Анализ мне снилась снова ты

Мне снилась снова ты, в цветах

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,

Безумная, как страсть, спокойная, как сон,

А я, повергнутый, склонял свои колени

И думал: «Счастье там, я снова покорен!»

Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета

Без счастья, без любви, богиня красоты,

А розы сыпались на бедного поэта,

И с розами лились, лились его мечты…

Ты умерла, вся в розовом сияньи,

С цветами на груди, с цветами на кудрях,

А я стоял в твоем благоуханьи,

С цветами на груди, на голове, в руках…

1898 г.

Анализ стихотворения Блока «Мне снилась снова ты…»

Стихотворение «Мне снова снилась ты…» А. Блок написал в 1898 г. Оно вошло в цикл «Ante Lucem (1898-1900)». Произведение автобиографическое. В нем поэт рассказывает о своей возлюбленной – Любви Менделеевой. С ней Александр Александрович был знаком с детства. В юношеские годы, когда Блоку было 17 лет, а Менделеевой – 16. Они играли роли Гамлета и Офелии в любительском домашнем театре. Во время прогулки после одной из репетиций молодые люди поняли, что испытывают друг к другу нежные чувства. Но увлечение юных сердец длилось недолго. Любовь Дмитриевна поняла, что Блок не достойный её, поэтому стала отдаляться. На какое-то время влюбленные потеряли друг друга. В период разлуки и было создано анализируемое произведение.

Стихотворение А.А. Блока «Мне снова снилась ты…» – образец интимной лирики. Относится оно к жанру элегии. Тема – воспоминания о девушке, которая когда-то играла Офелию; обращение к ней. Автор показывает, что время не может стереть воспоминания, которые хранит само сердце. Он восхищается чистой, юной красотой девушки.

Ключевые образы стихотворения – лирический герой и актриса, игравшая Офелию. В содержании анализируемых строк переплетаются сновидение лирического героя и его воспоминания. Причем не всегда между ними можно провести четкую грань. В начале произведения мужчина обращается к девушке, говоря, что она снова ему снилась. Видимо, образ её так крепко засел в памяти, что в сновидениях она появлялась не раз. В этом сне героиня была на сцене в цветах. Такой антураж подчеркивает красоту и нежность девушки.

Лирический герой дает ей лаконичную характеристику: «безумная, как страсть, спокойная, как сон». Известно, что Любовь Дмитриевна отличалась строгим, спокойным характером, который иногда «взрывался» бурными эмоциями. Мужчина говорит о том, что чувствовал рядом с прекрасной девушкой: «Счастье там, я снова покорен». Наконец, мы узнаем, что героиня играла в спектакле Офелию. Лирический герой – Гамлет. Он вспоминает, что Офелия смотрела на него без любви. А он был поражен её красотой. В произведении есть деталь: «розы сыпались на бедного поэта» Она тоже касается лирического героя. Розы – символ красоты девушки, её невинности.

Заканчивается произведение описанием последних минут Офелии. Она умерла в цветах, лирическому герою казалось, что это не они благоухали, а девушка. Офелия умерла на сцене, но навсегда осталась в памяти поэта.

Стихотворение не делится на строфы. Строки его объединены перекрестной рифмовкой. Женские рифмы чередуются с мужскими. Стихотворный размер – шестистопный ямб.

Для создания идеализированного образа девушки-Офелии А.А. Блок в стихотворении «Мне снова снилась ты…») использовал художественные средства. В тексте есть сравнения («безумная, как страсть, спокойная, как сон»), метафоры («смотрела … без счастья», «с розами лились, лились его мечты», «ты умерла вся в розовом сияньи», «я стоял в твоем благоухании»), эпитеты («шумная сцена», девушка «безумная», «спокойная», «розовое сиянье»). Для того чтобы показать непрерывный поток грёз лирического героя автор использовал тавтологию: «лились, лились его мечты».

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Поэтический календарь

Установите наш информер
и сделайте ваш сайт интересней!
Код…

 

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть, спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонял свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорен!»
Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета
Без счастья, без любви, богиня красоты,
А розы сыпались на бедного поэта,
И с розами лились, лились его мечты…
Ты умерла, вся в розовом сияньи,
С цветами на груди, с цветами на кудрях,
А я стоял в твоем благоуханьи,
С цветами на груди, на голове, в руках…

Справочник по стихосложению >> скачать

Cтихотворение состоит из 12 строк
Строфа: двенадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ()
————————————————————————
Рифмы: сцене-сон-колени-покорен
              Гамлета-красоты-поэта-мечты
              сияньи-кудрях-благоуханьи-руках.

Рифмовка: ABAC DEDE FGFG

————————————————————————
Кол-во слов в стихах: 81

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, 
имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или
периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы
и  т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи
принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются:
двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения.
Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы
и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д.
Больше о размерах

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах.
Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов.
Больше о рифмах

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк).
Больше о рифмовке

Другие стихи Александра Блока:
А.Блок «Я стар душой. Какой-то жребий черный …», А.Блок «Я и молод, и свеж, и влюблен…», А.Блок «В ночи, когда уснет тревога…», А.Блок «Шаги командора», А.Блок «Художник», А.Блок «Своими горькими слезами…», А.Блок «Пусть рассвет глядит нам в очи…», А.Блок «Я их хранил в приделе Иоанна…», А.Блок «Я – Гамлет. Холодеет кровь…», А.Блок «И вновь – порывы юных лет…», А.Блок «М. А. Олениной Д’альгейм», А.Блок «Авиатор», А.Блок «Вл. Пясту», А.Блок «Моей матери/1», А.Блок «Помнишь ли город тревожный…», А.Блок «Уже над морем вечереет…», А.Блок «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо …», А.Блок «DOLOR ANTE LUCEM…», А.Блок «Отворяются двери – там мерцанья…», А.Блок «Равенна», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.Блок «Из газет», А.Блок «Я вышел. Медленно сходили…», А.Блок «Она молода и прекрасна была…», А.Блок «Встану я в утро туманное…», А.Блок «Черный ворон в сумраке снежном…», А.Блок «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…», А.Блок «Разгораются тайные знаки…», А.Блок «Усталый от дневных блужданий…», А.Блок «Муза в уборе весны постучалась к поэту…», А.Блок «Сны раздумий небывалых…», А.Блок «Осенняя воля», А.Блок «Две надписи на сборнике», А.Блок «Днем вершу я дела суеты…», А.Блок «Ангел-хранитель», А.Блок «Митинг», А.Блок «Не поймут бесскорбные люди…», А.Блок «Поэты», А.Блок «Девушка из spoleto», А.Блок «Болотные чертенятки», А.Блок «То отголосок юных дней…», А.Блок «Часовая стрелка близится к полночи…», А.Блок «Гамаюн, птица вещая», А.Блок «Мой любимый, мой князь, мой жених…», А.Блок «На поле куликовом», А.Блок «Разверзлось утреннее око…», А.Блок «Ты – божий день. Мои мечты …», А.Блок «Утихает светлый ветер…», А.Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», А.Блок «Н. Гуну», А.Блок «Крылья», А.Блок «Настигнутый метелью», А.Блок «З.Гиппиус…», А.Блок «Восходишь ты, что строгий день…», А.Блок «Осенний день», А.Блок «На железной дороге», А.Блок «Мы были вместе, помню я…..», А.Блок «В углу дивана», А.Блок «На снежном костре», А.Блок «Я к людям не выйду навстречу…», А.Блок «Ты горишь над высокой горою…», А.Блок «Е. П. Иванову», А.Блок «Незнакомка», А.Блок «Отдых напрасен. Дорога крута…», А.Блок «Я вышел в ночь – узнать, понять…», А.Блок «Медлительной чредой нисходит день осенний…», А.Блок «Они читают стихи», А.Блок «Странных и новых ищу на страницах…», А.Блок «Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет…», А.Блок «Второе крещенье», А.Блок «Сердитый взор бесцветных глаз…», А.Блок «Ты жил один! Друзей ты не искал…», А.Блок «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…», А.Блок «Как день, светла, но непонятна…», А.Блок «Я шел к блаженству. Путь блестел…», А.Блок «Пора забыться полным счастья сном…», А.Блок «Ловя мгновенья сумрачной печали…», А.Блок «Перед судом», А.Блок «Вхожу я в темные храмы…», А.Блок «О, я хочу безумно жить…», А.Блок «Пока спокойною стопою…», А.Блок «Мне снилась смерть любимого созданья…», А.Блок «На улице – дождик и слякоть…», А.Блок «О, я хочу безумно жить:», А.Блок «Двенадцать», А.Блок «Увижу я, как будет погибать…», А.Блок «Ее песни», А.Блок «Фабрика», А.Блок «Просыпаюсь я – и в поле туманно…», А.Блок «Ярким солнцем, синей далью…», А.Блок «Когда ты загнан и забит…», А.Блок «Ночь на новый год», А.Блок «Зачем, зачем во мрак небытия…», А.Блок «Соловьиный сад», А.Блок «Я был смущенный и веселый…», А.Блок «Пушкинскому дому», А.Блок «Шли мы стезею лазурною…», А.Блок «Луна проснулась. Город шумный…», А.Блок «Земное сердце стынет вновь…», А.Блок «На островах»,

Анализ стихов других авторов:
А.Барто «Бычок», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре», А.И.Одоевский «Я разлучился с колыбели…», А.Навроцкий «Утес Cтеньки Разина», А.Н.Радищев «Час преблаженный…», А.П.Сумароков «Эпитафия/9», А.Полежаев «Зачем задумчивых очей…», А.С.Грибоедов «Прости, Отечество!», А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», А.Твардовский «Армейский сапожник», А.Жемчужников «Думы оптимиста», А.Кольцов «Косарь», А.Н.Апухтин «Сухие, редкие, нечаянные встречи…», А.Плещеев «Ночь тиха… Едва колышет…», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», А.Толстой «Алеша Попович», А.Ф.Мерзляков «Среди долины ровныя…», А.Хомяков «Новград», А.Белый «Тело стихий», А.Вознесенский «Почему два великих поэта…», А.Дементьев «Гороскоп», А.Ахматова «Заплаканная осень, как вдова…», А.Бунина «На разлуку», А.Д.Кантемир «О жизни спокойной», А.Дельвиг «Любовь», А.Григорьев «Артисткке», А.Майков «Под дождем», А.Голенищев-Кутузов «В четырех стенах», А.Фет «Это утро, радость эта…», Б.Ахмадулина «Опять в природе перемена…», Б.Лившиц «Закат у дворцового моста», Б.Пастернак «Как бронзовой золой жаровень…», Б.Слуцкий «Поэты ‘Правды’ и ‘Звезды’», Б.Чичибабин «Приготовление борща», Б.Окуджава «А мы с тобой, брат, из пехоты…», В.Брюсов «Хорошо одному у окна…», В.А.Жуковский «Явление поэзии в виде Лалла Рук», В.Капнист «Спокойствие праведного», В.К.Тредиаковский «Я уж ныне не люблю, как похвальбу красну…», В.Курочкин «Бедовый критик», В.Лебедев-Кумач «Ах, сам я не верил…», В.Хлебников «Азия», В.Тушнова «А знаешь, все еще будет!..», В.Кюхельбекер «Жизнь», В.Бенедиктов «Молитва», В.Высоцкий «Баллада о гипсе», В.Жемчужников «Разочарование», В.Костров «В берёзовой серебряной купели…», В.Маяковский «Военно-морская любовь», В.Раевский «Идиллия»,

Избранные поэты:
Агния Барто, Александр Блок, Александр Иванович Одоевский, Александр Навроцкий, Александр Николаевич Радищев, Александр Петрович Сумароков, Александр Полежаев, Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Александр Твардовский, Алексей Жемчужников, Алексей Кольцов, Алексей Николаевич Апухтин, Алексей Плещеев, Алексей Сурков, Алексей Толстой, Алексей Федорович Мерзляков, Алексей Хомяков, Андрей Белый, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев, Анна Ахматова, Анна Бунина, Антиох Дмитриевич Кантемир, Антон Дельвиг, Аполлон Григорьев, Аполлон Майков, Арсений Голенищев-Кутузов, Афанасий Фет, Белла Ахмадулина, Бенедикт Лившиц, Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Валерий Брюсов, Василий Андреевич Жуковский, Василий Капнист, Василий Кириллович Тредиаковский, Василий Курочкин, Василий Лебедев-Кумач, Велимир Хлебников, Вероника Тушнова, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Бенедиктов, Владимир Высоцкий, Владимир Жемчужников, Владимир Костров, Владимир Маяковский, Владимир Раевский, Владимир Соловьёв, Владислав Ходасевич, Гавриил Державин, Георгий Адамович, Георгий Иванов, Георгий Шенгели, Григорий Поженян, Давид Самойлов, Даниил Хармс, Демьян Бедный, Денис Давыдов, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Минаев, Евгений Баратынский, Евгений Долматовский, Евгений Евтушенко, Евгений Забелин, Евдокия Ростопчина, Зинаида Гиппиус, Иван Аксёнов, Иван Андреевич Крылов, Иван Бунин, Иван Иванович Хемницер, Иван Мятлев, Иван Никитин, Иван Сергеевич Аксаков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Суриков, Иван Франко, Игорь Северянин, Илья Резник, Илья Сельвинский, Илья Френкель, Илья Эренбург, Иннокентий Фёдорович Анненский, Иосиф Бродский, Иосиф Уткин, Ипполит Федорович Богданович, Козьма Прутков, Кондратий Федорович Рылеев, Константин Батюшков, Константин Ваншенкин, Константин Дмитриевич Бальмонт, Константин Симонов, Константин Случевский, Корней Чуковский, Лев Александрович Мей, Лев Иванович Ошанин, Леонид Мартынов, Леся Украинка, Максимилиан Волошин, Маргарита Алигер, Маргарита Иосифовна Алигер, Марина Цветаева, Михаил Алексеевич Кузмин, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Дмитриев, Михаил Исаковский, Михаил Матвеевич Херасков, Михаил Светлов, Михаил Юрьевич Лермонтов, Нестор Васильевич Кукольник, Николай Александрович Львов, Николай Алексеевич Заболоцкий, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Глазков, Николай Гнедич, Николай Гумилев, Николай Добронравов, Николай Доризо, Николай Карамзин, Николай Клюев, Николай Огарев, Николай Рубцов, Николай Ушаков, Николай Языков, Ольга Берггольц, Осип Мандельштам, Павел Антокольский, Петр Андреевич Вяземский, Пётр Ершов, Расул Гамзатов, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Самуил Яковлевич Маршак, Саша Черный, Семен Кирсанов, Семён Кирсанов, Семён Надсон, Сергей Александрович Есенин, Сергей Михалков, Тарас Григорьевич Шевченко, Фазиль Искандер, Федор Иванович Тютчев, Федор Сологуб, Фёдор Николаевич Глинка, Эдуард Асадов, Эдуард Багрицкий, Юлия Друнина, Юнна Мориц, Юргис Балтрушайтис, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Яков Полонский, Янка Купала, Ярослав Смеляков,

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
рифмы к словам

Источник

Семиотический анализ стихотворения

А.А. Блока «Мне снилась смерть любимого созданья…»

Мне снилось, что ты умерла.

Гейне

Мне снилась смерть любимого созданья:

Высоко, весь в цветах, угрюмый гроб стоял,

Толпа теснилась вкруг, и речи состраданья

Мне каждый так участливо шептал.

А я смотрел кругом без думы, без участья,

Встречая свысока желавших мне помочь;

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,

Вокруг себя – безжалостную ночь.

Я всех благодарил за слово утешенья

И руки жал, и пела мысль в крови:

“Блаженный, вечный дух унес твое мученье!

Блажен утративший создание любви!”

10 ноября 1898

Стихотворение Александра Александровича Блока наполнено разнообразными символами, образами, мотивами, которые создают особый колорит лирического произведения.

После прочтения в ассоциативном кругу всплывают произведения жанра кладбищенской элегии. В первую очередь стихотворение английского поэта Томаса Грея в переводе В.А. Жуковского «Сельское кладбище». Элегия в первоначальном понимании представляла собой грустную лирическую песнь о смерти. Так было в античные века. С течением времени жанр слегка трансформировался и под «смертью» подразумевается не только смерть тела физическая или метафизическая, но потеря какого-либо чувства или разлука с любимым.

В стихотворении Блока все смыслы элегии словно сплелись воедино, представляя собой телесную смерть возлюбленной лирического героя, что влечет за собой утрату любви земной…

Заслуживает читательского внимания, несомненно, эпиграф, взятый из стихотворения Г.Гейне «Мне снился сон, и я плакал…» Блок страстно увлекался творчеством Гейне, перевел множество его стихотворений и, несмотря на то, что у русского символиста было сложное отношение к поэзии немецкого поэта, он считал себя близким с ним по духу, часто заимствовал образы. Неслучайно в качестве эпиграфа использована строка из стихотворения, которое имеет некоторые переклички с блоковским.

Эпиграф «Мне снилось, что ты умерла» и сам первых стих «Мне снилась смерть любимого созданья» вводят два мотива, тесно сплетенных между собой в многовековой культурной и литературной традиции: мотив сна и мотив смерти. Сон и смерть – это устойчивая мифологическая ассоциация, и она давно занимает важное место в русской и европейской литературе и культуре, потому как с помощью них автор способен приблизиться к истинному. Невозможно определенно и однозначно сказать, чем представляется сон в стихотворении Блока, но чаще всего сновидческие мотивы связаны с пророческим видением будущего. Сон интерпретируется и как то место, куда так стремится попасть человек, устав от земного и житейского. Сон как дорога к смерти. Связь этих мотивов неразрушима и у Блока. Мотив сна является одним из ведущих в стихах Блока. В развитии сновидческих мотивов отразилась эволюция творчества поэта.

В стихотворении лирический герой повествует о похоронах своей возлюбленной. Мотив смерти тоже довольно известен русской культуре. Издавна смерть считается не только границей между миром живых и мертвых, но и перевоплощением в другое состояние. Смерть – то, что человек не в силах увидеть в обыденной жизни. В античности смерть считалась тем, что необходимо заслужить. Умирали красиво, тело предавалось похоронным обрядам. Смерть – процесс святой, и он, несомненно, связан с Рождением.

В памяти на ассоциативном и интуитивном уровне возникают стихотворения русских поэтов, для которых единение таких мотивов было очень знакомым и знаковым: «Фонтан любви, фонтан живой» А.С. Пушкина, «Сон и смерть» А.А. Фета, «Весь день она лежала в забытьи» Ф.И. Тютчева.

Лирическое произведение А.А. Блока создано на прочной основе устоявшихся традиций.

В стихотворении выявляются контрастные образы: смерть одной девушки «смерть любимого созданья» и жизнь толпы «Толпа теснилась вкруг»; мертвенная тишина, шепот и шум толпы; оппозиция верх – низ «Встречаясвысока желавших мне помочь; Я чувствовал вверху незыблемое счастье…» Эти образы выстраивают целостную картину восприятия и приводят постепенно читателя к смыслу стихотворения: лирический герой понимает, что его возлюбленная благодаря смерти избавилась от земных мучений, и душа ее вознесется на небеса, унеся с собой их прежнюю любовь. Она (героиня) избавила его от мук земной любви, теперь останется лишь спиритуальная, а это и есть Истина…

Источник

Читайте также:  Грудной ребенок снится во сне