Анализ стихотворения пушкина стихи написанные ночью во время бессонницы пушкин

Анализ стихотворения пушкина стихи написанные ночью во время бессонницы пушкин thumbnail

Когда ночь укутывает землю сумрачным покрывалом, многие остаются один на один со своими мыслями. Особенно назойливы они во время бессонницы. В этом состоянии люди осознают быстротечность жизни, бесполезность дневной суеты и силу рока. Ночным раздумьям посвящены произведения А. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и Ф. Тютчева «Бессонница».

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» А. С. Пушкина написал осенью 1830 г. в городе Болдина. Поэт собирался выдать сборник с одноименным циклом. Тем не менее, данное произведение было опубликовано только после смерти поэта Жуковским.

Ключевой образ стиха – лирический герой, который никак не может уснуть. Он слушает «однозвучный» ход часов, слышит каждый шорох, даже «спящей ночи трепетанье». Ночная атмосфера порождает вопросы о жизни. Герой понимает, что жизнь – это лишь «мышья беготня», а день снова был утрачен. Он подозревает, что день не пропал бесследно, а до сих пор «зовет или пророчит». Последние строки в который раз подтверждают, что человек не может понять высшую материю бытия. Лирический герой обращается к дню: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…». На этом диалог с жизнью заканчивается, но несложно догадаться, что он повторится в следующую бессонную ночь.

В 26 лет Ф. Тютчев уже успел построить дипломатическую карьеру, укрепился в литературных кругах и создать семью. Но мысли о скоротечности не покидали молодого поэта. В 1829 году он написал стихотворение «Бессонница». В начале стихотворения создается ночная атмосфера, причем ее атрибуты очень похожи на те, что немного позже использует А. С. Пушкин: «Часов однообразный бой, томительная ночи повесть» (ср. «Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный…»).

В следующих строфах более выразительно проявляется образ лирического героя. В отличие от Пушкинского, он говорит не только о своих мыслях. Герой обобщает раздумья, обращаясь: «Кто без тоски внимал из нас,… пророчески-прощальный глас?». Его мысли глобальные: о мире, о людях, которым кажется, что они покинуты на самых себя.

Постепенно поэт переходит к мотиву быстротечности, и смене поколений. Он говорит, что его поколение уже теряется в сумраке дней (и это мысли 26-летнего человека!), а ему на смену приходи «младое племя», подобное солнцу. Ушедшие поколения теряются во времени и лишь изредка их оплакивает «металла голос погребальный».

Стихотворение Ф. Тютчева тяжелее для восприятия, чем стих А. Пушкина. Это связано не только со сплетением нескольких мотивом, но и с особенностями художественного оформления. А. Пушкин использует эпитеты, метафоры, которые не требуют расшифровки. Произведение Тютчева – это палитра образов-символов, оригинальных метафор, эпитетов и контрастов. Читать его нужно между строф.

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» А. С. Пушкина – целостный внутренний монолог, не разделенный на строфы, стих «Бессонница» Ф. Тютчева разделен на строфы. Произведение Пушкина написано хореем, а Тютчева – ямбом, но по настроению они похожи.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Сравнительный анализ стихотворений Есенина «Пороша» и Пушкина «Зимняя дорога»
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева «Что ты клонишь над водами…» и Фета «Сядем здесь, у этой ивы…»
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Туча» и Лермонтова «Тучи»
Сравнительный анализ стихотворений Пушкина «Узник» и Лермонтова «Пленный рыцарь»

Источник

“Товарищам” (“Прощание”)

Накануне выпуска из Царскосельского лицея в июне 1817 года Пушкин создает стихотворение “Товарищам”, которое позднее будет озаглавлено как “Прощание”.

Двойное название стихотворения “Товарищам” (“Прощание”)

Одна из особенностей данного произведения – его двойное, то есть позднее измененное автором, название.

Действительно, автор не обращается в нем к близким по духу товарищам.

Лирический герой подразумевает здесь под словом “друзья” и “товарищи” не своих единомышленников, а всех сокурсников в целом. Имеется в виду большинство выпускников, которые пойдут путем какой-либо карьеры. Этот путь продвижения вверх по служебной лестнице (военной либо гражданской) Пушкина совсем не интересует.

Таким образом, вопреки своему (первоначальному) названию, а также вопреки обращению “друзья”, которое дважды употребляет автор, стихотворение написано не столько на тему дружбы, сколько на тему “прощания”.

Это именно “Прощание” – прощание с прошлым, прощание со всем тем, что кажется чуждым и лишним лирическому герою.

Он хочет посвятить себя поэзии, но совсем не к этому делу прочит Лицей своих воспитанников. Пушкин не жаждет стать тем высокоранговым чиновником, на пост которого готовило это учебное заведение, по замыслу его создателя Александра I.

Тема

Тема стихотворения – общество и пути служения ему; поиск своего призвания в обществе.

Композиция

Это произведение строится как краткие зарисовки определенных слоев русского общества: лицей, свет, чиновники, армия, и наконец, лирический образ самого поэта.

Произведение строится на контрасте настроений лирического героя.

Лишь в начале стихотворения, при описании Лицея, – возвышенный стиль и лирический тон:


Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

С этим началом контрастирует продолжение и концовка стихотворения, когда неожиданно поэт уходит от возвышенной тематики и иронически живописует и общество, и себя в нем.

Литературное направление

Пушкину в это время всего 18 лет, но в стихотворении он набросал критическую картину российской службы, достойную зрелого пера. Поэт еще в начале своего творческого пути и у него еще будет впереди много романтических произведений. Но это раннее стихотворение написано  скептически настроенным реалистом, словно уже умудренным опытом. В нем нет ни капли восторженной юношеской наивности, нет иллюзий насчет того служения, которое ожидает большинство выпускников.

Оно пронизано иронией, и присутствуют даже сатирические нотки, например в сопоставлении слов “честь” и “почести”, “плут знатный” – “покорный плут”:

Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя…

Таким образом, административная служба в России рисуется как собрание плутов, кто-то знатнее, кто-то пониже рангом. Сатирический тон и направленность хорошо соответствуют разговорному стилю и языку стихотворения.

Читайте также:  Какому поэту принадлежат стихи сочиненные ночью во время бессонницы

Художественные средства

Произведение написано с помощью четырехстопного ямба (ударение на каждом втором слоге):

Пром-ча–  //лись го–  //ды за   //-то-чен–  //ья

Рифма – перекрестная (строки рифмуются по очереди, через одну). При этом мужская рифма (ударение на последнем слоге стиха) чередуется с женской (ударение на предпоследнем слоге стиха).

Эпитеты

“Гордые, юные думы”, “воинственный наряд” , “счастливая лень”

Виды антитезы в стихотворении

сопоставление антонимов : рвусь грудью – ползу

Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора…

Противопоставление однокоренных слов (одновременно и игра слов, или каламбур):

Не честь, а почести любя.

Сопоставление одинаковых слов с разными определениями:

плут знатный – покорный плут. Подчеркивается, что в любом случае все станут плутами, просто каждый по-своему.

Метафоры:

“Зовет нас дальний света шум”

“под кивер спрятав ум” – данная метафора подчеркивает, что на военной службе нужно спрятать свои умственные способности(кивер – военный головной убор с начала 19 века).

Синтаксические средства художественной выразительности

Скопление однородных членов предложения: писари, уланы, законы, кивера… подчеркивает равнодушие автора ко всем этим предметам:

Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера…

Анафора : равны – равны

Параллельное использование однородных членов предложения: не рвусь – не ползу

Символические образы в стихотворении “Товарищам”

Среди символических образов стихотворения можно перечислить следующие: расстегнутый жилет, колпак, шишак.

Герой пока не знает, где приложить свои лирические способности. Поэтому он принимает шутовскую маску, маску аутсайдера, сказали бы мы современным языком. Он просит оставить ему право расстегивать жилет (то есть иметь свободный, неформальный стиль жизни) и носить красный колпак.

Колпак, с одной стороны, – это намек на символ свободы, красный колпак вершивших Французскую революцию.

Но с другой стороны, колпак – это и традиционный атрибут шута. То есть того, кто традиционно при любой власти имел право говорить правду под личиной шутки. Пушкин выбирает для себя образ шутливого свободолюбца не у дел, рискуя даже вызвать этим царскую немилость :

Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак…

Шишак – это железный шлем солдата, который ассоциируется в сознании Пушкина и его современников с наказанием за свободомыслие. (Цари иногда лишали звания и назначали в солдаты неугодных им дворян).

Стихотворение отражает дар Пушкина выбирать меткие выражения и точные образы. Уже здесь видна правдивость поэта, которая  в скором будущем приведет его к ссылкам и немилости при царском дворе.

Источник

ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).

Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».

Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.

У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза). Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?

Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».

Читайте также:  Клуб бессонница тольятти сайт

Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.

Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

  • Анализ стихов
  • Пушкин
  • Ночь

Можно сказать, что не было ни одного поэта, который бы ни писал о любви. Александр Сергеевич посвящал этому великому чувству достаточно много своих произведений. Вся его лирика – это словно отражение душевных переживаний лирического героя. Свои стихотворения писатель посвящал многим женщинам, и в этом нет ничего удивительного. В жизни поэта было много девушек и женщин. Кого-то любил он, кто-то же любил его. Иногда эти чувства были не взаимны и приносили много переживаний и горя, но Пушкин все равно не отказывался от них. Так как большая часть его романов и увлечений была мимолетна, это говорит лишь о ветрености и неспособности поэта на настоящую любовь. Да, Пушкин испытывал любовь, он страдал, восхищался и разочаровывался. Было время, когда юноша влюблялся и даже не собирался говорить об этом объекту своего обожания. Он сдерживал свои чувства, это было для него равносильно тяжелой болезни.

И все же в своем творчестве писатель для любви отводил главное место. Он считал, что это великое и сильное чувство, которое способно раскрыть только хорошие качества человека. Тех дам, в которых влюбляется поэт, он просто боготворит, относится к ним с трепетом и уважением. Пушкин был пылким и любвеобильным молодым человеком. Не будучи особо привлекательным героем, он все же привлекал противоположный пол другими качествами. Пушкин был умен, весел и общителен, он был мастером покорять женские сердца. В 1823 году, когда поэт приехал в Одессу он встретил дочь венского банкира Амалию, и влюбился. Отношения были больше непонятны, чем они были вообще. Девушка была красива, стройна, высока, с черной косой. Она всегда носила длинное платье и на удивление мужскую шляпу. То, что женщина была уже замужем, не испугало писателя. Он все время крутился возле нее, она полностью пленила его сердце. Так никто и не знает, что же было между ними. Были чувства взаимны, нравился ли Пушкин красавице? Чувства же Пушкина были слишком сильны. Через время она уехала в Австрию, после во Флоренцию. Женщина страдала тяжелой болезнью и вскоре умерла.

Своим чувствам писатель посвятил стихотворение “Ночь, ” которое, скорее всего, адресовал именно Амалии. С первых строчек перед нами предстает влюбленный лирический герой, который словно разговаривает с возлюбленной. Она будто слышит его рассказ, его голос для нее такой ласковый. Герою так сильно хочется, чтобы это была правда, но, увы, женщина не явилась ему, она его не слышит. И вот, кажется, что любимая все же пришла, она словно перед ним, он даже ее видит и слышит ее голос. Но к несчастью, и разочарованию героя, это опять лишь игры его фантазии. Будто мрак и тени играют с ним, бередя любовную рану в его душе. Он словно начинает опять чувствовать себя одиноким. Чем больше времени проходит, тем больше герой осознает, она к нему никогда не придет. Главный герой остается один на один со своим горем неразделенной любви. Он один, и так ему придется жить, храня воспоминания о ней.

По плану

Картинка к стихотворению Ночь

Ночь Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Мой путь

    Жизнь знаменитого писателя Сергея Есенина, нельзя назвать счастливой и благополучной, о чем мы можем судить по его биографии, а также по стихам, в которые он выплескивал накипевшие чувства. Так и в стихотворение « Мой путь »

  • Анализ стихотворения Есенина Сестре Шуре

    Стихотворение было написано сестре Александре оно называется “Ты запой мне песню, что прежде”. Анализируя данный текст можно прочувствовать всю любовь поэта к родимым местам

  • Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке

    Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

    Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее,

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветы последние милей

    Одним из самых знаменитых и любимых многими является поэт Пушкин Александр Сергеевич. Практически каждое его произведение стало любимым, запоминающимся и родным для большинства людей. Его стихотворения изучают

Источник

Ïóøêèí.
Âîñïîìèíàíèå.

Êîãäà äëÿ ñìåðòíîãî óìîëêíåò øóìíûé äåíü,
È íà íåìûå ñòîãíû ãðàäà
Ïîëóïðîçðà÷íàÿ íàëÿæåò íî÷è òåíü
È ñîí, äíåâíûõ òðóäîâ íàãðàäà,
 òî âðåìÿ äëÿ ìåíÿ âëà÷àòñÿ â òèøèíå
×àñû òîìèòåëüíîãî áäåíüÿ:
 áåçäåéñòâèè íî÷íîì æèâåé ãîðÿò âî ìíå
Çìåè ñåðäå÷íîé óãðûçåíüÿ;
Ìå÷òû êèïÿò; â óìå, ïîäàâëåííîì òîñêîé,
Òåñíèòñÿ òÿæêèõ äóì èçáûòîê;
Âîñïîìèíàíèå áåçìîëâíî ïðåäî ìíîé
Ñâîé äëèííûé ðàçâèâàåò ñâèòîê;
È ñ îòâðàùåíèåì ÷èòàÿ æèçíü ìîþ,
ß òðåïåùó è ïðîêëèíàþ,
È ãîðüêî æàëóþñü, è ãîðüêî ñëåçû ëüþ,
Íî ñòðîê ïå÷àëüíûõ íå ñìûâàþ.

Читайте также:  Депрессии нет а бессонница осталась

————————————————————————————————————

Ïóøêèí
ÑÒÈÕÈ, ÑÎ×ÈÍÅÍÍÛÅ ÍÎ×ÜÞ ÂÎ ÂÐÅÌß ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÛ

Ìíå íå ñïèòñÿ, íåò îãíÿ;
Âñþäó ìðàê è ñîí äîêó÷íûé.
Õîä ÷àñîâ ëèøü îäíîçâó÷íûé
Ðàçäàåòñÿ áëèç ìåíÿ.
Ïàðêè áàáüå ëåïåòàíüå,
Ñïÿùåé íî÷è òðåïåòàíüå,
Æèçíè ìûøüÿ áåãîòíÿ…
×òî òðåâîæèøü òû ìåíÿ?
×òî òû çíà÷èøü, ñêó÷íûé øåïîò?
Óêîðèçíà èëè ðîïîò
Ìíîé óòðà÷åííîãî äíÿ?
Îò ìåíÿ ÷åãî òû õî÷åøü?
Òû çîâåøü èëè ïðîðî÷èøü?
ß ïîíÿòü òåáÿ õî÷ó,
Ñìûñëà ÿ â òåáå èùó…

————————————————————————————————————

Ô. È. Òþò÷åâ.
Áåññîííèöà («×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé…»)

×àñîâ îäíîîáðàçíûé áîé,
Òîìèòåëüíàÿ íî÷è ïîâåñòü!
ßçûê äëÿ âñåõ ðàâíî ÷óæîé
È âíÿòíûé êàæäîìó, êàê ñîâåñòü!
Êòî áåç òîñêè âíèìàë èç íàñ,
Ñðåäè âñåìèðíîãî ìîë÷àíüÿ,
Ãëóõèå âðåìåíè ñòåíàíüÿ,
Ïðîðî÷åñêè-ïðîùàëüíûé ãëàñ?
Íàì ìíèòñÿ: ìèð îñèðîòåëûé
Íåîòðàçèìûé Ðîê íàñòè㠖
È ìû, â áîðüáå, ïðèðîäîé öåëîé
Ïîêèíóòû íà íàñ ñàìèõ.
È íàøà æèçíü ñòîèò ïðåä íàìè,
Êàê ïðèçðàê íà êðàþ çåìëè,
È ñ íàøèì âåêîì è äðóçüÿìè
Áëåäíååò â ñóìðà÷íîé äàëè…
È íîâîå, ìëàäîå ïëåìÿ
Ìåæ òåì íà ñîëíöå ðàñöâåëî,
À íàñ, äðóçüÿ, è íàøå âðåìÿ
Äàâíî çàáâåíüåì çàíåñëî!
Ëèøü èçðåäêà, îáðÿä ïå÷àëüíûé
Ñâåðøàÿ â ïîëóíî÷íûé ÷àñ,
Ìåòàëëà ãîëîñ ïîãðåáàëüíûé
Ïîðîé îïëàêèâàåò íàñ!
<1829>

————————————————————————————————————

Ïåòð Âÿçåìñêèé. «Áåññîííèöà»

 òîñêå áåññîííèöû, ñðåäü òèøèíû íî÷íîé,
Êàê ðàçäðàæèòåëåí ÷àñîâ äîêó÷íûé áîé!
Êàê ìîëîòîì êóçíåö ñòó÷èò ïî íàêîâàëüíîé,
Òàê êàæäûé èõ óäàð, òÿæåëûé è ïå÷àëüíûé,
Ïî ñåðäöó ìîåìó îäíîîáðàçíî áüåò,
È ñ êàæäûì áîåì âñ¸ òîñêà ìîÿ ðàñòåò.
×àñû, «ãëàãîë âðåìåí, ìåòàëëà çâîí» íàäãðîáíîé,
×åãî âû îò ìåíÿ ñ íàñòîé÷èâîñòüþ çëîáíîé
Õîòèòå? Äàéòå ìíå çàáûòüñÿ. ß óñòàë.
Êóêóøêè âäîâîëü ÿ íàìåêîâ íàñ÷èòàë.
ß çíàþ è áåç âàñ, ÷òî âðåìÿ ìèìîëåòíî;
Áåçîñòàíîâî÷íî îíî, áåñïîâîðîòíî!
Òåì ëó÷øå! È êîìó, â êîì çäðàâûé ðàçóì åñòü,
Îõîòà áû ïðèøëà æèçíü ñûçíîâà ïðî÷åñòü?
Íî, ñêó÷íûå ÷àñû ìîåé áåññîííîé ïûòêè,
 äâèæåíèÿõ ñâîèõ êóäà êàê âû íå ïðûòêè!
È, ñëîâíî ãèðÿìè êðûëî îáðåìåíÿ,
Âû òàùèòåñü ïî ìíå, öàðàïàÿ ìåíÿ.
È ñêîëüêî äèêèõ äóì, áåññìûñëåííûõ, íåñâÿçíûõ,
×óäîâèùíûõ êàðòèí, âèäåíèé áåçîáðàçíûõ, —
Òî âûíûðíóâ èç òüìû, òî ïîãðóæàÿñü â òüìó, —
Ìåðåùèòñÿ ãëàçàì è ãðåçèòñÿ óìó!
Ãðóäü äàâèò òåìíûé ñòðàõ è áåøåíàÿ çëîáà,
Êîãäà çìåè íî÷íîé áåçäîííàÿ óòðîáà
Çà ÷àñîì ÷àñ íà÷íåò ïðîæîðëèâî ãëîòàòü,
À ñíà íà æàðêèé îäð íå ñõîäèò áëàãîäàòü.
Òîñêà áåññîííèöû, òû ìíå äàâíî çíàêîìà;
Íî âñ¸ ìíå íåâòåðïåæ òâîé ãíåò, òâîÿ èñòîìà,
Êàê áóäòî â ïåðâûé ðàç ìíå èçìåíÿåò ñîí
È êðåïêî-íàêðåïêî áûë çàñòðàõîâàí îí;
Êàê áóäòî ïî íî÷àì áåññîííûì íå â ïðèâû÷êó
Òîìèòåëüíûõ ÷àñîâ ìíå ñëóøàòü ïåðåêëè÷êó;
Êàê áóäòî ÿ è âïðÿìü íà âñåðîññèéñêèé ëàä
Ñïàòü áîãàòûðñêèì ñíîì âñåãäà è âñþäó ðàä,
È òîëüêî ãîëîâîé ïîäóøêó ÷óòü ïðèãðåþ, —
Óæ ñ Õðàïîâèöêèì ðå÷ü çàòÿãèâàòü óìåþ.
1862 (?)

————————————————————————————————————

Îñèï Ìàíäåëüøòàì
“Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà…”

Áåññîíèöà, Ãîìåð, òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.

Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè –
Íà ãîëîâàx öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà –
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àxåéñêèå ìóæè?

È ìîðå, è Ãîìåð — âñå äâèæèìî ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäxîäèò ê èçãîëîâüþ.

————————————————————————————————————

Ìàðèíà Öâåòàåâà
x x x

Áåññîííèöà! Äðóã ìîé!
Îïÿòü òâîþ ðóêó
Ñ ïðîòÿíóòûì êóáêîì
Âñòðå÷àþ â áåççâó÷íî-
Çâåíÿùåé íî÷è.

— Ïðåëüñòèñü!
Ïðèãóáü!
Íå â âûñü,
À â ãëóáü —
Âåäó…
Ãóáàìè ïðèãîëóáü!
Ãîëóáêà! Äðóã!
Ïðèãóáü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Îò âñåõ ñòðàñòåé —
Óñòîé,
Îò âñåõ âåñòåé —
Ïîêîé.
— Ïîäðóãà! —
Óäîñòîé.
Ðàçäâèíü óñòà!
Âñåé íåãîé óñò
Ðåçíîãî êóáêà êðàé
Âîçüìè —
Âòÿíè,
Ãëîòíè:
— Íå áóäü! —
Î äðóã! Íå îáåññóäü!
Ïðåëüñòèñü!
Èñïåé!
Èç âñåõ ñòðàñòåé —
Ñòðàñòíåéøàÿ, èç âñåõ ñìåðòåé –
Íåæíåéøàÿ… Èç äâóõ ãîðñòåé
Ìîèõ — ïðåëüñòèñü! — èñïåé!

Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë.  íèãäå —
Çàòîïëåííûå áåðåãà…
— Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå
Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…

Òû ìîðå ïüåøü,
Òû çîðè ïüåøü.
Ñ êàêèì ëþáîâíèêîì êóòåæ
Ñ ìîèì
— Äèòÿ —
Ñðàâíèì?

À åñëè ñïðîñÿò (íàó÷ó!),
×òî, äåñêàòü, ùå÷êè íå ñâåæè, —
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó, ñêàæè,
Ñ Áåññîííèöåé êó÷ó…

Ìàé 1921

————————————————————————————————————

Êòî ñïèò ïî íî÷àì? Íèêòî íå ñïèò!
Ðåá¸íîê â ëþëüêå ñâîåé êðè÷èò,
Ñòàðèê íàä ñìåðòüþ ñâîåé ñèäèò,
Êòî ìîëîä – ñ ìèëîþ ãîâîðèò,
Åé â ãóáû äûøèò, â ãëàçà ãëÿäèò.

Çàñí¸øü – ïðîñí¸øüñÿ ëè çäåñü îïÿòü?
Óñïååì, óñïååì, óñïååì ñïàòü!

À çîðêèé ñòîðîæ èç äîìà â äîì
Ïðîõîäèò ñ ðîçîâûì ôîíàð¸ì,
È äðîáíûì ðîêîòîì íàä ïîäóøêîé
Ðîêî÷åò ÿðàÿ êîëîòóøêà:

Íå ñïè! êðåïèñü! ãîâîðþ äîáðîì!
À òî – âå÷íûé ñîí! à òî – âå÷íûé äîì!

12 äåêàáðÿ 1916

————————————————————————————————————

À. Àõìàòîâà
Áåññîíèöà

Ãäå-òî êîøêè æàëîáíî ìÿóêàþò,
Çâóê øàãîâ ÿ èçäàëè ëîâëþ…
Õîðîøî òâîè ñëîâà áàþêàþò:
Òðåòèé ìåñÿö ÿ îò íèõ íå ñïëþ.

Òû îïÿòü, îïÿòü ñî ìíîé, áåññîííèöà!
Íåïîäâèæíûé ëèê òâîé óçíàþ.
×òî, êðàñàâèöà, ÷òî, áåççàêîííèöà,
Ðàçâå ïëîõî ÿ òåáå ïîþ?

Îêíà òêàíüþ áåëîþ çàâåøåíû,
Ïîëóìðàê ñòðóèòñÿ ãîëóáîé…
Èëè äàëüíåé âåñòüþ ìû óòåøåíû?
Îò÷åãî ìíå òàê ëåãêî ñ òîáîé?

————————————————————————————————————

Áîðèñ Ïàñòåðíàê

ÁÅÑÑÎÍÍÈÖÀ
Êîòîðûé ÷àñ? Òåìíî. Íàâåðíî, òðåòèé.
Îïÿòü ìíå, âèäíî, ãëàç ñîìêíóòü íå ñóæäåíî.
Ïàñòóõ â ïîñåëêå ùåëêíåò ïëåòüþ íà ðàññâåòå.
Ïîòÿíåò õîëîäîì â îêíî,
Êîòîðîå âî äâîð îáðàùåíî.
À ÿ îäèí.
Íåïðàâäà, òû
Âñåé áåëèçíû ñâîåé ñêâîçíîé âîëíîé
Ñî ìíîé.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 21.06.2015. ***
  • 17.06.2015. ***
  • 09.06.2015. Ñòèõè, ñî÷èíåííûå íî÷üþ âî âðåìÿ áåññîííèöû
  • 04.06.2015. Íå çðÿ

Источник