Анализ произведения вам и не снилось

Анализ произведения вам и не снилось thumbnail

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой

«Вам и не снилось»

Кто тебе сказал, что это любовь?

(8 класс)

Цели: познакомить с творчеством Г.Н.Щербаковой, учить самостоятельно выносить суждения о произведении, выделять в нём основные проблемы, через сопоставительный анализ эпизодов художественного текста и кинофильма научить определять режиссерский замысел и его соответствие авторскому замыслу произведения.

Задачи: развитие навыков устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления, воображения, формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном мире.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование: повесть Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»,ПК, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся, видеокадры из художественного фильма «Вам и не снилось».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться с повестью Галины Щербаковой, советской и российской писательницы, «Вам и не снилось», впервые опубликованной в журнале «Юность» в 1979 году. Также вам предлагалось познакомиться с художественной экранизацией этого произведения, вышедшей на экраны кинотеатров в 1980 году.

-Готовясь к уроку, я обнаружила в интернете множество комментариев и по поводу фильма,и по поводу книги. Они неоднозначные, одно из них прочитаю:

Так получилось, что я сначала посмотрела фильм а потом уж прочитала книгу. Для меня это оказался тот самый случай, когда фильм с такой музыкой (!!!!!!!), такими актерами, такой игрой превзошел печатный вариант. Но книга тоже очень хорошая!!!

-А каковы Ваши впечатления о прочитанной книге?

-Скажите, а о чём повесть Г.Щербаковой? (О трогательной первой любви Романа и Юльки, советских подростков)

-Каких всемирно известных литературных персонажей напоминают нам герои повести? (Ромео и Джульетту, о чём в самом тексте не раз упоминается. Даже имена очень похожи.)

-Чем же похожи судьбы Романа и Юльки и Ромео и Джульетты? (В обоих произведениях герои встретили препятствия на пути к счастью со стороны своих семей)

-А кроме этого препятствия, с какими проблемами столкнулись наши герои ещё? (Кроме непонимания со стороны родителей, герои сталкиваются с чёрствостью директора школы, с эгоизмом бабушки Ромы, с пониманием и непониманием одноклассников).

-Ребята, какие проблемы в связи с вышесказанным Вами поднимает в своей повести Г.Щербакова? (Проблему взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми, проблему первой любви).

-Знакомы ли Вам эти проблемы? (Да).

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Выявить идею художественного произведения; сравнив с фильмом, понять замысел автора книги и режиссёра, ответить на вопрос, помогает ли фильм лучше понять идею художественного произведения).

3.Работа с повестью.

-Есть ли в повести персонажи, которые поддерживают Ромку и Юльку ? (Да, Санька, друг Ромы, учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна, учитель физкультуры, появляющийся в небольшом эпизоде, когда надо было отправить мальчиков на картошку, но отправление задерживалось потому, что Юлька и Роман долго прощались, отчим Юльки и её мама).

-Из текста повести мы узнаём о причинах «вражды» родителей Романа и Юльки. Оно в их прошлом. А знакомо ли чувство любви им? (Скорее всего да, и в молодости они тоже были влюблены).

-Почему же взрослые всячески препятствуют чистым и искренним отношениям Романа и Юльки?

(они не верят в силу их чувств, в то, что они любят по-настоящему, ревность ).

-В связи с этим хочу сказать, что различным персонажам повести принадлежат высказывания о любви, разобранные читателями на цитаты, например: есть ситуации, когда помогает только скальпель, никому не вредило хирургическое вмешательство, и вообще все эти ваши любови – химера, дым. Блажь и только.

-Так ли это для наших героев? (Нет. В повести много тому доказательств).

– Предлагаю Вам прочитать на раздаточном материале отрывок из повести (читает ученик):

… ночами я не сплю: слушаю, как ваша дочь по сорок раз ставит одно знаменитое звуковое письмо. Стучала ей в стенку — не слышит! Теперь даже привыкла, греюсь у чужого костра. Только не говорите, что я вам натрепалась. Просто вы ходите в неведении, и вас же потом — бух по голове новостью. Послушайте, а потом скажете свое впечатление.

Пластинка лежала под матрасом. Трижды обернутая мохеровым шарфом.

Людмила Сергеевна с интересом поставила: что там еще за новости? А теперь поняла, что никогда так не любила Юльку, как сейчас. Девочка ты моя, девочка! Несчастная ты моя, счастливая! Чем же тебе помочь, как?

– Какая деталь в этом отрывке говорит нам о том, что для Юльки любовь не химера, дым и блажь? (Слушает письмо звуковое по сорок раз за ночь, не может наслушаться)

-Как же получилось, что Юлька оказалась в Петербурге в поисках Романа? Кто ей помог? (Это была её мама). Обратимся ко второму эпизоду на раздаточном материале (читаем).

-Почему Людмила смогла поверить в искренность чувств дочери? (Она по-настоящему любит сама, счастлива и поэтому поняла чувства своей дочери).

– А что же мама Ромы? Она ведь тоже любит своего сына, и он любит родителей. (Она придумала коварный план по отваживанию подростков друг от друга, придумала мнимую болезнь бабушки, а за бабушкой надо ухаживать, и Ромка с гипертрофированным чувством долга попадается на эту уловку ).

Просмотр эпизода №1 из фильма Ильи Фреза.

-А теперь обратимся к этому же эпизоду в книге (читаем).

-Что понимает Роман, оказавшись дома раньше обычного? (Что его обманули, что бабушка абсолютно здорова).

-Что чувствует Роман в этот момент? (Он обескуражен, зол на бабушку).

-Как до этого разоблачения Ромка относился к бабушке? (Берёг её от неприятностей, ухаживал за ней во время мнимой болезни)

-Найдите подтверждение этому в отрывке.

-Не заметили ли Вы расхождений эпизода книги и фильма? С кем разговаривает по телефону в сцене разоблачения бабушка? (В книге – с дочерью Дусей, а в фильме – с мамой Ромы).

Читайте также:  К чему снится бриллиант найти

-Случайна ли такая замена создателями фильма? (Нет, не случайна, самые родные и близкие люди предали, обманули, а должно быть наоборот).

-Что в поведении бабушки возмущает больше всего? (Она упивается своим актерским мастерством, тем, что он так удачно обманывает внука, верящего в то, что ей нужна помощь).

-Каково Ваше отношение к бабушке в этой сцене? И почему? (Отрицательное, так как она ведёт себя эгоистично по отношению к внуку).

-Можно ли утверждать, что бабушка отрицательный персонаж? (Нет, так как она уверена в том, что этот обман – единственный способ спасения его от порочной Юльки).

-Режиссёр фильма добавил в эпизод деталь, которой нет в тексте. Назовите её. (Это разбившаяся фотография бабушки в стеклянной рамке, а в книге это была грамота). И фотография изображена крупным планом. (Отрывок из текста читает учитель)

-Случайна ли замена грамоты фотографией бабушки? (Нет, режиссёр ещё раз подчеркивает разрушившийся мир подростка, предательство самых близких людей, окончательную потерю доверия ко взрослым, которые не хотели его понять, помочь ему, поверить в его любовь).

Ромка не хочет иметь теперь ничего общего с этим миром взрослых (эпизод из повести читает учитель).- Какое слово указывает на негативное отношение Ромки к бабушке в этот момент? (старуха, суффикс – ух – имеет пренебрежительный оттенок).

-И мы приближаемся к развязке книги и фильма.

Просмотр эпизода №2 из фильма Ильи Фреза.

-Ребята, напишите на листочках с фотографиями актёров, о чём могут думать Роман и Юлька, сидя на снежном сугробе (проверим двух-четырёх учеников).

-Так ли заканчивается книга? (Нет, следует краткий рассказ ученика).

-Почему Галина Щербакова оставляет финал книги открытым? (Она хотела показать трагедию первой подростковой любви, то, на что готовы подростки в юношеском максимализме; читатель сам должен додумать, какова судьба Ромки).

-Совпадает ли замысел режиссёра фильма с замыслом Галины Щербаковой? (Нет. Герои встретились, Ромка жив).

-Какую мысль хочет донести до нас режиссёр фильма? Случайно ли в финале фильма появляются дети, с любопытством рассматривающие наших героев? (Режиссёр доносит мысль о том, что любовь победит все преграды, а образы детей – намёк на то, что современные Ромео и Джульетты всё-таки существуют).

4. Подведение итогов урока.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока: «Любовь ли это?» И почему? (Да, только тот, кто так любит, может преодолеть столько препятствий на своём пути, как наши герои).

5.Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «В чём смысл названия повести Галины Щербаковой?»

Источник

Галина Николаева Щербакова (1932-2010) – советская и российская писательница, сценарист

Детство Галины Щербаковой нельзя назвать легким: писательница родилась в 1932 году в небольшом городке Дзержинске Донецкой области. Маленькой Гале пришлось увидеть голод и лишения, пережить немецкую оккупацию – не самые лучшие впечатления для ребенка. Тем не менее Галина никогда не жаловалась, считая, что все в ее жизни было так, как нужно.

Рано выйдя замуж, Галя, как настоящая декабристка, отправилась вслед за мужем на его родину – в Челябинск. Там она окончила пединститут и стала преподавать в школе язык и литературу. Педагогический опыт впоследствии очень пригодился писательнице, ведь она хорошо узнала мир подростков. Может быть, поэтому в героях Щербаковой читатели всегда узнавали себя – столь точно удавалось автору раскрывать характеры подростков, их родителей и учителей.

Поработав в школе, Галина ушла в журналистику: работала в прессе, была редактором местной молодежной газеты. Но призвание звало ее вперед: ей очень хотелось стать писателем, журналистика после двенадцати лет работы, ей уже была тесна.

Щербакова писала, в основном, «в стол». Ее «серьезные вещи на философские темы» никого не интересовали, издательства отказывались их публиковать. Тогда Галина в отчаянии решила уйти в беллетристику и написать любовный роман. Так появилась повесть «Вам и не снилось», которая принесла писательнице успех и стала культовой для целого поколения. По мнению Дмитрия Быкова, именно это произведение послужило толчком для всплеска «молодежной активности»: стали появляться дискуссионные молодежные программы, фильмы для подростков на спорные темы. То есть именно с этого времени в обществе стали думать, какой вырастет нынешняя молодежь.

Изд. ЭНАС-КНИГА. Серия “Куда уходит детство”

Повесть «Вам и не снилось» появилась в журнале «Юность», и одновременно по ее мотивам был снят одноименный фильм. Вот как Галина Щербакова рассказывала об этом: «Когда я поняла, что “Юность” не торопится печатать повесть, то махнула на все рукой и отправила повесть на Студию имени Горького. На конверте написала “Сергею Герасимову” – никого больше я на студии не знала. И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня мне позвонила жена Герасимова Тамара Макарова. Говорила, что ей повесть очень понравилась и она сделает все возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя еще два дня я уже разговаривала с Ильей Фрэзом».

Но Щербакова еще не осознавала, какой успех ее ожидает! Наблюдая за съемочным процессом, она думала, что картину ждет грандиозный провал. Ей даже не хотелось приходить на премьеру фильма, чтобы «сбежать от позора». Но уже на третий день премьеры все билеты были раскуплены, а Щербакова стала получать мешки писем от благодарных читателей и зрителей.

Кадр из фильма “Вам и не снилось…”

Сюжет повести «Роман и Юлька» (таково первоначальное название – сравнение с «Ромео и Джульеттой») возник у писательницы случайно: ее сын полез по водосточной трубе к девочке, в которую был влюблен, но не удержался и сорвался вниз. К счастью, все окончилось благополучно. Но Галину Щербакову этот случай поразил: ее стал преследовать образ мальчика, который из-за любви падает с огромной высоты. Изначально финал повести был предельно жёстким: Ромка погибал. Но такой финал не устраивал редактора «Юности» Бориса Полевого: он боялся, что подростки начнут прыгать из окон, подражая герою. Тогда Щербакова несколько смягчила финал, сделав его открытым: читателям предстояло додумать дальнейшую судьбу Ромы и Юльки самостоятельно. А вот в фильме и вовсе получился хеппи-энд: слишком уж многие читатели «Юности» просили об этом.

Кадр из фильма “Вам и не снилось…”

Читайте также:  Плохое зрение во сне к чему снится

Изменено в фильме и имя главной героини: теперь ее звали Катя. Как вспоминала Щербакова, в Госкино решили, что она хочет превзойти Шекспира и потребовали придумать другое имя для девочки.

Фильм стал очень популярен еще и благодаря прекрасным юным актерам Татьяне Аксюте и Никите Михайловскому. Мало кто знает, что во время съемок 23-летняя Татьяна была уже замужем, тогда как Никита был еще школьником. Когда он выходил на площадку, все рыдали. Щербакова говорила, что было ощущение, будто 16-летний мальчик знает о любви больше, чем вся съемочная группа – он буквально жил в кадре. Судьба Никиты сложилась трагически: он умер в молодом возрасте от тяжелой болезни. Роль Ромки стала самой значимой в его актерской карьере: по сей день Никиту Михайловского идентифицируют с его героем, а ранняя смерть придала фильму трагическое звучание…

Кадр из фильма “Вам и не снилось…”

Говоря об успехе фильма, нельзя обойти стороной композитора Алексея Рыбникова, сочинившего изумительную музыку для картины. Причем мелодия знаменитой «Последней поэмы» на стихи Рабиндраната Тагора, была написана еще за 10 лет до начала съемок фильма. «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора “Последняя поэма”, завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражен, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…», – рассказывал Рыбников. После выхода фильма песня обрела самостоятельную жизнь. Ну а сам фильм стал лучшим фильмом года и вошел в золотой фонд советского кино.

Но были и те, кому фильм не понравился! На спецпоказе для жен руководителей партии произошел казус: жена будущего главы государства Константина Черненко возмущенно заявила, что картина «несвоевременная» и вредная, ведь в Советском Союзе родители не лгут своим детям! К счастью, на прокатную судьбу фильма это заявление никак не повлияло.

Интересно, что сама Щербакова не считала повесть «Вам и снилось» лучшим своим произведением. «“Вам и не снилось”» – не лучшая моя книга. Были повести и сильнее, и точнее. Но тут, видимо, я сумела найти такие слова, которые запали в душу многим. И обижаться я ни на кого из-за этого не вправе – разве что на себя. Ну не публику же винить в том, что другие мои вещи они любят меньше, чем “Вам и не снилось”»! – говорила писательница в одном из интервью.

Позднее дочь Щербаковой Екатерина написала продолжение – «Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя». Но эта книга читателям не понравилась, так как написана она совершенно в другом ключе.

За свою жизнь Щербакова написала много книг, в том числе замечательную повесть «Отчаянная осень». В этой повести нет чистой взаимной любви, как в книге «Вам и не снилось». Здесь любовь жесткая, эгоистичная: «Я люблю, а почему же не любят меня? Ведь я достоин!!!». Так думает в какой-то момент каждый из героев и с яростью отталкивает проявления чувств, направленные на него пусть и хорошим, но «нелюбимым» человеком.

Изд. ЭНАС-КНИГА. Серия “Куда уходит детство”

Родители и педагоги оказываются сторонними наблюдателями. И именно их действия толкают подростков на необдуманные поступки. Завуч Оксана Михайловна буквально использует чувства детей, и это чуть не приводит к трагедии…

Щербакова выступает тонким психологом, адвокатом своих героев. В «Отчаянной осени» жаль абсолютно всех: и правых, и виноватых. Хочется защитить этих несчастных подростков, которые впервые столкнулись с такой непростой любовью и не могут с ней справиться самостоятельно… Как близко мы все находимся от тех, кому сейчас нелегко. И как просто протянуть им руку помощи…

Обе повести вышли в нашей серии «Куда уходит детство», в которой собраны лучшие образцы советской литературы для подростков. И, конечно, без произведений Щербаковой серия была бы неполной.

Перед своим уходом писательница долго болела, перенесла тяжелую операцию. Ее не стало в 2010 году. Роман, над которым она работала несколько последних лет, не был завершен…

Источник

Анализ произведения вам и не снилось

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

2
2340
14 Сентября 2017 в 23:39

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

«Все влюбленные во все времена мучились.
Такая у господа бога хорошая традиция!»

В 1981 году советские телезрители впервые увидели художественный фильм «Вам и не снилось», снятый режиссером Ильей Фрэзом по повести Галины Щербаковой. Вот уже четвертый десяток лет трогательная история любви старшеклассников Ромы и Кати (в литературном оригинале девочку зовут Юлей, по аналогии с шекспировской Джульеттой) продолжает волновать зрительские сердца.

Системного зрителя восхищает глубокая эмоциональная связь между юными героями, в которых они узнают лучшие проявления зрительного вектора. Эта составляющая человеческой психики отвечает за способность к любви, сопереживанию, созданию эмоциональной близости. И повесть, и фильм буквально пронизаны зрительной чувственностью.

Поговорим о перипетиях любви главных и второстепенных героев, о влюбленных подростках, об отношении к их чувствам взрослых, сопровождавших юных влюбленных на протяжении всего сюжета, опираясь на знания по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!

В первых же кадрах фильма перед нами предстает высокая, стройная красавица с россыпью золотых волос и огромными светлыми глазами, в которых, кажется, можно утонуть. Это мать главной героини – Люся, Людмила Сергеевна, в исполнении одной из самых красивых советских актрис того периода Ирины Мирошниченко.

Читайте также:  К чему снится сестра родила

«В ней на троих мужества, стойкости и оптимизма».

Людмила – яркая представительница особой категории женщин – женщина с кожно-зрительной связкой векторов. Такая не оставит равнодушным ни одного мужчину! Сколько существует человеческая цивилизация, столько и кожно-зрительная женщина служит путеводной звездой для вождей и полководцев, художников и поэтов, философов и музыкантов. В случае же недостаточной развитости свойств такая женщина может стать причиной раздоров между мужчинами, быть склонной к истерикам, стремится любыми путями привлечь к себе внимание.

«Вам и не снилось»

В первобытном обществе кожно-зрительная женщина, не имея природной способности к деторождению, не представляла интереса для мужчины как мать его будущего ребенка. Поэтому, чтобы получить защиту от мужчины, как и остальные женщины, ей пришлось научиться созданию эмоциональной близости. Так в мир пришла чувственность, а вслед за нею – сострадание, гуманизм, культура, искусство, понятие о прекрасном.

Еще сравнительно недавно такие женщины, как правило, не имели детей, но всегда были на виду в обществе. Актриса, воспитательница, медицинский работник – все это она! Зрительная склонность к эмпатии, умение чувствовать другого и эмоционально вовлекаться в общение с ним – вот что позволяет кожно-зрительным женщинам быть успешными во всех этих областях, но для этого необходима высокая степень развитости в зрительном векторе. Достигается она путем постепенной трансформации природного страха смерти, с которым каждый зрительный человек приходит в мир, в его противоположность – сострадание и любовь.

Но вернемся к Людмиле. «Маме сорок один, ей не дают больше двадцати пяти».

В фильме мы видим спокойную, счастливую, уверенную в себе женщину.

В книге образ Людмилы раскрывается более глубоко, чем на экране. Здесь мы видим, что да, она счастлива в новом браке, но принимая во внимание давление консервативного общества, не приветствующего союзы, где жена старше мужа, очень боится потерять своего Володю. Ведь он – такой умный, сильный и уверенный в себе – дает ей чувство защищенности и безопасности – базовое ощущение, необходимое человеку для гармоничного существования в мире. Это чувство женщина получает от мужчины и передает детям. Ее беспокойство за мужа говорит о том, что не все ее страхи переплавились в любовь, и червячок тревоги и сомнений еще грызет ее сердце. Это заставляет ее прилагать самые разнообразные усилия, чтобы выглядеть моложе своих лет и быть привлекательной для мужа.

Изначально не созданные для деторождения кожно-зрительные женщины в наше время все чаще имеют одного, а то и нескольких детей. Однако назвать их образцовыми матерями, с патриархальной точки зрения, никак нельзя. Такая женщина лишена природного материнского инстинкта и без поддержки (прежде всего, моральной) других членов семьи вряд ли сама управится с младенцем. Но по мере того как малыш растет, она может стать его лучшим другом и советчиком. Ей бывает легче, чем любой другой матери, признать, что сын или дочь – абсолютно другой человек, со своим характером и судьбой.

Когда Катя влюбилась, она вмиг стала взрослой в глазах матери, и тогда между ними проявилась в полной мере настоящая душевная близость!

Фильм «Вам и не снилось»

Муж Людмилы Володя тоже сопереживает юным влюбленным и глубоко возмущен поведением родителей парня, а точнее, его матери. Дело в том, что Костя – отец Романа – в юности был безответно влюблен в Людмилу и, увидев ее спустя много лет, бросился вприпрыжку, забыв про мучивший его радикулит, с воплем: «Люся! Лю-сень-ка-а-а!!!»

Наблюдавшая эту картину Вера – жена отвергнутого влюбленного и мать мальчика Ромы – затаила такую сильную обиду, на какую только способен обладатель анального вектора. Последствия ее оказались роковыми для столь горячо любимого ею сына. Но об этом чуть позже.

«Ни Роман, ни Юлька так и не вспомнили, где они видели друг друга.
А встреча была и, оставшись для них бесследной и незапомнившейся,
в их семьях, для их родителей стала чем-то вроде взрыва в котельной,
который внешних разрушений вроде бы и не принес,
но внутренние конструкции слегка покорежил».

Выбирает всегда женщина. Остается только гадать, почему Люда выбрала вместо Кости какого-то летчика, а потом Володю. Кожно-зрительной женщине легко строить отношения с мужчиной, ведь создавать эмоциональную связь – это ее призвание. А вот мужчины с анальным вектором, которые, как правило, оказываются рядом с ней по природному влечению, отличаются большим постоянством в своей привязанности к любимой женщине.

Костя являет нам пример мужчины-однолюба, носителя анального вектора, чья любовь к Люсе постоянна, и ничто не может изменить этой любви. Да, он не требует от нее ничего, не имеет права требовать, но в глубине души хранит верность этой единственной любви в его жизни. Да, он женат и у него есть сын, но это совершенно ничего не значит для него, ведь любит он по-прежнему только Люсю. И когда его сын влюбляется в Катю, он радуется, потому что в любви их детей как будто продолжается его любовь к ней: «Я передал это ему по наследству», – говорит он Люсе.

Со стороны такая любовь выглядит как зависимость, в каком-то смысле так и есть, анально-зрительный мужчина не в силах самостоятельно отпустить прошлое, первую любовь, и лишь знания по системно-векторной психологии помогают пересмотреть свою жизнь и обрести свое счастье в отношениях.

О тайне зарождения любви между Катей и Ромой и о том, как родителям реагировать на близкие отношения подростков, читайте в следующей части.

Часть 2. Любовь у подростков. Зарождение чувства
Часть 3. От эмоциональной зависимости и шантажа до любви

Автор публикации:
Екатерина Михайлова, журналист

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник