Александр крон бессонница краткое содержание
Александр Крон
Бессонница
Александр Александрович Крон
Бессонница
Роман
В том вошли недавно написанный и уже получивший широкое признание роман “Бессонница”, очерк “Вечная проблема”, посвященный вопросам воспитания, и воспоминания А.Крона о писателях — его учителях и сверстниках.
Содержание
Часть первая
I. Пишущий эти строки
II. Старик Антоневич
III. Три Пе плюс Це Аш
IV. Бета
V. Средь шумного бала
VI. По сравнению с вечностью
VII. Си-бемоль минор
VIII. В тумане
Часть вторая
IX. День первый
X. К вопросу о несходстве характеров
XI. Интервью
XII. Башня из слоновой кости
XIII. Евгения Ильинична
XIV. Лишнее мышление
Часть третья
XV. Я — мсье Барски
XVI. Пер-Лашез и Шато-Мюэт
XVII. На улице Мари-Роз
XVIII. Fluctuat nec mergitur
XIX. “Мулен Руж”
XX. Все дальше на восток
XXI. Самая бессонная
XXII. Трактат о грибах
ХХIII. Presto
Часть первая
I. Пишущий эти строки
Я проснулся среди ночи, разбуженный неясным предощущением. Люди, привыкшие просыпаться за минуту до того, как затрещит будильник, и бывшие фронтовики, когда-либо дремавшие в ожидании сигнала к выступлению, знают, о чем я говорю. Проснулся я с мыслью об Успенском. Это была даже не мысль, скорее зрительный образ. На одно мгновение, но с такой отчетливостью, как при вспышке молнии, я его увидел. Лицо моего учителя, бледное несмотря на зимний загар, было задумчиво и печально. Таким он запомнился мне во время прошлогоднего юбилейного чествования. Он стоял на краю эстрады, возвышаясь над почтенной публикой первых рядов, высокий, юношески стройный, и смотрел невидящими глазами не в ярко освещенный партер, а куда-то в полутемную глубь ярусов, где над запасными выходами рубиновым светом горели указатели. Стоял неподвижно, и только когда накатывала новая волна аплодисментов, он, как будто очнувшись, медленно и без улыбки склонял свою красивую седую голову. Тогда многие восприняли это как высокомерие…
Чтоб не зажигать яркой лампы, я включил шкалу радиолы и при ее мерцающем свете взглянул на часы. Было две минуты третьего. Повернулся на другой бок с твердым намерением заснуть, но меня тут же заставил подскочить безобразный грохот. Спросонья я забыл выключить приемник, и нагревшиеся лампы обрушили на меня шквал аплодисментов.
У меня есть свои причины не любить аплодисменты, но рукоплескания в третьем часу ночи хоть кого приведут в ярость. Сон как рукой сняло, и по нарастающему чувству тревоги и одиночества я понял, что мне предстоит бессонная ночь.
Мой покойный отец, профессиональный революционер, бывший для своего времени образованным врачом, успел внушить мне кое-какие гигиенические принципы, в том числе стойкое отвращение к снотворным. Он говорил, посмеиваясь, что искусственный сон это такой же протез, как искусственная нога; когда ему не спалось, он вставал, надевал бухарский халат и садился за письменный стол. Ночная работа редко бывала продолжением дневной, ночью отец делал какие-то заметки, переводил с немецкого, а одно время даже писал социально-фантастический роман. Заметки эти, частью растерянные при переездах, частью отобранные при пограничных досмотрах и обысках, не сохранились, роман так и остался неоконченным. Отец говорил, что в ночные, вернее предутренние, часы мозг, даже утомленный, работает наиболее самостоятельно, в эти часы он независимее от давления извне, и что именно днем создается наибольшее количество мифов и стереотипных представлений.
С некоторых пор я все чаще поступаю по примеру отца, и как вещественный след моих ночных бдений у меня накопились кое-какие записи приватного характера, имеющие лишь отдаленное отношение к той исследовательской работе, которой я занимаюсь у себя в лаборатории. Часов около семи я задернул шторы, лег и, вероятно, проспал бы до одиннадцати, но уже в девять меня поднял с постели резкий, прерывистый, настойчивый звонок. Так звонит только тот, кто хочет и имеет право разбудить.
“Паша умер сегодня ночью в два часа. Прошу тебя, не приезжай и не звони, пока я тебя сама не позову. Мне необходим твой совет, а может быть, и помощь.
Бета.
P.S. И, пожалуйста, никаких телеграмм”.
Вторая записка — на бланке:
“Дорогой Олег Антонович, пересылаю Вам записку Елизаветы Игнатьевны. Она потрясена, но держится с поразительным мужеством. Медицинского заключения еще нет, предполагают инфаркт миокарда. Приезжать Вам пока нет необходимости. Я в Институте безвылазно — звоните в любое время.
Ваша О.Ш.”.
О.Ш. — это Ольга Шелепова, секретарь Успенского. Конверт белый, плотный, с грифом нашего Института. Я верчу его в руках, скомкать и бросить — значит, признать и примириться. Логики в этом немного, но не следует преувеличивать место, которое в наших поступках занимает логика.
Когда меня спрашивают, верю ли я в телепатию, я обычно отшучиваюсь. Говорю, что верить можно в пресвятую троицу, а в таблицу умножения верить не надо — ее надо знать. Ответ, конечно, несерьезный. Всякое научное исследование основывается на гипотезе или даже цепи гипотез, в гипотезу можно верить или не верить. Если же говорить всерьез, то вполне допустимо представить себе существование некоторых, еще неведомых нам свойств материи, объясняющих радиобиологический эффект, во всяком случае, мне неизвестен закон природы, который запрещал бы его даже как рабочую гипотезу. Неопровержимый факт — я проснулся с мыслью об Успенском в то самое время, когда он умирал, — сам по себе ничего не доказывает. Но мне на минуту становится жутковато.
Итак, сегодня в два часа… Вчера в два часа мы с Павлом Дмитриевичем Успенским еще бродили по ночному Парижу, днем, вытянув усталые ноги, дремали в самолете, затем ехали в одной машине с Внуковского аэродрома и попрощались небрежно, как люди, которые на днях непременно увидятся и еще успеют обо всем поговорить. Но вот его больше нет, и в дальнейшем мне предстоит адаптировать свою психику с учетом этой новой реальности. Наше сознание консервативно, и в одну минуту это не делается.
— Поедешь, что ли? Я на колесах — довезу.
Голос старческий, стеклянный. Это старик Антоневич, ветеран нашего Института. Он привез конверт и ожидает ответа. Я спохватываюсь и начинаю его усаживать, как-никак старику все восемьдесят. Старик решительно отказывается, и тут я вспоминаю, что за тридцать лет нашего знакомства я почти не видел его сидящим. Старик невысок ростом, но на диво крепок, руки у него железные, когда нужно отвинтить тугой кран отопления или выставить забухшую раму, зовут старика Антоневича. От его лысого черепа исходит ощущение несокрушимой прочности, на гладко выбритом лице с ястребиным носом и пронзительными глазками почти нет морщин. Я всматриваюсь в это суровое и непроницаемое, как у римских статуй, лицо и не нахожу видимых следов потрясения. А ведь в течение многих лет Успенский был для старика Антоневича единственным авторитетом, другом, покровителем и объектом неустанных забот. Что это — возрастная самозащита, удивительная и еще до конца не исследованная способность стариков отстранять от себя самую мысль о смерти? Может быть и так, но я почему-то не решаюсь расспрашивать старика, хотя он наверняка знает какие-то неизвестные мне подробности. Подробности, которые ничего не меняют.
Источник
Все уведомления
Рецензии
Цитаты
Александр Крон
Роман А.Крона “Бессонница” написан в форме записок профессора Олега Юдина, специалиста по возрастной физиологии.
“Бессонница” – произведение сложное, многоплановое, автора волнуют прежде всего вопросы нравственные, однако общественная значимость этих вопросов тесно связана с основной проблемой, над которой много лет работает Юдин,- изучение причин преждевременного старения.
События романа развиваются в стенах научного института, где работает Юдин, в его московском доме, в Берлине после капитуляции рейха, в Париже и в приволжском лесном заповеднике.
Лучшая рецензия на книгу
4.5
Как крепко ты будешь спать, однажды узнав все это?
Один вопрос не оставляет меня в покое: сколько еще интересного скрыто под толстым покрывалом пыли на книжных полках отца, сколько заросло дремотной ряской стереотипов, и удастся ли когда-нибудь извлечь из небытия и открыть широкому кругу читателей многочисленные незаслуженно забытые бриллианты русской литературы. Не так давно мы говорили про Дудинцева. Сегодня речь пойдет про Александра Крона и его «Бессонницу»: роман, который сверкнул в конце семидесятых на литературном небосводе, стиснул советского читателя в порывистых объятьях, словно прощаясь на вокзале, и проводил взглядом его удаляющийся в направлении других книжных новинок силуэт. Почему так произошло, остается для меня загадкой. Ведь даже спустя сорок два года произведение Крона воспринимается как свежее, аутентичное и яркое…
Развернуть
Дополнительная информация об издании
Год издания: 1980
Язык:
Русский
Твердый переплет, 446 стр.
Тираж: 200000 экз.
Формат: 84×108/32 (130х205 мм)
Я представляю интересы автора этой книги
Подробнее о книге
24 января 2018 г. 22:09
879
5
Уже 2я книга автора неожиданно приятно удивила. Не помню, как и почему наткнулась однажды на Александра Крона, но его “Дом и корабль” меня впечатлил. Очень понравился язык написания и мудрость какая-то что ли…
“Бессонница” напомнила мне “Кафедру” И.Грековой, только уже масштабней, в рамках Института. Книгу просто “разбила” на цитаты, не могла не выписывать и сохранять разные мысли. В аннотации говорится, что повествование идёт, как записки от лица учёного. Записками это сложно назвать, это полноценный роман (кирпичик), который совсем не тяготит объёмом. Как раз наоборот, наслаждаешься чтением. Не скажу, что близки научные темы, указанные в книге, скорей кардинально наоборот. Но было очень познавательно.
Более того, жизненно и мудро.
Помимо институтской жизни описываются и судьбы…
Развернуть
14 марта 2017 г. 17:25
649
3
Homo soveticus
Автор – гений маскировки. Читать эту книгу невозможно, если воспринимать ее буквально. Даже для 1977 года эта книга слишком приторная. Положительные герои – сверхлюди советского образца и женщины их не стареют и не используют косметику. Отрицательные – мерзавцы, а женщины у них с дебелой плотью. Сталина все боятся, но главный герой не испугался с ним спорить и Сталину это понравилось. Ленин описывается экстатически. Загнивающий запад – высокомерно покровительственно с отчетливым пренебрежением. Немки в оккупированном Берлине навязывают свои интимные услуги русским солдатам. В Париже русские белоэмигранты – ничтожные аморальные личности.
Книга о событиях нескольких дней апреля 1957.
Автор выполнил все требования советского литературного канона настолько хорошо, что в какой-то момент, трудно…
Развернуть
29 октября 2013 г. 12:47
657
5
Наконец-то! Наконец-то мне в руки попала та книга, герои которой мне близки и по духу, и по воспитанию, и по мышлению!
Но имей в виду ощущение своей привилегированности порождается не только деньгами или близостью к власти. У интеллектуалов его тоже хватает.
Вот именно! Мне всегда не хватает в персонажах воспитанности, в какой-то мере просвещенности, культурности. В этом же романе мне досталось всё. Герои — интеллигентные, начитанные люди, люди науки, которые мне близки как никто. Сюжет произведения — конечно, не экшн, но его атмосфера с витающими будто-бы вокруг читателя интеллектуальностью, человеческой высокоразвитостью, окутывает и погружает в себя, позволяя в то же время свободно дышать.
“Он мог быть ученым, а стал императором. Какое падение!”
Хотя в романе и смешиваются наука и…
Развернуть
Источник
Александр Крон
Бессонница
Александр Александрович Крон
Бессонница
Роман
В том вошли недавно написанный и уже получивший широкое признание роман “Бессонница”, очерк “Вечная проблема”, посвященный вопросам воспитания, и воспоминания А.Крона о писателях — его учителях и сверстниках.
Содержание
Часть первая
I. Пишущий эти строки
II. Старик Антоневич
III. Три Пе плюс Це Аш
IV. Бета
V. Средь шумного бала
VI. По сравнению с вечностью
VII. Си-бемоль минор
VIII. В тумане
Часть вторая
IX. День первый
X. К вопросу о несходстве характеров
XI. Интервью
XII. Башня из слоновой кости
XIII. Евгения Ильинична
XIV. Лишнее мышление
Часть третья
XV. Я — мсье Барски
XVI. Пер-Лашез и Шато-Мюэт
XVII. На улице Мари-Роз
XVIII. Fluctuat nec mergitur
XIX. “Мулен Руж”
XX. Все дальше на восток
XXI. Самая бессонная
XXII. Трактат о грибах
ХХIII. Presto
Часть первая
I. Пишущий эти строки
Я проснулся среди ночи, разбуженный неясным предощущением. Люди, привыкшие просыпаться за минуту до того, как затрещит будильник, и бывшие фронтовики, когда-либо дремавшие в ожидании сигнала к выступлению, знают, о чем я говорю. Проснулся я с мыслью об Успенском. Это была даже не мысль, скорее зрительный образ. На одно мгновение, но с такой отчетливостью, как при вспышке молнии, я его увидел. Лицо моего учителя, бледное несмотря на зимний загар, было задумчиво и печально. Таким он запомнился мне во время прошлогоднего юбилейного чествования. Он стоял на краю эстрады, возвышаясь над почтенной публикой первых рядов, высокий, юношески стройный, и смотрел невидящими глазами не в ярко освещенный партер, а куда-то в полутемную глубь ярусов, где над запасными выходами рубиновым светом горели указатели. Стоял неподвижно, и только когда накатывала новая волна аплодисментов, он, как будто очнувшись, медленно и без улыбки склонял свою красивую седую голову. Тогда многие восприняли это как высокомерие…
Чтоб не зажигать яркой лампы, я включил шкалу радиолы и при ее мерцающем свете взглянул на часы. Было две минуты третьего. Повернулся на другой бок с твердым намерением заснуть, но меня тут же заставил подскочить безобразный грохот. Спросонья я забыл выключить приемник, и нагревшиеся лампы обрушили на меня шквал аплодисментов.
У меня есть свои причины не любить аплодисменты, но рукоплескания в третьем часу ночи хоть кого приведут в ярость. Сон как рукой сняло, и по нарастающему чувству тревоги и одиночества я понял, что мне предстоит бессонная ночь.
Мой покойный отец, профессиональный революционер, бывший для своего времени образованным врачом, успел внушить мне кое-какие гигиенические принципы, в том числе стойкое отвращение к снотворным. Он говорил, посмеиваясь, что искусственный сон это такой же протез, как искусственная нога; когда ему не спалось, он вставал, надевал бухарский халат и садился за письменный стол. Ночная работа редко бывала продолжением дневной, ночью отец делал какие-то заметки, переводил с немецкого, а одно время даже писал социально-фантастический роман. Заметки эти, частью растерянные при переездах, частью отобранные при пограничных досмотрах и обысках, не сохранились, роман так и остался неоконченным. Отец говорил, что в ночные, вернее предутренние, часы мозг, даже утомленный, работает наиболее самостоятельно, в эти часы он независимее от давления извне, и что именно днем создается наибольшее количество мифов и стереотипных представлений.
С некоторых пор я все чаще поступаю по примеру отца, и как вещественный след моих ночных бдений у меня накопились кое-какие записи приватного характера, имеющие лишь отдаленное отношение к той исследовательской работе, которой я занимаюсь у себя в лаборатории. Часов около семи я задернул шторы, лег и, вероятно, проспал бы до одиннадцати, но уже в девять меня поднял с постели резкий, прерывистый, настойчивый звонок. Так звонит только тот, кто хочет и имеет право разбудить.
“Паша умер сегодня ночью в два часа. Прошу тебя, не приезжай и не звони, пока я тебя сама не позову. Мне необходим твой совет, а может быть, и помощь.
Бета.
P.S. И, пожалуйста, никаких телеграмм”.
Вторая записка — на бланке:
“Дорогой Олег Антонович, пересылаю Вам записку Елизаветы Игнатьевны. Она потрясена, но держится с поразительным мужеством. Медицинского заключения еще нет, предполагают инфаркт миокарда. Приезжать Вам пока нет необходимости. Я в Институте безвылазно — звоните в любое время.
Ваша О.Ш.”.
О.Ш. — это Ольга Шелепова, секретарь Успенского. Конверт белый, плотный, с грифом нашего Института. Я верчу его в руках, скомкать и бросить — значит, признать и примириться. Логики в этом немного, но не следует преувеличивать место, которое в наших поступках занимает логика.
Когда меня спрашивают, верю ли я в телепатию, я обычно отшучиваюсь. Говорю, что верить можно в пресвятую троицу, а в таблицу умножения верить не надо — ее надо знать. Ответ, конечно, несерьезный. Всякое научное исследование основывается на гипотезе или даже цепи гипотез, в гипотезу можно верить или не верить. Если же говорить всерьез, то вполне допустимо представить себе существование некоторых, еще неведомых нам свойств материи, объясняющих радиобиологический эффект, во всяком случае, мне неизвестен закон природы, который запрещал бы его даже как рабочую гипотезу. Неопровержимый факт — я проснулся с мыслью об Успенском в то самое время, когда он умирал, — сам по себе ничего не доказывает. Но мне на минуту становится жутковато.
Итак, сегодня в два часа… Вчера в два часа мы с Павлом Дмитриевичем Успенским еще бродили по ночному Парижу, днем, вытянув усталые ноги, дремали в самолете, затем ехали в одной машине с Внуковского аэродрома и попрощались небрежно, как люди, которые на днях непременно увидятся и еще успеют обо всем поговорить. Но вот его больше нет, и в дальнейшем мне предстоит адаптировать свою психику с учетом этой новой реальности. Наше сознание консервативно, и в одну минуту это не делается.
— Поедешь, что ли? Я на колесах — довезу.
Голос старческий, стеклянный. Это старик Антоневич, ветеран нашего Института. Он привез конверт и ожидает ответа. Я спохватываюсь и начинаю его усаживать, как-никак старику все восемьдесят. Старик решительно отказывается, и тут я вспоминаю, что за тридцать лет нашего знакомства я почти не видел его сидящим. Старик невысок ростом, но на диво крепок, руки у него железные, когда нужно отвинтить тугой кран отопления или выставить забухшую раму, зовут старика Антоневича. От его лысого черепа исходит ощущение несокрушимой прочности, на гладко выбритом лице с ястребиным носом и пронзительными глазками почти нет морщин. Я всматриваюсь в это суровое и непроницаемое, как у римских статуй, лицо и не нахожу видимых следов потрясения. А ведь в течение многих лет Успенский был для старика Антоневича единственным авторитетом, другом, покровителем и объектом неустанных забот. Что это — возрастная самозащита, удивительная и еще до конца не исследованная способность стариков отстранять от себя самую мысль о смерти? Может быть и так, но я почему-то не решаюсь расспрашивать старика, хотя он наверняка знает какие-то неизвестные мне подробности. Подробности, которые ничего не меняют.
— Не поеду, Михал Фадеич, — говорю я.
— А не поедешь, так хоть телеграмму отбей.
Мне удается уговорить старика присесть, и вопреки прямому запрету я принимаюсь сочинять телеграмму. И, только измарав несколько листков, понимаю, какое чудо Бета, как точно она угадала, что при связывавших нас троих бесконечно запутанных отношениях невозможно найти такие слова, чтоб они не были фальшивы и оскорбительны. Все эти “глубоко скорблю” и “всем сердцем сочувствую” никак не выражают моего подлинного отношения ни к ней, ни к человеку, которого я попеременно любил и ненавидел, сделавшему из меня ученого и отнявшего любимую женщину, много раз меня предававшему и столько же раз выручавшему… Раз не выражают, значит, лгут.
Старик уходит. По его укоризненному взгляду догадываюсь, что он недоволен мной. Проходит несколько минут, и, стоя у окна, я вижу, как он приближается к нашему старенькому институтскому ЗИМу. Юра, шофер Успенского, распахивает дверцу, старик нагибается, чтоб сесть рядом. Расстояние придает особую выразительность фигурам, и теперь мне виднее то, что не замечалось вблизи, — как он стар и раздавлен горем.
Итак, на шестьдесят втором году жизни умер Павел Дмитриевич Успенский, выдающийся ученый и общественный деятель, увенчанный всеми доступными ученому лаврами и действительно их заслуживавший; физиолог, оказавший заметное влияние на изучение онтогенеза в нашей стране и за ее пределами, красивый человек, до самой смерти сохранивший мощный голос и стремительную походку, певун, танцор и лыжник, безудержный в работе и в гульбе, равно умевший покорять сердца недоверчивых министерских работников и чопорных кембриджских профессоров, пить водку с сезонниками, строившими нам виварий, и блистать на пресс-конференциях. Его смерть — тяжелый удар не только для родных и друзей, но для всей науки, и в первую очередь для возглавляемого им Института. Она несомненно повлечет за собой множество потрясений и перемен.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник