Анализ стихотворения рубцова бессонница

Анализ стихотворения рубцова бессонница thumbnail

Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Бессоница. Гомер. Тугие паруса. «

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. » было опубликовано в 1915 году. Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвящен­ной отплытию кораблей на осаду Трои. Стихотворение начинается с бессонницы поэта и сразу ухо­дит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта.

Ощущение бессонницы великолепно передано действием: «Я список кораблей прочел до сере­дины..;» Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством — тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.

Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей переходят на цели, собравшие здесь огром­ное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско, — любовь:

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Последняя строфа стихотворения выводит из темы античности в реальность: поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, которое дает ему подтверждение того, что любовь — основа всего движения на Земле:

И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.

То, что сначала Мандельштам мог увидеть только с помощью античных стихов, теперь стало для него близким в реальности.

Использованные источники: 5litra.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

Анализ стихотворения рубцова бессоница

Ответы и объяснения

  • polinavershini
  • середнячок

Анализ Стихотворения :: Рубцов бессонница анализ

Февраль 28, 2012, cope

Со временем анализ стихотворения рубцова бессонница к поэту приходит (если приходит вообще) такая глубина мысли и прозорливость, что всё содержание произведения может вместиться в четыре лаконичных строки. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Виноградов перешел к другой методике, предусматривающей несравненно более целостное рассмотрение художественного произведения. Непонимание и грусть Туманом окружают смертных В одной тюрьме для мира. Перовский без конца справляется об успехах племянника.

Январь 3, 2012, bxfg

В этой фразе — предвестие едва ли не всей будущей Ахматовой, художника обостренной совести и смятенного, вечно ищущего и неудовлетворенного духа. Позднее он неоднократно перепечатывает их в других изданиях. Противоречия французской революции заставляли Толстого упорно размышлять о судьбе художников в эпохи политических сдвигов. И отчаянное желание предотвратить и изменить неумолимый ход событий: Так молюсь… Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. Последняя ветка на островах всегда анализ стихотворения рубцова бессонница напоминала мне японские гравюры.

Ноябрь 13, 2011, jokc

В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный , плебейский. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую струю. О физическом и нравственном характере славян древних Глава IV. И лишь бесконечное Небо пребывает вечно, постоянно определяя все основные и самые важные условия нашей жизни. В ответ на просьбу Миролюбова Есенин посылает в редакцию рукопись стихотворений «Белая свитка и алый кушак. Это история о мире альтернативном нашему.

Использованные источники: znanija.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Головокружение бессонница невроз

БЕССОННИЦА (стихи Н.Рубцова)

ВОССТАНОВЛЕНО С МАГНИТОФОННОЙ ЛЕНТЫ

Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть.
Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном,
Под запыленною картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,
За тенью тень — воспоминания,
Реальный звук, реальный свет
С трудом доходят до сознания.

И так раздумаешься вдруг,
И так всему придашь значение,
Что вместо радости — испуг,
А вместо отдыха — мучение.

Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 2666
© 22.05.2008 Анатолий Ушанов
Свидетельство о публикации: izba-2008-12776

сергей каныгин 16.11.2014 10:16:59

Использованные источники: www.chitalnya.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • О России (44)
  • Политика (26)
  • Актеры кино (14)
  • Ледниковый период (14)
  • Растительный мир (12)
  • Доброта вечна (10)
  • Архитектура (10)
  • Творчество и рукоделие. (9)
  • Новороссиия (6)
  • Лечение травами (5)
  • Понравившиеся комментарии (5)
  • Путин и Россия (2)
  • Евровидение (2)
  • Арт блог (2)
  • Достижения, открытия (1)
  • Клиппарт (1)
  • О Победе (1)
  • Аудиокниги (1)
  • Видео (110)
  • военные повести (2)
  • Вязание (8)
  • Города и страны мира (81)
  • Дети (35)
  • Животный мир (131)
  • Звездочки-анимашки (1)
  • Интересно (68)
  • Искусство, живопись, скульптура (80)
  • История (53)
  • Картинки (51)
  • Кино (24)
  • Компьютерная помощь (20)
  • Космос (24)
  • Красота и здоровье (62)
  • Красота и мода (33)
  • Крым. (14)
  • Кулинария (88)
  • Курьезы (6)
  • Личность (38)
  • Музыка (27)
  • Музыкальные клипы (107)
  • Мультфильмы (11)
  • Народные промыслы и творчество (9)
  • Новости (4)
  • о войне (28)
  • Общество и правопорядок (72)
  • Олимпиада-2014 (11)
  • Отдых (4)
  • Открытки, поздравления, благодарности (55)
  • Оформление дневника (28)
  • Познавательное (11)
  • Полезно знать (45)
  • Полезные советы (43)
  • Политика (13)
  • Помощь блогеру (19)
  • Поэзия (113)
  • Прекрасен этот мир. (86)
  • Притчи, басни, мудрые высказывания (34)
  • Происшествия (20)
  • Психология (18)
  • Путешествия и отдых (24)
  • Развлечения (6)
  • Рамочки (139)
  • Рассказы (5)
  • Советы для дома (2)
  • Спорт (17)
  • Стихи моей бабушки (7)
  • Схемы и эпиграфы (2)
  • Танцы, фигурное катание (21)
  • Украина (106)
  • Флешки (16)
  • Флешмоб (1)
  • Религия (60)
  • Чудеса света (12)
  • Юмор (87)

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Музыкальный плеер
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до

Музыка

Всегда под рукой

Large Visitor Globe

Читайте также:  Смотреть бессонница в 720

Поиск по дневнику

Николай Рубцов «Бессонница»

Николай Рубцов «Бессонница»

19 января — день гибели Н. М. Рубцова

Бессонница

Окно, светящееся чуть.

И редкий звук с ночного омута.

Вот есть возможность отдохнуть.

Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я

Среди отжившего, минувшего,

Как бы в каюте корабля,

Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном

Под запыленною картиною

Меня навек затянет сном,

Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,

За тенью тень — воспоминания,

Реальный звук, реальный свет

Едва доходят до сознания.

И так раздумаешься вдруг,

И так всему придашь значение,

Что вместо радости — испуг,

А вместо отдыха — мучение.

Использованные источники: www.liveinternet.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Бессонница роман крона

  Самая лучшая трава от бессонницы

  Гомеопатия лечит психозы

БЕССОННИЦА Николай Рубцов

Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть.
Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном,
Под запыленною картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,
За тенью тень — воспоминания,
Реальный звук, реальный свет
С трудом доходят до сознания.

И так раздумаешься вдруг,
И так всему придашь значение,
Что вместо радости — испуг,
А вместо отдыха — мучение.

Использованные источники: www.allpoetry.ru

Источник

Николай Рубцов, новое:

В комнате темно,
В комнате беда, —
Кончилось вино,
Кончилась еда,
Кончилась вода
Вдруг на этаже,
Отчего ж тогда
Весело душе?

2

В комнате…

А между прочим, осень на дворе.
Ну что ж, я вижу это не впервые.
Скулит собака в мокрой конуре,
Залечивая раны боевые.
Бегут машины, мчатся…

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей…

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Всё дальше, всё глуше….

Стукнул по карману — не звенит.
Стукнул по другому — не слыхать.
В тихий свой, таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать.

Но очнусь и выйду за…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Смерть нас не спросит о любви… Куда мы её дели… Она протянет руку! Она скажет: «Где?! Где она?!» И всё! Всё… Она немногословна.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Николай Рубцов, самые читаемые стихотворения:

  1. Ты хорошая очень — знаю.
    Я тебе никогда не лгу.
    Почему-то только скрываю,
    Что любить тебя не могу.
    Слишком сильно любил другую,
    Слишком верил ей…

  2. Листья осенние
    Где-то во мгле мирозданья
    Видели, бедные,
    Сон золотой увяданья,
    Видели, сонные,
    Как, натянувши поводья,
    Всадник мрачнел,…

  3. Окно, светящееся чуть.
    И редкий звук с ночного омута.
    Вот есть возможность отдохнуть.
    Но как пустынна эта комната!

    Мне странно кажется, что я…

  4. Я буду долго
    Гнать велосипед.
    В глухих лугах его остановлю.
    Нарву цветов.
    И подарю букет
    Той девушке, которую люблю.
    Я ей скажу:
    — С другим…

  5. Ветер всхлипывал, словно дитя,
    За углом потемневшего дома.
    На широком дворе, шелестя,
    По земле разлеталась солома…

    Мы с тобой не играли в…

  6. В твоих глазах
    Для пристального взгляда
    Какой-то есть
    Рассеянный ответ…
    Небрежно так
    Для летнего наряда
    Ты выбираешь нынче
    Жёлтый цвет.
    Я…

  7. Улетели листья с тополей —
    Повторилась в мире неизбежность…
    Не жалей ты листья, не жалей,
    А жалей любовь мою и нежность!
    Пусть деревья голые…

  8. В минуты музыки печальной
    Я представляю жёлтый плёс,
    И голос женщины прощальный,
    И шум порывистых берёз,

    И первый снег под небом серым
    Среди…

  9. Доволен я буквально всем!
    На животе лежу и ем
    Бруснику, спелую бруснику!
    Пугаю ящериц на пне,
    Потом валяюсь на спине,
    Внимая жалобному крику…

  10. Выпал снег —
    и всё забылось,
    Чем душа была полна!
    Сердце проще вдруг забилось,
    Словно выпил я вина.

    Вдоль по улице по узкой…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Обложка книги Патрика Модиано "Маленькое чудо"

При чтении романа Патрика Модиана “Маленькое чудо” (La Petite Bijou) тебя ни на секунду не покидает ощущение оторванности мира книги, оторванности не…

Источник

               
                ÀÍÀÑÒÀÑÈß ×ÅÐÍÎÂÀ

 ÝÒÍÎÏÎÝÒÈ×ÅÑÊÀß ÊÎÍÑÒÀÍÒÀ ÑÎÑÍÎÂÎÃÎ ØÓÌÀ  ËÈÐÈÊÅ  Í.ÐÓÁÖÎÂÀ.

                Àííîòàöèÿ
 ñòàòüå ðàñêðûâàþòñÿ òèïè÷åñêèå õóäîæåñòâåííûå ýëåìåíòû, îáðàçóþùèå ýòíîïîýòè÷åñêóþ êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà â ëèðèêå Í. Ðóáöîâà. Îñîáåííîñòè àâòîðñêîãî ñîçíàíèÿ âûÿâëÿþòñÿ ÷åðåç ñîïîñòàâëåíèå êîíñòàíòû ñîñíîâîãî øóìà ñ òðàäèöèîííûìè îáðàçàìè ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðû,  ëèðè÷åñêèõ ïåñåí è ðóññêîé ïîýçèè 19-20 âåêîâ. 

Êëþ÷åâûå ñëîâà: ðóññêàÿ ïîýçèÿ, ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà, ñèìâîë
Keywords:  Russian poetry, etnopoeticheskaya constant symbol

Ñîñíà ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ñèìâîëîâ íå òîëüêî â ðóññêîé, íî è  âî âñåé ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðå. Îäíàêî çíà÷åíèÿ ýòîãî ñèìâîëà ó ðàçíûõ íàðîäîâ ìîãóò áûòü ðàçíûìè.  ðóññêîé ëèðè÷åñêîé ïîýçèè îñîáûì ñàêðàëüíûì çíà÷åíèåì íàäåëÿåòñÿ íå òîëüêî ñîñíà, íî äàæå øóì ñîñåí.
 ñòèõîòâîðåíèÿõ Í.Ì. Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå» è «Ñîñåí øóì» â øóìå äåðåâüåâ  ÷óäèòñÿ ãëàñ âåêîâ. È â îäíîì è â äðóãîì ñëó÷àå – ðå÷ü èäåò î ñîñíàõ, êîòîðûå íàçâàíû ñòàðèííûìè, à òðåâîæíûé ãóë èõ âåòâåé ñðàâíèâàåòñÿ ñî ñêàçàíèåì. ×óòêî âñëóøèâàÿñü â ïðîøåäøèå ýïîõè, ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïûòàåòñÿ ðàçãàäàòü ñìûñë ýòîãî ñêàçàíèÿ.
Âîò â ñòèõîòâîðåíèè «Â ñòàðîì ïàðêå» îí èäåò ïî çàáðîøåííîé, çàáûòîé âñåìè óñàäüáå è íåâîëüíî âñïîìèíàåò áàðèíà, êîòîðûé êîãäà-òî çäåñü æèë:

Çäåñü áàðèí æèë.
È ìîæåò áûòü, ñåé÷àñ,
Êàê ñòàðûé ëåâ,
Äðÿõëåÿ íà ÷óæáèíå
Îá ýòîé ñëàäêîé
Âñïîìíèë îí ìàëèíå,
È äîëãî ñëåçû
Êàòÿòñÿ èç ãëàç… [5, 275]

 íåñêîëüêèõ ñòðîêàõ âîññîçäàåòñÿ ñóäüáà äâîðÿíñòâà: âñïîìèíàÿ ðîäíóþ çåìëþ, áàðèí ïëà÷åò íà ÷óæáèíå. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ â äóõå íàðîäíûõ ïåñåí, ñòèõîâ, ïîñëîâèö:  «è êîñòè ïî ðîäèíå ïëà÷óò», «ñêó÷íî Àôîíþøêå íà ÷óæîé ñòîðîíóøêå», «æèë áûë ìîëîäåö – â ñâîåé äåðåâíå íå âèäàë âåñåëüÿ, íà ÷óæáèíó âûøåë – çàïëàêàë», «íà ÷óæáèíå è ñîáàêà òîñêóåò» [2, 254-255].
Ñòèõîòâîðåíèå Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå», íàïèñàííîå â 1967 ãîäó, ïåðåêëèêàåòñÿ ñî ñòèõîòâîðåíèåì È. À. Áóíèíà «È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî îñåííåé ïîðî酻 (1893 ã.). ×èòàë ëè Ðóáöîâ ïîýçèþ Áóíèíà – íå èçâåñòíî; â âîñïîìèíàíèÿõ, ïîñâÿùåííûõ ïîýòó, îá ýòîì íè÷åãî íå ñêàçàíî. Íî, ìåæäó òåì, ïîýòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ïîâòîðÿåòñÿ ïî÷òè äîñëîâíî, ñ òîé ðàçíèöåé, ÷òî ëèðè÷åñêèå ãåðîè ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè. Ëèðè÷åñêèì ãåðîåì ñòèõîòâîðåíèÿ Áóíèíà îêàçûâàåòñÿ òîò ñàìûé áàðèí, î ñóäüáå êîòîðîãî ðàçìûøëÿåò ëèðè÷åñêèé ãåðîé Ðóáöîâà.  Áàðèí Áóíèíà âîçâðàùàåòñÿ âî ñíå â ñâîþ óñàäüáó, ðàçðóøåííóþ è çàáûòóþ:

Читайте также:  Бессонница и маленький ребенок

…È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî îñåííåé ïîðîé
 õîëîäíóþ íî÷ü ÿ âåðíóëñÿ äîìîé.
Ïî òåìíîé äîðîãå ïðîøåë ÿ îäèí
Ê çíàêîìîé óñàäüáå, ê ðîäíîìó ñåëó [1, 88].
Åñëè â ñòèõîòâîðåíèè Ðóáöîâà òðåâîæíî ñòîíóò ñîñíû, òî ëèðè÷åñêèé ãåðîé Áóíèíà, ïîãðóæàÿñü â òîñêëèâûé ãóë ñàäà, èùåò «îòöîì ïîñàæåííóþ åëü»:
È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî âñþ íî÷ü ÿ õîäèë
Ïî ñàäó, ãäå âåòåð êðóæèëñÿ è âûë,
Èñêàë ÿ îòöîì ïîñàæåííóþ åëü,
Òåõ êîìíàò èñêàë, ãäå ñáèðàëàñü ñåìüÿ,
Ãäå ìàìà êà÷àëà ìîþ êîëûáåëü
È ñ íåæíîþ ãðóñòüþ ëàñêàëà ìåíÿ,
Ñ áåçóìíîé òîñêîþ êîãî-òî ÿ çâàë,
È ñàä îáíàæåííûé ãóäåë è ñòîíàë  [1, 89].

Îáà ïðîèçâåäåíèÿ èçîáðàæàþò çàïóñòåíèå: Áóíèí áîëüøå îïèñûâàåò ðàçðóøåíèÿ âíóòðè ïîìåùåíèÿ, êîìíàò, ãäå ïðîøëî åãî äåòñòâî; Ðóáöîâ îáðàùàåò âíèìàíèå íà çàáðîøåííîñòü ïàðêà, îí õîäèò âîêðóã äîìà, íî âíóòðü íå çàãëÿäûâàåò.
Õàðàêòåðíû îáðàçû, ïåðåäàþùèå çàïóñòåíèå â ñòèõîòâîðåíèè Í. Ðóáöîâà: ñòàðûé îñîáíÿê, çàðîñøèå êðàïèâîé òðîïû, ìàëèííèê è êðóïíûå ïëîäû ðåäêèõ âèøåí. Âîêðó㠖 âå÷åðíÿÿ òåìíîòà, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåòñÿ ñî ñâåòîâûìè âñïîëîõàìè, ïðåèìóùåñòâåííî æåëòîãî îòòåíêà:  ñàì îñîáíÿê – æåëòûé, à èç ìðàêà çàáðîøåííîãî ñàäà òîñêëèâî ãîðÿò æåëòûå ãëàçà êîøêè.
Íå ñìîòðÿ íà òî, ÷òî æåëòûé öâåò – ýòî öâåò ñïåëûõ êîëîñüåâ è çàñòûâøåãî ñîëíå÷íîãî ñâåòà, â ðóññêîé íàðîäíîé êóëüòóðå îí ÷àñòî ëèøåí ïîëîæèòåëüíîé êîííîòàöèè è ÷àùå îáîçíà÷àåò áîëåçíü, óâÿäàíèå è ñìåðòü.
Åñëè â ïåðâîé ñòðîôå ñòèõîòâîðåíèÿ Í. Ðóáöîâà èçîáðàæåí ÿðêèé, ïûëàþùèé çàêàò, òî ïîñòåïåííî, ïî ìåðå ïðîäâèæåíèÿ ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ âãëóáü ïàðêà, áèðþçà è îãíåííûå ïåðüÿ ìåðêíóò,  óñòàíîâèâøàÿñÿ ÷åðíî-æåëòàÿ öâåòîâàÿ ïàëèòðà  ñîçäàåò îùóùåíèå âèòàþùåãî ñìåðòíîãî äóõà: íåêîãäà óõîæåííîå è îáóñòðîåííîå ìåñòî ñòàëî çàïóùåííûì, íåïðîõîäèìûì, áàðñêèé äîì, à âìåñòå ñ íèì è âåñü òðàäèöèîííûé æèçíåííûé óêëàä, áåç ñîæàëåíèÿ «çàáûò íàâåê». Îá îêîí÷àòåëüíîì ðàçðóøåíèè ñâèäåòåëüñòâóþò íå òîëüêî çàðîñøèå òðîïû èëè ïóñòîé äîì, íî òàêæå è òåìíåþùåå âå÷åðíåå íåáî, óïîäîáëåííîå ïåïëó.

Ïîêðûâøèñü ïåïëîì,
Ãàñíåò áèðþçà   [5, 274].

Ñðàâíåíèå çàêàòíûõ òó÷ ñ ïåïëîì âíîâü íàïðàâëÿåò õóäîæåñòâåííóþ ìûñëü ñòèõîòâîðåíèÿ ê òåìå ðàçðóøåíèÿ, ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ, à òàêæå – ãëóáî÷àéøåé ñêîðáè. Êðûëàòîå âûðàæåíèå «Ïîñûïàòü ãîëîâó ïåïëîì» âñòðå÷àåòñÿ âî ìíîãèõ ìåñòàõ Âåòõîãî Çàâåòà. Îïëàêèâàÿ íåñ÷àñòüå ñâîå èëè ñâîèõ áëèçêèõ, äðåâíèå åâðåè ïîñûïàëè ãîëîâó ïåïëîì.
Íà ïåðâûé âçãëÿä, íåñêîëüêî âûáèâàåòñÿ èç ýòîé ïå÷àëüíîé êàðòèíû âñåîáúåìëþùåãî óíûíèÿ, îïèñàíèå ÿðêèõ ÿãîä ìàëèíû è âèøíè. 
 ôîëüêëîðå ìàëèíà è âèøíÿ – ýòî ñèìâîë ìîëîäîñòè, ñ÷àñòüÿ è ðàäîñòè. Îäíàêî äååïðè÷àñòèå «âñïûõíóâ» («Ëèøü ìàíÿò, âñïûõíóâ, /ßãîäû ìàëèíû») ïîäðàçóìåâàåò êðàòêîâðåìåííîñòü, íåóñòîé÷èâîñòü äåéñòâèÿ: âñïûõíóòü ìîæåò òîëüêî òî, ÷òî îáðå÷åíî ïîòîì è ïîãàñíóòü. Êðîìå òîãî, ÿãîäû âèøíè – ðåäêèå, à çíà÷èò èõ ìàëî; òåì ñàìûì ýïèòåò ëèøü ïîä÷åðêèâàåò áûëóþ ïûøíîñòü áàðñêîãî ñàäà, êîòîðûé òåïåðü èñòîùèëñÿ è, óâÿäàÿ, çàðàñòàåò ñîðíûìè òðàâàìè.
 òàêîì ïóñòûííîì, îñòàâëåííîì ÷åëîâåêîì («Íè÷åé ïðèõîä / Íå îæèâèò êàðòèíû») ìåñòå òîëüêî âåòåð ãëóõî øóìèò, ðàñêà÷èâàÿ ñîñíû, è ëèðè÷åñêèé ãåðîé çàäóìûâàåòñÿ, ïûòàÿñü ðàçãàäàòü èõ òðåâîæíûé ãîâîð, íî, îêàçûâàåòñÿ, ÷òî  ýòî íå òàê óæ è ïðîñòî.
 
È ýòîò øóì
Âîëíóåò è òðåâîæèò,
È íå ïîíÿòü,
Î ÷åì îíè øóìÿò  [Òàì æå].

Êîëûõàíèå ñîñåí ïðåòâîðÿåòñÿ â ïå÷àëüíóþ ìóçûêó, â êîòîðóþ ìîæíî äîëãî âñëóøèâàòüñÿ è òîãäà îíà ïðèíîñèò óñïîêîåíèå, «ïðîñâåòëåíèå äóì».  äðóãîì ñòèõîòâîðåíèè, òàê è íàçâàííîì «Ñîñåí øóì» , ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðèåçæàåò â íåáîëüøîå ñåëî Âîëîãîäñêîé îáëàñòè – Ëèïèí Áîð, è îñòàíàâëèâàåòñÿ â ðàéîííîé ãîñòèíöå.

Ïîýòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ âíîâü ïîâòîðÿåòñÿ: ïðîòÿæíûé øóì ñîñåí ñëîâíî ÷òî-òî âçâîëíîâàííî ðàññêàçûâàåò, ìåæäó õâîåé è ñíåæíûì âåòðîì ïðîèñõîäèò òàèíñòâåííûé «âå÷íûé ñïîð». Ñõîæè ìåæäó ñîáîé è ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûå êîîðäèíàòû äâóõ ñòèõîòâîðåíèé.  È â îäíîì è â äðóãîì ñëó÷àå ëèðè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâîðà÷èâàåòñÿ â âå÷åðíåå âðåìÿ, â ñãóùàþùåéñÿ òåìíîòå, ðàçáàâëåííîé æåëòûì ñâåòîì:  «Â ñòàðîì ïàðêå» èç òåìíîòû «óíûëîãî ñòðîåíüÿ» ñâåòÿò êîøà÷üè ãëàçà, à â ñòèõîòâîðåíèè «Ñîñåí øóì» âî ìãëå ñíåãîâ ãîðèò ñâåò ñîñåäíåãî áàðàêà.

«Êàêîå ðóññêîå ñåëåíüå!» – ãîâîðèò  ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðî Ëèïèí Áîð, è íàçûâàåò åãî ñòàðèííûì è óþòíûì. Ïðèçíàêîì ñòàðèíû íàäåëÿåòñÿ  íå òîëüêî ñåëåíèå, íî è ñîñíû:   Ñòàðèííûõ ñîñåí äîëãèé øóì…
 ñòàðèííîì ìåñòå, ñðåäè òåìíîòû, ðàçáàâëåííîé æåëòûìè îãíÿìè – áóäü òî îêíî èëè ãëàçà êîøêè – ñîñíîâûé øóì, íàïîìèíàþùèé íå ïðîñòî ÷åëîâå÷åñêèé ãîâîð, íî äðåâíåå ñêàçàíèå, ïðèâîäèò äóøó ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ â îñîáîå ñîñòîÿíèå:  îí îáðåòàåò ñïîñîáíîñòü ðàçëè÷àòü «ãëàñ âåêîâ». «Ãëàñ âåêîâ» ïðîðûâàåòñÿ â øóìå äðåâíèõ ñîñåí, êîòîðûå âèäåëè ñîáûòèÿ ïðîøåäøèõ ýïîõ. Òåïåðü ñïàòü íåâîçìîæíî, íóæíî âñëóøèâàòüñÿ.

Äà êàê æå ñïàòü, êîãäà èç ìðàêà
Ìíå áóäòî ñëûøåí ãëàñ âåêîâ,
È ñâåò ñîñåäíåãî áàðàêà
Åùå ãîðèò âî ìãëå ñíåãîâ [5, 273].

Ïîçíàíèå ýòîãî ñîêðîâåííîãî ãëàñà – íå ïóñòîå âðåìÿïðåïðîâîæäåíèå,  íå ïðèÿòíûé îòäûõ óñòàëîãî ïóòíèêà, íî âàæíåéøèé ìîìåíò â äóõîâíîé æèçíè ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, ïîýòîìó îí è çàìå÷àåò:
ß íå ïðîñïëþ ñêàçàíüå ñîñåí,
Ñòàðèííûõ ñîñåí äîëãèé øóì… [Òàì æå]

Ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà øóìÿùèõ ñîñåí â ñòèõîòâîðåíèÿõ Í. Ðóáöîâà, íàäåëÿÿñü îñîáûì, ñàêðàëüíûì, çíà÷åíèåì, âûïîëíÿåò ôàòè÷åñêóþ ôóíêöèþ: ïðîòÿæíûé ãóë, çðåþùèé â íî÷íîé òåìíîòå, íàïîìèíàåò èñòîðè÷åñêîå ýõî, êîòîðîå òðåâîæèò ñâîåé íåïîçíàííîé ãëóáèíîé.  íåì ñëîâíî ñîñðåäîòî÷èëñÿ ãîëîñ, òî÷íåå äàæå ñòîí ïðîøåäøèõ ïîêîëåíèé: «Ñîñåí òåìíûé ðÿä / Âäðóã çàøóìèò, / Çàñòîíåò, çàíåìîæåò» [5, 275].

Ñî÷åòàíèå ÷åðíîãî è æåëòîãî öâåòà òàêæå ñîçäàåò òðåâîæíîå îùóùåíèå èíîáûòèÿ: òàê, â âèäèìûõ ïðåäìåòíûõ ðåàëèÿõ – ñòàðîì îñîáíÿêå, ãîñòèíèöå â ñòàðèííîì óþòíîì ñåëå – ïðîñòóïàþò ìèñòè÷åñêèå ñâîéñòâà êëàäáèùåíñêîãî ìèðà.
Ïîâòîðÿåìîñòü ýòîãî õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â ôîëüêëîðíûõ è ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ ïîçâîëÿåò íàì ãîâîðèòü î øóìÿùåé ñîñíå êàê ýòíîïîýòè÷åñêîé êîíñòàíòå, âûïîëíÿþùåé îáðàçîòâîð÷åñêóþ ôóíêöèþ. 
Ñîñíà ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ñèìâîëîâ íå òîëüêî â ðóññêîé, íî è  âî âñåé ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðå. Îäíàêî çíà÷åíèÿ ýòîãî ñèìâîëà ó ðàçíûõ íàðîäîâ ìîãóò íåñêîëüêî ðàçíèòüñÿ. Íàïðèìåð, åñëè â êèòàéñêîé ïîýçèè ñîñíà îëèöåòâîðÿåò ïîñòîÿíñòâî, ñóïðóæåñêîå ñ÷àñòüå, æèçíåííóþ ñèëó è äîëãîëåòèå, òî â ðóññêîé –  ïîñòîÿíñòâî, ãðóñòü è îäèíî÷åñòâî. (Âñïîìíèì çíàìåíèòîå ñòèõîòâîðåíèå Ëåðìîíòîâà «Íà ñåâåðå äèêîì»). Äæàî Äàéôýí îòìå÷àåò, ÷òî â ðóññêîé ïîýçèè, â îòëè÷èå îò êèòàéñêîé, ñîñíà ñèìâîëèçèðóåò  íå òîëüêî «ñòîéêîñòü â òðóäíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ», íî åùå è ïå÷àëü, ñòðàäàíèå [3, 512].

Читайте также:  Пароль для пакета бессонница

Ýòî î÷åíü âàæíîå íàáëþäåíèå, ïîçâîëÿþùåå ðàñêðûòü àêñåîëîãè÷åñêóþ îñîáåííîñòü øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííîãî îáðàçà â ïðåëîìëåíèè íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû.

 Ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà øóìÿùåé ñîñíû ÿâëÿåòñÿ ïðîâîäíèêîì ìåæäó íàñòîÿùèì âðåìåíåì è ïðîøëûì, êîòîðîå, îäíàêî, ðàñêðûâàåòñÿ ïîýòàìè ïî-ðàçíîìó.  ñòèõîòâîðåíèÿõ Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå» è «Ñîñåí øóì» ëè÷íûé ïëàí çàìåùàåòñÿ èñòîðè÷åñêèì: øóìÿùàÿ ñîñíà, ïðåæäå âñåãî, òðàíñëèðóåò «ãëàñ âåêîâ», ïåðåäàåò èñòîðè÷åñêóþ ãëóáèíó ñîâðåìåííîñòè. Òåì ñàìûì ïîýòèêà ñòèõîòâîðåíèé Ðóáöîâà ñáëèæàåòñÿ ñ õóäîæåñòâåííûìè îñîáåííîñòÿìè èñòîðè÷åñêèõ ïåñåí. Èñòîðè÷åñêàÿ ïåñíÿ «âîñïðîèçâîäèëà ãëàâíîå – èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ, ÷òî ñòàëî åå îñíîâíûì ýñòåòè÷åñêèì ôàêòîðîì», èìåííî â ïåñíÿõ «îòîáðàæàëîñü èñòîðè÷åñêîå ñîçíàíèå». [4, 250]. Ïðè ýòîì êîíêðåòíûå ñîáûòèÿ è ðåàëüíûå ãåðîè ðóññêîé èñòîðèè, êîòîðûå äåéñòâóþò â èñòîðè÷åñêèõ ïåñíÿõ, â ýòèõ ñòèõîòâîðåíèÿõ Ðóáöîâà ïîêà íèêàê íå ïðîÿâëåíû. Íà òåìàòè÷åñêîì óðîâíå â ñòèõîòâîðåíèÿõ ïðîñëåæèâàåòñÿ ñâÿçü ñ íàðîäíûìè ëèðè÷åñêèìè ïåñíÿìè.

Êîíñòàíòà ñîñíû  òàêæå êàê è îñèíû, ðÿáèíû, ãîðüêîé ïîëûíè â ðóññêîì ôîëüêëîðå âñåãäà ïåðåäàåò ñîñòîÿíèå íåñ÷àñòüÿ è ãîðÿ è ñòîéêîãî åìó ïðîòèâîñòîÿíèÿ.  ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ñîñíà êîëûøåòñÿ îò âåòðà, è ïîýòîìó öåëåñîîáðàçíî ãîâîðèòü íå ñòîëüêî î êîíñòàíòå ñîñíû, ñêîëüêî  î êîíñòàíòå ïðîòÿæíîãî ñîñíîâîãî øóìà, âûçâàííîì ïîðûâàìè âåòðà. Çâóêîâàÿ è ïðåäìåòíàÿ õàðàêòåðèñòèêè êîíñòàíòû ñëèâàþòñÿ â îäíî åäèíîå öåëîå.
 
 ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ñîñíîâûé ãóë âûçûâàåò ó äîáðîãî ìîëîäöà ãðóñòü, òîñêó, ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà è æèçíåííîé íåóñòðîåííîñòè. Âîò îí íî÷óåò â òåìíîì îñåííåì ëåñó ïîä ñîñíîé. Åñëè â ñòèõîòâîðåíèè Í. Ðóáöîâà ëèðè÷åñêèé ãåðîé ðàñïîëîæåí âíèìàòü «ñêàçàíèþ» ñòàðèííûõ ñîñåí, ýòî ïðèíîñèò åìó íå òîëüêî òðåâîãó, íî è óñïîêîåíèå, «ïðîñâåòëåíèå äóì», òî ìîëîäåö íàðîäíîé ïåñíè óæàñàåòñÿ è, íàïðîòèâ,  óãîâàðèâàåò ñîñíó íå øóìåòü, íå ìåøàòü äóìàòü î êðàñíîé äåâóøêå:

«Íå øóìè òû â ãîëîâàõ, çåëåíà ñîñíà!
Íå ìåøàé ìîëîäöó äóìó äóìàòè,
Äóìó äóìàòè, äóìó êðåïêóþ
Íå î ìàòóøêå, íå î áàòþøêå,
Î äóøå ëè òî êðàñíîé äåâóøêå!» [6, 56].

Âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå ìîëîäöà ïî ïðèíöèïó ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïàðàëëåëèçìà ñîîòâåòñòâóåò òðåâîæíîìó ãóëó ñîñíîâûõ âåòâåé. Ïî àíàëîãèè ìû ìîæåì ïðåäïîëîæèòü, ÷òî è ñòèõøèé â áîðó âåòåð áóäåò îçíà÷àòü ïðîñâåòëåíèå è óñïîêîåíèå  ëþáîâíîãî ÷óâñòâà.
 äðóãîé ëèðè÷åñêîé ïåñíå óæå äåâóøêà îáðàùàåòñÿ ê âåòðó-âåòåðî÷êó è ïðîñèò íå øàòàòü â ëåñó ñîñíó: ñîñíå è áåç òîãî òÿæêî è íåâîçìîæíî ñòîÿòü, òåì ñàìûì ñîñíà îëèöåòâîðÿåò ñîñòîÿíèå äåâóøêè:

Óæ âû âåòðû ìîè, âåòåðî÷êè,
Âàøè òîíêè ãîëîñî÷êè!
Âû íå äóéòå, âåòðû, íà ëåñî÷êè,
Íå øàòàéòå, âåòðû, â áîðó ñîñíó!
Âî áîðó ëè ñîñåíêå ñòîÿòü òîøíî,
Ñòîÿòü òîøíî ñîñåíêå, íåâîçìîæíî [6, 283].

Âî âòîðîé ÷àñòè ïåñíè ìû óçíàåì, ÷òî ñëåçû äåâóøêè íå ñëó÷àéíû: Óæ è åñòü ó ìåíÿ ïå÷àëü-ãîðå:/ Îòäàþò äðóæêà â ñîëäàòû! [Òàì æå].

Ïå÷àëü, íåóñòðîåííîñòü ëè÷íîé æèçíè, îäèíî÷åñòâî, ãèáåëü – òàêèå ÷óâñòâà ïåðåäàåò ñîñíîâûé øóì â íàðîäíûõ ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ;  òðåâîæíûé «ãóë âåêîâ», êîòîðûé ðàçëè÷àåò ëèðè÷åñêèé ãåðîé ñòèõîòâîðåíèé Í. Ðóáöîâà, â ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ïî÷òè íèêàê íå îáîçíà÷åí.  Êðó÷èíà è ñåðäå÷íàÿ òîñêà âûçâàíû ó äîáðîãî ìîëîäöà èëè êðàñíîé äåâóøêè èñêëþ÷èòåëüíî ëþáîâíûìè ïåðåæèâàíèÿìè, òîãäà êàê ðàçäóìüÿ ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ Ðóáöîâà áîëüøå èñòîðè÷åñêîãî, ÷åì ëè÷íîãî õàðàêòåðà, ÷òî ñáëèæàåò ïîýòèêó åãî ñòèõîòâîðåíèé ñ èñòîðè÷åñêèìè ïåñíÿìè. Êîíñòàíòà ñîñíîâîãî øóìà è â ôîëüêëîðå, è â ïîýçèè Ðóáöîâà îçíà÷àåò òðåâîãó, äóøåâíóþ áîëü, îäíàêî ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ïðè÷èíà ýòîãî âîëíåíèÿ – ðàçëè÷íà.  «Ñòðàäàíèÿ ëþáâè» è  «òðåâîæíûé ãóë ñòàðèíû» – âîò äâå âàæíûå, õîòÿ è íå åäèíñòâåííûå, ñìûñëîâûå ãðàíè, îáðàçóþùèå êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà.
 ëèòåðàòóðíîé òðàäèöèè ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ  îáðàçà øóìÿùåé ñîñíû  ñîåäèíÿåòñÿ ñ ôàòè÷åñêîé ôóíêöèåé: òðåâîæíîå íàñòðîåíèå âûçâàíî ÷óâñòâîì äðåâíîñòè çåìëè, ïðè÷åì çàðîæäàåòñÿ ñîñíîâûé øóì, êàê ïðàâèëî, â íî÷íîå âðåìÿ. 
Ëèðè÷åñêèé ãåðîé ñòèõîòâîðåíèÿ À.Ê. Òîëñòîãî «Áîð ñîñíîâûé â ñòðàíå îäèíîêîé ñòîèò» (1843)  äóøåâíî ðàñïîëîæåí ïðèïîìíèòü â ñîñíîâîì áîðó ñîáûòèÿ ñòàðèíû è ïðåæíèõ ãðóñòíûõ ëåò:

Áîð ñîñíîâûé â ñòðàíå îäèíîêîé ñòîèò;
 íåì ðó÷åé ìåæ äåðåâüåâ áåæèò è æóð÷èò.
ß ëþáëþ òîò ðó÷åé, ÿ ëþáëþ òó ñòðàíó,
ß ëþáëþ â òîì ëåñó âñïîìèíàòü ñòàðèíó [7, 7].
 ëåñ îí ïðèõîäèò, ÷òî çàêîíîìåðíî, òîëüêî ïî çàõîäó ñîëíöà, êîãäà â òóìàíå ñâåòÿò ëèøü ìåñÿö è çâåçäû. Òàê âíîâü âîçíèêàåò òðàäèöèîííîå ñî÷åòàíèå òåìíûõ è æåëòûõ êðàñîê.
Êîãäà ñîëíöå çàéäåò, êîãäà ìåñÿö âçîéäåò
È çâåçäà ñðåäü ìîèõ çàêà÷àåòñÿ âîä,
Ïðèõîäè òû òàéêîì, òû óçíàåøü î òîì,
×òî áûâàåò ïîðîé çäåñü â òóìàíå íî÷íîì!» [Òàì æå]

 ñòèõîòâîðåíèè À.Ê. Òîëñòîãî ïðîèñõîäèò ïðåäìåòíîå ñìåùåíèå çâóêîâîãî âåñòíèêà ïðîøëîãî: òðåâîæíûé ãîâîð ëèðè÷åñêèé ãåðîé óëàâëèâàåò íå â øóìå ñîñåí, à â øóìå âîä ëåñíîãî ðó÷åéêà:

Òàê øåïòàë, è æóð÷àë, è áåæàë ðó÷ååê;
Íà ðóæüå îïåðøèñü, ÿ ñòîÿë îäèíîê,
È ëèøü ãîâîð ñòðóè òèøèíó ïðåðûâàë,
È î ïðåæíèõ ÿ ãðóñòíî ãîäàõ âñïîìèíàë. [Òàì æå]

Øóì âîäû è øóì ñîñåí ñîåäèíÿþòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè È.À. Áóíèíà «Çåëåíîâàòûé ñâåò ïóñòûííîé ëóííîé íî÷腻:

Çåëåíîâàòûé ñâåò ïóñòûííîé ëóííîé íî÷è,
Äàëåêî ïîä ãîðîé – ìîðñêîé ïóñòûííûé áëåñê…
ß ñëûøó íà ãîðàõ îñåííèé âåòåð â ñîñíàõ
È ïîä îáðûâîì ñêàë – íåâíÿòíûé øóì è ïëåñê [1, 116].

Øóìÿò ñîñíû, ÷òî çàêîíîìåðíî, â íî÷íîå âðåìÿ, êîãäà ñâåòèò ëóíà, è ñîçäàþò òðåâîæíîå è òîñêëèâîå íàñòðîåíèå:

È â øîðîõå ãëóõîì è ãóëå ãîðíûõ ñîñåí
ß ÷óâñòâóþ òîñêó èõ áåçíàäåæíûõ äóì [1, 117].

Òðåâîãà, îùóùåíèå ñòàðèííîñòè ìåñòà, æåëòî-÷åðíûå öâåòà è íî÷íîå âðåìÿ – âîò ãëàâíûå ñìûñëîâûå óçëû, îáðàçóþùèå ýòíîïîýòè÷åñêóþ êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà â ëèðèêå Í. Ðóáöîâà.

                Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1.Áóíèí 1965 – Áóíèí È. À. Ñòèõîòâîðåíèÿ // Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé, â 9-òè ò. Ò. 1. – Ì.: Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, 1965.
2. Äàëü 1984 – Äàëü Â. .È. Ïîñëîâèöû ðóññêîãî íàðîäà â 2-õ ò. – Ì.: Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, 1984.
3. Äæàî Äàéôýí 2011 – Äæàî Äàéôýí. – Îáðàç ñîñíû â êèòàéñêîé è ðóññêîé ïîýçèè // Íàó÷íàÿ èíèöèàòèâà èíîñòðàííûõ ñòóäåíòîâ è àñïèðàíòîâ ðîññèéñêèõ âóçîâ: Ñáîðíèê äîêëàäîâ IV Âñåðîññèéñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. – Òîìñê, 2011. – Ñ. 512-514.
4. Çóåâà, Êèðäàí 2001 – Çóåâà Ò.Â., Êèðäàí Á.Ï. Ðóññêèé ôîëüêëîð: ó÷åáíèê. – Ì.: Ôëèíòà: Íàóêà, 2001
5.  Ðóáöîâ, 2006 – Ðóáöîâ Í.Ì. Ñî÷èíåíèÿ. – Ì.: Ðîññèéñêèé ïèñàòåëü, 2006.
6. Ðóññêàÿ ëèðè÷åñêàÿ ïåñíÿ, 2004 – Ðóññêàÿ ëèðè÷åñêàÿ ïåñíÿ. – Ñï-á.:   Êîìïîçèòîð, 2004.
7. Òîëñòîé, 1977 – Òîëñòîé À.Ê. Ñòèõîòâîðåíèÿ. – Ì.: Ñîâåòñêàÿ Ðîññèÿ, 1977.

Îïóáëèêîâàíî:
«Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ãóìàíèòàðíûõ è åñòåñòâåííûõ íàóê»: Æóðíàë íàó÷íûõ ïóáëèêàöèé. – 2014. – ¹ 3. – ×àñòü 2. – Ñ. 78 – 82.

Источник