А прогнать ты меня уже не сумеешь беречь твой сон буду я

А прогнать ты меня уже не сумеешь беречь твой сон буду я thumbnail

Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как ее хозяин, беспокойно глядит на луну.

У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

А прогнать ты меня уже не сумеешь беречь твой сон буду я

Всадники остановили своих коней.

– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

– Что он говорит? – спросила Маргарита, и совершенно спокойное ее лицо подернулось дымкой сострадания.

– Он говорит, – раздался голос Воланда, – одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита.

– Повторяется история с Фридой? – сказал Воланд, – но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

– Отпустите его, – вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения или грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:

– Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, – тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: – Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

– Свободен! Свободен! Он ждет тебя!

Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами над пышно разросшимся за много тысяч этих лун садом. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он.

– Мне туда, за ним? – спросил беспокойно мастер, тронув поводья.

– Нет, – ответил Воланд, – зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?

– Так, значит, туда? – спросил мастер, повернулся и указал назад, туда, где соткался в тылу недавно покинутый город с монастырскими пряничными башнями, с разбитым вдребезги солнцем в стекле.

– Тоже нет, – ответил Воланд, и голос его сгустился и потек над скалами, – романтический мастер! Тот, кого так жаждет видеть выдуманный вами герой, которого вы сами только что отпустили, прочел ваш роман. – Тут Воланд повернулся к Маргарите: – Маргарита Николаевна! Нельзя не поверить в то, что вы старались выдумать для мастера наилучшее будущее, но, право, то, что я предлагаю вам, и то, о чем просил Иешуа за вас же, за вас, – еще лучше. Оставьте их вдвоем, – говорил Воланд, склоняясь со своего седла к седлу мастера и указывая вслед ушедшему прокуратору, – не будем им мешать. И, может быть, до чего-нибудь они договорятся, – тут Воланд махнул рукой в сторону Ершалаима, и он погас.

– И там тоже, – Воланд указал в тыл, – что делать вам в подвальчике? – тут потухло сломанное солнце в стекле. – Зачем? – продолжал Воланд убедительно и мягко, – о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора.

– Прощайте! – одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали и черные кони. Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны. Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.

– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

Эпилог

Но все-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьевых гор?

О том, что в течение долгого времени по всей столице шел тяжелый гул самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся и в отдаленные и глухие места провинции, и говорить не приходится, и слухи

Источник

ß ëþáèëà òåáÿ, êàê Ìàðãàðèòà ëþáèëà ñâîåãî Ìàñòåðà. Áåçóìíî, ñòðàñòíî, áåçìåðíî è áåçðàçäåëüíî. ß áûëà ãîòîâà íà âñ¸ ðàäè òåáÿ, è äàæå áîëüøå, ÷åì ñàìà Áóëãàêîâñêàÿ Ìàðãàðèòà. Õîòü, áîëüøå åé ñäåëàííîãî, íè÷åãî íå âîçìîæíî. Íî, ÿ áû ïûòàëàñü.
Ýòî ÿ äåëàëà òåáÿ Ìàñòåðîì, ìîèì Ìóçîì, Ñàìûì Ëó÷øèì, ïðåêðàñíûì Ìîíáëàíîì. Ýòî ÿ äëÿ òåáÿ ïåðåâîðà÷èâàëà âåñü ìèð è ñîçäàâàëà íîâóþ Âñåëåííóþ. Ýòî ÿ ìåíÿëàñü äëÿ òåáÿ, êàê âîäà, ïðèíèìàÿ ðàçíûå ôîðìû. Íî, òû âûáðàë äëÿ ñåáÿ äðóãîãî Áóëãàêîâñêîãî ïåðñîíàæà…

«– Ýõ ÿ, äóðàê! Çà÷åì, çà÷åì ÿ íå óëåòåë ñ íåþ? ×åãî ÿ èñïóãàëñÿ, ñòàðûé îñåë! Áóìàæêó âûïðàâèë! Ýõ, òåðïè òåïåðü, ñòàðûé êðåòèí!
Òàê áóäåò ïðîäîëæàòüñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñòóêíåò â òåìíîé ÷àñòè îñîáíÿêà îêíî, íå ïîÿâèòñÿ â íåì ÷òî-òî áåëîâàòîå è íå ðàçäàñòñÿ íåïðèÿòíûé æåíñêèé ãîëîñ:
– Íèêîëàé Èâàíîâè÷, ãäå âû? ×òî ýòî çà ôàíòàçèè? Ìàëÿðèþ õîòèòå ïîäöåïèòü? Èäèòå ÷àé ïèòü!
Òóò, êîíå÷íî, ñèäÿùèé î÷íåòñÿ è îòâåòèò ãîëîñîì ëæèâûì:
– Âîçäóõîì, âîçäóõîì õîòåë ïîäûøàòü, äóøåíüêà ìîÿ! Âîçäóõ óæ î÷åíü õîðîø!
È òóò îí ïîäíèìåòñÿ ñî ñêàìåéêè, óêðàäêîé ïîãðîçèò êóëàêîì çàêðûâàþùåìóñÿ âíèçó îêíó è ïîïëåòåòñÿ â äîì.» (Ì.À. Áóëãàêîâ «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà»)

È ìíå íè÷åãî íå îñòàâàëîñü, êàê ïðèíÿòü òâîé âûáîð, è îñòàâèòü òåáÿ. È ÿ óøëà. Òüìà íàêðûëà ìåíÿ, òà, òüìà, ÷òî íàêðûëà íåíàâèñòíûé ïðîêóðàòîðó ãîðîä. ß ïîãðóçèëàñü âî òüìó ñâîåé ñêîðáè. ß óòîíóëà â ñëåçàõ ìîåãî îò÷àÿíèÿ. Òû ñäåëàë âèä, ÷òî ÿ óìåðëà. Íî, íà ñàìîì äåëå, â òîò ìîìåíò, êîãäà ÿ óøëà èç òâîåé æèçíè, óìåð òû ñàì. Ìû áûëè êàê Øèâà è Øàêòè. Íî, Øèâà áåç Øàêòè – òðóï. À Øàêòè áåç Øèâû – áåçóäåðæíàÿ ðàçðóøèòåëüíàÿ çëàÿ ñèëà, ñìåòàþùàÿ âñ¸ âîêðóã, ñòðàøíûé ïåðâè÷íûé Õàîñ, àíòèìàòåðèÿ, ÷¸ðíàÿ äûðà. Ëèøü òîëüêî êîãäà Øèâà è Øàêòè âìåñòå ñïëåòàþòñÿ â åäèíîì òàíöå ëþáâè è îðãàçìà, ñîçäàþòñÿ íîâûå ìèðû, ñîçäà¸òñÿ íîâàÿ Âñåëåííàÿ. Ðàçúåäèí¸ííûå ïîãèáàþò îáà. ß ïîãðóçèëàñü âî òüìó òàê ãëóáîêî, ÷òî ñòàëà âîïëîùåíèåì çëà áåç òåáÿ. Âåñü àä ñîäðîãíóëñÿ îò óæàñà, êîãäà ÿ âîøëà â íåãî Õîçÿéêîé. ß ñòàëà âñåëåíñêîé  ÷¸ðíîé äûðîé, ïðîãëàòûâàþùåé ãàëàêòèêè. È â ýòîì âèíîâàò òîëüêî òû. Òû – ìîÿ âòîðàÿ ïîëîâèíà, ìîé Øèâà, âûáðàâøèé ñìåðòü… Ìíå áîëüøå íèêîãäà íå ñòàòü öåëîé, äàæå åñëè ÿ âûâåðíóñü íàèçíàíêó. Åñëè áû ýòî áûëî âîçìîæíî – ñíîâà óâèäåòü òîò ñâåò, ÷òî ñèÿë èç ìîèõ ãëàç, êîãäà ÿ ëþáèëà òåáÿ! Òîò ñâåò, ÷òî ðîæäàëñÿ ó ìåíÿ âíóòðè, êîãäà ìû áûëè âìåñòå. Åñëè áûëî áû âîçìîæíî íàéòè âûõîä èç ÷¸ðíîé äûðû â äðóãèå èçìåðåíèÿ, ÿ îáÿçàòåëüíî áû ýòèì âîñïîëüçîâàëàñü. Íî, ïîêà ÿ ëèøü óâåëè÷èâàþ àíòèãðàâèòàöèîííóþ ìàññó, ïûòàÿñü ñîçäàòü ÷åðâîòî÷èíó â àíòèìàòåðèè, äëÿ ïåðåìåùåíèÿ â ìî¸ì íîâîì ò¸ìíîì ïðîñòðàíñòâå. Äëÿ ïåðåìåùåíèÿ çà ãðàíèöû ñìåðòè. ß ïûòàþñü ñîçäàòü ýòîò ìîñò, íàïîäîáèå ÷¸ðíîãî õîäà, âåäóùåãî èç îäíîé ÷¸ðíîé äûðû, â äðóãóþ. Ìîñò Ýéíøòåéíà-Ðîóçåíà. Ôèçèêè ïîéìóò î ÷¸ì ðå÷ü. Íî, âåðí¸ìñÿ ê Áóëãàêîâó.  Èëè ê øòå.
Òàê êòî æå ÿ òåïåðü? È ÷àñòü ÷åãî? ×àñòü òîé ñèëû, ÷òî âå÷íî õî÷åò çëà, è âå÷íî ñîâåðøàåò áëàãî? Èëè âñ¸ òàêæå ÷àñòü òåáÿ? È ÷åì æå âñ¸ êîí÷èòñÿ…? ×òî äàëüøå óãîòîâàíî ìíå?

«– Ñëóøàé áåççâó÷èå, – ãîâîðèëà Ìàðãàðèòà ìàñòåðó, è ïåñîê øóðøàë ïîä åå áîñûìè íîãàìè, – ñëóøàé è íàñëàæäàéñÿ òåì, ÷åãî òåáå íå äàâàëè â æèçíè, – òèøèíîé. Ñìîòðè, âîí âïåðåäè òâîé âå÷íûé äîì, êîòîðûé òåáå äàëè â íàãðàäó. ß óæå âèæó âåíåöèàíñêîå îêíî è âüþùèéñÿ âèíîãðàä, îí ïîäûìàåòñÿ ê ñàìîé êðûøå. Âîò òâîé äîì, âîò òâîé âå÷íûé äîì. ß çíàþ, ÷òî âå÷åðîì ê òåáå ïðèäóò òå, êîãî òû ëþáèøü, êåì òû èíòåðåñóåøüñÿ è êòî òåáÿ íå âñòðåâîæèò. Îíè áóäóò òåáå èãðàòü, îíè áóäóò ïåòü òåáå, òû óâèäèøü, êàêîé ñâåò â êîìíàòå, êîãäà ãîðÿò ñâå÷è. Òû áóäåøü çàñûïàòü, íàäåâøè ñâîé çàñàëåííûé è âå÷íûé êîëïàê, òû áóäåøü çàñûïàòü ñ óëûáêîé íà ãóáàõ. Ñîí óêðåïèò òåáÿ, òû ñòàíåøü ðàññóæäàòü ìóäðî. À ïðîãíàòü ìåíÿ òû óæå íå ñóìååøü. Áåðå÷ü òâîé ñîí áóäó ÿ.»

P.S.  ß áóäó áåðå÷ü òâîè ñíû.

Источник