Анализ стихотворения не более чем сон
Голосование за лучший ответ
КРАСОТКА СЬЮ
Мудрец
(17779)
5 лет назад
«Не более, чем сон» Игорь Северянин
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон…
И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…
Анализ стихотворения Северянина «Не более, чем сон» Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами нового строя. Те, кто не успел покинуть родину, фактически были обречены на забвение. Их использовали для популяризации революционных идей, но лишь до тех пор, пока в этом булла нужда. История знает десятки примеров, когда по-настоящему талантливые поэты и писатели «выходили в тираж» сразу же после смерти – новая власть не позволяла создавать кумиров, которые могли стать лидерами даже тогда, когда их земной путь уже завершился.
Этому необычному феномену и посвящено стихотворение «не более, чем сон» , написанное в 1927 году. Игорь Северянин уверял, что все события, которые легли в основу этого произведения, реальны. То есть, ему действительно приснился сон, в котором он «ехал с девушкой, стихи читавшей Блока» . Однако удивительным в этом было не то, что 40-летний поэт видел себя в экипаже с юной особой, а то, что она увлекалась творчеством опального поэта. К тому времени Александр Блок уже скончался, а его произведения были преданы забвению. Более того, власти упорно распространяли слухи о том, что перед смертью поэт сошел с ума. Иначе как объяснить его желание уехать за границу и соответствующее прошение, поданное в наркомат иностранных дел? Так или иначе, но у советских чиновников были весьма веские причины для того, чтобы вычеркнуть Блока из истории литературы, навесив ярлык неблагонадежного товарища. https://pishi-stihi.ru/ne-bolee-chem-son-severyanin.html
Из вышеизложенного я теперь поняла саму мысль этого стихотворения. Гонения на талантливых людей было модным после революции в СССР. К тому же, вероятно, власть придержащие боялись, что их кто-то затмит своим умом, образованием и благородством. Так же поступили с Владимиром Высоцким. Не жалеют о нем много говорить. Но, как и к Александру Пушкину “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Поднялся он повыше Александрийского столпа (царского трона)….К нему не зарастет народная тропа”. О Пушкине можно говорить, а о Высоцком еще рановато. Но народ любит его! Власть всегда не любила, не любит и не будет любить своих конкурентов. Если взять произведение Анежелика (14 штук) , там та же самая ситуация: король вынуждает бегством спасаться Жофрея де Пейрака из страны. Одна и та же происходит трагедия. “Ведь всем известно, что нынче любят бессловестных”,- так точно сказал герой произведения. {забыла кто сказал, но фразу помню}.
Источник
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнина “Ðе более, Ñем Ñон
ЯÑкий, ÑееÑиÑеÑкий ÑÐ°Ð»Ð°Ð½Ñ ÐгоÑÑ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнина заклÑÑалÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко в Ñом, ÑÑо он Ñмел ÑпаÑиÑоваÑÑ Ð¿ÑбликÑ, подÑинÑÑ ÐµÐµ Ñвоей воле. ÐоÑÑ Ð² ÑовеÑÑенÑÑве владел лиÑеÑаÑÑÑнÑм Ñлогом и мог Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿Ñоизведений бÑквалÑно из неоÑкÑда. Ðаже в ÑмигÑаÑии он пÑодолжал ÑледиÑÑ Ð·Ð° жизнÑÑ Ð² РоÑÑии и неÑедко ÑокÑÑÑалÑÑ ÑомÑ, ÑÑо многие ÑаланÑливÑе лÑди ÑÑали жеÑÑвами нового ÑÑÑоÑ. Те, кÑо не ÑÑпел покинÑÑÑ ÑодинÑ, ÑакÑиÑеÑки бÑли обÑеÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° забвение. ÐÑ Ð¸ÑполÑзовали Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑизаÑии ÑеволÑÑионнÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ¹, но лиÑÑ Ð´Ð¾ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока в ÑÑом бÑлла нÑжда.
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð´ÐµÑÑÑки пÑимеÑов, когда по-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÑаланÑливÑе поÑÑÑ Ð¸ пиÑаÑели “вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ в ÑиÑаж” ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ðµ поÑле ÑмеÑÑи – Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð½Ðµ позволÑла ÑоздаваÑÑ ÐºÑмиÑов, коÑоÑÑе могли ÑÑаÑÑ Ð»Ð¸Ð´ÐµÑами даже Ñогда, когда Ð¸Ñ Ð·ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð¹ пÑÑÑ Ñже завеÑÑилÑÑ.
ÐÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ½Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ поÑвÑÑено ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение “Ðе более, Ñем Ñон” , напиÑанное в 1927 годÑ. ÐгоÑÑ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнин ÑвеÑÑл, ÑÑо вÑе ÑобÑÑиÑ, коÑоÑÑе легли в оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑÑого пÑоизведениÑ, ÑеалÑнÑ. То еÑÑÑ, ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно пÑиÑнилÑÑ Ñон, в коÑоÑом он “ÐµÑ Ð°Ð» Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑкой, ÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑиÑавÑей Ðлока”. Ðднако ÑдивиÑелÑнÑм в ÑÑом бÑло не Ñо, ÑÑо 40-леÑний поÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ»
ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñкипаже Ñ Ñной оÑобой, а Ñо, ÑÑо она ÑвлекалаÑÑ ÑвоÑÑеÑÑвом опалÑного поÑÑа. Ð ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñемени ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðлок Ñже ÑконÑалÑÑ, а его пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñли пÑÐµÐ´Ð°Ð½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ. Ðолее Ñого, влаÑÑи ÑпоÑно ÑаÑпÑоÑÑÑанÑли ÑлÑÑ Ð¸ о Ñом, ÑÑо пеÑед ÑмеÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑ ÑоÑел Ñ Ñма. ÐнаÑе как обÑÑÑниÑÑ ÐµÐ³Ð¾ желание ÑÐµÑ Ð°ÑÑ Ð·Ð° гÑаниÑÑ Ð¸ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑее пÑоÑение, поданное в наÑÐºÐ¾Ð¼Ð°Ñ Ð¸Ð½Ð¾ÑÑÑаннÑÑ Ð´ÐµÐ»? Так или инаÑе, но Ñ ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ñиновников бÑли веÑÑма веÑкие пÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð²ÑÑеÑкнÑÑÑ Ðлока из иÑÑоÑии лиÑеÑаÑÑÑÑ, навеÑив ÑÑлÑк неблагонадежного ÑоваÑиÑа.
ÐгоÑÑ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнин бÑл пÑекÑаÑно оÑведомлен о Ñом, как поÑле ÑмеÑÑи ÑовеÑÑкое пÑавиÑелÑÑÑво ÑазделалоÑÑ Ñ ÑвоÑÑеÑким наÑледием Ðлока. Ðменно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐµÐ³Ð¾ до глÑÐ±Ð¸Ð½Ñ Ð´ÑÑи поÑазил ÑÑÐ¾Ñ ÑдивиÑелÑнÑй Ñон, в коÑоÑом ÑаинÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼ÐºÐ° пÑоÑвила Ñакой инÑеÑÐµÑ Ðº ÑÑÐ¸Ñ Ð°Ð¼ поÑÑа. “Ð ÑÐ»ÐµÐ·Ñ ÐºÐ°Ð¿Ð°Ð»Ð¸. РвилÑÑ ÑÑÑÑй локон”, – оÑмеÑÐ°ÐµÑ Ð°Ð²ÑоÑ.
Ðн оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ впеÑаÑлением Ð¾Ñ ÑÑого необÑÑного ÑновидениÑ, поÑÑоÑнно дÑÐ¼Ð°Ñ “о ÑÑÑанной девÑÑке, не позабÑвÑей Ðлока”. Ðднако ÑазÑм подÑказÑвал поÑÑÑ, ÑÑо в ÑеалÑной жизни Ñакого попÑоÑÑÑ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо нÑнеÑнее поколение молодÑÑ Ð¾Ñоб воÑпиÑано на ÑовÑем инÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑÑ Ð¿ÑоизведениÑÑ . ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнин пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº вÑводÑ, ÑÑо вÑе Ñвиденное – не более, Ñем Ñон. ÐÑаÑивÑй, обнадеживаÑÑий, но не имеÑÑий ниÑего обÑего Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑÑÑ.
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡ÐµÐ²ÐµÑÑнина “Ðе более, Ñем Ñон
Источник
Игорь Северянин, новое:
Мой взор мечтанья оросили:
Вновь — там, за башнями Кремля, —
Неподражаемой России
Незаменимая земля.
В ней и убогое богато,
Полны значенья…
То было, может быть, давно,
А может быть, совсем недавно.
Ты, опираясь на окно,
Ждала меня, как Ярославна.
А я, как Игорь, что в полон
Был взят…
Счастье жизни — в искрах алых;
В просветленьях мимолётных,
В грёзах ярких, но бесплотных,
И в твоих очах усталых.
Горе — в вечности пороков,
В…
Сон лелея, лиловеет запад дня.
Снова сердце для рассудка западня.
Только вспомню о тебе, — к тебе влечёт.
Знаешь мысли ты мои наперечёт.
И хочу,…
Бледнел померанцевый запад,
В горах голубели туманы,
И гибко, и цепко сплетались
В объятья над вами лианы.
Сквозь кружево листьев ажурных…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Закон самодержавия таков:
Чем царь добрей, тем больше льётся крови.
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Игорь Северянин, самые читаемые стихотворения:
Изменить бы! Кому? Ах, не всё ли равно!
Предыдущему. Каждому. Ясно.
С кем? И это не важно. На свете одно
Изменяющееся прекрасно.Одному…
Мы живём, точно в сне неразгаданном,
На одной из удобных планет…
Много есть, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется нет.Когда твердят, что солнце — красно,
Что море — сине, что весна
Всегда зелёная — мне ясно,
Что пошлая звучит струна…Мне ясно, что назвавший…
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А…В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно…Я сделал опыт. Он печален.
Чужой останется чужим.
Пора домой; залив зеркален,
Идёт весна к дверям моим.Ещё одна весна. Быть может,
Уже…Ни одного цветка, ни одного листка,
Закостенел мой сад. В моём саду тоска.Взад и вперёд хожу, по сторонам гляжу.
О чём подумаю, тебе сейчас…Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая
В оскорбляемый водкой хрусталь.
И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!» В уста…Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзывание из объятья.Ты не…
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!Прошли лета…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
Хорошая экранизация книги – не такой уж редкий гость на столе киногурмана. Это однозначный плюс. Но зато плохая…
Источник
Poesy.site
Стихотворение “Не более, чем сон” на русском языке, написанное в 1927 год. Автором произведения является Северянин, Игорь.
Переключатель меню
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон…
И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…
Анализ стихотворения Игоря Северянина “Не более, чем сон”
Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами нового строя. Те, кто не успел покинуть родину, фактически были обречены на забвение. Их использовали для популяризации революционных идей, но лишь до тех пор, пока в этом булла нужда. История знает десятки примеров, когда по-настоящему талантливые поэты и писатели «выходили в тираж» сразу же после смерти – новая власть не позволяла создавать кумиров, которые могли стать лидерами даже тогда, когда их земной путь уже завершился.
Этому необычному феномену и посвящено стихотворение «Не более, чем сон», написанное в 1927 году. Игорь Северянин уверял, что все события, которые легли в основу этого произведения, реальны. То есть, ему действительно приснился сон, в котором он «ехал с девушкой, стихи читавшей Блока». Однако удивительным в этом было не то, что 40-летний поэт видел себя в экипаже с юной особой, а то, что она увлекалась творчеством опального поэта. К тому времени Александр Блок уже скончался, а его произведения были преданы забвению. Более того, власти упорно распространяли слухи о том, что перед смертью поэт сошел с ума. Иначе как объяснить его желание уехать за границу и соответствующее прошение, поданное в наркомат иностранных дел? Так или иначе, но у советских чиновников были весьма веские причины для того, чтобы вычеркнуть Блока из истории литературы, навесив ярлык неблагонадежного товарища.
Игорь Северянин был прекрасно осведомлен о том, как после смерти советское правительство разделалось с творческим наследием Блока. Именно поэтому его до глубины души поразил этот удивительный сон, в котором таинственная незнакомка проявила такой интерес к стихам поэта. «И слезы капали. И вился русый локон», — отмечает автор.
Он очень долго находился под впечатлением от этого необычного сновидения, постоянно думая «о странной девушке, не позабывшей Блока». Однако разум подсказывал поэту, что в реальной жизни такого попросту не может быть, потому что нынешнее поколение молодых особ воспитано на совсем иных литературных произведениях. Поэтому Северянин приходит к выводу, что все увиденное — не более, чем сон. Красивый, обнадеживающий, но не имеющий ничего общего с действительностью.
Источник
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.
История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.
Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.
Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.
Жанр – мистическая лирика.
Стихотворный размер – пятистопный ямб.
Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:
- Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
- Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 39.
Источник