Ах какие сны мне снились варенька

Монолог Катерины

Катерина и Варвара.

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то?

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Молчание.

Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

*** Монолог Катерины – начало (только реплики Катерины) ***

Катерина. Отчего люди не летают?

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

*** Монолог Катерины – конец ***

Варвара. А что же?

Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.

Варвара. Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…

Варвара. Ну?

Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.

Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара. Говори, нужды нет!

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Варвара. Только не с мужем.

Катерина. А ты почем знаешь?

Варвара. Еще бы не знать.

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи!

Варвара. Чего ты испугалась?

Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Читайте также:  К чему снится купить рюкзак

Варвара. А вот погоди, там увидим.

Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хочу.

Варвара. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!

Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.

Источник

Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле.

До замужества Катерина жила в доме родителей, как в райском саду. Она была спонтанной и свободной, вела бурную и захватывающую ее жизнь, следуя сиюминутной прихоти. Даже сны ей снились неземные.

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Героиня обладает сильной впечатлительностью, легко отдается полетам воображения. Из-за глубоких переживаний она порой не помнит, что именно видела, слышала, о чём просила в своих молитвах.

Джон Анстер Фицджеральд. “Пленённая Малиновка”, около 1864 г. Источник: википедия.

Катерина всю жизнь была готова беззаботно порхать, как мотылёк. Но в доме Кабановых ее ждёт иной удел: авторитарная свекровь и бесхребетный муж. Двери райского сада закрылись, и молодая женщина оказалась в грешном мире. Всей душой героиня желает вернуться обратно в свое безмятежное бытие, которое отдаляется от нее всё дальше и дальше.

Катерина (помолчав). Я умру скоро.
Варвара. Полно, что ты!
Катерина. Нет, я знаю, что умру.

Уже в первом действии Катерина пророчит себе смерть. Это действительно интуитивное чувство или бессознательное стремление к саморазрушению, раз нет возможности жить как прежде? Мир грешных людей не для беззаботной птички. Женщина боится согрешить, нет для неё ничего более ужасного.

Шторм. Линнел Джон

У нашей воздушной героини есть своя страшная тайна. Катерина влюбилась! Захваченная новыми переживаниями, молодая жена изменяет мужу. То, чего так боялась Катерина, произошло — она стала грешницей. Оказывается, она обыкновенный человек из плоти и крови, со своими недостатками и слабостями. Теперь ей точно не место в раю!

Что делали Адам и Ева после грехопадения? Они стали жить дальше, вкушая тяготы бытия. Им пришлось трудиться в поте лица, сталкиваться с болью и прочими невзгодами. Так становятся взрослыми. Осознание собственных пороков и ограниченности — черта зрелых людей. Жизнь порой жестока и невыносима, она кидает нам вызов каждый день. Любой из нас должен встретить его, несмотря на слабости и ограничения.

Б. Кустодиев. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского “Гроза”. 1918 г. Источник: википедия

Впечатлительная Катерина глубоко переживает свое падение и ждёт возмездие за преступление. Надвигается необычная гроза.

Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдёт. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необыкновенный!

Молодая Кабанова уверена, что гроза ее убьёт. Полусумасшедшая барыня стращает Катерину, чем окончательно доводит ее до исступления. В припадке ужаса женщина сознается прилюдно в своем поступке.

Гроза проходит, Катерина жива. Она страдает, не желая повзрослеть и принять факт своей человеческой ограниченности. Жизнь среди людей накладывает обязательства, регулируется правилами. Такой мир противен героине, она просто не желает иметь дело с его несправедливостями. Надежды на грозу не оправдались, страдалица идёт на берег Волги и бросается с обрыва.

Главная беда Катерины была в том, что она никак не хотела взрослеть и принимать свой новый статус. Прежняя жизнь со всей свободой и беззаботностью манила обратно. Женщина постоянно чувствовала беспомощность и жалость к себе. В своем поведении она оказывалась в роли пассивной и невинной жертвы. Татьяна из “Евгения Онегина” осознает со всей серьезностью свои брачные узы, поэтому отказывает любимому. Катерина же не желает принимать в расчет никаких ограничений и обязательств обыденной жизни, даже открытие собственной человеческой слабости для неё — невыносимая ноша. Героиня не смогла пережить изгнание из райского сада и приспособиться к жизни в грешном мире. Поэтому ее ждёт печальный финал.

Моя трактовка образа Катерины не является единственно возможной, а также не умаляет иные варианты интерпретации текста.
Мою интерпретацию образа Тихона Кабанова вы можете прочитать в статье “Негативный материнский комплекс в пьесе “Гроза” А.Островского”.

Если вам нравятся мои публикации, вы можете: поставить лайк, сказать “спасибо”, поделиться в соц. сетях или поддержать мой блог финансово.

Автор — Ирина Лямшина
В тексте использованы цитаты из пьесы А.Н. Островского “Гроза”.

Источник

Монолог 1.

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе́, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать не́што теперь? 

Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Монолог 2.

Да здесь всё как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно было, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образа́х пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Читайте также:  К чему снится убегать от покойного отца

Монолог 3.

Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие, всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придёшь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь… Умереть бы теперь… Что поют? Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой! Радость моя! Прощай! 

Источник

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Островский. Гроза. Краткое содержание. Аудиокнига

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то?

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Молчание.

Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают?

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Островский. Гроза. Краткое содержание первого действия по явлениям. Аудиокнига

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Слушать текст монолога Катерины с ключом

Варвара. А что же?

Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю.

Читайте также:  К чему снится уколоть иголкой палец

Варвара. Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина. Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…

Образ Катерины в пьесе «Гроза»

Варвара. Ну?

Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя.

Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.

Варвара. Говори, нужды нет!

Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…

Читайте Краткое содержание и полный текст пьесы «Гроза», а также статьи Образ Катерины – кратко, Характеристика Катерины в пьесе «Гроза» с цитатами, Островский «Гроза» – анализ А. Солженицына.

Ссылки на другие материалы по творчеству А. Н. Островского – см. ниже в блоке «Ещё по теме…».

Источник

ГАЛИНА

Высший разум

(1986479)

2 года назад

Катерина – искренняя, открытая женщина.
Она не умеет обманывать и притворяться:
“Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из
себя не доказываю…”
“Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…”
Катерина – мечтательница: “…отчего люди не летают
так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…”
“И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля,
каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями,
либо на тройке на хорошей, обнявшись…”
Окружающие люди считают Катерину странной
и “чудной” женщиной:
“Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..”
“Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас.
От нее все станется! Таких дел наделает, что…”
Катерина – стыдливая женщина:
“…Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне.”
Катерина – горячая, эмоциональная натура:
“Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести
была, не больше, так что сделала!
Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и
отпихнула ее от берега.
На другое утро уж нашли, верст за десять!”
Катерина выросла в атмосфере любви и свободы.
Мать её очень любила:
“…Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня,
как куклу, работать не принуждала; что хочу,
бывало, то и делаю…”
Катерина – свободолюбивая личность:
“…Что мне только захочется, то и сделаю
Я уйду, да и была такова…”
“…Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!
Конечно, не дай Бог этому случиться!
А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат
меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.
Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!..”
Катерина – добрая женщина:
“…пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить
белье, а потом раздам бедным…”
“…Прогнать! Где уж! С нашим ли сердцем!..”
У Катерины ангельская улыбка – так считает Борис:
“…Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел!
Какая у ней на лице улыбка ангельская,
а от лица-то как будто светится…”
Катерина рано вышла замуж: “…Молоду тебя замуж-то
отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось;
вот у тебя сердце-то и не уходилось еще…”
До замужества Катерина была резвой и веселой
девушкой, а, выйдя замуж, она совсем завяла:
“Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…”
“Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила,
точно птичка на воле…”
“Знаешь, как я жила в девушках?
Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу
на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все,
все цветы в доме полью. У меня цветов было много-
много Таково хорошо было!..”
“…А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!
Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные,
и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет,
и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно,
а как на образах пишутся.
А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
И теперь иногда снится, да редко, да и не то…”
Катерина не любит своего мужа Тихона:
“…А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
Коли жалко, так не любишь…”
У Катерины нет детей, хотя ей бы очень хотелось.
Это делает ее жизнь печальной и пустой:
“…Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела
с ними да забавляла их.
Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это…”
Катерина уважает свою свекровь, как родную мать,
несмотря на ее жестокое обращение:
“Для меня, маменька, все одно, что родная мать,
что ты…”
Катерина – терпеливая женщина.
Она терпит обиды,” напраслину” от злой свекрови,
которой не может дать отпор:” Напраслину-то терпеть
кому ж приятно!”
Кабы не свекровь! Сокрушила она меня… от неё мне
и дом-то опостылел; стены-то даже противны”.

Источник