Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии лермонтова

Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии лермонтова thumbnail

Мотив сна является определяющим для эстетики романтиков: трагически одинокий герой стремится хотя бы на время покинуть мир, с которым он находится в конфликте. Поэтому этот мотив находит отражение во многих произведениях М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение «Сон» написано в 1841 году, незадолго до гибели поэта, и потому загадочно: в нем Лермонтов будто предсказывает собственную смерть.

Необычна и композиция произведения: она зеркальная. Поэт изображает умирающего в дагестанской долине юношу, который спит «мертвым сном».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

В нем ему является девушка, которая, в свою очередь, во сне видит героя. Одна картина показана два раза – в действительности и в видении. Однако если сон для юноши – пребывание между жизнью и смертью, то для девушки он скорее предзнаменование гибели любимого. Двойной сон показывает масштабность этого символа: сон – это отдельный мир, мир идеальный, противопоставленный миру реальному. Лишь здесь герои могут встретиться. Наяву же лирический герой умирает без помощи под палящим солнцем, а героиня, находясь в обществе подруг, одинока среди них в своих скорбных размышлениях о смертельно раненном юноше.

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» также отражен романтический принцип двоемирия. Произведение имеет двухчастную композицию.

В первой части показан маскарад. Герой смотрит «как будто бы сквозь сон» на общество и его порочность. На этом празднике нет места честности и естественности, искренним чувствам, любви: слышен «шопот затверженных речей», видны «приличьем стянутые маски» и «давно бестрепетные руки» холодных светских дам. Бал оборачивается тяжелым кошмарным сном для человека, которому это общество чуждо.

Вторая часть ярко контрастирует с первой: пребывая в одиночестве на балу, герой погружается в забытье и вспоминает детство. Память о нем похожа на прекрасный сон. Поэт изображает безмятежные картины прошлого: «Родные все места: высокий барский дом / И сад с разрушенной теплицей». Лишь в мире воспоминаний герой может быть счастлив. Однако и счастье, и мечта недолговечны: шум и суета маскарада пробуждают его. Движение героя подобно маятнику: стремясь убежать от пошлости и грязи действительности в мир фантазий, он, однако, обречен постоянно возвращаться в реальность, спускаться на землю.

Мотив сна отражен в стихотворении «На севере диком стоит одиноко…». Образ сосны является аллегорическим воплощением человека, который ищет родственную душу. Сосне, забывшейся сном, является в нем прекрасная южная пальма, столь же одинокая. Однако эта любовь обречена на трагический исход: наяву возлюбленные не смогут быть вместе. Им остается лишь сон, мечта о невозможном счастье. Мотив сна тесно переплетается с мотивом одиночества, который является основным для поэзии Лермонтова.

Философское осмысление мотив сна получает в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…». В нем находят отражение размышления поэта о сущности жизни.

Лермонтов создает гармонический образ мира: «Ночь тиха. Пустыня внемлет богу / И звезда с звездою говорит». Пейзаж приобретает космический характер: «Спит земля в сияньи голубом». Однако в этой гармонии герой чувствует себя лишним. В основе сюжета заложен контраст: космической красоте противостоит космический же пессимизм. Лирический герой не верит в жизнь, в собственное возможное счастье и потому желает найти освобождение во сне: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть!». Однако, несмотря на неверие в жизнь, он жаждет ее и стремится во сне стать частью мира, найти в мечтах гармонию и любовь:

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Сон становится символом общности жизни и смерти.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60657

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению “Сон”)

В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова “Сон”.

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни “в минуты роковые” характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две

Читайте также:  Что означает видеть во сне дельфинов

строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение “Сон” новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего “мертвым сном”. Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена…

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это “долина Дагестана”, с одной стороны, и “вечерний пир в родимой стороне” – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той,

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания “кровь точилася” (в значении “еле-еле”), “дымилась рана”, то во втором – “кровь лилась хладеющей струей”, “дымясь, чернела рана”. Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой “спал мертвым сном”.

В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна “в кубе”.

Loading…

Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению “Сон”)

Источник

ч. 1
Мотив сна в лирике Лермонтова.

Жизнь и сновидения –

страницы одной и той же книги.

(Артур Шопенгауэр)

Сон… Биология утверждает, что это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности. Это научное определение. А как я понимаю слово «сон», какие ассоциации возникают у меня, когда произношу его? Прежде всего, это состояние покоя и отдыха, это то, грезится спящему человеку. Мотив сна часто присутствует в произведениях художественной литературы.

Сегодня я попробую понаблюдать над воплощением мотива сна в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Поэт рано остался без матери, но утверждал, что помнил ее голос, ее колыбельные. Не так давно я слышала необычную колыбельную в исполнении Марка Наумова. Как правило, малыша трудно укачать, и мама поет ему тихонечко песню, под которую ребенок засыпает. Обычно героями таких песен бывают животные из сказок, которые, по представлениям взрослых, должны присниться малюткам. А вот “Казачья колыбельная песня” Лермонтова совсем другая. Мама – казачка в ней предсказывает будущее своему сынишке:

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье…

Получается, что эта колыбельная – предсказание – сон. Наверное, эта песня звучит печально потому, что мама малыша уже с рождения переживает за судьбу ребенка, но изменить ничего нельзя, поскольку тот продолжит дело отца.

Но все же первым стихотворением, содержащим мотив сна, стала для меня миниатюра «На севере диком…». Сосна видит сон:

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе далеком

Прекрасная пальма растет.

Это сон – мечта о подруге, также грустящей в одиночестве где – то очень далеко. Стихотворение навеяно грустью одиночества, от этого сна веет добротой, поскольку эта мечта светлая.

Совсем иной мотив отражен в стихотворении «Сон», которое философ В.С.Соловьев назвал «сном в кубе», а мне он напоминает матрешку: первый сон переходит во второй, а второй в третий, который почти точно повторяет первый. Поэтому стихотворение за счет повторения первого и третьего снов в смысловом отношении имеет кольцевую композицию. Первый сон я бы назвала сном– предвидением, сном – трагедией. Сам автор с удивительной точностью видит свою гибель:

Читайте также:  Ребенок во сне потный и холодный

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом…

М.Ю.Лермонтов погиб в июле («полдневный жар»), в Пятигорске (Кавказ), на дуэли («с свинцом в груди»), у подножия горы Машук («Уступы скал теснилися кругом»). Наверное, это стихотворение не случайно в творчестве поэта. Еще древний философ Геродот утверждал: « Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем». Итак, первый сон – это сон лирического героя, который предвидит собственную гибель, второй сон видит герой первого сна, спящий «мертвым сном», ему снится:

…сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне…

А далее:

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена…

И снится ей сон, в точности повторяющий первый сон.

Итак, в лирике М.Ю.Лермонтова мотив сна играет большую роль. Сны разные. Но всегда ли они повторяют картины из реальной жизни? Случается, что да. Немецкий философ Артур Шопенгауэр утверждал: “Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги”. Но мне кажется, что однозначного ответа мне пока никто не предложит.

ч. 1

Источник

Мотив сна в лирике Лермонтова.

  Жизнь и сновидения –

страницы одной и той  же книги.

  (Артур Шопенгауэр)

  Сон… Биология утверждает, что это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности. Это научное определение. А как я понимаю слово «сон», какие ассоциации возникают у меня, когда произношу его? Прежде всего, это состояние покоя и отдыха, это то,  грезится спящему человеку. Мотив сна часто присутствует в  произведениях художественной литературы.

  Сегодня я попробую понаблюдать над воплощением мотива сна в стихотворениях .  Поэт  рано остался без матери, но утверждал, что помнил ее голос, ее колыбельные. Не так давно я слышала необычную колыбельную в исполнении Марка Наумова. Как правило, малыша трудно укачать, и мама поет ему тихонечко песню, под которую ребенок засыпает. Обычно героями таких песен бывают животные из сказок, которые, по представлениям взрослых, должны присниться малюткам. А вот  “Казачья колыбельная песня” Лермонтова совсем другая. Мама – казачка в ней предсказывает  будущее своему сынишке:

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье…

Получается, что эта  колыбельная – предсказание – сон.  Наверное, эта песня звучит  печально потому, что мама малыша уже с рождения переживает за судьбу ребенка, но изменить ничего нельзя, поскольку тот продолжит дело отца.

Но все же первым стихотворением, содержащим  мотив сна, стала для меня миниатюра «На севере диком…». Сосна видит сон:

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе далеком

Прекрасная пальма растет.

Это сон – мечта о подруге, также грустящей в одиночестве где – то  очень далеко. Стихотворение навеяно грустью одиночества, от этого сна веет добротой, поскольку эта мечта светлая.

Совсем иной мотив  отражен в стихотворении «Сон», которое философ назвал «сном в кубе», а мне он напоминает матрешку: первый сон переходит во второй, а второй в третий, который почти точно повторяет первый. Поэтому стихотворение за счет повторения первого и третьего снов в смысловом отношении имеет кольцевую композицию. Первый сон  я бы назвала сном– предвидением, сном – трагедией. Сам автор с удивительной точностью видит свою гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом…

погиб в июле («полдневный жар»), в Пятигорске (Кавказ), на дуэли («с свинцом в груди»), у подножия горы Машук («Уступы скал теснилися кругом»). Наверное, это стихотворение не случайно в творчестве поэта. Еще древний философ Геродот утверждал: « Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем». Итак, первый сон – это сон лирического героя, который предвидит собственную гибель, второй сон видит герой первого сна, спящий «мертвым сном», ему снится:

…сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне…

А далее:

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена…

И снится ей сон, в точности повторяющий первый сон.

Читайте также:  Страшный сон ангела меркель и нато новое оружие россии дрон видео

Итак, в лирике мотив сна играет большую роль. Сны разные. Но всегда ли они повторяют картины из реальной жизни? Случается, что да. Немецкий философ Артур Шопенгауэр  утверждал: “Жизнь и сновидения – страницы одной и той же книги”. Но мне кажется, что однозначного ответа мне пока никто не предложит.

Подпишитесь на рассылку:

Какое символическое значение имеет мотив сна в поэзии лермонтова

  • Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
  • Любовная лирика С. Есенина. Конспект урока
  • Любовная лирика Ф. И. Тютчева
  • Любовная лирика Н. А. Некрасова
  • Слово о Фете. Проникновенная лирика А. А. Фета
  • Урок или внеклассное мероприятие в 10—11-х классах “Лирика в физике”
  • Сведения по теории литературы. Три рода литературы: эпос, лирика, драма
  • Лирика в поэзии и музыке. Конспект урока
  • Биография
  • Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Тема Байрона.
  • Художественная индивидуальность и творческие процессы
  • Справочные материалы Особенности лирики
  • Система уроков изучения романа «Герой нашего времени» в 9 классе
  • Судьба поэта. Анализ стихотворения «Смерть Поэта»
  • «Тема Кавказа» в произведении М. Ю. Лермонтова и Л. Н. Толстого. Конспект урока
  • М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Конспект урока
  • План-конспект урока «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Сюжет, композиция, особенности повествования»
  • Урок в 5 классе по теме «Проблематика и поэтика в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Проекты по теме:

Источник

Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон»
В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон» .

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа) . Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном» . Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана» , с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле») , «дымилась рана» , то во втором – «кровь лилась хладеющей струей» , «дымясь, чернела рана» . Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном» . В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий» , «увенчанных» , «младая» ) создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Источник