на духовной нерушимой связи двух влюбленных. Даже смерть неспособна пресечь чувство любви, простирающееся на километры. Герой умирает не на руках лирической героини, а в одиночестве. Никто еще и не знает о его гибели. Но даже при этом их таинственная интимная связь выходит за рамки понимания сущности любви. 

Смысл стихотворения «Сон» можно истолковать и по-другому: любовь и смерть сталкиваются между собой, и добро побеждает зло, ведь даже мертвый сон не смог отделить главного героя от героини. Они встречаются в последний раз, но все же искренние чувства отвоевали им право на эту встречу у самой смерти.

Средства выразительности

Поэтика произведения «Сон» богата и насыщена средствами выразительности и художественными оборотами. 

  • Эпитеты наполняю атмосферу произведения чувством одиночества  безысходности:  «полдневный жар», «хладеющей струей», «желтые вершины», «грустный сон».
  • Метафоры раскрывают душевное состояние, весь спектр эмоций героя накануне смерти. «Дымилась рана», «чернеет рана», «по капле точилась кровь», — герой будто смотрит на себя со стороны и пересказывает все то, что видит и ощущает. Скалы можно сравнить со стервятниками, которые выжидают смерти героя, чтобы навсегда забрать его без остатка: «уступы скал теснилися кругом». 

Мысль, заложенная в работе, позволяет читателю окунуться с головой в атмосферу смерти и обреченности. Вот, что будет с нами, когда закончится наш путь. Это осознание наталкивает на поиски смысла в нашем существовании. Это необходимо, чтобы не закончить так же одиноко и печально. Ведь еще не поздно все изменить, повернуть сюжетную линию нашей жизни в другую сторону, обрести счастье.

Автор: Полина Борискина

Источник