Аккорды долго будет карелия сниться аккорды



Долго будет карелия сниться аккорды для гитары

КАРЕЛИЯ

Музыка Александра Колкера
Слова Кима Рыжова

В разных краях
оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно,
бережно, бережно встречи храня…
Вот и теперь
мы никак не могли не влюбиться –
Как не любить
несравненные эти края!

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.

Белая ночь
опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая,
белая, белая ночь напролет…
И не понять,
то ли небо в озера упало,
И не понять,
то ли озеро в небе плывет.

Долго будет Карелия сниться,
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер.

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977.

Песни страны Советов. Песенник. Сост. Е. Б. Сироткин. Л.: «Советский композитор», 1982. – если в басу нужно взять не основную ноту, то она указывается дополнительно под чертой.

Вепсская версия (vepsän pajo)

Paksus uniš Karjalan nägem
(Долго будет Карелия сниться)

Перевод Н. Абрамова

Erasiš maiš
ičein hengen i südäimen jätam.
Muštlosid kajičem, kajičem, kajičem
henges i päs.
Nügüd’-ki möst,
kuti änikoid, armastust jagam,
Päiväl i öl —
meiden armastuz om neceš mas.

Paksus uniš Karjalan nägem,
sel’ktiš uniš nägem mö.
Kuziden ladvad, kived i mäged,
järviden sil’miš-ki hoštaba hö.

Vauged-ik ö
lankteb kivile, sel’gitab mujud.
Koskmata vaugištab, vaugištab, vaugištab
venehen jäl’g.
El’gekoi em —
nece taivaz-ik järvedme ujub,
El’gekoi em —
avoi taivhastme lendaškanz’ järv’.

Paksus uniš Karjalan nägem,
sel’ktiš uniš nägem mö.
Kuziden ladvad, kived i mäged,
järviden sil’miš-ki hoštaba hö.

Фонограмма в исполнении певицы Jusne («Лебедь»):

Источник

Долго будет карелия сниться аккорды для гитары

Артур,
ссылка выше на видео, там по гитаре Ники можно понять некоторые песни даже мне, негитаристу.

«Отпусти»
Ам — Ем — F — вступление и перед куплетом возвращаемся на Ем.

Куплет:
G — D — Cm(add9) — (два круга с «Выпусти. » до «. следа»)
Нм — Дм (барре) — Ам (барре) — («Знаешь, моё забвенье, даже ночь с тобой не так темна»)
G (барре) — F — E («Но в твоих руках меня задушит своим звоном тишина»)
Ам — Ем — F («И небо укроет дождём одинокую высь»), на этих же аккордах проигрыш, такой же, как в начале, и тут тоже перед вторым куплетом возвращаемся на Ем.

Вступление на флейте — всё по гамме «До мажор» с открытыми струнами.
Струна, затем в скобках лад:
3(2) — 1(0) — 1(0) — 2(3) — 1(0)
3(2) — 1(0) — 1(0)
3(2) — 2(3) — 2(1) — 2 (0) — 3(2) — 3(0)
3(2) — 1(0) — 1(0) — 2(3) — 1(0) (то же, что в первой строке)
3(2) — 1(0) — 1(0)
1(3) — 1 (1) — 1(0) — 2(3) — 2(1) — 2(0)
— что-то такое.

Hm
На границе Карелии, где звезды талые
плачут, роняя снег каплями алыми,
G Em
Я, задыхаясь, все же оставил след.
G
Отыщи мою душу, Отыщи мою душу, льды превратив в реки,
Em
Пусти меня по течению, сомкнув мои веки,
G Em
Открой для меня самый краткий путь в рай.

Hm
На границе Карелии, где я когда-то
G
Целовал на прощание свет твоей белой зари,
Hm
Осталась моя невесомая память, осталась вся
G
Моя боль и только руки мои
Em
Еще ищут тебя в каждом прикосновении,
G
В каждом дыхании, в каждом движении.
Em
Мне все еще снится, что я успеваю
G
К тебе вернуться, но я просыпаюсь

Em
И только темные скалы и белый снег,
G
И только темные скалы и белый снег,
Em
И только темные скалы и белый снег,
G
И только там.

На границе Карелии сон чист и светел,
Твоему дыханию вторит ветер.
Я никогда не слышал чудеснее песни.
Закрываю глаза и дышу с тобой вместе.

И на темные скалы падает снег,
И касается ветер моих алых век.
За этот солнцем согретый век
Во мне. спасибо!

Источник

«Долго будет Карелия сниться»

Песня Кима Рыжова и Александра Колкера стала неофициальным гимном Карелии. Каждый день перед отправлением фирменного поезда на Москву гости республики, провожающие их родственники и мы сами, оказавшись на вокзале, слушаем «Карелию», поражаясь ее мелодичности и лиризму. История создания самой «карельской» песни и легенды о ней — в проекте «100 символов Карелии». Бонус — рассказ о нашем фирменном поезде.

К какому озеру ходил курить Ким Рыжов?

В 2009 году звание «Почетный гражданин Карелии» было присуждено композитору Александру Колкеру, автору песни «Карелия». В аннотации к награде так и сказано:

Читайте также:  Пышное тесто к чему снится

«За успехи в развитии отечественной музыкальной культуры, большой вклад в песенное творчество и, конечно же, за создание популярного музыкального произведения, получившего всеобщее широкое признание, — песни «Карелия»».

Молодая семья: композитор Александр Колкер, автор песни «Долго будет Карелия сниться», и его жена Мария Пахоменко — самая известная исполнительница неофициального гимна Карелии, 1958 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

История создания песни во всех источниках описывается сходно. Молодые авторы, бывшие студенты Ленинградского электротехнического института, в то время уже набиравшие популярность в сотрудничестве, например, с Театром эстрады Аркадия Райкина, летом 1963 года отправились на свои первые гастроли по Карелии и Мурманской области. Для привлечения внимания публики на афишах студентов было написано крупно «Аркадий Райкин», а далее, шрифтом помельче, объяснялось, что миниатюры, написанные для труппы Аркадия Райкина, исполнят сами авторы: Михаил Гиндин, Генрих Рябкин, Ким Рыжов. Музыкальную часть программы представлял композитор Александр Колкер, к тому времени уже написавший свои песни «Дождик», «Парень с Петроградской стороны», «Не спеши». Песни на гастролях звучали под аккомпанемент аккордеона, на котором играл композитор.

Триумвират — Ким Рыжов, автор текста «Карелии», Александр Колкер, автор музыки «Карелии», Мария Пахоменко, исполнитель «Карелии». 1973 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Местечко Кирьявалахти под Сортавалой, где была придумана песня «Карелия». Фото из газеты «Ладога-Сортавала», 4 декабря 2009 года

Считается, что именно в этой поездке и была сочинена песня «Карелия». Точных свидетельств о том, в каком именно месте поэт Ким Рыжов вышел покурить к озеру, а вернулся с четверостишием, на самом деле нет. Принято считать, что событие произошло, когда гастролеры остановились в гостинице в центральном корпусе Дома композиторов в местечке Кирьявалахти под Сортавалой.

Спустя много лет об этом рассказал сам композитор Колкер на встрече с карельским землячеством в Санкт-Петербурге: «Эту песню я написал в городе Сортавала 46 лет назад», — цитирует слова Александра Колкера журналист газеты «Ладога-Сортавала».

Дом композиторов, бывшая дача аптекаря Яскеляйнена, находится в 20 км от Сортавалы по направлению к Петрозаводску. Рисунок: Краеведческий центр п. Куркиёки «Кирьяж»

Дом творчества Союза композиторов России в поселке Кирьявалахти до сих пор служит местом отдыха музыкантов. Второй этаж занимает гостиница. Здание признано историческим памятником и охраняется государством. Оно было построено в 1935-1937 годах по проекту известного финского архитектора Паули Бломстедта для аптекаря Тауно Яскеляйнена из Хельсинки. Это двухэтажная дача, стоящая на высоком цоколе — в стиле функционализма и национального романтизма. Архитектурной особенностью дома стала отделка в виде гранитных валунов, утопленных в раствор. Дачу Яскеляйнена, расположенную всего в 20 километрах от Сортавалы, современники аптекаря называли «гранитным замком». Сейчас дом известен и как место создания песни, ставшей визитной карточкой республики.

В 1988 году в издательстве «Советский композитор» вышла книжка Эмиля Яснеца «Александр Колкер». Она построена на продолжительных интервью автора издания с героем. По словам Яснеца, еще только собираясь в поездку, гастролеры решили, что им для полного успеха будет нужна песня. Вдохновение пришло в «крохотной гостинице на берегу озера».

На Каменном острове. Александр Колкер и Мария Пахоменко. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Из книги Эмиля Яснеца «Александр Колкер»:

«Стояли белые ночи русского севера. Огромные валуны, поросшие мхами, нависали вдоль берега над густой малахитовой гладью озера, слабо светясь крутыми каменными лбами… Первозданная красота поразила воображение всех участников группы… Рыжов ушел на берег, к воде, покурил там всласть и вернулся «с урожаем». Листок бумаги был исписан строчками:

Белая ночь опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая ночь напролет,
И не понять —
То ли небо в озера упало,
И не понять —
То ли озеро в небе плывет.

Колкер прослушал стихи до конца, помолчал и, подхватив аккордеон, заперся в ванной».

Сам Александр Колкер говорит, что только записал музыку, которую услышал внутри себя.

— Какая-то искра словно бы прожгла сердце. Я не знаю, сколько прошло времени — десять минут или сорок. Я как будто уже знал эту музыку. И слышал. Отдельные обороты я потом подправил. Кое-что изменилось, — цитирует слова композитора Эмиль Яснец.

Как «затрепетала» строка?

В первом варианте песни не было повтора «белая, белая ночь». Строка была короче: «Светится белая ночь напролет». Идея повтора принадлежала композитору, который хотел, чтобы строка «затрепетала».

Читайте также:  Галстук к чему снится

В темпе вальса. Из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

По словам Эмиля Яснеца, первое исполнение песни «Карелия» прошло в Зеленом театре в Петрозаводске через несколько дней после создания песни. Автор статьи в газете «Ладога-Сортавала», правда, ссылается на старых жителей Сортавалы, которые утверждают, что премьера песни все же прошла в их городе.

Популярность песня обрела уже в 1964 года после записи на радио в Ленинграде. Первой исполнительницей песни стала артистка Лидия Клемент, которая в свое время тоже была участницей самодеятельности ЛЭТИ. Позднее в Молодежном эстрадном ансамбле Дома культуры промкооперации она успешно исполнила другую композицию Колкера «Песенка почтальона». Молодую певицу запомнили и полюбили.

Лидия Клемент. 1964 год. Фото из книги Э. Яснеца «Александр Колкер»

Из книги Эмиля Яснеца «Александр Колкер»:

«У Клемент был небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет. Не заигрывала с публикой. Держалась с достоинством. Пела проникновенно, но без сентиментальности».

На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Никита Курихин даже снял фильм, куда вошла «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Рассказывают, что режиссер застелил полстудии стеклом, чтобы свет преломлялся и создавал иллюзию солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом «валуне» возле «озерной глади». В финале она поднималась и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием иллюстрировал метафору о том, что часть души человека, побывавшего в Карелии, навсегда останется в этих краях.

Пленка с этой записью не сохранилась. Лидия Клемент ушла из жизни в 27 лет. Песню «Карелия» стала исполнять Мария Пахоменко, жена и муза Александра Колкера. Пахоменко пела совсем иначе, чем Лидия Клемент. Она не боится выглядеть сентиментальной, ее мягкий и нежный голос соединяет эстраду и народную лирику исполнения.

А если «Карелия» была написана не у нас?

В 1960-х годах песня «Карелия» стала мегахитом. Это сейчас у нас не возникает сомнений в том, что придумана она была в Карелии. А тогда в главной газете Карелии «Ленинской правде» в публикациях 1963 года нет ни одного упоминания о песне. А ведь на страницах этого издания регулярно публиковались и стихи, и песни о родном крае. Возможно, существуют и альтернативные версии создания одной из самых «карельских» песен?

Заметка «Край северный» из газеты «Мончегорский рабочий» от 21 июля 1963 года

Например, существует предположение, что «Карелия» была придумана… в Мончегорске. В 1963 году творческий союз «Гинряры» (Гиндин, Рябкин и Рыжов) выступали в Клубе металлургов Мончегорска. По словам тогдашнего ответственного секретаря местной газеты Александра Бавыкина, после выступления артисты долго гуляли по городу. Их восторг вызвало Комсомольское озеро, особенно красиво выглядевшее в период белых ночей. И якобы после этой прогулки Ким Рыжов и написал свои знаменитые строки. Вместо слова «Карелия» в тексте было «край северный». В таком виде текст и ноты были напечатаны в газете «Мончегорский рабочий» от 21 июля 1963 года.

Из заметки в газете «Мончегорский рабочий» № 80 за 2017 год:

«Каково же было моё удивление, — рассказывает Александр Бавыкин, — когда по радио я вдруг услышал знакомую строчку по-другому: «Долго будет Карелия сниться…». Я позвонил Рыжову, спрашиваю: «Как же так?» — «Да, понимаешь, — объясняет он, — иначе никак не хотели песню принимать. Какие там, говорят, ели, там же тундра! Пришлось поменять на Карелию».

Возможно, это анекдот. Между тем все знают, что знаменитая песня «Подмосковные вечера» тоже поначалу была о других краях и называлась «Ленинградские вечера».

Как поезд и песня стали неразлучны?

Долгая жизнь и неослабевающая популярность песни «Карелия» связаны еще и с тем, что композиция ежедневно звучит на петрозаводском вокзале перед отправлением фирменного поезда «Карелия». Мягкая лирика голоса Марии Пахоменко заставляет грустить отъезжающих гостей республики. Проводники первого поезда «Карелия», запущенного в 1985 году, говорят, что у них самих невольно наворачивались слезы, когда песня начинала звучать на платформе, объединяя людей общей интонацией.

История фирменного поезда «Карелия» заслуживает отдельного рассказа. Оказывается, запущенному 4 ноября 1985 года поезду «Карелия» трижды присваивали «фирменность» и дважды снимали ее.

Рассказывает историк и журналист Николай Кутьков:

— Первый рейс, билеты на который были проданы едва ли не наполовину, не был фирменным. «Фирма» появилась позже благодаря пожеланию первого секретаря обкома партии. Руководству хотелось, чтобы в республике было что-то похожее на «Красную стрелу». В первый рейс состав ушел как пассажирский № 169 и какое-то время ходил только по четным числам. Затем поезд сделали скорым и ежедневным.

Читайте также:  К чему снится найти в земле золото

Текст и фото из газеты «Ленинская правда» от 6 ноября 1985 года

«Чистота, уют, забота и внимание — всё это создавало хорошее приподнятое настроение», — говорится в телесюжете о запуске первого состава. Машинистом первого поезда «Карелия» был М.Н. Рекало, механиком-бригадиром — Сергей Серебряков. Среди первых пассажиров «Карелии» в 1985 году был режиссер Станислав Ростоцкий, снявший в наших краях фильм «А зори здесь тихие…». Его объявили полуторамиллионным пассажиром 1985 года и вручили памятный подарок.

Чем отличался поезд «Карелия» от прочих в 1985 году?

В первый рейс отправились 5 купейных, один спальный и 6 плацкартных вагонов с логотипом «Карелия». По словам Николая Кутькова, поначалу в поезде использовалась керамическая посуда. Когда запас пузатых бокалов истощился, вернулись к традиционным стаканам в подстаканниках. Стены в купейных вагонах была цвета молочного шоколада, за что пассажиры окрестили купе шоколадками. Белье было новое, ослепительно белое. Радовали пассажиров и мягкие темно-вишневые сиденья, и мягкие коврики на полу. Декоративные деревянные тарелки украшали стены в вагоне. Очень вежливые проводники разносили чай с пряниками и калитками.

В 1989 году прошел второй пуск поезда «Карелия», который уже стал фирменным. По словам Юрия Черниговского, исполнявшего тогда обязанности начальника Петрозаводского отделения железной дороги, Владимир Степанов, первый секретарь Карельского областного комитета КПСС, взял на себя вопросы, связанные с расписанием поезда, а ему поручил организацию самого состава.

Юрий Михайлович Черниговский руководил запуском фирменного поезда «Карелия» в 1989 году. Фото ИА «Республика» / Михаил Никитин

Песню «Карелия» как символ Карелии представляет почетный железнодорожник Карелии Юрий Черниговский:

— Главной особенностью республиканского фирменного поезда стала песня «Карелия». В 1980-х годах она стала железнодорожным гимном республики. Я сам очень люблю эту песню. Для меня, человека родившегося не здесь на севере, а в Ставропольском крае, она на много лет стала своеобразным маяком. Никакая другая песня не подошла бы лучше для встречи и прощания с этими краями.

Юрий Михайлович замечает, что момент, когда включали песню перед отправлением поезда в 1980-х годах, между тем был недоработан. Музыку хорошо было слышно на платформе, но не в самих вагонах, а ведь песня должна сопровождать не только провожающих, но и тех, кто уезжает из Карелии.

О том, как запускали фирменный поезд, рассказывает Юрий Черниговский:

— Перед запуском поезда в 1989 году я собрал всех руководителей, и каждый получил конкретные задания, связанные с оборудованием вагонов, ремонтом их, с организацией питания в вагоне-ресторане, культурой проводников. Работа пошла. Денег особо не было, это были лихие перестроечные годы. Но мы сделали такую «Карелию», что было не стыдно. «Дорога» выделила нам несколько вагонов, другие мы отремонтировали на заводе «Авангард». В поезде были новые матрасы, а постельное белье даже крахмалили.

По словам Юрия Михайловича, расписание поезда «выбил» первый секретарь Карельского областного комитета КПСС Владимир Степанов. Важно было сделать так, чтобы «Карелия» приходила в Москву до 9 часов утра, чтобы пассажиры успевали к открытию учреждений. Однако в это время в столицу приходило два поезда «Красная и стрела» и другие составы. Говорят, включить в утреннее время региональный поезд было непросто.

Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анна Гриневич, автор текста
Михаил Никитин, фотограф
Игорь Фомин, дизайнер
Павел Степура, вёрстка
Геннадий Лаптев, консультант проекта
Елена Кузнецова, консультант проекта
Благодарим сотрудников отдела национальной и краеведческой литературы Национальной библиотеки за помощь в подготовке выпуска проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!

Источник

Источник