Анализ эпизода первый сон раскольникова по плану

Анализ эпизода первый сон раскольникова по плану thumbnail

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказа­ние» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

В «Преступлении и наказании» описано четыре сна Родиона Раскольникова, но я хочу рассмотреть и про­анализировать первый сон, приснившийся герою по­сле того, как он принял окончательное решение под­твердить свою теорию о «дрожащих тварях» и «право имеющих», то есть решение убить старуху-процент­щицу. Страшась самого слова «убийство», он посто­янно спрашивает себя: «…да разве то будет?». Сама возможность осуществить задуманное ввергает его в ужас, но, пытаясь доказать себе, что он принадлежит к касте высших существ, смеющих пролить «кровь по совести», Раскольников храбрится и подстегивает свое самолюбие мыслями о спасении множества убо­гих, когда именно он выступит в роли благородного спасителя. Но сон Родиона, описанный Достоевским, сводит на нет все циничные рассуждения героя, от­крывая нам его ранимую, беспомощную в своем за­блуждении душу.

Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости прини­мать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Ро­дион. Ведь отец — традиционно символ защиты, безо­пасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,— это уже обра­зы реального мира, измучившего героя. Один из му­жиков, Миколка, приглашает остальных прокатить­ся на его телеге, в которую впряжена «маленькая, то­щая саврасая крестьянская клячонка». Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, за­ставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как ло­шадь «секут по глазам, по самым глазам!». Среди кри­ков пьяной толпы слышится «Топором ее, чего!». То­гда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмуще­ния бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пья­ной толпы, с другой — непереносимое отчаяние ребен­ка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жа­лостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессив­ности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного ду­шевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи… пока­жи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть вто­рой, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью — в дан­ном случае жизнью лошади. Лошадь — никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: «.. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрыва­ет: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Так же как и «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет». Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется «жизни вши, таракана».

Таким образом, первый сон Раскольникова, с од­ной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению пре­ступления. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значе­ния сна — крика души о недопустимости злодеяний.

Источник

Роль сна Раскольникова о лошади в произведении Достоевского – раскрытие внутреннего психологического состояния героя. Писатели часто используют такую форму в повествовании, чтобы подать нечто скрыто, иносказательно и более ярко.

Страхи из детства

Сон возвращает Родиона в детство – ему около 7 лет. Автор затрагивает воспоминания героя из реальной жизни: он крайне тяжело переносит плохое отношение к животным, не раз наблюдает, как люди бьют лошадей (в гневе, неистово, незаслуженно, и страшнее всего – по глазам). Во сне главный герой возвращается в детство, в беззаботный период, когда рядом с ним отец, а значит он под защитой. Однако во сне Родион не испытывает покоя и едва ли его можно назвать радостным.

Он видит пьяную компанию, которая пытается заставит лошадь ехать “вскачь”. Она маленькая и тощая. Несправедливость ситуации налицо: кобыла не в состоянии сдвинуться с места, а желающих прокатиться всё больше. Мальчику неистово больно оттого, что страдает животное, но окружающие, кажется, не замечают абсурдности ситуации: хлещут кобылу по бокам, стегают по морде и глазам. От вопиющей несправедливости у ребёнка случается истерика, он хочет спасти животное, помочь ему, но не физически, не морально не в состоянии достучаться до убийц.

Значение сна

В толковании сна исследователи творчества Ф.М.Достоевского практически однозначно сходятся во мнении, что его суть – неготовность персонажа преступить закон, проверить свою теорию в действительности. Сон говорит о том, что у Раскольникова слишком много человечности, он не готов к убийству, которое планирует совершить. Душа молодого человека слишком тонкая, он чувствителен и эмоционален. Раскольников готовится проверить свою теорию о том, что все люди делятся на “материал” и тех, кто способен преступить закон, совесть, если это необходимо.

Однако сам герой не относится ко второй категории людей. Он слишком долго доказывает самому себе, что смерть старухи-процентщицы – великое добро по отношению к тем, кто находится у неё в “кабале”. Решение принято, но Раскольников не готов к убийству, он не осознаёт всей сути задуманного. Душа персонажа сопротивляется, она борется с рассудком, именно это и подчёркивает сон о “забитой кляче”. Важно, что сновидение случается накануне задуманного убийства, оно подсказывает герою, что он не тот, кто должен “спасать мир” путём уничтожения зла собственными руками.

Провал теории

Повествование о избиении лошади настолько реалистично, что читатель невольно становится участником изображаемой ситуации. Ему также жалко животное и невыносимо от того, что невозможно остановить толпу. Автор использует много восклицательных предложений, чтобы подчеркнуть ужас, суматоху, атмосферу происходящего. А страшнее всего – общее безразличие к происходящему: никто не пытается помочь животному, лишь робкие реплики напоминают о том, что хозяин поступает не по-человечески. Кровавая расправа над животным, слезы убитой лошади – каждая деталь, увиденная глазами маленького ребёнка – это сигнал о том, что он не принимает убийство никаким образом. Сострадая животному, он собирается убить реального человека – подсознание героя противится этому. Теория Раскольникова терпит крах – он не относится к тем, кто способен убивать.

Читайте также:  Дневной сон у детей до какого возраста

Анализ сна Раскольникова о лошади важен для понимания образа героя, его внутреннего мира и моральных качеств.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Alihan Osmanov

    16/16

  • Александр Клевец

    15/16

  • Мария Асмолова

    16/16

  • Nataliya Teploukhova

    15/16

  • Фёдор Тютчев

    13/16

  • Низам Ташимбетов

    16/16

  • Дмитрий Сергиенко

    16/16

  • Алексей Никульников

    14/16

  • Артур Мушинский

    16/16

  • Алексей Филатов

    15/16

Источник

Великий мастер психологического романа, Федор Михайлович Достоевский, для более глубокого изображения своего героя в произведении “Преступление и наказание” использовал такой прием, как сон. С помощью снов писатель хотел глубоко затронуть характер и душу человека, который решился на убийство. Главный герой романа, Родион Раскольников, видел четыре сна. Мы сделаем анализ эпизода сна Раскольникова, который он увидел перед убийством старухи. Попробуем разобраться, что хотел показать Достоевский этим сновидением, какова его главная мысль, как он связан с реальными событиями в книге. Также мы уделим внимание последнему сну героя, который называют апокалиптическим.

Родион Раскольников

Использование писателем сна для глубокого раскрытия образа

Многие писатели и поэты, чтобы глубже раскрыть образ своего персонажа, прибегали к описанию его снов. Стоит вспомнить пушкинскую Татьяну Ларину, которая во сне увидела странную избушку в таинственном лесу. Этим самым Пушкин показал красоту души русской девушки, которая выросла на старинных преданиях и сказках. Писателю Гончарову удалось своего окунуть Обломова ночью в детство, насладиться безмятежным раем Обломовки. Писатель этому сновидению посвятил целую главу романа. Утопические черты воплотил в снах Веры Павловны Чернышевкий (роман “Что делать?”). С помощью сновидений писатели сближают нас с героями, пытаются объяснить их поступки. Очень важен и анализ эпизода сна Раскольникова в “Преступлении и наказании” Достоевского. Без него невозможно было бы понять мятущуюся душу страдающего студента, решившегося убить старуху-процентщицу.

Федор Достоевский

Краткий анализ первого сна Раскольникова

Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не “тварь дрожащая и право имеет”, то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово “убийство” пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать “кровь по совести”. Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.

Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.

Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.

Первый сон

Какими чувствами наполнена атмосфера первого сна героя Достоевского?

Атмосфера сна дополнена сильнейшими чувствами. С одной стороны, мы видим злостную, агрессивную, разнузданную толпу. С другой стороны, уделяется внимание невыносимому отчаянию маленького Родиона, сердце которого сотрясает жалость к бедной лошади. Но больше всего впечатляют слезы и ужас умирающей клячи. Достоевский мастерски показал эту страшную картину.

Иллюстрация первого сна

Главная мысль эпизода

Что же хотел показать писатель этим эпизодом? Достоевский акцентирует внимание на неприятие убийства человеческой натурой, в том числе и натурой Родиона. Перед сном Раскольников думал, что будет полезно убить старуху-процентщицу, отжившую свой век и заставляющую страдать других. От ужасной сцены, увиденной во сне, Раскольников весь покрылся холодным потом. Так боролась его душа с разумом.

Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об “обыкновенных” и “необыкновенных” личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.

Раскаяние Раскольникова

Связь первого сна с дальнейшими событиями романа

Действия первого сна происходят в родном городе, символизирующем Петербург. Неотъемлемыми составляющими Северной столицы были кабаки, пьяные мужики, удушливая обстановка. Автор видит в Петербурге причину и соучастника преступления Раскольникова. Атмосфера города, мнимые тупики, жестокость и безразличие так повлияли на главного героя, что возбудили в нем болезненное состояние. Именно это состояние толкает студента на противоестественное убийство.

Анализ эпизода первый сон раскольникова по плану

Терзания в душе Раскольникова после сна

Родион содрогается после своего сновидения, переосмысливает его. Все же, после душевных терзаний, студент убивает старуху и еще и Елизавету, напоминающую забитую и беспомощную клячу. Она даже не осмелилась поднять руку для своей защиты от топора убийцы. Умирая, старуха произнесет фразу: “Заездили клячу!”. Но в реальной ситуации Раскольников уже будет палачом, а не защитником слабых. Он стал частью грубого, жестокого мира.

Апокалиптический сон героя

Анализ последнего сна Раскольникова

В эпилоге романа читатели видят еще одно сновидение Родиона, оно больше похоже на полубред. Этот сон уже предвещал нравственное выздоровление, избавление от сомнений. Анализ сна Раскольникова (последнего) подтверждает, что Родион уже нашел ответы на вопросы о крушении своей теории. Раскольников в последнем сне увидел приближение конца света. Весь мир погрузился в страшную болезнь и вот-вот исчезнет. Вокруг развелись умные и волевые микробы (духи). Они вселялись в людей, делая их сумасшедшими и невменяемыми. Больные люди считали себя самыми умными и оправдывали все свои действия. Унижающие друг друга люди напоминали пауков в банке. Такой кошмар полностью исцелил героя духовно и физически. Он идет в новую жизнь, где нет чудовищной теории.

Последний сон героя

Значение снов студента

Анализ снов Раскольникова в “Преступлении и наказании” доказывает, что в композиционном плане они играют существенную роль. С их помощью читатель заостряет внимание на сюжете, образах, конкретных эпизодах. Эти сновидения помогают лучше понять основную идею романа. С помощью снов Достоевский очень глубоко и полно раскрыл психологию Родиона. Если бы Раскольников прислушался к своему внутреннему “я”, то не совершил бы страшную трагедию, расколовшую его сознание на две половины.

Читайте также:  Собирать во сне монеты к чему

Источник

Цель урока: выявить значение сна Р.Раскольникова, то, как он раскрывает душу героя.

Задачи урока:

обучающий аспект:

  • освоить применение алгоритма анализа эпизода на новом материале (вставном композиционном элементе);
  • расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
  • уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
  • уметь проводить параллели между изучаемым эпизодом и эпизодами снов других художественных произведений.

развивающий аспект:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • развивать умение выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
  • развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
  • развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
  • формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений («Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского в частности).

воспитывающий аспект:

  • воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
  • воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
  • воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
  • воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Приемы работы с текстом:

  • Выразительное чтение текста,
  • Анализ подзаголовка фрагмента (отрывка) текста,
  • Выделение смысловых частей читаемого текста,
  • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения текста,
  • Выявление семантики ключевых слов,
  • Выявление морфемной структуры ключевых слов текста,
  • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте,
  • Пересказ частей текста,
  • Характеристика героев и их поступков,
  • Составление суждений учащихся,
  • Составление графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей,
  • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное,
  • «Пятиминутное эссе».

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося;
  • обогащать словарный запас;
  • продуктивно усваивать учебный материал;
  • прививать эстетический вкус;
  • формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Эпиграф: «…есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон» (Ф.М.Достоевский)

«Сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее».

Ход урока

1. Организационный момент, приветствие

2. Слово учителя

Сегодня на уроке литературы мы продолжаем вместе с главным героем романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым проходить сложный, непростой путь к преступлению, к убийству старухи-процентщицы.

Вспомним.

– Какие события подталкивают Р.Р. к преступлению, подводят героя романа к роковой черте?

  • Нищета, голод, болезнь, тяжелое душевное состояние,
  • Встреча с С.Мармеладовым, его «исповедь» (истории жизни С.М., К.И., Сони),
  • Посещение «угла» Мармеладовых,
  • Письмо матери,
  • Встреча с обиженной девочкой на бульваре,
  • Встреча с Лизаветой,
  • Разговор студента с офицером в распивочной.

– Какой темой связаны эти эпизоды?

Темой страдания людей, «униженных и оскорбленных».

– Каким мы видим внутренний мир Р.Р. накануне преступления? Что происходит в его душе?

Раскол, разлад, в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью к людям и ненавистью, стремлением помочь им и озлобленностью, верой и безверием, сознанием и чувствами.

Человеческая душа у Достоевского «Открывается как поле битвы, где Бог сражается с Дьяволом» (Григорий Померанц).

Это значение заключено и в фамилии героя. Какова семантика фамилии Раскольникова?

Раскольников – раскол – раскольничество, одержимость одной идеей, одной мыслью.

Раскол – расколоть – раздолбить, лишить единства, цельности.

– Какие 2 доминанты проявляются в душе героя? В чем проявляются?

Доминанта добра – в виде совести, желания помочь людям, защитить их,
Доминанта зла – в виде гордыни, злобного презрения к людям.

3. Переход к теме

Особенно остро обнажает душевное раздвоение Р., «раскол» в его душе ещё одно событие, произошедшее перед преступлением, это…первый сон героя.

4. Определение темы, целей, работа с эпиграфом урока

Итак, мы обращаемся к теме: Первый сон Р.Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление наказание», его значение.

Цель урока: выявить, в чем состоит значение сна Р.Р., как сон раскрывает душу героя, какое значение имеет.

Эпиграфом к уроку я взяла слова самого Ф.М.Достоевского «…есть закон  природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон».

Выделите ключевые слова в высказывании писателя.

– О чем кричит сон Раскольникова?

– Действительно ли он говорит о прошлом и предсказывает будущее?

На эти вопросы нам предстоит ответить в ходе урока.

5. Анализ понятия «Сон»

– Что такое сон? Подберите слова-ассоциации с этим словом (работа в группах).

Презентация

  • Сон – (от лат. somnus) — естественное физиологическое состояние, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир; область подсознательного.
  • В трудах по психоанализу Зигмунда Фрейда – Сон – «доминанта бессознательного, иллюзорное осуществление вытесненных желаний».
  • А Карл Густав Юнг утверждал, что «Образы и символы снов универсальны для всех людей».

Универсальностью образов снов использует художественная литература.

6. Сны в художественной литературе

– В каких произведениях художественной литературы авторы обращались к снам героев? Зачем? С какой целью? (индивидуальные сообщения обучающихся)

  • В.А. Жуковский баллада «Светлана» (сон Светланы) – страшный сон,
  • А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин» (Сон Татьяны) – пророческий, предсказывает будущее,
  • А.С. Пушкин  повесть «Капитанская дочка» (сон П.Гринёва) – пророческий, предсказывает будущее,
  • А.И.Гончаров роман «Обломов» (сон И.И.Обломова) – воспоминание о детстве, сон, который объясняет, почему Обломов ленивый, апатичный.

7. Сны в творчестве Ф.М.Достоевского (презентация).

Обращался к снам в своем творчестве и Ф.М.Достоевский.

  • Повесть «Дядюшкин сон»,
  • «Петербургские сновидения в стихах и прозе»,
  • Рассказ «Сон смешного человека»,
  • Романы «Идиот» (сон Ипполита),
  • «Братья Карамазовы» (сон Дмитрия Карамазова),
  • «Преступление и наказание» (сны Р.Раскольникова, А.И.Свидригайлова).

Исследователь творчества Достоевского Михаил Михайлович Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» утверждал, что во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского.

В творчестве Достоевского сновидение приводит к резкому перелому во внутренней жизни человека,   к его перерождению и обновлению».

Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей выплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через свои сновидения человек лучше познаёт себя.

Сновидения героев раскрывают их внутреннюю сущность — ту, которую не хочет замечать бодрствующий разум.

У Ф.М.Достоевского подсознание — это, как правило, тюрьма для угрызений совести. В сновидениях героев из этой тюрьмы вырываются совесть или страх.

Ф.М.Достоевский считал, что разум – слуга низших и опасных желаний, он аморален, а в подсознании человека живёт стихийная любовь ко всему живому, тяга к другим людям.

8. Анализ эпизода «Первый сон Раскольникова»

– Какой же сон снится Р.Раскольникову? Каково его значение?

Обратимся к тексту, проанализируем текст и составим опорную схему.

– Где герой романа видит сон?

// Не в клетушке, которую сравнивает с гробом, а на природе, на Петровском острове, где он в изнеможении засыпает.

Можно предположить, что автор выводит своего героя из каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета и безысходность.

– На сколько частей можно разделить сон Р.?

// 2 – описание места действия и сцена убийства клячонки.

Обратимся к 1-й части сна.

Чтение отрывка учителем.

Выделите ключевые слова-образы в тексте.

Читайте также:  К чему во сне рвать траву

Итак, анализируем 1-ю часть сна Р.Р. и составляем в тетради опорную схему.

– Какой сон снится Р.?

// Страшный, безобразный, он «по болезненному состоянию отличался выпуклостью, яркостью, чрезвычайным сходством с действительностью».

– Какая пора жизни снится герою?

// Детство – самая счастливая пора жизни.

– Где происходят события во сне?

// В родном городишке.

– Кем себя видит Р.Раскольников во сне?

// Ребенком.

«Дети – образ Христов. Сих есть Царствие Божие. Он велел их чтить и любить. Они будущее человечество», – говорит герой  в разговоре с Соней после чтения Евангелия.

Сколько лет Раскольникову во сне?

// 7 – это наиболее устойчивое и символичное число в романе.

– Что мы знаем о христианской символике этого числа? (индивидуальное сообщение)

// 7 – истинно святое число, символ союза человека и Бога,

3 – символ божественного единства (Святая Троица: Бог сын, Отец и Святой дух),

4 – число мирового порядка (4 стихии: земля, вода, воздух, огонь).

– Символом чего является семилетний ребенок?

// Символом непорочной, чистой души.

– Какой день снится Раскольникову ?

// праздничный, день поминовения душ усопших.

– С кем видит себя во сне герой?

// с отцом – олицетворение семьи, он ищет  отца защиты и не может найти, как потом сам не может помогать своей семье

– Какое время видит во сне Раскольников?

// серенькое (автор использует слово с уменьшительно-пренебрежительным суффиксом), день удушливый – образ, связывающий сон и явь, действительность.

– Какие художественные детали в описании места действия имеют особенно важное значение?

Выделите 2 ключевых образа-символа, определяющие все миросозерцание Р.

// церковь и кладбище – кабак.

– Как они соотносятся?

// противопоставлены

– Какой прием лежит в основе построения данного эпизода?

// антитеза

– Что такое кабак?

// питейное заведение

– Для чего туда ходят люди?

// ублажить свою плоть

– Какое впечатление вызывал кабак у Раскольникова?

// неприятное и даже страх, Р. прижимался к отцу, дрожал

– Почему герой боится? Каких людей он там видел?

// толпа (собирательное сущ.), пьяные и страшные рожи, сброд

– Что он делали?

// орали, хохотали,  ругались, безобразно и сипло пели, дрались, шлялись (разг. – ходили без дела)

– Какие цвета во сне Раскольникова соотносятся с кабаком?

// чернеет лесок, пыль всегда …..черная, красные рожи

– Какое значение в христианской традиции имеет черный и красный цвет? (индивидуальное сообщение)

// черный – символ смерти, страдания, страха, греховной совести человека, ассоциируется с пустотой, горем, развратом;

красный – символ агрессии, крови, вражды, мести, войны, смерти.

– С каким героем тесно связана символика красного цвета в сне Раскольникова?

// Миколка – красное, как морковь лицо, налитые кровью глаза

В своем сне Р.Раскольников видит и другой образ.

– Какой?

//церковь

– Что такое церковь?

// архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений, религиозных обрядов, святое место

– Для чего туда ходят люди?

// позаботиться о своей душе, помянуть души близких и родных людей

– Как относился Раскольников к кладбищу и церкви?

// любил, не боялся кладбища, крестился, кланялся могилке бабушки, целовал ее

– Кого встречал он всегда в церкви?

// старого священника с дрожащей головой

– К кому приходил герой с отцом на кладбище?

// на могилки бабушки и меньшего брата

– Какие цвета  во сне героя соотносятся с церковью?

// белый, золотистый, зеленый

Приведите примеры из текста.

// кутья на белом блюде, кутья (поминальное блюдо славян) из рису и изюму, церковь с зеленым куполом

 Какое значение в христ. традиции имеет белый, золотистый, зеленый цвет? (индивидуальное сообщение)

// белый – символ духовной чистоты,

зеленый – цвет жизни, обновления

золотистый – душевного тепла, благодати.

– С каким героем тесно связана символика зеленого цвета в романе?

// с образом Сони М. (зеленый дом, зеленый драдедамовый платок)

Первая часть сна Р. является своеобразной экспозицией, на фоне которой разворачивается основное страшное событие.

– Какое?

// убийство клячонки

Известно, что во время работы над романом, Д. прочитал поэму

Н.Некрасова «О погоде. Уличные впечатления», эти стихи произвели огромное впечатление на писателя

Чтение учителем отрывка из поэмы Н.Некрасова «О погоде. Уличные впечатления».

Обратимся к сцене истязания клячонки.

В этой сцене Достоевский снова показывает два противоположных образа.

– Какие?

// Миколка

 –  Какую роль он выполняет?

// мучитель, палач, убийца

Клячонка – жертва, которая не способна защитить себя

– Какой мы видим клячонку в сне Раскольникова?

// маленькая, тощая, саврасая, слабая крестьянская клячонка, впряженная в большую телегу (приём? – антитеза); автор использует слово с уменьшительным суффиксом. Она беспомощна.

– Каким мы видим Миколку?

// молодой, с толстою шеей, с мясистым, красным, как морковь, лицом

– Какой поступок совершает Миколка?

// крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо

– Как он это делает?

// сначала бьет кнутом, затем хлещет, бьет от остервенения по морде, по глазам, затем берет оглоблю, затем лом.

Говоря о чувствах Миколки, Ф.М.Достоевский прибегает к градации: сначала он испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кто-то из толпы кричит: «Топором ее…»

– Но в этой сцене важен ещё один образ. Какой?

// образ 7-летнего ребенка

– Кто он в этой сцене?

// сострадатель (по терминологии Ф.М.Достоевского)

– Как ведет себя мальчик?

// его душа бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передает нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала защитить, спасти несчастную лошадь, (докажите текстом стр. 56) а потом отомстить за нее, бросаясь на Миколку (докажите текстом).

Страшный сон!

– Что испытывает Р.Раскольников, когда просыпается?

// ужас, безобразный сон

– Как воспринимает Раскольников роль палача после пробуждения?

(найдите отрывок) «Господи, отрекаюсь от этой проклятой … мечты моей!»

«Свобода, свобода! Он свободен от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»

9. Итоги урока

– В чем состоит значение сна Р.Раскольникова?

// Ф.М.Достоевский показывает сущность Раскольникова, душу чистого человека, способного сопереживать.

Этот сон – крик его растревоженной души, совести. Это крик о том, что он не хочет убивать.

Сон показывает, что ребенок – образ Христов – живет в душе героя, протестуя против жестокости, убийства. Поэтому Р. отказывается сразу после сна, от своей страшной «мечты».

Прием «Пятиминутное эссе» (рефлексия)

Первый сон Р. – один из ключевых эпизодов романа «Преступление и наказание».

Представьте, что вы кинорежиссер и снимаете фильм по этому произведению.

– Как бы вы сняли эпизод «Первый сон Р.Раскольникова»?

В первой экранизации романа, фильме Льва Кулиджанова 1969 года, сна о лошади нет. Почему – понятно. Как снимать его, тем более что при съемке фильма необходимо сделать несколько дублей. И как потом это показывать на экране? В фильме другой сон, с которого картина начинается. Раскольников убегает от полицейских, вот-вот они его схватят, он бежит из последних сил и в тот момент, когда его должны схватить, в ужасе просыпается.

Эти сны различаются принципиально? Влияет ли замена сна на раскрытие образа Раскольникова?

Дома: ответьте на эти вопросы и напишите небольшое эссе из 3-5 предложений.

Приложение

Источник