Анализ стихотворения бессонница рубцов

Анализ стихотворения бессонница рубцов thumbnail

Анализ стихотворения бессонница рубцов

14

1 ответ:

Анализ стихотворения бессонница рубцов

0

0

Анализ Стихотворения :: Рубцов бессонница анализ

Февраль 28, 2012, cope

Со временем анализ стихотворения рубцова бессонница к поэту приходит (если приходит вообще) такая глубина мысли и прозорливость, что всё содержание произведения может вместиться в четыре лаконичных строки. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Виноградов перешел к другой методике, предусматривающей несравненно более целостное рассмотрение художественного произведения. Непонимание и грусть Туманом окружают смертных В одной тюрьме для мира. Перовский без конца справляется об успехах племянника.

Январь 3, 2012, bxfg

В этой фразе – предвестие едва ли не всей будущей Ахматовой, художника обостренной совести и смятенного, вечно ищущего и неудовлетворенного духа. Позднее он неоднократно перепечатывает их в других изданиях. Противоречия французской революции заставляли Толстого упорно размышлять о судьбе художников в эпохи политических сдвигов. И отчаянное желание предотвратить и изменить неумолимый ход событий: Так молюсь… Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. Последняя ветка на островах всегда анализ стихотворения рубцова бессонница напоминала мне японские гравюры.

Ноябрь 13, 2011, jokc

В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный , плебейский. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую струю. О физическом и нравственном характере славян древних Глава IV. И лишь бесконечное Небо пребывает вечно, постоянно определяя все основные и самые важные условия нашей жизни. В ответ на просьбу Миролюбова Есенин посылает в редакцию рукопись стихотворений “Белая свитка и алый кушак. Это история о мире альтернативном нашему.

Читайте также

Анализ стихотворения бессонница рубцов

Ну привет Нинучча! Как поживаешь? Извини что беспокою но кому были адресованы твои приветики и поцелуи? Конечно это личный вопрос но кто ты?
Я сама очень открытый человек. Я увлекаюсь много чем. Например спортом , танцами рисованием. Я хочу с тобой подружиться. Расскажи о себе. Так ты скажешь кто ты и кому адресована эта открытка?

Анализ стихотворения бессонница рубцов

Правило трех единств.
единство времени места и действия.. то есть всё происходит в одном месте.. длиться не более суток и дейсвтие главное только одно

Анализ стихотворения бессонница рубцов

Названия рассказа связано с евангельским сказанием о дарах, принесенных волхвами новорожденному младенцу

Анализ стихотворения бессонница рубцов

Мы въезжаем в город. В самом начале города находится шлагбаум. Сразу возле дороги для гостей и проезжающих был построен трактир. Хозяин трактира очень хозяйственный человек. У него недавно родился сын – будущий владелец трактира. Кормят в нём очень неплохо, в меню иногда бывает рыба, Дальше мы видим почту. Это небольшое заведение, которая появляется почти с зарождением. Именно в эту почту с самого начала года пришло письмо от ревизора. Еще одна достопримечательность города – церковь, которая не построена. Городничий хотел её построить, но поскольку он был взяточник, то церковь так и не построили. Но когда узнали, что приезжает ревизор место для церкви обнесли забором и прикрепили табличку. Еще одна достопримечательность города – дом городничего. Еще в городе есть гостиница и здание суда. Это очень красивое здание. Происшествий в городе бывает мало и заседания проводятся крайне редко. Теперь там обосновались солдаты, у них есть пруд и еще солдаты развели гусят. Также в городе есть торговые ряды. Ещё имеется школа. Учителя там хорошие, но очень впечатлительные. И еще в городе есть школа.

Анализ стихотворения бессонница рубцов

Какой объем должен быть примерно?

Источник

Анализ стихотворения О.Э. Мандельштама «Бессоница. Гомер. Тугие паруса. «

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. » было опубликовано в 1915 году. Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвящен­ной отплытию кораблей на осаду Трои. Стихотворение начинается с бессонницы поэта и сразу ухо­дит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта.

Ощущение бессонницы великолепно передано действием: «Я список кораблей прочел до сере­дины..;» Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством — тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.

Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей переходят на цели, собравшие здесь огром­ное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско, — любовь:

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Последняя строфа стихотворения выводит из темы античности в реальность: поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, которое дает ему подтверждение того, что любовь — основа всего движения на Земле:

И море, и Гомер — все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.

То, что сначала Мандельштам мог увидеть только с помощью античных стихов, теперь стало для него близким в реальности.

Использованные источники: 5litra.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

Анализ стихотворения рубцова бессоница

Ответы и объяснения

  • polinavershini
  • середнячок

Анализ Стихотворения :: Рубцов бессонница анализ

Февраль 28, 2012, cope

Со временем анализ стихотворения рубцова бессонница к поэту приходит (если приходит вообще) такая глубина мысли и прозорливость, что всё содержание произведения может вместиться в четыре лаконичных строки. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Виноградов перешел к другой методике, предусматривающей несравненно более целостное рассмотрение художественного произведения. Непонимание и грусть Туманом окружают смертных В одной тюрьме для мира. Перовский без конца справляется об успехах племянника.

Январь 3, 2012, bxfg

В этой фразе — предвестие едва ли не всей будущей Ахматовой, художника обостренной совести и смятенного, вечно ищущего и неудовлетворенного духа. Позднее он неоднократно перепечатывает их в других изданиях. Противоречия французской революции заставляли Толстого упорно размышлять о судьбе художников в эпохи политических сдвигов. И отчаянное желание предотвратить и изменить неумолимый ход событий: Так молюсь… Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. Последняя ветка на островах всегда анализ стихотворения рубцова бессонница напоминала мне японские гравюры.

Ноябрь 13, 2011, jokc

В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный , плебейский. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую струю. О физическом и нравственном характере славян древних Глава IV. И лишь бесконечное Небо пребывает вечно, постоянно определяя все основные и самые важные условия нашей жизни. В ответ на просьбу Миролюбова Есенин посылает в редакцию рукопись стихотворений «Белая свитка и алый кушак. Это история о мире альтернативном нашему.

Использованные источники: znanija.com

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Головокружение бессонница невроз

БЕССОННИЦА (стихи Н.Рубцова)

ВОССТАНОВЛЕНО С МАГНИТОФОННОЙ ЛЕНТЫ

Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть.
Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном,
Под запыленною картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,
За тенью тень — воспоминания,
Реальный звук, реальный свет
С трудом доходят до сознания.

Читайте также:  Ночные антидепрессанты 1 раз на ночь от бессонницы

И так раздумаешься вдруг,
И так всему придашь значение,
Что вместо радости — испуг,
А вместо отдыха — мучение.

Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!

Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 2666
© 22.05.2008 Анатолий Ушанов
Свидетельство о публикации: izba-2008-12776

сергей каныгин 16.11.2014 10:16:59

Использованные источники: www.chitalnya.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Как бессонница в час ночной киш

  Анафранил от бессонницы

  Неврастения и бессонница

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • О России (44)
  • Политика (26)
  • Актеры кино (14)
  • Ледниковый период (14)
  • Растительный мир (12)
  • Доброта вечна (10)
  • Архитектура (10)
  • Творчество и рукоделие. (9)
  • Новороссиия (6)
  • Лечение травами (5)
  • Понравившиеся комментарии (5)
  • Путин и Россия (2)
  • Евровидение (2)
  • Арт блог (2)
  • Достижения, открытия (1)
  • Клиппарт (1)
  • О Победе (1)
  • Аудиокниги (1)
  • Видео (110)
  • военные повести (2)
  • Вязание (8)
  • Города и страны мира (81)
  • Дети (35)
  • Животный мир (131)
  • Звездочки-анимашки (1)
  • Интересно (68)
  • Искусство, живопись, скульптура (80)
  • История (53)
  • Картинки (51)
  • Кино (24)
  • Компьютерная помощь (20)
  • Космос (24)
  • Красота и здоровье (62)
  • Красота и мода (33)
  • Крым. (14)
  • Кулинария (88)
  • Курьезы (6)
  • Личность (38)
  • Музыка (27)
  • Музыкальные клипы (107)
  • Мультфильмы (11)
  • Народные промыслы и творчество (9)
  • Новости (4)
  • о войне (28)
  • Общество и правопорядок (72)
  • Олимпиада-2014 (11)
  • Отдых (4)
  • Открытки, поздравления, благодарности (55)
  • Оформление дневника (28)
  • Познавательное (11)
  • Полезно знать (45)
  • Полезные советы (43)
  • Политика (13)
  • Помощь блогеру (19)
  • Поэзия (113)
  • Прекрасен этот мир. (86)
  • Притчи, басни, мудрые высказывания (34)
  • Происшествия (20)
  • Психология (18)
  • Путешествия и отдых (24)
  • Развлечения (6)
  • Рамочки (139)
  • Рассказы (5)
  • Советы для дома (2)
  • Спорт (17)
  • Стихи моей бабушки (7)
  • Схемы и эпиграфы (2)
  • Танцы, фигурное катание (21)
  • Украина (106)
  • Флешки (16)
  • Флешмоб (1)
  • Религия (60)
  • Чудеса света (12)
  • Юмор (87)

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Музыкальный плеер
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до

Музыка

Всегда под рукой

Large Visitor Globe

Поиск по дневнику

Николай Рубцов «Бессонница»

Николай Рубцов «Бессонница»

19 января — день гибели Н. М. Рубцова

Бессонница

Окно, светящееся чуть.

И редкий звук с ночного омута.

Вот есть возможность отдохнуть.

Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я

Среди отжившего, минувшего,

Как бы в каюте корабля,

Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном

Под запыленною картиною

Меня навек затянет сном,

Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,

За тенью тень — воспоминания,

Реальный звук, реальный свет

Едва доходят до сознания.

И так раздумаешься вдруг,

И так всему придашь значение,

Что вместо радости — испуг,

А вместо отдыха — мучение.

Использованные источники: www.liveinternet.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :

  Бессонница роман крона

  Самая лучшая трава от бессонницы

  Гомеопатия лечит психозы

БЕССОННИЦА Николай Рубцов

Окно, светящееся чуть.
И редкий звук с ночного омута.
Вот есть возможность отдохнуть.
Но как пустынна эта комната!

Мне странно кажется, что я
Среди отжившего, минувшего,
Как бы в каюте корабля,
Бог весть когда и затонувшего,

Что не под этим ли окном,
Под запыленною картиною
Меня навек затянет сном,
Как будто илом или тиною.

За мыслью мысль — какой-то бред,
За тенью тень — воспоминания,
Реальный звук, реальный свет
С трудом доходят до сознания.

И так раздумаешься вдруг,
И так всему придашь значение,
Что вместо радости — испуг,
А вместо отдыха — мучение.

Использованные источники: www.allpoetry.ru

Источник

Николай Рубцов, новое:

А между прочим, осень на дворе.
Ну что ж, я вижу это не впервые.
Скулит собака в мокрой конуре,
Залечивая раны боевые.
Бегут машины, мчатся…

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей…

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Всё дальше, всё глуше….

Стукнул по карману — не звенит.
Стукнул по другому — не слыхать.
В тихий свой, таинственный зенит
Полетели мысли отдыхать.

Но очнусь и выйду за…

Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу жёлтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом.
Поезд мчался…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Могу ли я сказать, что ты послана мне с высоты небес? Да, я могу это сказать, я ещё много что могу о тебе сказать, но не скажу.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Николай Рубцов, самые читаемые стихотворения:

  1. Ты хорошая очень — знаю.
    Я тебе никогда не лгу.
    Почему-то только скрываю,
    Что любить тебя не могу.
    Слишком сильно любил другую,
    Слишком верил ей…

  2. Листья осенние
    Где-то во мгле мирозданья
    Видели, бедные,
    Сон золотой увяданья,
    Видели, сонные,
    Как, натянувши поводья,
    Всадник мрачнел,…

  3. Окно, светящееся чуть.
    И редкий звук с ночного омута.
    Вот есть возможность отдохнуть.
    Но как пустынна эта комната!

    Мне странно кажется, что я…

  4. Я буду долго
    Гнать велосипед.
    В глухих лугах его остановлю.
    Нарву цветов.
    И подарю букет
    Той девушке, которую люблю.
    Я ей скажу:
    — С другим…

  5. Ветер всхлипывал, словно дитя,
    За углом потемневшего дома.
    На широком дворе, шелестя,
    По земле разлеталась солома…

    Мы с тобой не играли в…

  6. В твоих глазах
    Для пристального взгляда
    Какой-то есть
    Рассеянный ответ…
    Небрежно так
    Для летнего наряда
    Ты выбираешь нынче
    Жёлтый цвет.
    Я…

  7. В минуты музыки печальной
    Я представляю жёлтый плёс,
    И голос женщины прощальный,
    И шум порывистых берёз,

    И первый снег под небом серым
    Среди…

  8. Улетели листья с тополей —
    Повторилась в мире неизбежность…
    Не жалей ты листья, не жалей,
    А жалей любовь мою и нежность!
    Пусть деревья голые…

  9. Доволен я буквально всем!
    На животе лежу и ем
    Бруснику, спелую бруснику!
    Пугаю ящериц на пне,
    Потом валяюсь на спине,
    Внимая жалобному крику…

  10. Выпал снег —
    и всё забылось,
    Чем душа была полна!
    Сердце проще вдруг забилось,
    Словно выпил я вина.

    Вдоль по улице по узкой…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Французская обложка сборника Бориса Виана

Абсурд, как он есть. Повествование абсурдно от начала и до конца. Удивительно, как только автор смог сохранить общую целостность композиции и сюжета…

Источник

               
                ÀÍÀÑÒÀÑÈß ×ÅÐÍÎÂÀ

Читайте также:  Пантогам при бессоннице отзывы сироп

 ÝÒÍÎÏÎÝÒÈ×ÅÑÊÀß ÊÎÍÑÒÀÍÒÀ ÑÎÑÍÎÂÎÃÎ ØÓÌÀ  ËÈÐÈÊÅ  Í.ÐÓÁÖÎÂÀ.

                Àííîòàöèÿ
 ñòàòüå ðàñêðûâàþòñÿ òèïè÷åñêèå õóäîæåñòâåííûå ýëåìåíòû, îáðàçóþùèå ýòíîïîýòè÷åñêóþ êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà â ëèðèêå Í. Ðóáöîâà. Îñîáåííîñòè àâòîðñêîãî ñîçíàíèÿ âûÿâëÿþòñÿ ÷åðåç ñîïîñòàâëåíèå êîíñòàíòû ñîñíîâîãî øóìà ñ òðàäèöèîííûìè îáðàçàìè ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðû,  ëèðè÷åñêèõ ïåñåí è ðóññêîé ïîýçèè 19-20 âåêîâ. 

Êëþ÷åâûå ñëîâà: ðóññêàÿ ïîýçèÿ, ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà, ñèìâîë
Keywords:  Russian poetry, etnopoeticheskaya constant symbol

Ñîñíà ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ñèìâîëîâ íå òîëüêî â ðóññêîé, íî è  âî âñåé ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðå. Îäíàêî çíà÷åíèÿ ýòîãî ñèìâîëà ó ðàçíûõ íàðîäîâ ìîãóò áûòü ðàçíûìè.  ðóññêîé ëèðè÷åñêîé ïîýçèè îñîáûì ñàêðàëüíûì çíà÷åíèåì íàäåëÿåòñÿ íå òîëüêî ñîñíà, íî äàæå øóì ñîñåí.
 ñòèõîòâîðåíèÿõ Í.Ì. Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå» è «Ñîñåí øóì» â øóìå äåðåâüåâ  ÷óäèòñÿ ãëàñ âåêîâ. È â îäíîì è â äðóãîì ñëó÷àå – ðå÷ü èäåò î ñîñíàõ, êîòîðûå íàçâàíû ñòàðèííûìè, à òðåâîæíûé ãóë èõ âåòâåé ñðàâíèâàåòñÿ ñî ñêàçàíèåì. ×óòêî âñëóøèâàÿñü â ïðîøåäøèå ýïîõè, ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïûòàåòñÿ ðàçãàäàòü ñìûñë ýòîãî ñêàçàíèÿ.
Âîò â ñòèõîòâîðåíèè «Â ñòàðîì ïàðêå» îí èäåò ïî çàáðîøåííîé, çàáûòîé âñåìè óñàäüáå è íåâîëüíî âñïîìèíàåò áàðèíà, êîòîðûé êîãäà-òî çäåñü æèë:

Çäåñü áàðèí æèë.
È ìîæåò áûòü, ñåé÷àñ,
Êàê ñòàðûé ëåâ,
Äðÿõëåÿ íà ÷óæáèíå
Îá ýòîé ñëàäêîé
Âñïîìíèë îí ìàëèíå,
È äîëãî ñëåçû
Êàòÿòñÿ èç ãëàç… [5, 275]

 íåñêîëüêèõ ñòðîêàõ âîññîçäàåòñÿ ñóäüáà äâîðÿíñòâà: âñïîìèíàÿ ðîäíóþ çåìëþ, áàðèí ïëà÷åò íà ÷óæáèíå. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ â äóõå íàðîäíûõ ïåñåí, ñòèõîâ, ïîñëîâèö:  «è êîñòè ïî ðîäèíå ïëà÷óò», «ñêó÷íî Àôîíþøêå íà ÷óæîé ñòîðîíóøêå», «æèë áûë ìîëîäåö – â ñâîåé äåðåâíå íå âèäàë âåñåëüÿ, íà ÷óæáèíó âûøåë – çàïëàêàë», «íà ÷óæáèíå è ñîáàêà òîñêóåò» [2, 254-255].
Ñòèõîòâîðåíèå Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå», íàïèñàííîå â 1967 ãîäó, ïåðåêëèêàåòñÿ ñî ñòèõîòâîðåíèåì È. À. Áóíèíà «È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî îñåííåé ïîðî酻 (1893 ã.). ×èòàë ëè Ðóáöîâ ïîýçèþ Áóíèíà – íå èçâåñòíî; â âîñïîìèíàíèÿõ, ïîñâÿùåííûõ ïîýòó, îá ýòîì íè÷åãî íå ñêàçàíî. Íî, ìåæäó òåì, ïîýòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ ïîâòîðÿåòñÿ ïî÷òè äîñëîâíî, ñ òîé ðàçíèöåé, ÷òî ëèðè÷åñêèå ãåðîè ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè. Ëèðè÷åñêèì ãåðîåì ñòèõîòâîðåíèÿ Áóíèíà îêàçûâàåòñÿ òîò ñàìûé áàðèí, î ñóäüáå êîòîðîãî ðàçìûøëÿåò ëèðè÷åñêèé ãåðîé Ðóáöîâà.  Áàðèí Áóíèíà âîçâðàùàåòñÿ âî ñíå â ñâîþ óñàäüáó, ðàçðóøåííóþ è çàáûòóþ:

…È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî îñåííåé ïîðîé
 õîëîäíóþ íî÷ü ÿ âåðíóëñÿ äîìîé.
Ïî òåìíîé äîðîãå ïðîøåë ÿ îäèí
Ê çíàêîìîé óñàäüáå, ê ðîäíîìó ñåëó [1, 88].
Åñëè â ñòèõîòâîðåíèè Ðóáöîâà òðåâîæíî ñòîíóò ñîñíû, òî ëèðè÷åñêèé ãåðîé Áóíèíà, ïîãðóæàÿñü â òîñêëèâûé ãóë ñàäà, èùåò «îòöîì ïîñàæåííóþ åëü»:
È ñíèëîñÿ ìíå, ÷òî âñþ íî÷ü ÿ õîäèë
Ïî ñàäó, ãäå âåòåð êðóæèëñÿ è âûë,
Èñêàë ÿ îòöîì ïîñàæåííóþ åëü,
Òåõ êîìíàò èñêàë, ãäå ñáèðàëàñü ñåìüÿ,
Ãäå ìàìà êà÷àëà ìîþ êîëûáåëü
È ñ íåæíîþ ãðóñòüþ ëàñêàëà ìåíÿ,
Ñ áåçóìíîé òîñêîþ êîãî-òî ÿ çâàë,
È ñàä îáíàæåííûé ãóäåë è ñòîíàë  [1, 89].

Îáà ïðîèçâåäåíèÿ èçîáðàæàþò çàïóñòåíèå: Áóíèí áîëüøå îïèñûâàåò ðàçðóøåíèÿ âíóòðè ïîìåùåíèÿ, êîìíàò, ãäå ïðîøëî åãî äåòñòâî; Ðóáöîâ îáðàùàåò âíèìàíèå íà çàáðîøåííîñòü ïàðêà, îí õîäèò âîêðóã äîìà, íî âíóòðü íå çàãëÿäûâàåò.
Õàðàêòåðíû îáðàçû, ïåðåäàþùèå çàïóñòåíèå â ñòèõîòâîðåíèè Í. Ðóáöîâà: ñòàðûé îñîáíÿê, çàðîñøèå êðàïèâîé òðîïû, ìàëèííèê è êðóïíûå ïëîäû ðåäêèõ âèøåí. Âîêðó㠖 âå÷åðíÿÿ òåìíîòà, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåòñÿ ñî ñâåòîâûìè âñïîëîõàìè, ïðåèìóùåñòâåííî æåëòîãî îòòåíêà:  ñàì îñîáíÿê – æåëòûé, à èç ìðàêà çàáðîøåííîãî ñàäà òîñêëèâî ãîðÿò æåëòûå ãëàçà êîøêè.
Íå ñìîòðÿ íà òî, ÷òî æåëòûé öâåò – ýòî öâåò ñïåëûõ êîëîñüåâ è çàñòûâøåãî ñîëíå÷íîãî ñâåòà, â ðóññêîé íàðîäíîé êóëüòóðå îí ÷àñòî ëèøåí ïîëîæèòåëüíîé êîííîòàöèè è ÷àùå îáîçíà÷àåò áîëåçíü, óâÿäàíèå è ñìåðòü.
Åñëè â ïåðâîé ñòðîôå ñòèõîòâîðåíèÿ Í. Ðóáöîâà èçîáðàæåí ÿðêèé, ïûëàþùèé çàêàò, òî ïîñòåïåííî, ïî ìåðå ïðîäâèæåíèÿ ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ âãëóáü ïàðêà, áèðþçà è îãíåííûå ïåðüÿ ìåðêíóò,  óñòàíîâèâøàÿñÿ ÷åðíî-æåëòàÿ öâåòîâàÿ ïàëèòðà  ñîçäàåò îùóùåíèå âèòàþùåãî ñìåðòíîãî äóõà: íåêîãäà óõîæåííîå è îáóñòðîåííîå ìåñòî ñòàëî çàïóùåííûì, íåïðîõîäèìûì, áàðñêèé äîì, à âìåñòå ñ íèì è âåñü òðàäèöèîííûé æèçíåííûé óêëàä, áåç ñîæàëåíèÿ «çàáûò íàâåê». Îá îêîí÷àòåëüíîì ðàçðóøåíèè ñâèäåòåëüñòâóþò íå òîëüêî çàðîñøèå òðîïû èëè ïóñòîé äîì, íî òàêæå è òåìíåþùåå âå÷åðíåå íåáî, óïîäîáëåííîå ïåïëó.

Ïîêðûâøèñü ïåïëîì,
Ãàñíåò áèðþçà   [5, 274].

Ñðàâíåíèå çàêàòíûõ òó÷ ñ ïåïëîì âíîâü íàïðàâëÿåò õóäîæåñòâåííóþ ìûñëü ñòèõîòâîðåíèÿ ê òåìå ðàçðóøåíèÿ, ïîëíîãî èñ÷åçíîâåíèÿ, à òàêæå – ãëóáî÷àéøåé ñêîðáè. Êðûëàòîå âûðàæåíèå «Ïîñûïàòü ãîëîâó ïåïëîì» âñòðå÷àåòñÿ âî ìíîãèõ ìåñòàõ Âåòõîãî Çàâåòà. Îïëàêèâàÿ íåñ÷àñòüå ñâîå èëè ñâîèõ áëèçêèõ, äðåâíèå åâðåè ïîñûïàëè ãîëîâó ïåïëîì.
Íà ïåðâûé âçãëÿä, íåñêîëüêî âûáèâàåòñÿ èç ýòîé ïå÷àëüíîé êàðòèíû âñåîáúåìëþùåãî óíûíèÿ, îïèñàíèå ÿðêèõ ÿãîä ìàëèíû è âèøíè. 
 ôîëüêëîðå ìàëèíà è âèøíÿ – ýòî ñèìâîë ìîëîäîñòè, ñ÷àñòüÿ è ðàäîñòè. Îäíàêî äååïðè÷àñòèå «âñïûõíóâ» («Ëèøü ìàíÿò, âñïûõíóâ, /ßãîäû ìàëèíû») ïîäðàçóìåâàåò êðàòêîâðåìåííîñòü, íåóñòîé÷èâîñòü äåéñòâèÿ: âñïûõíóòü ìîæåò òîëüêî òî, ÷òî îáðå÷åíî ïîòîì è ïîãàñíóòü. Êðîìå òîãî, ÿãîäû âèøíè – ðåäêèå, à çíà÷èò èõ ìàëî; òåì ñàìûì ýïèòåò ëèøü ïîä÷åðêèâàåò áûëóþ ïûøíîñòü áàðñêîãî ñàäà, êîòîðûé òåïåðü èñòîùèëñÿ è, óâÿäàÿ, çàðàñòàåò ñîðíûìè òðàâàìè.
 òàêîì ïóñòûííîì, îñòàâëåííîì ÷åëîâåêîì («Íè÷åé ïðèõîä / Íå îæèâèò êàðòèíû») ìåñòå òîëüêî âåòåð ãëóõî øóìèò, ðàñêà÷èâàÿ ñîñíû, è ëèðè÷åñêèé ãåðîé çàäóìûâàåòñÿ, ïûòàÿñü ðàçãàäàòü èõ òðåâîæíûé ãîâîð, íî, îêàçûâàåòñÿ, ÷òî  ýòî íå òàê óæ è ïðîñòî.
 
È ýòîò øóì
Âîëíóåò è òðåâîæèò,
È íå ïîíÿòü,
Î ÷åì îíè øóìÿò  [Òàì æå].

Êîëûõàíèå ñîñåí ïðåòâîðÿåòñÿ â ïå÷àëüíóþ ìóçûêó, â êîòîðóþ ìîæíî äîëãî âñëóøèâàòüñÿ è òîãäà îíà ïðèíîñèò óñïîêîåíèå, «ïðîñâåòëåíèå äóì».  äðóãîì ñòèõîòâîðåíèè, òàê è íàçâàííîì «Ñîñåí øóì» , ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðèåçæàåò â íåáîëüøîå ñåëî Âîëîãîäñêîé îáëàñòè – Ëèïèí Áîð, è îñòàíàâëèâàåòñÿ â ðàéîííîé ãîñòèíöå.

Ïîýòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ âíîâü ïîâòîðÿåòñÿ: ïðîòÿæíûé øóì ñîñåí ñëîâíî ÷òî-òî âçâîëíîâàííî ðàññêàçûâàåò, ìåæäó õâîåé è ñíåæíûì âåòðîì ïðîèñõîäèò òàèíñòâåííûé «âå÷íûé ñïîð». Ñõîæè ìåæäó ñîáîé è ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííûå êîîðäèíàòû äâóõ ñòèõîòâîðåíèé.  È â îäíîì è â äðóãîì ñëó÷àå ëèðè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâîðà÷èâàåòñÿ â âå÷åðíåå âðåìÿ, â ñãóùàþùåéñÿ òåìíîòå, ðàçáàâëåííîé æåëòûì ñâåòîì:  «Â ñòàðîì ïàðêå» èç òåìíîòû «óíûëîãî ñòðîåíüÿ» ñâåòÿò êîøà÷üè ãëàçà, à â ñòèõîòâîðåíèè «Ñîñåí øóì» âî ìãëå ñíåãîâ ãîðèò ñâåò ñîñåäíåãî áàðàêà.

«Êàêîå ðóññêîå ñåëåíüå!» – ãîâîðèò  ëèðè÷åñêèé ãåðîé ïðî Ëèïèí Áîð, è íàçûâàåò åãî ñòàðèííûì è óþòíûì. Ïðèçíàêîì ñòàðèíû íàäåëÿåòñÿ  íå òîëüêî ñåëåíèå, íî è ñîñíû:   Ñòàðèííûõ ñîñåí äîëãèé øóì…
 ñòàðèííîì ìåñòå, ñðåäè òåìíîòû, ðàçáàâëåííîé æåëòûìè îãíÿìè – áóäü òî îêíî èëè ãëàçà êîøêè – ñîñíîâûé øóì, íàïîìèíàþùèé íå ïðîñòî ÷åëîâå÷åñêèé ãîâîð, íî äðåâíåå ñêàçàíèå, ïðèâîäèò äóøó ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ â îñîáîå ñîñòîÿíèå:  îí îáðåòàåò ñïîñîáíîñòü ðàçëè÷àòü «ãëàñ âåêîâ». «Ãëàñ âåêîâ» ïðîðûâàåòñÿ â øóìå äðåâíèõ ñîñåí, êîòîðûå âèäåëè ñîáûòèÿ ïðîøåäøèõ ýïîõ. Òåïåðü ñïàòü íåâîçìîæíî, íóæíî âñëóøèâàòüñÿ.

Äà êàê æå ñïàòü, êîãäà èç ìðàêà
Ìíå áóäòî ñëûøåí ãëàñ âåêîâ,
È ñâåò ñîñåäíåãî áàðàêà
Åùå ãîðèò âî ìãëå ñíåãîâ [5, 273].

Ïîçíàíèå ýòîãî ñîêðîâåííîãî ãëàñà – íå ïóñòîå âðåìÿïðåïðîâîæäåíèå,  íå ïðèÿòíûé îòäûõ óñòàëîãî ïóòíèêà, íî âàæíåéøèé ìîìåíò â äóõîâíîé æèçíè ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, ïîýòîìó îí è çàìå÷àåò:
ß íå ïðîñïëþ ñêàçàíüå ñîñåí,
Ñòàðèííûõ ñîñåí äîëãèé øóì… [Òàì æå]

Ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà øóìÿùèõ ñîñåí â ñòèõîòâîðåíèÿõ Í. Ðóáöîâà, íàäåëÿÿñü îñîáûì, ñàêðàëüíûì, çíà÷åíèåì, âûïîëíÿåò ôàòè÷åñêóþ ôóíêöèþ: ïðîòÿæíûé ãóë, çðåþùèé â íî÷íîé òåìíîòå, íàïîìèíàåò èñòîðè÷åñêîå ýõî, êîòîðîå òðåâîæèò ñâîåé íåïîçíàííîé ãëóáèíîé.  íåì ñëîâíî ñîñðåäîòî÷èëñÿ ãîëîñ, òî÷íåå äàæå ñòîí ïðîøåäøèõ ïîêîëåíèé: «Ñîñåí òåìíûé ðÿä / Âäðóã çàøóìèò, / Çàñòîíåò, çàíåìîæåò» [5, 275].

Читайте также:  Пин код серия бессонница

Ñî÷åòàíèå ÷åðíîãî è æåëòîãî öâåòà òàêæå ñîçäàåò òðåâîæíîå îùóùåíèå èíîáûòèÿ: òàê, â âèäèìûõ ïðåäìåòíûõ ðåàëèÿõ – ñòàðîì îñîáíÿêå, ãîñòèíèöå â ñòàðèííîì óþòíîì ñåëå – ïðîñòóïàþò ìèñòè÷åñêèå ñâîéñòâà êëàäáèùåíñêîãî ìèðà.
Ïîâòîðÿåìîñòü ýòîãî õóäîæåñòâåííîãî îáðàçà â ôîëüêëîðíûõ è ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèÿõ ïîçâîëÿåò íàì ãîâîðèòü î øóìÿùåé ñîñíå êàê ýòíîïîýòè÷åñêîé êîíñòàíòå, âûïîëíÿþùåé îáðàçîòâîð÷åñêóþ ôóíêöèþ. 
Ñîñíà ñ÷èòàåòñÿ îäíèì èç ðàñïðîñòðàíåííûõ ñèìâîëîâ íå òîëüêî â ðóññêîé, íî è  âî âñåé ìèðîâîé íàðîäíîé êóëüòóðå. Îäíàêî çíà÷åíèÿ ýòîãî ñèìâîëà ó ðàçíûõ íàðîäîâ ìîãóò íåñêîëüêî ðàçíèòüñÿ. Íàïðèìåð, åñëè â êèòàéñêîé ïîýçèè ñîñíà îëèöåòâîðÿåò ïîñòîÿíñòâî, ñóïðóæåñêîå ñ÷àñòüå, æèçíåííóþ ñèëó è äîëãîëåòèå, òî â ðóññêîé –  ïîñòîÿíñòâî, ãðóñòü è îäèíî÷åñòâî. (Âñïîìíèì çíàìåíèòîå ñòèõîòâîðåíèå Ëåðìîíòîâà «Íà ñåâåðå äèêîì»). Äæàî Äàéôýí îòìå÷àåò, ÷òî â ðóññêîé ïîýçèè, â îòëè÷èå îò êèòàéñêîé, ñîñíà ñèìâîëèçèðóåò  íå òîëüêî «ñòîéêîñòü â òðóäíûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ», íî åùå è ïå÷àëü, ñòðàäàíèå [3, 512].

Ýòî î÷åíü âàæíîå íàáëþäåíèå, ïîçâîëÿþùåå ðàñêðûòü àêñåîëîãè÷åñêóþ îñîáåííîñòü øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííîãî îáðàçà â ïðåëîìëåíèè íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû.

 Ýòíîïîýòè÷åñêàÿ êîíñòàíòà øóìÿùåé ñîñíû ÿâëÿåòñÿ ïðîâîäíèêîì ìåæäó íàñòîÿùèì âðåìåíåì è ïðîøëûì, êîòîðîå, îäíàêî, ðàñêðûâàåòñÿ ïîýòàìè ïî-ðàçíîìó.  ñòèõîòâîðåíèÿõ Ðóáöîâà «Â ñòàðîì ïàðêå» è «Ñîñåí øóì» ëè÷íûé ïëàí çàìåùàåòñÿ èñòîðè÷åñêèì: øóìÿùàÿ ñîñíà, ïðåæäå âñåãî, òðàíñëèðóåò «ãëàñ âåêîâ», ïåðåäàåò èñòîðè÷åñêóþ ãëóáèíó ñîâðåìåííîñòè. Òåì ñàìûì ïîýòèêà ñòèõîòâîðåíèé Ðóáöîâà ñáëèæàåòñÿ ñ õóäîæåñòâåííûìè îñîáåííîñòÿìè èñòîðè÷åñêèõ ïåñåí. Èñòîðè÷åñêàÿ ïåñíÿ «âîñïðîèçâîäèëà ãëàâíîå – èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ, ÷òî ñòàëî åå îñíîâíûì ýñòåòè÷åñêèì ôàêòîðîì», èìåííî â ïåñíÿõ «îòîáðàæàëîñü èñòîðè÷åñêîå ñîçíàíèå». [4, 250]. Ïðè ýòîì êîíêðåòíûå ñîáûòèÿ è ðåàëüíûå ãåðîè ðóññêîé èñòîðèè, êîòîðûå äåéñòâóþò â èñòîðè÷åñêèõ ïåñíÿõ, â ýòèõ ñòèõîòâîðåíèÿõ Ðóáöîâà ïîêà íèêàê íå ïðîÿâëåíû. Íà òåìàòè÷åñêîì óðîâíå â ñòèõîòâîðåíèÿõ ïðîñëåæèâàåòñÿ ñâÿçü ñ íàðîäíûìè ëèðè÷åñêèìè ïåñíÿìè.

Êîíñòàíòà ñîñíû  òàêæå êàê è îñèíû, ðÿáèíû, ãîðüêîé ïîëûíè â ðóññêîì ôîëüêëîðå âñåãäà ïåðåäàåò ñîñòîÿíèå íåñ÷àñòüÿ è ãîðÿ è ñòîéêîãî åìó ïðîòèâîñòîÿíèÿ.  ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ñîñíà êîëûøåòñÿ îò âåòðà, è ïîýòîìó öåëåñîîáðàçíî ãîâîðèòü íå ñòîëüêî î êîíñòàíòå ñîñíû, ñêîëüêî  î êîíñòàíòå ïðîòÿæíîãî ñîñíîâîãî øóìà, âûçâàííîì ïîðûâàìè âåòðà. Çâóêîâàÿ è ïðåäìåòíàÿ õàðàêòåðèñòèêè êîíñòàíòû ñëèâàþòñÿ â îäíî åäèíîå öåëîå.
 
 ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ñîñíîâûé ãóë âûçûâàåò ó äîáðîãî ìîëîäöà ãðóñòü, òîñêó, ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà è æèçíåííîé íåóñòðîåííîñòè. Âîò îí íî÷óåò â òåìíîì îñåííåì ëåñó ïîä ñîñíîé. Åñëè â ñòèõîòâîðåíèè Í. Ðóáöîâà ëèðè÷åñêèé ãåðîé ðàñïîëîæåí âíèìàòü «ñêàçàíèþ» ñòàðèííûõ ñîñåí, ýòî ïðèíîñèò åìó íå òîëüêî òðåâîãó, íî è óñïîêîåíèå, «ïðîñâåòëåíèå äóì», òî ìîëîäåö íàðîäíîé ïåñíè óæàñàåòñÿ è, íàïðîòèâ,  óãîâàðèâàåò ñîñíó íå øóìåòü, íå ìåøàòü äóìàòü î êðàñíîé äåâóøêå:

«Íå øóìè òû â ãîëîâàõ, çåëåíà ñîñíà!
Íå ìåøàé ìîëîäöó äóìó äóìàòè,
Äóìó äóìàòè, äóìó êðåïêóþ
Íå î ìàòóøêå, íå î áàòþøêå,
Î äóøå ëè òî êðàñíîé äåâóøêå!» [6, 56].

Âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå ìîëîäöà ïî ïðèíöèïó ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïàðàëëåëèçìà ñîîòâåòñòâóåò òðåâîæíîìó ãóëó ñîñíîâûõ âåòâåé. Ïî àíàëîãèè ìû ìîæåì ïðåäïîëîæèòü, ÷òî è ñòèõøèé â áîðó âåòåð áóäåò îçíà÷àòü ïðîñâåòëåíèå è óñïîêîåíèå  ëþáîâíîãî ÷óâñòâà.
 äðóãîé ëèðè÷åñêîé ïåñíå óæå äåâóøêà îáðàùàåòñÿ ê âåòðó-âåòåðî÷êó è ïðîñèò íå øàòàòü â ëåñó ñîñíó: ñîñíå è áåç òîãî òÿæêî è íåâîçìîæíî ñòîÿòü, òåì ñàìûì ñîñíà îëèöåòâîðÿåò ñîñòîÿíèå äåâóøêè:

Óæ âû âåòðû ìîè, âåòåðî÷êè,
Âàøè òîíêè ãîëîñî÷êè!
Âû íå äóéòå, âåòðû, íà ëåñî÷êè,
Íå øàòàéòå, âåòðû, â áîðó ñîñíó!
Âî áîðó ëè ñîñåíêå ñòîÿòü òîøíî,
Ñòîÿòü òîøíî ñîñåíêå, íåâîçìîæíî [6, 283].

Âî âòîðîé ÷àñòè ïåñíè ìû óçíàåì, ÷òî ñëåçû äåâóøêè íå ñëó÷àéíû: Óæ è åñòü ó ìåíÿ ïå÷àëü-ãîðå:/ Îòäàþò äðóæêà â ñîëäàòû! [Òàì æå].

Ïå÷àëü, íåóñòðîåííîñòü ëè÷íîé æèçíè, îäèíî÷åñòâî, ãèáåëü – òàêèå ÷óâñòâà ïåðåäàåò ñîñíîâûé øóì â íàðîäíûõ ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ;  òðåâîæíûé «ãóë âåêîâ», êîòîðûé ðàçëè÷àåò ëèðè÷åñêèé ãåðîé ñòèõîòâîðåíèé Í. Ðóáöîâà, â ëèðè÷åñêèõ ïåñíÿõ ïî÷òè íèêàê íå îáîçíà÷åí.  Êðó÷èíà è ñåðäå÷íàÿ òîñêà âûçâàíû ó äîáðîãî ìîëîäöà èëè êðàñíîé äåâóøêè èñêëþ÷èòåëüíî ëþáîâíûìè ïåðåæèâàíèÿìè, òîãäà êàê ðàçäóìüÿ ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ Ðóáöîâà áîëüøå èñòîðè÷åñêîãî, ÷åì ëè÷íîãî õàðàêòåðà, ÷òî ñáëèæàåò ïîýòèêó åãî ñòèõîòâîðåíèé ñ èñòîðè÷åñêèìè ïåñíÿìè. Êîíñòàíòà ñîñíîâîãî øóìà è â ôîëüêëîðå, è â ïîýçèè Ðóáöîâà îçíà÷àåò òðåâîãó, äóøåâíóþ áîëü, îäíàêî ýêçèñòåíöèàëüíàÿ ïðè÷èíà ýòîãî âîëíåíèÿ – ðàçëè÷íà.  «Ñòðàäàíèÿ ëþáâè» è  «òðåâîæíûé ãóë ñòàðèíû» – âîò äâå âàæíûå, õîòÿ è íå åäèíñòâåííûå, ñìûñëîâûå ãðàíè, îáðàçóþùèå êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà.
 ëèòåðàòóðíîé òðàäèöèè ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ  îáðàçà øóìÿùåé ñîñíû  ñîåäèíÿåòñÿ ñ ôàòè÷åñêîé ôóíêöèåé: òðåâîæíîå íàñòðîåíèå âûçâàíî ÷óâñòâîì äðåâíîñòè çåìëè, ïðè÷åì çàðîæäàåòñÿ ñîñíîâûé øóì, êàê ïðàâèëî, â íî÷íîå âðåìÿ. 
Ëèðè÷åñêèé ãåðîé ñòèõîòâîðåíèÿ À.Ê. Òîëñòîãî «Áîð ñîñíîâûé â ñòðàíå îäèíîêîé ñòîèò» (1843)  äóøåâíî ðàñïîëîæåí ïðèïîìíèòü â ñîñíîâîì áîðó ñîáûòèÿ ñòàðèíû è ïðåæíèõ ãðóñòíûõ ëåò:

Áîð ñîñíîâûé â ñòðàíå îäèíîêîé ñòîèò;
 íåì ðó÷åé ìåæ äåðåâüåâ áåæèò è æóð÷èò.
ß ëþáëþ òîò ðó÷åé, ÿ ëþáëþ òó ñòðàíó,
ß ëþáëþ â òîì ëåñó âñïîìèíàòü ñòàðèíó [7, 7].
 ëåñ îí ïðèõîäèò, ÷òî çàêîíîìåðíî, òîëüêî ïî çàõîäó ñîëíöà, êîãäà â òóìàíå ñâåòÿò ëèøü ìåñÿö è çâåçäû. Òàê âíîâü âîçíèêàåò òðàäèöèîííîå ñî÷åòàíèå òåìíûõ è æåëòûõ êðàñîê.
Êîãäà ñîëíöå çàéäåò, êîãäà ìåñÿö âçîéäåò
È çâåçäà ñðåäü ìîèõ çàêà÷àåòñÿ âîä,
Ïðèõîäè òû òàéêîì, òû óçíàåøü î òîì,
×òî áûâàåò ïîðîé çäåñü â òóìàíå íî÷íîì!» [Òàì æå]

 ñòèõîòâîðåíèè À.Ê. Òîëñòîãî ïðîèñõîäèò ïðåäìåòíîå ñìåùåíèå çâóêîâîãî âåñòíèêà ïðîøëîãî: òðåâîæíûé ãîâîð ëèðè÷åñêèé ãåðîé óëàâëèâàåò íå â øóìå ñîñåí, à â øóìå âîä ëåñíîãî ðó÷åéêà:

Òàê øåïòàë, è æóð÷àë, è áåæàë ðó÷ååê;
Íà ðóæüå îïåðøèñü, ÿ ñòîÿë îäèíîê,
È ëèøü ãîâîð ñòðóè òèøèíó ïðåðûâàë,
È î ïðåæíèõ ÿ ãðóñòíî ãîäàõ âñïîìèíàë. [Òàì æå]

Øóì âîäû è øóì ñîñåí ñîåäèíÿþòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè È.À. Áóíèíà «Çåëåíîâàòûé ñâåò ïóñòûííîé ëóííîé íî÷腻:

Çåëåíîâàòûé ñâåò ïóñòûííîé ëóííîé íî÷è,
Äàëåêî ïîä ãîðîé – ìîðñêîé ïóñòûííûé áëåñê…
ß ñëûøó íà ãîðàõ îñåííèé âåòåð â ñîñíàõ
È ïîä îáðûâîì ñêàë – íåâíÿòíûé øóì è ïëåñê [1, 116].

Øóìÿò ñîñíû, ÷òî çàêîíîìåðíî, â íî÷íîå âðåìÿ, êîãäà ñâåòèò ëóíà, è ñîçäàþò òðåâîæíîå è òîñêëèâîå íàñòðîåíèå:

È â øîðîõå ãëóõîì è ãóëå ãîðíûõ ñîñåí
ß ÷óâñòâóþ òîñêó èõ áåçíàäåæíûõ äóì [1, 117].

Òðåâîãà, îùóùåíèå ñòàðèííîñòè ìåñòà, æåëòî-÷åðíûå öâåòà è íî÷íîå âðåìÿ – âîò ãëàâíûå ñìûñëîâûå óçëû, îáðàçóþùèå ýòíîïîýòè÷åñêóþ êîíñòàíòó ñîñíîâîãî øóìà â ëèðèêå Í. Ðóáöîâà.

                Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1.Áóíèí 1965 – Áóíèí È. À. Ñòèõîòâîðåíèÿ // Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé, â 9-òè ò. Ò. 1. – Ì.: Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, 1965.
2. Äàëü 1984 – Äàëü Â. .È. Ïîñëîâèöû ðóññêîãî íàðîäà â 2-õ ò. – Ì.: Õóäîæåñòâåííàÿ ëèòåðàòóðà, 1984.
3. Äæàî Äàéôýí 2011 – Äæàî Äàéôýí. – Îáðàç ñîñíû â êèòàéñêîé è ðóññêîé ïîýçèè // Íàó÷íàÿ èíèöèàòèâà èíîñòðàííûõ ñòóäåíòîâ è àñïèðàíòîâ ðîññèéñêèõ âóçîâ: Ñáîðíèê äîêëàäîâ IV Âñåðîññèéñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. – Òîìñê, 2011. – Ñ. 512-514.
4. Çóåâà, Êèðäàí 2001 – Çóåâà Ò.Â., Êèðäàí Á.Ï. Ðóññêèé ôîëüêëîð: ó÷åáíèê. – Ì.: Ôëèíòà: Íàóêà, 2001
5.  Ðóáöîâ, 2006 – Ðóáöîâ Í.Ì. Ñî÷èíåíèÿ. – Ì.: Ðîññèéñêèé ïèñàòåëü, 2006.
6. Ðóññêàÿ ëèðè÷åñêàÿ ïåñíÿ, 2004 – Ðóññêàÿ ëèðè÷åñêàÿ ïåñíÿ. – Ñï-á.:   Êîìïîçèòîð, 2004.
7. Òîëñòîé, 1977 – Òîëñòîé À.Ê. Ñòèõîòâîðåíèÿ. – Ì.: Ñîâåòñêàÿ Ðîññèÿ, 1977.

Îïóáëèêîâàíî:
«Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ãóìàíèòàðíûõ è åñòåñòâåííûõ íàóê»: Æóðíàë íàó÷íûõ ïóáëèêàöèé. – 2014. – ¹ 3. – ×àñòü 2. – Ñ. 78 – 82.

Источник