Активным видом воображения являются грезы мечты сны

Активным видом воображения являются грезы мечты сны thumbnail

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью — образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям, описанным ранее.

Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. Фантазия порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яркий пример — научно-техническая фантастика Ж. Верна, предсказавшая появление телевидения и подводных лодок задолго до их изобретения.

Одна из гипотез представляет фантазию как «зеркало» своего бессознательного, которое образуется за счет вытесненных из сознания переживаний. В рамках этой гипотезы считается, что появление фантазии обязательно сопровождается снижением интенсивности сознательного. Это и приводит к тому, что фантазия преодолевает свои границы, установленные сферой бессознательного.

Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной активности, средство повышения физической и умственной работоспособности. Чемпион мира по плаванию С. Холанд (Австралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда, которая гонится за ним. Известный хоккеист СССР А. Якушев также говорил о том, как мир фантазии объединял его в единый организм вместе со своей клюшкой и воротами противника, и тогда он становился трудно досягаемым для игроков чужой команды.

Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время. Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют подъемную силу мечты, дают ей крылья для полета. «Кто умеет летать в своих мыслях, у того вырастают крылья», — говорил 3. Бядуля.

Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своей жизни. Он становится скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни). Мечта дает возможность человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одновременно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность.

Мальчишка, мечтающий стать знаменитым артистом или ученым с мировым именем, не станет растрачивать свои силы на «эксперименты» с наркотиками, не будет вовлечен в сомнительные компании.

Между мечтой и фантазией четкой границы не существует. Они могут переходить друг в друга.

Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. Такой индивид тщетно ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей.

Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования.

Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.

Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.

Последний фактор позволил З. Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура. Во сне же эта цензура ослабляется, и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.

Читайте также:  К чему выпадают зубы во сне без крови без боли гнилые

Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствия и уверенности.

По книге В.М. Козубовского «Общая психология»

______________________________________________

Читайте также:
Характеристики воображения
Воображение как «универсальный» психический процесс

Интересные статьи на сайте

Источник

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых. На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной. Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.
Читайте также:  Видеть во сне кошку с котятами что означает женщине

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Сознание

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Источник

В психологии принято выделять виды воображения (Рис. 2) по следующим основаниям: по степени активности (непроизвольное и произвольное, активное и пассивное), по виду деятельности (научное, художественное, техническое и пр.) и по его результату (воссоздающее и творческое).

Наиболее полную и целостную классификацию воображения предложила И.В. Дубровина (1999):

· Непроизвольное, или пассивное воображение – вид воображения, при котором новые образы возникают под воздействием малоосознаваемых или неосознаваемых потребностей, помимо воли человека. К таким видам воображения относятся сновидения, галлюцинации и грезы.

Образы сновидения, как правило, представляют собой непреднамеренно возникающие фрагменты воспоминаний прошлого опыта, как неожиданные, иногда совершенно бессмысленные, комбинации. По Сеченову, сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на второй план, но продолжает обрабатывать усвоенную ранее информацию.

Читайте также:  Видеть во сне похороны уже умершего

Рис. 2. Виды воображения

Есть предположение, что сновидения выполняют психотерапевтическую функцию. Сон освобождает нас от психического напряжения. Житейская мудрость – ляг поспи и все пройдет – видимо, не лишена основания.

Для сновидений характерны: чувственная достоверность (во время сна мы не сомневаемся, что все события происходят наяву; проснувшись, благодаря рационализации, мы меняем наше отношение к ночным фантазиям); невероятная причудливость (необычность сценария, связей и сочетаний образов); связь с насущными потребностями человека (на этом основан анализ сновидений в теории и практике З. Фрейда, сон снимает цензуру сознания и освобождает дорогу потаенным желаниям и потребностям).

Сны (сновидения) часто стимулируют творчество людей науки, художников и писателей. Можно вспомнить открытие во сне Д.И. Менделеевым периодической системы элементов или навеянные сном картины С. Дали.

Галлюцинации – пассивное и непреднамеренное возникновение образов в состоянии измененной или нездоровой психики. При галлюцинациях образы фантазии обретают черты реальности или замещают реальность. Их иногда называют «снами наяву».

А.С. Пушкин в поэме «Русалка» приводит описание галлюцинаций старого мельника в состоянии умственного помешательства:

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации бывают зрительными, слуховыми, тактильными и соматическими. При слуховых галлюцинациях больной человек может слышать голоса, характерные звуки или музыку. Такие голоса могут вынуждать его совершать неожиданные поступки. Возможно, мифологические Сирены – всего лишь плод измененного состояния сознания измученных жаждой, голодом и неопределенностью моряков, голос моря.

Зрительные галлюцинации переживаются или как лишенные конкретной формы объекты, или как сложные видения: бесы (в состоянии белой горячки) или зеленые человечки. При тактильных галлюцинациях человек ощущает прикосновение или передвижение под кожей воображаемых насекомых или других существ. При соматических галлюцинациях – они ощущаются внутри человека, передвигаются по его венам или царапают стенки желудка.

Сознание старого мельника (из приведенной выше поэмы) выстраивает психологическую защиту. Он не признает факта самоубийства дочери. Мельник продолжает о ней заботиться. Она живет в образе русалки рядом с бесами и рыбкой-одноглазкой в его зрительных галлюцинациях.

Грезы – это вид пассивного, преднамеренного воображения, нереальные мечты или психическое замещение активной жизнедеятельности человека. Грезы – это бегство от реальных проблем, от себя, от собственной неуверенности и осознания комплекса неполноценности.

· Произвольное, или активное воображение – процесс целенаправленного, преднамеренного построения образов желаемого будущего. По степени оригинальности оно может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим.

При воссоздающем воображении мы создаем новые образы воспринятого ранее на основе словесного описания или условного (неполного) изображения. В отличие от образов долговременной памяти, такие образы содержат определенные привносимые нашим сознанием элементы. Возможно, так у древних греков возник образ кентавра – результат воссоздания образа всадника на основе эмоционально окрашенного рассказа.

Творческое воображение – процесс самостоятельного создания новых, оригинальных образов, или хотя бы нестандартная интерпретация ранее воспринятого. Например, можно предложить следующее прочтение слова «яблоко»: Я – Блок, о!

Результатом (продуктом деятельности) творческого воображения являются материальные объекты (Эйфелева башня) и идеальные образы (эльфы и русалки).

Особыми видами творческого воображения принято считать мечту и фантазию. Мечта – вид воображения, направленного на будущее, на достижение желаемых перспектив в жизни и деятельности человека. Тонкую грань между мечтой и грезами можно обнаружить в «Алых парусах» А. Грина. Алые паруса и капитан Грей были мечтой для Ассоль и образом грез для окружающих ее людей. Мечта – не просто устремленная в будущее фантазия, она результат целеполагания и имеет активный деятельностный характер. Социальным аналогом мечты является идеал – образ, в котором воплощены наиболее значимые для данного человека черты и свойства личности (Дубровина, 1999).

Фантазия – вид воображения, практически полностью оторванного от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. В определенном смысле фантазия – это пролонгированная до неопределенного будущего мечта. Фантазия связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека.

Источник