Анализ главы четвертый сон веры павловны
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока литературы в 10а классе
1.Ф.И.О. Черепанова Н.В.
2.Место работы МБОУ СОШ № 15
3.Должность учитель русского языка и литературы
4.Предмет литература
5.Класс 10 класс
6.Тема урока «Четвёртый сон Веры Павловны»
(по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»)
7.Базовый учебник Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.
8.Цель урока:
Расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряжённую умственную жизнь.
9.Задачи:
–обучающие
определить значение сна Веры Павловны, взгляд писателя на роль женщины в обществе;
выяснить, как показано будущее в романе;
–развивающие
совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать и обобщать;
–воспитывающие
воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.
–метапредметные умения:
работа с разными источниками информации, работа с текстом художественной литературы, поиск ответа на проблемный вопрос
10.Тип урока: комбинированный
11.Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная
12.Необходимое техническое оборудование:
Словарь С.Ожегова, тексты романа «Что делать?» Н.Чернышевского
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы, задач урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу глав из романа Н.Чернышевского «Что делать?»
– Тема нашего урока: «Четвёртый сон Веры Павловны»
– Эпиграфом к уроку возьмём слова Н.Чернышевского:
…будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,
приближайте его, переносите из него в настоящее,
сколько можете перенести.
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
– Наша задача:
1) выяснить значение сна и романа;
2) определить взгляд писателя на роль женщины в обществе;
3) рассмотреть, как показано будущее в романе.
Повторение. Актуализация знаний.
Когда и где родился Н.Чернышевский?
1828г., Саратов
Какое образование он получил?
Он учился в Саратовской духовной семинарии,
затем в Петербургском университете на отделении
общей словесности философского факультета.
Какие языки он знал?
К 16 годам он знал английский язык, немецкий,
французский, греческий, латинский, польский,
персидский, татарский.
В каком журнале работал Чернышевский?
В журнале «Современник»
Какое направление журнала «Современник» определилось под руководством Некрасова и Чернышевского?
Революционно-демократическое
Почему Чернышевский был арестован?
7 июля 1862 года он был арестован.
Поводом к аресту послужила прокламация
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»
Когда состоялась гражданская казнь Чернышевского?
18 мая 1864г. На его груди была прикреплена
дощечка с надписью «Государственный преступник»
Каково было решение суда?
14 лет каторжных работ в рудниках,
с последующим поселением в Сибири.
Когда был написан роман «Что делать?»
Декабрь 1862г. – апрель 1863г.
Почему цензура пропустила роман в печать?
Содержание глав не вызвало опасений.
«Дурак»
«Первое следствие дурацкого дела»
«Предисловие»
«Жизнь Веры Павловны в родительском семействе»
«Первая любовь и законный брак»
«Замужество и вторая любовь»
«Второе замужество»
«Новые лица и развязка»
Перемена декораций»
Кому посвящён роман «Что делать?»
Ольге Сократовне, жене писателя
Что можно сказать о жанре романа?
– социально-бытовой
– семейно-бытовой
– детективный
– публицистический
– интеллектуальный
Какие проблемы поднимает автор?
-что делать для избавления народа от страданий?
– кто это сделает?
– каким будет будущее?
– что из настоящего можно взять в будущее?
– какова роль женщины в обществе?
Почему Рахметова называют «особенным человеком»?
Сообщение ученика о Рахметове.
– Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом?
Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов в поведении.
Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом.
Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер.
Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.
Огромно его желание освободить народ от угнетения.
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли», – писал с восхищением Чернышевский.
– Зачем же перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
Чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная
борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее.
Работа с текстом.
«Четвёртый сон Веры Павловны»
Рассмотрим, как показано будущее в романе:
Как описывается природа? Стр.381
Природа очень красивая, природа радует
(социальная функция пейзажа)
Как выглядит город? Зачитайте. Стр.383
Дивный город, много чудных храмов, всюду статуи
Прекрасные библиотеки, музеи, театры
Что сказано о народе? Каков он? Стр.383
Народ прекрасен, он деятельный, живой, весёлый
Каково отношение к женщине? Стр.384
«…человеческого достоинства они ещё не признавали в ней…»
Какой будет жизнь в новом обществе? Гл.8, стр. 393
Много молодых, долго не стареют
Дети любят трудиться
Всё делают за людей машины
Во время труда люди поют:
им весело работать
Почему они так счастливы? Гл.10 (в конце), стр.400
Люди счастливы, потому что живут свободно,
разумно, творчески, развивая и совершенствуя
свои способности, наслаждаясь
гармонической полнотой существования.
Источником их жизни является труд.
Каково же будущее? Гл.11, стр.401
«…будущее светло и прекрасно…»
Что необходимо женщине, чтобы она была счастлива в новом обществе?
Свобода и равноправие с мужчиной
Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для неё недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Её невозможно заставить что-либо делать против её воли.
Личное счастье «невозможно без счастья других» – таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.
Только когда женщина станет свободной, равноправной с мужчиной, можно говорить о свободном обществе.
Сравните Веру Павловну с Кукшиной, героиней романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
– Что общего и в чём отличие?
Роман Н.Чернышевского «Что делать?»
Вера Павловна
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Е.Кукшина
Задумываются о положении женщины в обществе
1) много читает, помогает мужу
только рассуждает о нигилизме
2) открыла мастерскую, трудится, чтобы
приблизить приход нового времени
ничего не делает, её убеждения фальшивы и неглубоки
3) счастлива сама и думает о счастье других женщин
считает себя «эмансипе»
Сообщение ученика о «Четвёртом сне Веры Павловны»
– Значение сна – изображение светлого будущего.
– Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта
– Значение романа:
1) роман зовёт к действию, учит жить
2) воспевает деятельный, свободный труд человека;
3) показывает светлое будущее;
4) раскрывает роль женщины в обществе
Н.Чернышевского волновала судьба страны, народа, он звал на борьбу за светлое будущее, как и строки его идейного союзника, поэта Н.Некрасова:
…Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь… (Н.Некрасов «Поэт и гражданин»)
– Обратимся ещё раз к эпиграфу.
Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения романа «Что делать?»
–Учиться, любить Родину, трудиться на благо Отечества
Домашнее задание: сочинение в форме эссе
1в. – Образ Веры Павловны и «женский вопрос» в романе Чернышевского «Что делать?»
2в. – Чем привлекает вас образ Рахметова? Что в нём вы не принимаете?
Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Н.Некрасова
Карточка-задание
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Карточка-задание
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Источник
Первый сон
Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.
В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.
С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.
Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.
Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:
- Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
- Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов. Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету.
В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.
«Любовь к людям» величает себя «невестой жениха Веры», ведь это Лопухов открыл для девушки другой мир. Просьба отпускать всех женщин подтолкнет героиню к открытию швейной мастерской.
Второй сон
В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку.
В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.
Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.
Настоящая грязь — это мир убитых нищетой людей, которые всю жизнь работают и приносят пользу. Они все еще способны перевоплотиться в добрых, нравственных граждан. Но для этого им нужен шанс начать жить, а не выживать.
Фантастическая грязь — это общество довольных жизнью, незаслуженно обогащенных людей, которые на самом деле не несут никакой пользы. Вельмож тревожат лишь мелкие вещи, их души тесны и убоги. И социальный слой в обществе такой создался искусственно, а потому в нем нет людей с поистине чистыми мыслями, способных развиваться.
При помощи этих сцен Николай Гаврилович дает читателю описание картины социальных слоев русского общества — бедных и богатых.
По представлению Чернышевского, хорошая почва — это трудовая жизнь и она правильная. Лишь на ней способны вырости колоски морали и нравственности. Фантастическое — это отсутствия трудовой деятельности, паразитизм.
Третий сон
Третье сновидение было кратким и недолгим. В нем певица Бозио держит в руках Верин дневник, которого в настоящей жизни не существует. И начинает его читать вместе с главной героиней. Страницы дневника рассказывают им о любовных отношениях героини с Лопуховым. Приближаясь к последней странице, девушка боится ее смотреть, но все и так становится понятно. Вера осознает, что она хотела бы, но не способна полюбить мужа. Вера Павловна ценит его и уважает, но чувств между ними нет — только дружба и привычка. В действительности же девушка любит Кирсанова.
Проведя анализ событий сна и реальной жизни, видно, как в нем Вера осознает, что такое настоящие искренние чувства к любимому человеку. И тогда она понимает, что может свободно распоряжаться своей жизнью, несмотря на заключенный брак. Ведь главное — это к кому тянется сердце. А если его вкусы поменялись, то нужно следовать ему, а не соблюдать нелепые формы приличия из-за страха быть осужденной обществом. Это одна из самых важных составляющих эмансипации, которая делает женщину абсолютной хозяйкой своих души и тела. И она сама вправе решать, с кем быть.
Четвертый сон
Последнее сновидение Веры Павловны Чернышевский описан в шестнадцатой главе. В нем видит самых разных богинь в порядке их появления:
- языческую Астарту;
- древнегреческую Афродиту;
- отражение Богоматери.
Среди множества богинь ее ведет красивая женщина, в которой Вера с легкостью узнает свой облик — раскованную и свободную владычицу нового времени. В следующий миг перед ее глазами встает райский сад. В нем звучат радостные голоса людей, песни и стихи. Люди там свободны, равны между собой, а труд является добровольным. В саду никто никого не принуждает делать что-либо. Здесь растет пшеница и пасется скот.
В этом сновидении автор отобразил общество завтрашнего дня. В нем все определяется правилом «свобода, равенство и братство». Каждая из богинь отражает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени меняется. Первая — предмет наслаждения и восхищения, а последняя полноправный член общества. Вера символизирует независимую, умную женщину, которая равна мужчинам. Она не унижена ими и не использована.
Сны Веры в романе «Что делать?» можно расшифровать, как последовательное отображение освобождения героини. Все образы символичны, но в первом она вместе с другими девушками освобождается из подвала, а спустя четыре сна становится независимой.
И так должно было обновиться все общество, а призраки прошлого — уйти в небытие. Автор верил в наступление светлого будущего, где все будут свободны и равны. Он даже предался сочинению и описанию этого идеального мира в последнем сне Веры.
Источник