Анализ стихотворения мне снились веселые думы
«Мне снились веселые думы»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один…
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.
Я думал о сбывшемся чуде…
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:
Смолили тяжелые челны…
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла…
Пьяна от веселого шума.
Душа небывалым полна..
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…
Дата написания: 1903 год
ஜ═══۞═══ஜ۩۞۩ஜ═══۞═══ஜ
Анализ стихотворения Блока «Мне снились веселые думы…»
Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества относится и ряд произведений, которые не вошли с сборник, однако так или иначе затрагивали взаимоотношения поэта с Любовью Менделеевой. В 1902 году он написал стихотворение «Мне снились веселые думы…», которое можно отнести к разряду произведений-предсказаний. Чтобы понять это, следует проследить, как развивался роман Блока и Менделеевой.
Так случилось, что со своей подругой детства поэт встретился спустя много лет и буквально влюбился в эту волевую и решительную девушку. Однако Любовь Менделеева не отвечала Блоку взаимностью и вскоре настояла на объяснении, признавшись, что не испытывает к поэту высоких чувств. Пара рассталась, казалось бы, навсегда. И Блок, чтобы унять душевную боль, стал посвящать своей возлюбленной стихи, рассказывая о том, что он чувствует. Разочарование, обида, превозношение избранницы и, наконец, надежда, что рано или поздно им суждено быть вместе — вот та гамма чувств, которую испытывал поэт, мечтая о встрече с Менделеевой.
Трудно сказать, каким образом он смог узнать, что однажды его чувства станут взаимными. О своем даре предвидения Блок никогда никому не рассказывал. Тем не менее, в стихотворении «Мне снились веселые думы…» он недвусмысленно дает понять читателям, что судьба его романа не столь трагична, как может показаться на первый взгляд. Из этого произведения ясно, что подобное откровение пришло к Блоку во сне, во время которого он «думал о сбывшемся чуде». Если участь, что заветной мечтой поэта являлось бракосочетание с Любовью Менделеевой, и именно это он считал настоящим чудом, то нетрудно догадаться, что именно приснилось автору. «Пьяна от веселого шума, душа небывалым полна», — признается Блок. При этом он отмечает: «Мне снилось, что я не один». Эту фразу можно было бы трактовать, как появление новой возлюбленной, однако это не так, потому что стихотворение завершается строчкой: «Мне снилось, что ты не одна». Робкая, еще не до конца оформившаяся надежда на то, что случайность изменит жизнь двух совершенно разных людей, превратив их в единое целое, сквозит в этом необыкновенном стихотворении. Оно содержит лишь намек на то, что открылось поэту во сне. Забегая вперед, следует отметить, что Блок и Менделеева действительно совершенно случайно встретились спустя некоторое время и пришли к выводу, что это – знак судьбы, указывающий, что им суждено быть вместе.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Александр Александрович Блок
Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один…
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.
Я думал о сбывшемся чуде…
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:
Смолили тяжелые челны…
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла…
Пьяна от веселого шума,
Душа небывалым полна..
Со мною — весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…
Любовь Менделеева
Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества относится и ряд произведений, которые не вошли в сборник, однако, так или иначе, затрагивали взаимоотношения поэта с Любовью Менделеевой. В 1902 году он написал стихотворение «Мне снились веселые думы…», которое можно отнести к разряду произведений-предсказаний. Чтобы понять это, следует проследить, как развивался роман Блока и Менделеевой.
Так случилось, что со своей подругой детства поэт встретился спустя много лет и буквально влюбился в эту волевую и решительную девушку. Однако Любовь Менделеева не отвечала Блоку взаимностью и вскоре настояла на объяснении, признавшись, что не испытывает к поэту высоких чувств. Пара рассталась, казалось бы, навсегда. И Блок, чтобы унять душевную боль, стал посвящать своей возлюбленной стихи, рассказывая о том, что он чувствует. Разочарование, обида, превозношение избранницы и, наконец, надежда, что рано или поздно им суждено быть вместе — вот та гамма чувств, которую испытывал поэт, мечтая о встрече с Менделеевой.
Трудно сказать, каким образом он смог узнать, что однажды его чувства станут взаимными. О своем даре предвидения Блок никогда никому не рассказывал. Тем не менее, в стихотворении «Мне снились веселые думы…» он недвусмысленно дает понять читателям, что судьба его романа не столь трагична, как может показаться на первый взгляд. Из этого произведения ясно, что подобное откровение пришло к Блоку во сне, во время которого он «думал о сбывшемся чуде». Если учесть, что заветной мечтой поэта являлось бракосочетание с Любовью Менделеевой, и именно это он считал настоящим чудом, то нетрудно догадаться, что именно приснилось автору. «Пьяна от веселого шума, душа небывалым полна», — признается Блок. При этом он отмечает: «Мне снилось, что я не один». Эту фразу можно было бы трактовать, как появление новой возлюбленной, однако это не так, потому что стихотворение завершается строчкой: «Мне снилось, что ты не одна». Робкая, еще не до конца оформившаяся надежда на то, что случайность изменит жизнь двух совершенно разных людей, превратив их в единое целое, сквозит в этом необыкновенном стихотворении. Оно содержит лишь намек на то, что открылось поэту во сне. Забегая вперед, следует отметить, что Блок и Менделеева действительно совершенно случайно встретились спустя некоторое время и пришли к выводу, что это – знак судьбы, указывающий, что им суждено быть вместе.
Текст: pishi-stihi.ru
Источник
| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |
Сочинение анализ: Сущность поэзии Александра Блока
Хорошо определил сущность блоковской РїРѕСЌР·РёРё Р’. Брюсов. Р’ рецензии РЅР° СЃР±РѕСЂРЅРёРє «Нечаянная радость» РѕРЅ писал: «А. Блок… РїРѕСЌС‚ РґРЅСЏ, Р° РЅРµ ночи, РїРѕСЌС‚ красок, Р° РЅРµ оттенков, полных Р·РІСѓРєРѕРІ, Р° РЅРµ РєСЂРёРєРѕРІ Рё РЅРµ молчания. РћРЅ только там глубок Рё истинно прекрасен, РіРґРµ стремится быть простым Рё ясным. РћРЅ только там силен, РіРґРµ перед РЅРёРј зрительные, внешние образы». Отклик Блока РЅР° эту оценку весьма интересен. «Ваши драгоценные для меня слова Рѕ «дне, Р° РЅРµ ночи, красках, Р° РЅРµ оттенках, полных звуках, Р° РЅРµ криках…,- писал РѕРЅ Брюсову 24 марта 1907 РіРѕРґР°,- СЏ принимаю как пожелания Ваши Рё благодарю Вас Р·Р° РЅРёС… СЃРѕ всею живою радостью». Здесь отражена РЅРµ только скромность поэта, РЅРѕ Рё понимание Блоком того, что его РїРѕСЌР·РёСЏ даже РІ 1907 РіРѕРґСѓ лишь частично соответствовала оценке Брюсова. РќРѕ РїРѕ ответу Блока чувствуется, что РѕРЅ сознательно будет идти РїРѕ пути создания жизненных, полнокровных произведений.
Особенности РїРѕСЌР·РёРё Блока, отмеченные Брюсовым, проявились уже РІ СЂСЏРґРµ ранних стихов. Так, РІ сентябре 1901 РіРѕРґР° РѕРЅ пишет СЏСЂРєРѕРµ, “проникнутое радостью жизни стихотворение «Встану СЏ РІ утро туманное», которое привлекает ясностью Рё простотой выражения человеческих чувств. Привычный для Блока эпитет «туманный» РІ этом контексте воспринимается как конкретный, зрительный образ. Близки Рє этому стихотворению «Ветер принес издалека», «На весенний праздник света», «Я Рё молод, Рё свеж, Рё влюблен» Рё РґСЂ. Р’ ранних стихах Блока заметны Рё те резкие контрасты, которые составили РѕРґРЅСѓ РёР· характернейших особенностей его поэтики:
- В тебе таятся в ожиданьи
- Великий свет Рё злая тьма –
- Разгадка всякого познанья
- Р
Источник
ÐолезненнÑе и пÑоÑивоÑеÑивÑе ÑÑвÑÑва, коÑоÑÑе ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ Ðлок иÑпÑÑÑвал к ÐÑбови Ðенделеевой, вÑлилиÑÑ Ð² Ñикл ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð² о ÐÑекÑаÑной Ðаме, поÑвÑÑеннÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÑанниÑе. Ðднако к ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ ÑвоÑÑеÑÑва оÑноÑиÑÑÑ Ð¸ ÑÑд пÑоизведений, коÑоÑÑе не воÑли Ñ ÑбоÑник, однако Ñак или инаÑе заÑÑагивали взаимооÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑа Ñ ÐÑбовÑÑ Ðенделеевой. Ð 1902 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð½ напиÑал ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение “Ðне ÑнилиÑÑ Ð²ÐµÑелÑе дÑмх” , коÑоÑое можно оÑнеÑÑи к ÑазÑÑÐ´Ñ Ð¿Ñоизведений-пÑедÑказаний. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ ÑÑо, ÑледÑÐµÑ Ð¿ÑоÑледиÑÑ, как ÑазвивалÑÑ Ñоман Ðлока и Ðенделеевой.
Так
ÑлÑÑилоÑÑ, ÑÑо Ñо Ñвоей подÑÑгой деÑÑÑва поÑÑ Ð²ÑÑÑеÑилÑÑ ÑпÑÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ð»ÐµÑ Ð¸ бÑквалÑно влÑбилÑÑ Ð² ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð»ÐµÐ²ÑÑ Ð¸ ÑеÑиÑелÑнÑÑ Ð´ÐµÐ²ÑÑкÑ. Ðднако ÐÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðенделеева не оÑвеÑала ÐÐ»Ð¾ÐºÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð¸ вÑкоÑе наÑÑоÑла на обÑÑÑнении, пÑизнавÑиÑÑ, ÑÑо не иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ðº поÑÑÑ Ð²ÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ ÑÑвÑÑв. ÐаÑа ÑаÑÑÑалаÑÑ, казалоÑÑ Ð±Ñ, навÑегда. Ð Ðлок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑнÑÑÑ Ð´ÑÑевнÑÑ Ð±Ð¾Ð»Ñ, ÑÑал поÑвÑÑаÑÑ Ñвоей возлÑбленной ÑÑÐ¸Ñ Ð¸, ÑаÑÑказÑÐ²Ð°Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо он ÑÑвÑÑвÑеÑ. РазоÑаÑование, обида, пÑевозноÑение избÑанниÑÑ Ð¸, наконеÑ, надежда, ÑÑо Ñано или поздно им ÑÑждено бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе – Ð²Ð¾Ñ Ñа гамма ÑÑвÑÑв, коÑоÑÑÑ Ð¸ÑпÑÑÑвал поÑÑ, меÑÑÐ°Ñ Ð¾ вÑÑÑеÑе Ñ Ðенделеевой.
ТÑÑдно
ÑказаÑÑ, каким обÑазом он Ñмог ÑзнаÑÑ, ÑÑо Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑвÑÑва ÑÑанÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð½Ñми. Ð Ñвоем даÑе пÑÐµÐ´Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðлок никогда Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ðµ ÑаÑÑказÑвал. Тем не менее, в ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении “Ðне ÑнилиÑÑ Ð²ÐµÑелÑе дÑмх” он недвÑÑмÑÑленно Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ ÑиÑаÑелÑм, ÑÑо ÑÑдÑба его Ñомана не ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑÑагиÑна, как Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð½Ð° пеÑвÑй взглÑд. Ðз ÑÑого пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑно, ÑÑо подобное оÑкÑовение пÑиÑло к ÐÐ»Ð¾ÐºÑ Ð²Ð¾ Ñне, во вÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого он “дÑмал о ÑбÑвÑемÑÑ ÑÑде”. ÐÑли ÑÑаÑÑÑ, ÑÑо завеÑной меÑÑой поÑÑа ÑвлÑлоÑÑ Ð±ÑакоÑоÑеÑание Ñ ÐÑбовÑÑ Ðенделеевой, и именно ÑÑо он ÑÑиÑал наÑÑоÑÑим ÑÑдом, Ñо неÑÑÑдно догадаÑÑÑÑ, ÑÑо именно пÑиÑнилоÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ. “ÐÑÑна Ð¾Ñ Ð²ÐµÑелого ÑÑма, дÑÑа небÑвалÑм полна”, – пÑизнаеÑÑÑ Ðлок. ÐÑи ÑÑом он оÑмеÑаеÑ: “Ðне ÑнилоÑÑ, ÑÑо Ñ Ð½Ðµ один”. ÐÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло Ð±Ñ ÑÑакÑоваÑÑ, как поÑвление новой возлÑбленной, однако ÑÑо не Ñак, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение завеÑÑаеÑÑÑ ÑÑÑоÑкой: “Ðне ÑнилоÑÑ, ÑÑо ÑÑ Ð½Ðµ одна”. РобкаÑ, еÑе не до конÑа оÑоÑмивÑаÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð° на Ñо, ÑÑо ÑлÑÑайноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð´Ð²ÑÑ ÑовеÑÑенно ÑазнÑÑ Ð»Ñдей, пÑевÑаÑив Ð¸Ñ Ð² единое Ñелое, ÑÐºÐ²Ð¾Ð·Ð¸Ñ Ð² ÑÑом необÑкновенном ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑении. Ðно ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð½Ð°Ð¼ÐµÐº на Ñо, ÑÑо оÑкÑÑлоÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑ Ð²Ð¾ Ñне. ÐÐ°Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ Ð²Ð¿ÐµÑед, ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо Ðлок и Ðенделеева дейÑÑвиÑелÑно ÑовеÑÑенно ÑлÑÑайно вÑÑÑеÑилиÑÑ ÑпÑÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ пÑиÑли к вÑводÑ, ÑÑо ÑÑо – знак ÑÑдÑбÑ, ÑказÑваÑÑий, ÑÑо им ÑÑждено бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе.
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðлока “Ðне ÑнилиÑÑ Ð²ÐµÑелÑе дÑмÑ
Источник
Poesy.site
Стихотворение “Мне снились веселые думы…” на русском языке, написанное в 1902 год. Автором произведения является Блок, Александр Александрович.
Переключатель меню
Мне снились веселые думы,
Мне снилось, что я не один…
Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.
Я думал о сбывшемся чуде…
А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры:
Смолили тяжелые челны…
Река, распевая, несла
И синие льдины, и волны,
И тонкий обломок весла…
Пьяна от веселого шума,
Душа небывалым полна..
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…
Анализ стихотворения Александра Александровича Блока “Мне снились веселые думы…”
Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества относится и ряд произведений, которые не вошли с сборник, однако так или иначе затрагивали взаимоотношения поэта с Любовью Менделеевой. В 1902 году он написал стихотворение «Мне снились веселые думы…», которое можно отнести к разряду произведений-предсказаний. Чтобы понять это, следует проследить, как развивался роман Блокаи Менделеевой.
Так случилось, что со своей подругой детства поэт встретился спустя много лет и буквально влюбился в эту волевую и решительную девушку. Однако Любовь Менделеева не отвечала Блокувзаимностью и вскоре настояла на объяснении, признавшись, что не испытывает к поэту высоких чувств. Пара рассталась, казалось бы, навсегда. И Блок, чтобы унять душевную боль, стал посвящать своей возлюбленной стихи, рассказывая о том, что он чувствует. Разочарование, обида, превозношение избранницы и, наконец, надежда, что рано или поздно им суждено быть вместе — вот та гамма чувств, которую испытывал поэт, мечтая о встрече с Менделеевой.
Трудно сказать, каким образом он смог узнать, что однажды его чувства станут взаимными. О своем даре предвидения Блок никогда никому не рассказывал. Тем не менее, в стихотворении «Мне снились веселые думы…» он недвусмысленно дает понять читателям, что судьба его романа не столь трагична, как может показаться на первый взгляд. Из этого произведения ясно, что подобное откровение пришло к Блоку во сне, во время которого он «думал о сбывшемся чуде». Если участь, что заветной мечтой поэта являлось бракосочетание с Любовью Менделеевой, и именно это он считал настоящим чудом, то нетрудно догадаться, что именно приснилось автору. «Пьяна от веселого шума, душа небывалым полна», — признается Блок. При этом он отмечает: «Мне снилось, что я не один». Эту фразу можно было бы трактовать, как появление новой возлюбленной, однако это не так, потому что стихотворение завершается строчкой: «Мне снилось, что ты не одна». Робкая, еще не до конца оформившаяся надежда на то, что случайность изменит жизнь двух совершенно разных людей, превратив их в единое целое, сквозит в этом необыкновенном стихотворении. Оно содержит лишь намек на то, что открылось поэту во сне. Забегая вперед, следует отметить, что Блок и Менделеева действительно совершенно случайно встретились спустя некоторое время и пришли к выводу, что это – знак судьбы, указывающий, что им суждено быть вместе.
Источник
Хорошо определил сущность блоковской поэзии В. Брюсов. В рецензии на сборник «Нечаянная радость» он писал: «А. Блок… поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы». Отклик Блока на эту оценку весьма интересен. «Ваши драгоценные для меня слова о «дне, а не ночи, красках, а не оттенках, полных звуках, а не криках…,- писал он Брюсову 24 марта 1907 года,- я принимаю как пожелания Ваши и благодарю Вас за них со всею живою радостью». Здесь отражена не только скромность поэта, но и понимание Блоком того, что его поэзия даже в 1907 году лишь частично соответствовала оценке Брюсова. Но по ответу Блока чувствуется, что он сознательно будет идти по пути создания жизненных, полнокровных произведений.
Особенности поэзии Блока, отмеченные Брюсовым, проявились уже в ряде ранних стихов. Так, в сентябре 1901 года он пишет яркое, “проникнутое радостью жизни стихотворение «Встану я в утро туманное», которое привлекает ясностью и простотой выражения человеческих чувств. Привычный для Блока эпитет «туманный» в этом контексте воспринимается как конкретный, зрительный образ. Близки к этому стихотворению «Ветер принес издалека», «На весенний праздник света», «Я и молод, и свеж, и влюблен» и др. В ранних стихах Блока заметны и те резкие контрасты, которые составили одну из характернейших особенностей его поэтики:
* В тебе таятся в ожиданьи
* Великий свет и злая тьма –
* Разгадка всякого познанья
* И бред великого ума.
* («Я – тварь дрожащая»)
Основной темой стихов цикла «Распутья» остается тема любви юноши к Прекрасной Даме. Она все так же высоко, но верх и низ приобретают теперь иной смысл – это уже не противопоставление земного и нездешнего: в лирику Блока вторгаются социальные контрасты, входят реальные приметы жизни, правда, еще очень обобщенные:
* Мы отошли – и тяжко поднимали
* Веселый флаг в ночные небеса,
* Пока внизу боролись и кричали
* Нестройные людские голоса.
* («Мы отошли…»)
Герой Блока становится суровее, не столь восторженно открытым: «Я не такой, как прежде. Никому не открою ныне того, что рождается в мысли» («В посланьях к земным владыкам»). Предметом стихов Блока все осмысленнее становится «не сказка – быль» «Погружался я в море клевера». Многие стихи цикла «Распутья» свидетельствуют о том, что поэт стал пристальнее вглядываться в жизнь, для него значение теперь приобретают не мистические, а реальные противоречия. В стихотворениях «Все ли спокойно в народе» и «Фабрика» (1903) Блок говорит о бунтарских настроениях народа, о тяжелой жизни тружеников.
К раннему Блоку можно отнести то, что говорил Брюсов о Верлене: «В его стихах отдельные эпитеты, выражения имеют значение не по отношению к предмету стихотворения, а по общему впечатлению, получаемому читателем». Изобразительный момент сводился к минимуму. Теперь же все чаще появляются простые жизненные детали, отличающиеся точностью и конкретностью изображения:
* Мне снились веселые думы,
* Мне снилось, что я не один…
* Под утро проснулся от шума
* И треска несущихся льдин.
* Я думал о сбывшемся чуде…
* А там, наточив топоры,
* Веселые, красные люди,
* Смеясь, разводили костры:
* Смолили тяжелые челны…
* Река, распевая, несла
* И синие льдины, и волны,
* И тонкий обломок весла…
* («Мне снились веселые думы», 1903)
Важное место в идейно-творческой эволюции Блока занимает стихотворение «Фабрика». В нем поднимается тема капиталистической эксплуатации, хотя приемы символизма и здесь дают себя знать («Недвижный кто-то, черный кто-то»). Однако мысль стихотворения достаточно ясна. Социальную остроту стихотворения почувствовала цензура, не пропустившая его в печать. «Фабрика» привлекла внимание современников своим новым звучанием. Редактор журнала «Новый путь» П. Перцов писал об этом: «В стихотворении «Фабрика», столь предусмотрительно вычеркнутом цензурой, едва ли не впервые прозвучала новая, «социальная» струна блоковской поэзии. Помню озадачивающее впечатление этих стихов и их яркого начала:
* В соседнем доме окна жолты,
* По вечерам – по вечерам
* Скрипят задумчивые болты,
* Подходят люди к воротам.
Грубый чекан этих ударяющих, как молот кузнеца, строк был непривычен под пером поэта «Прекрасной Дамы». Но очень скоро обнаружилось, что здесь приоткрылось новое лицо автора, что романтика идеализма сменяется романтикой действительности…». Глаз поэта становится все острее, кругозор шире, творческая мысль живее, язык беспощаднее. В стихах появляется городской пейзаж: фабричная гарь, вечерние фонари, вывески, подвалы и чердаки – город Гоголя, а еще больше призрачные видения города Достоевского; поднимается тема трагедии человека, задыхающегося в клетке капиталистического города.
В конце 1903 года Блок пишет стихотворение о матери, оставившей своих детей и бросившейся под поезд. Примечательно само название стихотворения, неожиданное для Блока того времени – «Из газет». Однако такие стихи соответствовали эволюции поэта, которая определилась уже в канун 1905 года. Стихотворение написано в своеобразном, как будто несколько угловатом ритме, с нарушением той музыкальности, которая была характерна для «Стихов о Прекрасной Даме».
* Встала в сияньи. Крестила детей.
* И дети увидели радостный сон.
* Положила, до полу клонясь головой
* Последний земной поклон.
* …Подкрались сумерки.
* Детские тени
* Запрыгали на стене при свете фонарей.
* Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
* Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.
* Дети прислушались. Отворили двери.
* Толстая соседка принесла им щей. С
* казала: «Кушайте». Встала на колени
* И, кланяясь, как мама, крестила детей…
Так постепенно преодолевается мистическая идея Вечной Женственности – через реальное. Если любовь к миру открыта через любовь к женщине (иенские романтики, В. Соловьев), то и ненависть к нему познается через сострадание к женщине. Если для Блока не было ничего выше любви к женщине, то теперь нет ничего ненавистнее обстоятельств, унижающих женщину, опошляющих и убивающих ее. С этого времени и начинается постепенный отход Блока от символизма, поэт по-иному стал смотреть на своего учителя В. Соловьева, он довольно резко отзывается о бывшем кумире: «Я уже ни кому не верю, ни Соловьеву, ни Мережковскому» (1902). Мистицизм Блока приобретает иной характер. Не в силах еще преодолеть его окончательно, Блок несколько его «конкретизирует», бесконечно широкое понятие Мировой Души сужает до понятия Души Народа. Было бы поспешным утверждать, что проблема народа трактовалась теперь поэтом с четким пониманием такого богатого и сложного понятия, как народ, народность. Несомненно, однако, что поэзия Блока стала ближе к жизни, к народу, к социальным проблемам.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Сочинение анализ Сущность поэзии Александра Блока. Поищите еще с сайта похожие.
Источник